Дифференциация на уроках биологии

Дифференцированный подход к учащимся на уроках биологии

«Учащиеся получают право и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности, интересы, потребности, варьировать свою учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания», - это мнение профессора В. В. Гузеева, который предложил и обосновал трехуровневую дифференциацию.

Первый уровень - минимальный (minimal). Выполнение заданий этого уровня основано на памяти учащихся. За выполнение такого задания они получают отметку «3».

Второй уровень - понимания и творчества. Задания требуют мыслительных операций. За выполнение такого задания учащиеся получают отметку «4», поэтому данный уровень овладения материалом (уровень понимания) и, соответственно, уровень заданий называют общим (general).

Третий уровень - продвинутый (edvands). Почти в каждом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше остальных. Выполнение заданий такого уровня оценивается отметкой «5».

В качестве примера здесь приведены проверочные работы на 15-20 минут с разноуровневыми заданиями (условные обозначения: * - задания первого уровня, ** - второго уровня, *** - третьего уровня) по разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» в 6 классе, составленные по программе В. В. Пасечника.

Проверочная работа по теме «Клеточное строение организмов»

1.* Подпишите основные части ручной лупы и микроскопа, представленные на рисунках в заданиях № 3 и № 5 (здесь и далее ссылка идет на Рабочую тетрадь к учебнику В. В. Пасечника. Биология. 6 класс).

1.** Из списка, приведенного ниже, выпишите названия только тех частей, из которых состоит световой микроскоп: винты, зеркало, увеличительное стекло, окуляр, оправа, рукоятка, объектив, штатив, предметный столик.

1. *** Каким образом можно повысить увеличивающую способность микроскопа?

2. * Зарисуйте растительную клетку и подпишите ее основные части (или выполните задание № 17).

2.** Рассмотрите под микроскопом препарат кожицы лука. Зарисуйте строение клетки кожицы лука, сделайте подписи к рисунку.

2. *** Сравните строение растительной клетки зеленого листа и клетки кожицы лука. В чем их сходство и различие?

3. * Перечислите процессы жизнедеятельности клетки.

3.** Каково значение процессов жизнедеятельности клетки для растительного организма?

3. *** Докажите, что клетка - живая «частица» растения.

4. * Что такое ткань? Какие виды тканей имеются у растений?

4.** Укажите особенности строения клеток проводящей ткани в связи с выполняемыми функциями.

4.*** Рассмотрите под микроскопом препарат кожицы чешуи лука. Какой тканью она образована? Докажите, что это так.

Проверочная работа по теме «Бактерии»

1.* Какое строение имеет бактериальная клетка? Растительная клетка?

1.** Чем отличается бактериальная клетка от растительной? В чем их сходство?

1. *** Рассмотрите под микроскопом два предложенных микропрепарата. Найдите микропрепарат с бактерией. Как вы это установили?

2* Какие бактерии называют сапрофитами, а какие - паразитами? Приведите примеры.

2. ** На какие две группы по способу питания делят бактерии? Распределите перечисленные бактерии на эти группы: почвенные бактерии, чумная палочка, молочнокислые бактерии, холерный вибрион, бактерии гниения, туберкулезная палочка.

2. *** На какие две группы по способу питания делят бактерии? Охарактеризуйте каждую группу и приведите примеры.

3. * Какова роль спор в жизни бактерий?

3.** Что происходит с бактериями при неблагоприятных условиях?

3. *** Для уничтожения бактерий при домашнем консервировании банки и крышки стерилизуют, а продукты подвергают длительной термической обработке и т. д., однако некоторые банки все же «взрываются». Почему это происходит?

4. * Какое значение имеют бактерии в природе (перечислите)?

4.** Атмосфера Земли содержит колоссальное количество азота - 79,2 %. Однако он недоступен для растений, так как они могут усваивать азот только в виде растворимых солей. Каким образом атмосферный азот превращается в доступную для растений форму?

4.*** Почему без деятельности бактерий жизнь на Земле была бы невозможна?

Проверочная работа по теме «Отделы растений»

1.* Какое строение имеют водоросли?

1.** В чем сходство и различие одноклеточных, многоклеточных зеленых и морских водорослей?

1. *** Почему водоросли относят к низшим растениям?

2. * Какое строение имеют лишайники? Нарисуйте лишайник и подпишите его части.

2.** Какое строение имеют лишайники? Какую роль в жизни лишайника играет водоросль?

2. *** Какое строение имеют лишайники? Могут ли составные части лишайника жить отдельно друг от друга?

3. * Опишите строение мхов на примере кукушкина льна. Перечислите известные вам мхи.

3.** Перечислите известных вам представителей мхов. Чем мхи отличаются от водорослей?

3. *** Почему мхи относят к высшим споровым растениям? Ответ обоснуйте.

4. * Какое строение имеют плауны, хвощи, папоротники?

4.** Какие растения - папоротники или мхи - имеют более сложное строение? Докажите это.

4.*** Старое поверье утверждает, что в ночь накануне праздника Ивана Купалы происходит цветение папоротника и что небольшой ярко-красный цветок этого растения обладает волшебной силой. Почему никому из людей еще не удавалось увидеть цветок какого-либо папоротника?

5.* Перечислите известные вам голосеменные растения. Назовите основные признаки голосеменных растений.

5.** Перечислите известные вам голосеменные растения. Чем отличается строение голосеменных растений и папоротника?

5.*** Сравните внешнее строение двух голосеменных растений. В каких условиях они растут?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС

Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки

Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс

Конспект урока биологии в 8 классе

Конспект урока биологии для 7 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!