Проводится в игровой форме, продолжительность - 2 часа.
Оборудование: коллекции; гербарии; комнатные растения; муляжи цветков, плодов, грибов; рисунки; таблицы; диапозитивы; плакаты; выставка книг; портреты ученых.
Играют 2 команды по 6 человек.
I. Конкурс «Аналитики».
Двум участникам из каждой команды раздают задания на карточках.
Максимальное количество баллов за конкурс - 5.
1. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему? (Папоротники - тенелюбивые и влаголюбивые растения. Вырубка лишила их благоприятных условий обитания) (5 баллов)
2. Лишайники хорошо распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему? (Лишайники - индикаторы чистоты воздуха, они гибнут от загрязнений) (5 баллов)
II. Конкурс «Эрудиты».
Учащиеся делают заранее подготовленные сообщения о растениях, которые их заинтересовали.
Максимальное количество баллов - 9.
8 баллов дается за основное задание, а дополнительный балл команда получает за рисунки, фотографии, гербарии.
Например:
Пузырчатка (8 баллов).
Хищные растения - это чудо природы. Их насчитывают около 450 видов, относящихся к 6 семействам. Их можно обнаружить по всему свету в самых разных местах обитания. Так как эти хищные растения питаются в основном мелкими насекомыми, то их называют насекомоядными.
Пузырчатка ловит добычу, как правило, водяных блох, с помощью небольших пузырьков на листьях. Вначале из каждого пузырька с помощью специальных желез выкачивается вода. При прикосновении к сигнальным волоскам у входного клапана- ловушки клапан распахивается, и вода вместе с добычей заполняет пузырек. Давление заставляет клапан открываться внутрь, и добыча засасывается с водой. Пузырчатки растут в прудах, они могут или свободно плавать, или пускать корни.
Джут (8 баллов).
Очень крепкое, но грубое волокно дает растение джут из семейства липовых. Род джут насчитывает до 100 видов - это кустарники, полукустарники и травы с очередными цельными листьями. Плод - коробочка. Распространен джут в тропиках и субтропиках обоих полушарий. Волокна дают два однолетних вида. Короткоплодный вид Corchorus capsularis и длинноплодный вид Corchorus olitorius в диком виде не встречаются и вырастают до 3 м.
Возделывают джут с древности в Индии, Пакистане и Средней Азии ради волокон и питания - листья и молодые побеги употребляют в пищу.
Волокно используют для приготовления ковров, веревок; мебельных, упаковочных и технических тканей.
III. Конкурс «Устами младенца» или «Знакомые незнакомцы».
Ведущий зачитывает признаки растения, учащиеся по описанию должны его назвать.
Максимальное количество баллов - 3.
Описание первого растения (3 балла).
1. Оно может жить до 2000 лет.
2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
3. Из него делают бочки и паркет.
4. Пушкин писал, что на нем сидит русалка. (Дуб)
Описание второго растения (3 балла).
1. Оно всегда зеленое или голубое.
2. Из него делают струнные музыкальные инструменты.
3. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
4. Оно теневыносливое. В лесу, где оно растет, всегда темно и сыро, там много лишайников. (Ель европейская)
IV. Конкурс «Пятый - лишний».
Участники команд должны исключить из цепочки предложенных слов «лишнее», объяснив почему.
Термины читает ведущий по очереди каждый команде.
Максимальное количество баллов — 6.
1. Ядро, цитоплазма, пластиды, оболочка, хлорофилл. («Лишнее» слово «хлорофилл», так как остальные - это части растительной клетки) (3 балла)
2. Спирогира, хлорелла, улотрикс, ульва, ламинария. (Хлорелла - «лишнее» слово, так как это одноклеточная водоросль, а остальные - многоклеточные водоросли) (3 балла)
3. Риччия, кукушкин лен, хвощ, маршанция, сфагнум. (Исключать слово «хвощ», так как остальные четыре слова - названия мхов) (3 балла)
4. Береза, огурец, тюльпан, томат, горох. {«Лишнее» слово «береза» - это дерево, остальные - травы) (3 балла)
V. Конкурс «Реши экологическую проблему».
В конкурсе принимают участие капитаны команд. Они получают задание на карточках.
Максимальное количество баллов - 5.
1. Известно, что растения мха кукушкина льна часто образуют густые заросли.
Какие проблемы могли бы возникнуть у этих растений, если бы отдельные растения находились на большом расстоянии друг от друга? (Мох кукушкин лен - двудомное растение. Проблема возникла бы при размножении. В зарослях мха задерживается вода, только передвигаясь в воде, сперматозоиды могут добраться до яйцеклетки, и произойдет процесс оплодотворения)
(5 баллов)
2. Летом в водоемах нередко наблюдается избыточное размножение одноклеточных водорослей. Какие условия вероятнее всего могут вызвать этот процесс? Каковы могут быть его последствия для водоема? (Избыточное размножение одноклеточных водорослей происходит летом при благоприятных условиях: обилие света и тепла. Последствия их избыточного размножения: загнивание растений, гибель рыб и других обитателей водоема) (5 баллов)
VI. «Дальше, дальше...».
Время - 6 минут; 1 правильный ответ - 1 балл.
Команда I.
1. Круглая форма бактерий? (Кокки)
2. «Повисла в тени виноградная гроздь». О каких бактериях речь? (Стафилококки)
3. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами живых организмов? (Паразиты)
4. Группа организмов, не имеющих ядра. (Прокариоты)
5. Взаимовыгодное существование организмов. (Симбиоз)
6. Какой гриб поражает картофель? (Фитофтора)
7. Почему лишайники не встречаются в крупных городах? (Чувствительны к загрязнению)
8. На корнях каких растений развиваются клубеньковые бактерии? (Семейство бобовых)
9. Чем клетка гриба отличается от клеток бактерий? (У них есть ядро)
10. Что образует симбиоз между грибом и водорослью? (Лишайник)
11. Какие грибы паразитируют на злаках? (Головня, спорынья)
12. Как называется тело лишайника? (Слоевище)
13. Какие бактерии приносят вред человеку? (Болезнетворные)
Команда II.
1. Палочковидная форма бактерий. (Бациллы)
2. «Точка, точка, запятая...» Назовите формы бактерий. (Кокки, вибрионы)
3. Организмы, которые питаются органическими веществами отмерших организмов. (Сапрофиты)
4. Ядерные организмы. (Эукариоты)
5. Какие организмы называют «пионерами» растительности? (Лишайники)
6. Какие грибы человек использует в кондитерской промышленности? (Дрожжи)
7. Какие бактерии можно назвать санитарами нашей планеты? (Бактерии гниения)
8. Как называется симбиоз гриба с корнями растения? (Микориза)
9. Какие грибы появляются первыми в лесу? (Сморчки)
10. Какие бактерии вызывают квашение капусты? (Молочнокислые)
11. Какие бактерии сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмосфере? (Цианобактерии)
12. Какие грибы приносят вред деревьям? (Трутовики)
13. Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба? (Пенек и шляпка)
VII. «Заморочки из бочки».
Время на обдумывание - 1 минута. Правильный ответ - 5 баллов.
Ведущий предлагает членам команды по очереди достать фишки из бочонка (можно использовать бочонки для игры в лото или на картонных кружочках написать цифры от 1 до 4).
Каждая команда получает по два вопроса. Если у команды нет версии ответа, то вопрос передается другой команде, и ей же засчитывается очко в случае правильного ответа. Если и она не смогла дать ответ, то вопрос передается болельщикам. За правильный ответ болельщик получает жетон и приносит своей команде 0,5 балла. По окончании игры болельщик, у которого есть жетоны, получает оценку за урок.
1. Важную роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению. (Сухой раскаленный песок пустынь безводен и поэтому является малоподходящей средой для бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются) (5 баллов)
2. Руды железа и марганца встречаются не только в местах залегания пород, но и на дне многих озер и болот. Откуда они могли там появиться? (Руды железа и марганца образуются на дне многих озер и болот в результате деятельности бактерий, которые накапливают эти вещества) (5 баллов)
3. На двух полях посеяли горох. Первое поле обработали препаратом, уничтожающим бактерии, второе не обрабатывали. На каком поле урожай будет лучше и почему? (На необработанном поле урожай будет лучше, так как на корнях гороха образуются клубеньки, в которых живут бактерии, поглощающие азот из воздуха. Они не только питаются им сами, но и накапливают его в растении) (5 баллов)
4. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое - на некотором от него расстоянии. Дайте объяснение этому явлению. (Грибы любят влажную почву, поэтому их много после дождя. В сухое лето более влажная почва бывает под кроной дерева у ствола, поэтому и «жмется» гриб к этому месту. В сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под деревом. Поэтому грибы растут дальше от стволов деревьев) (5 баллов)
VIII. «Ты - мне я - тебе».
Время на обсуждение - 1 минута. Максимально - 6 баллов.
Команды задают друг другу по одному вопросу, который они готовят заранее. Если команда не может ответить на вопрос, то это право переходит к болельщикам команды, которая должна отвечать на вопрос.
Правильный ответ приносит команде 0,5 балла, а ответившему ученику - жетон. Если ответа нет, то отвечает та команда, которая задавала вопрос.
Вопросы могут быть, например, такими:
1. В бразильских джунглях живет гриб, который растет буквально по минутам. Он появляется из белого упругого «яйца», которое прямо на глазах увеличивается, трескается и распадается на две половинки. Из них появляется ярко-оранжевая шляпка на длинной белой ножке. Каждые 2 минуты эта ножка увеличивается на сантиметр. За 2 часа гриб вытягивается на полметра в высоту.
Тогда из-под шляпки внезапно выскакивает белое покрывало и окружает ножку. Тотчас же от гриба начинает распространяться сильный запах падали, который привлекает массу жуков и бабочек. С наступлением темноты гриб светится ярким зеленоватым цветом. К утру гриб умирает, оставляя после себя лишь небольшой комочек слизи. Что это за гриб? (Этот гриб называется диктиофора или дама под вуалью) (6 баллов)
2. В древних легендах сообщается о случаях, когда в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом и трудным переходом, вдруг встретили на земле массу мелких сухих крупинок.
Они были похожи на манную крупу. Изможденные, отчаявшиеся люди стали есть эти крупинки. Насытившись, они обрели силы, которые помогли им закончить трудный путь из Египта в Израиль. В Библии эти крупинки были названы «манной небесной». Современные ученые предполагают, что легендарные крупинки - это съедобный лишайник. Так ли это? (Да, это действительно съедобный лишайник леканора съедобная, или манна) (6 баллов)
IX. «Гонка за лидером».
Ведущий зачитывает вопрос. Команда, которая первой поднимет руку, получает право ответа на него.
Каждый правильный ответ - 1 балл.
Если ни одна из команд не знает ответа, то вопрос переходит к болельщикам. Правильный ответ в этом случае приносит 0,5 балла команде и один жетон болельщику.
1. Спорынья чаще встречается на ржи и почти никогда на пшенице. Почему? (Спорынья поражает ветроопыляемые злаки, а пшеница - самоопыляемое растение)
2. В сосновом бору встречается обычно много маслят, а в березовом - подберезовиков. Почему? (Наблюдается симбиоз между определенными видами деревьев и грибами)
3. Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые грибы? (Ядовитые грибы тоже поражаются вредителями, они ядовиты только для определенной группы животных, в том числе и человека)
4. Лишайники не высасывают соков из деревьев, но, поселившись на коре, причиняют им вред. Почему? (Лишайники выделяют особые кислоты, которые разрушают даже горные породы)
5. На какой съедобный гриб похожа бледная поганка? (На шампиньон)
6. С каким съедобным грибом можно спутать желчный гриб? (С белым грибом)
7. Какие грибы растут под землей? (Трюфели)
8. Какой «гриб» умеет летать? (Грибы не летают, но есть птица чомга, которую за невкусное мясо называют поганкой)
9. Какие грибы лечат? Их много. (Наиболее известный гриб - пеницилл, из него получают лекарство - пенициллин)
10. Что такое «чайный гриб»? (Это симбиоз дрожжей с уксусно-кислыми бактериями)
11. В результате симбиотической деятельности каких организмов из молока получается кефир? (Симбиоз дрожжей и молочно-кислых бактерий)
12. Какие съедобные грибы выращивает человек? (Шампиньоны и вешенки)
13. Как переводится слово «фитофтора» на русский язык? (Губитель растений)
14. Император Клавдий, французский король Карл VI, папа римский Климент VII. Что объединяет эти имена? (Их всех отравили грибами)
15. Что такое ягель? (Это лишайник, который еще называют «олений мох»)
16. За какие качества гриб получил название «трутовик»? (Раньше его использовали как сухой трут для зажигания)
Подведение итогов.
I место: всем членам команды - «5».
II место: всем членам команды - «4».
Болельщики, заработавшие жетон за правильный ответ, получают оценку «5».
Интеллектуальная игра по биологии, 5-7 класс
Андрей Геннадьевич Кузнецов # 28 марта 2016 в 14:13 0 | ||
|
Татьяна Степановна Куликова # 30 июля 2016 в 18:26 0 | ||
|
Евгения Анатольевна Осинцева # 19 декабря 2016 в 16:39 0 |
Хорошая разработка! Интересная игра,которая позволяет ребятам повторить пройденный материал в интересной форме. |
Ольга Васильевна Скокова # 7 апреля 2019 в 13:57 0 |
С введением ФГОС и развитием внеурчной деятельности данная разработка очень нужна. Прежде чем проводить данное мероприятия ученикам придется прочитать очень много дополнительной информации.Можно рекомендовать список источников литературных и интернет. Спасибо за работу. |