Цели: развивать у учащихся знания о составе почвы как сложною образования, способного обеспечить растение питанием; познакомить учеников с правилами использования и охраной почв.
Оборудование: почвенные разрезы (монолиты), коллекции почв (на каждый стол), лабораторное оборудование по определению состава почв, таблица «Строение корня», видеофильм «Почва».
Тип урока: изучение нового материала.
Структура урока:
1. Вступительное слово учителя.
2. Доклады учащихся из истории земледелия.
3. Рассказ учителя о почве.
4. Демонстрация диафильма «Почва».
5. Демонстрация опытов по обнаружению в почве перегноя, минеральных солей, песка, глины, воздуха.
6. Проведение практической работы.
7. Подведение итогов урока.
I. Организационный момент.
Подготовка учащихся к уроку.
II. Вступительное слово учителя.
Жизнь природы эго и наша жизнь. Каково ей, таково и нам. Мы довольно часто повторяем, что человек дитя природы, ее друг и защитник. Почва, растения, воздух, вода почти всегда рядом с нами, и поэтому они стали для нас привычными. И порой не останавливают на себе нашего взгляда.
Известный чешский писатель Карел Чапек как-то заметил: «Человек, в сущности, не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится... и - самое большее взглянет, как прекрасны облака у него над головой... И ни разу не поглядит себе под ноги, не похвалит: "Как прекрасна почва!”».
Что ж, сожаления К. Чапека легко понять. Не каждый день услышишь похвалу в адрес плодородного слоя. Для большинства людей это просто земля, глина, непролазная грязь. Названий множество, но среди них нет пи одного лестного, точного. Плохо мы знаем почву. О науке, именуемой почвоведением, многие просто не слыхали. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся создать представление о почве как о целостном образовании, из которого растения получают воду, минеральные соли и воздух.
Для этого мы вспомним состав почвы, заглянем в историю земледелия, посмотрим диафильм и познакомимся с обитателями почвы, проведем практическую работу, в которой сравним почвенные образцы, взятые в лесу, в степи и в пустыне.
Началом всех начал в окружающем мире была и остается земля, почва. Что она такое, откуда взялась, всегда ли будет доброй, родящей, иначе говоря, кормящей? Заглянем в историю земледелия.
III. Сообщения учащихся.
1-й ученик. Первые поселения земледельцев насчитывают 9-8 тыс. лет до н. э. Находки в Пещере духов в Таиланде показывают, что уже тогда человек знал многие виды растений из тех, что выращивают и сегодня. Древние люди научились отличать плодородную почву по цвету. Раскопки в Индии показали, что в 3-м тысячелетии до и. э. вокруг черных тропических почв вырастали города с населением до нескольких тысяч человек. В то время на берегах Евфрата и Тигра уже существовало могучее государство Шумер. Могло ли оно процветать без плодородия полей? Разумеется, нет.
2-й ученик. Жители Двуречья стали первыми, кто с помощью лесных насаждений боролся против ветровой эрозии и иссушения почв. Сегодня в Вавилоне гиды часто показывают голый, лишенный признаков растительности холм, покрытый осколками кирпича. Здесь более 2 тысяч лет назад шумели деревья, журчали ручьи и пели птицы. Царь повелел возвести 4 гигантские ступени и засадить их растительностью. Каждая ступень располагалась на 25 столбах, поверх которых настилали свинцовые листы, заливали битум, засыпали землю. Она и представляла особый интерес. Дубы и травы, привезенные с севера, не прижились бы на грунтах Междуречья. Значит, строители знали секреты создания почв, умели подражать природе. На каждом ярусе была своя земля: под дубы закладывался искусственный «чернозем», под финиковые пальмы шла земля из поймы Евфрата, а вот африканские растения требовали особой почвы красной, и се везли вместе с деревьями. Хрупкое это оказалось творение, но люди помнили о нем много веков. В 3-м веке до н. э. оно стало почитаться одним из семи чудес света и получило название «висячие сады Семирамиды».
3-й ученик. В мифах почти всех народов человек связан с землей: или он «сделан из глины», как библейский Адам, или же черпает из земли силы, как Антей, или же вся его жизнь определяется волей богинь земли - Геи и Деметры. Почва, се плодородие вот «боги» древнего человека. Живые боги, которые умирают, чтобы снова воскреснуть. Вечную связь растений с почвой человек осознал задолго до возникновения земледелия. Это привело к тому, что почву отождествляли с матерью, наделяли чертами живого существа. Древние индейцы и греки считали почву одним из 4 элементов мироздания (огонь, земля, вода, воздух).
IV. Рассказ учителя с элементами беседы.
Учитель. В 5 классе вы уже встречались с понятием «почва». Давайте вспомним, что это такое? (Почва это верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором растут растения.)
Значит, если на каком-либо месте не растут растения, то это не почва, а горная порода. Но и горная порода при определенных условиях может стать почвой. Какие это условия? На вопрос вы ответите, посмотрев диафильм.
V. Просмотр видео.
Вопросы к видео:
1. Почему растения не могут развиваться па твердых горных породах?
2. Под действием каких сил разрушаются горные породы?
3. Чем отличается почва от рыхлой горной породы?
4. Из чего образуется перегной?
5. Кто населяет почву?
Комментарии к видео.
Учитель. Кто и как живет в почве? Это микроорганизмы, грибы, черви, личинки насекомых. За ними, особенно за червями и личинками, охотятся кроты, землеройки. Кроме них в почве обитают мыши, суслики, сурки, лисы, барсуки.
В районе Подольска Московской области существует участок леса, где уже в течение нескольких тысяч лет живет колония барсуков. По раскопкам можно определить, что некоторые норы были заложены 6 тысяч лет назад и постоянно возобновляются, то есть поселение животных может оказаться древнее Киева и Москвы.
Живые организмы - обязательный компонент «живой» почвы. Без живых организмов почвы нет. Только они превращают горную породу в почву.
Что делают живые организмы в почве? При отмирании растение поступает в почву. На растительных остатках поселяются микроорганизмы, грибы. Все растительные остатки перерабатываются почвенными червями. Особенно велика в жизни почв роль дождевых червей. Они перерабатывают весь верхний слой земли, пропуская его через свой организм, образуя гранулы в 1-3 мм. В лесах дождевые черви ускоряют разложение растительности. Такая почва плодородна, легко пропускает воду, способствует развитию корней.
Все эти животные, микроорганизмы участвуют в превращении органических веществ, поступающих в почву. Именно их деятельность приводит к. накоплению в почве перегноя (гумуса).
Роль гумуса:
1. Гумус прямо не идет в пищу растениям, но это субстрат для питания микроорганизмов и почвенных грибов.
2. Гумус улучшает плотность почвы, водопроницаемость и воздухоемкость.
3. Гумус определяет плодородие почвы.
4. Плодородие - это свойство почвы снабжать растение пищей и водой.
Учитель. Мы подошли к вопросу: «Что есть в почве?».
Посмотрим опыты и заполним схему «Состав почвы».
VI. Демонстрация опытов.
Опыт 1. Кусочек почвы прокаливается на огне спиртовой горелки. При этом идет дым, запах. Значит, почва горит. Но вся почва не сгорает. Остается ее светлая часть. А сгорела ее органическая часть(перегной).
Опыт 2. Светлая часть почвы опускается в стакан с водой - вода мутнеет. Помутневшая вода сливается в литровую банку. В стакан снова наливается чистая вода, все перемешивается. Мутная вода снова сливается. Проделывается эго несколько раз. На дне стакана оседает песок, а на дне банки - глина.
Опыт 3. Закладывается почва в воду на 1 сутки. В стакане находится почва и вода в соотношении 1:1. Перемешивают все. Часть воды наливают на часовое стекло и выпаривают над спиртовкой. Остается немного светло-желтого порошка. Это минеральные соли. За сутки они растворились в воде и при выпаривании выпали в осадок.
Опыт 4. Кусочек почвы опускается в стакан с водой. Начинают выделяться пузырьки воздуха. Это воздух из почвы вытесняется водой, проникающей между частицами почвы.
Опыт 5. Кусочек свежей почвы опускается в сухую пробирку и нагревается над пламенем спиртовки. На стенках пробирки появляются маленькие капельки воды.
Вывод. В различных почвах содержится разное количество перегноя, минеральных солей, песка и глины. Чем больше перегноя и минеральных солей, тем плодороднее почва (например, черноземы - самая плодородная почва).
Учитель . Рассмотрим чернозем на почвенном профиле.
Выроем яму не менее 2 метров. Когда начнем копать, то придется с силой нажимать на лопату. Ведь лопата разрезает плотные дернинки типчака. Наконец, мы сняли кусок степного дерна. Какой черный цвет у почвы и какая она рыхлая!
Если взять горсточку этой почвы и помять ее в руке, то она не рассыплется в мелкую пыль, а распадется на крупинки, похожие на хорошо сваренную гречневую кашу. Глубже почва все такая же черная, рыхлая, зернистая, пронизанная корешками растений.
Но на глубине 50-70 см замечаем, что появился желтоватый оттенок. Земля становится заметно плотнее.
Но вот мы углубились в яму на полтора метра. Почва стала равномерно желтоватой, однородной, с белесым оттенком. Когда ком такой земли бросаешь с лопаты, он раскалывается прямыми трещинами.
VII. Практическая работа.
Требуется сравнить образцы почв:
1) по окраске и составу;
2) в какой из них больше перегноя;
3) в какой больше песка и глины;
4) какая из них наиболее плодородна.
Вывод. Плодородие главное свойство почвы.
4-й ученик. Почвоведение - наука о почвах.
В. В. Докучаев был первым, кто занялся глубокими исследованиями жизни почв.
Плодородие почвы нашло отражение в народном фольклоре - в пословицах и поговорках. Вот некоторые из них.
♦ Земелька черная, а хлеб белый родит.
♦ Земля заботу любит.
♦ Земля - кормилица.
♦ Земля не уродит - никто Fie наградит.
♦ Земля - тарелка, что положишь, то и возьмешь.
♦ Земля хоть и кормит, но сама есть просит.
♦ Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
♦ В землю не положишь - и с земли не возьмешь.
♦ Землю пахать - не в бабки играть.
♦ Землю согрело, не опоздай с посевом.
♦ Не земля плоха, а сеятель плох.
VIII. Итог урока.
Повторение главных свойств почвы.
Конкурс эрудитов по биологии, 6-7 класс
Конспект урока биологии для 6 класса по теме «Фотосинтез»
Конспект урока биологии по теме «Плоды» 6 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!