Игра по биологии, 7 класс

Внеклассное мероприятие по биологии для 7 класса

Игра «Знаешь ли ты растения?» для 7 классов

Проводилась как зачетное занятие в конце года и на Неделе биологии.

Оборудование: рисунки, фотографии плодов, муляжи, натуральные объекты и карточки с названиями растений, имеющих названную группу плодов.

Либо класс делится на 4 команды, либо в большом помещении участвуют представители 4 команд из разных классов.

Игра начинается с жеребьевки команд.

Время игры - 1 урок (40-45 минут).

I этап «Разминка».

По 1 баллу за вопрос. 12 минут.

Вопросы мини-викторины

Вопрос читается для всех команд одновременно, время - 1 минута. Кто первый отвечает, тот и выиграл. Если ответ неверный, команда пропускает ход.

1. Какое дерево самое высокое в мире? (Секвойя вечнозеленая - до 132 м)

2. Какое дерево самое толстое в мире? (Секвойя вечнозеленая - диаметр у основания 46 м; баобаб -47 м у основания)

3. Какое дерево самое морозостойкое и выносливое? (Лиственница даурская. Растет в Якутии, где морозы доходят до -65 °С, а жара бывает +44 °С)

4. У какого дерева самая легкая древесина, а у какого - самая тяжелая? (Самая легкая - у эшиномены вирджинской, в 25 раз легче воды; самая тяжелая - у дерева бакаут. Тонет в воде, как камень)

5. Почему нашу дальневосточную березу Шмидта называют железной березой? (Она имеет самую прочную древесину - в 1,5 раза прочнее чугуна. Пуля отлетает от ее ствола, как горох от стены)

6. У какого дерева самые крупные сложные листья? (У пальмы рафия, растущей в бассейне р. Амазонки. Ее листья длиной 22 м, шириной 12 м, черешок - 5 м)

7. У какого дерева самые крупные простые листья? (Мадагаскарское дерево путешественников, имеет листья длиной 12 м и больше, черенок достигает 3 м в длину)

8. Какие деревья наиболее чувствительны к загрязненности воздуха? (Хвойные, особенно ель, сосна, лиственница)

9. Почему секвойю называют мамонтовым деревом? (Голые кривые суки старых деревьев похожи на бивни мамонта)

10. У какого растения самые крупные семена? (У сейшельской пальмы, до 35 см в поперечник)

11. Почему гиацинт называют «цветок дождей»? (У себя на родине (Южная Европа) гиацинты распускаются и зацветают после весенних дождей)

12. Почему кустарник дикой розы называют шиповником? (Из-за шипов, которыми густо усыпаны его стебли)

II этап «Собери в корзину плоды».

Каждая команда получает задание, по правильности и быстроте выполнения которого учитель определяет победившую команду.

Время - 1 минута (4 минуты). 2 балла за задание.

(Можно использовать рисунки, фотографии плодов, муляжи, натуральные объекты и карточки с названиями растений, имеющих названную группу плодов)

Задание 1.

В корзину собрать сочные односемянные плоды.

Задание 2.

В корзину собрать сочные многосемянные плоды.

Задание 3.

В корзину собрать сухие односемянные плоды.

Задание 4.

В корзину собрать сухие многосемянные плоды.

Набор плодов у всех команд одинаковый.

Список прилагается: горох, фасоль, капуста, редис, мак, тюльпан, лещина, липа, дуб, пшеница, рожь, одуванчик, череда, вяз, береза, вишня, абрикос, смородина, виноград, яблоня, груша, шиповник, огурец, арбуз, апельсин, мандарин, земляника.

III этап «Мозаика цветов».

Вопрос зачитывается для всех команд одновременно.

Время на обдумывание - 1 минута.

Кто первый поднял руку, тому и предоставляется слово. Если ответ верный, эта команда получает 1 балл, если ответ был неверным, то выслушиваются ответы всех команд. Баллы получает команда, которая даст правильный ответ.

Время - 7 минут.

1. В XVII веке на бирже в Голландии за луковицу этого растения сорта «Vice-гоЧ» было заплачено 24 четверти пшеницы, 48 четвертей ржи, 4 жирных быка, 8 свиней, 12 овец, 2 бочки вина, 4 бочки пива, 2 бочки масла, 4 пуда сыра, связка платьев и один серебряный кубок. (Тюльпан)

2. С давних времен девушки ищут в соцветиях этого растения необыкновенные цветки, по поверью, приносящие счастье. У них не четыре, а пять, шесть, семь и более лепестков. Такой цветок, по поверью, нужно отыскать и съесть. Это всеми любимое растение с приятным ароматом, кустарник, с трудом удерживающий на ветках кисти своих прелестных цветов. (Сирень)

3. В Германии этот цветок считается волшебным. С его помощью можно узнать имя суженого или суженой. Цветок кладут на голое тело под мышки и, не говоря ни слова, идут домой. Имя первого попавшегося на дороге или перекрестке и будет именем суженого или суженой. Это скромный лесной цветок. (Незабудка)

4. В древности это растение славилось своими чудодейственными свойствами. Говорили даже, что злые духи исчезают из тех мест, где оно растет. Считалось, что достаточно цветок этого растения привязать к нити, повязанной на шею, чтобы защититься от всякого рода дьявольских наваждений.

Это крупный, яркий, пахучий цветок. В Древнем Китае молодой человек, делая предложение девушке, подносил ей этот цветок. Если она его приняла, это означало, что она согласна выйти за этого юношу замуж. (Пион)

5. Этот цветок очень красив и изящен. По виду напоминает пятиконечную орденскую розетку желтого или белого цвета. По легенде, про этот цветок пророк Магомет сказал: «У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить этот цветок - пищу для души».

В первое воскресенье мая в Швейцарии раньше устраивали праздник, посвященный этому цветку. (Нарцисс)

6. Цветет это растение в апреле - мае. О множестве форм и разнообразии окраски его цветков говорит само название, которое по-гречески значит «радуга». У нас этот цветок называют ласково касатиком, в Германии - меч-лилией (за форму листьев, торчащих остриями кверху). В средневековой Италии этот цветок был помещен на старинном гербе «города цветов» - Флоренции. Корневище этого растения, называемое фиалковым корнем,

используется в парфюмерной и пищевой промышленности как ценное ароматическое сырье и пряность. Если в названии это™ Цветка поменять ударение, оно превратится в название конфет. ( рис)

7. Этот цветок был раньше очень популярен во Франции. В первое майское воскресенье устраивали праздник в его честь. При этом юноши и девушки прикладывали к своей одежде букетики этих цветов. С помощью этих букетиков можно было раз говаривать без слов. Эти лесные цветы очень малы, изящны, и кажется, что они сделаны из тончайшего фарфора. (Ландыш)

IV этап «Назови имя этого растения».

Ведущий читает стихотворение, а учащиеся должны назвать растение, о котором идет речь, и определить, к какому семейству оно относится.

Стихотворение читается для всех команд сразу, Какая команда первой поднимет руку и даст правильный ответ, та и получает 2 балла. Если ответ верен только наполовину, то ставится поло вина очков.

Время -1 минута.

1. Травка-многолетка,

Скромная манжетка,

Житель всех лугов...

В зубчиках листочки,

Но без лепестков.

Смотрит не спесиво,

Пышно и красиво.

Не дано ей цвесть.

Красит все ж природу -

И ее тут меду

Тоже капля есть. (Манжетка, семейство розоцветные)

2. Что за цветик-невеличка

Там белеет, как снежок?

Это прелесть - ...

Скромный беленький цветок.

Что алеет на припеке

Там, где солнце так и жжет?

Полный сладостного сока

... спелый плод.

И цветком, и в виде ягод

... всем мила.

Мы ее наварим на год, -

Только банка бы была. (Земляника, семейство розоцветные)

3. Пускай грозят еще морозы,

Пусть по утрам на лужах лед,

Зима назад не повернет!

Растаял снег. С пригорка льется

Вода с игривой быстротой,

И солнцу радостно смеется

В лицо цветочек золотой

(Мать-и-мачеха, семейство сложноцветные)

V этап «Отгадываем загадки о растениях».

Загадки по одной задаются командам по очереди, но если ответ неверный, то отвечает команда, которая знает ответ.

Время -1 минута. Правильный ответ - 1 балл.

1. Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

2. Высока, стройна, душиста,

В небо тянется она,

Вся одежда золотиста,

Только шапка зелена. (Сосна)

3. Есть у этой чудо-елки

Неколючие иголки.

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки. (Лиственница)

4. Ты - растение, кустарник,

Синь в осенней желтизне.

Дай мне ягодку, растенье,

Подари колючку мне. (Можжевельник)

5. Захотелось плакать вдруг, слезы лить заставил... (пук).

6. Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет... (картошка).

7. Кто, ребята, не знаком с белозубым... (чесноком).

8. С перьями, да не птица,

В чешуе, да не рыба. (Лук)

9. У лысой головки

Есть глазки и бровки,

Г лаза чуть-чуть раскосы,

А брови - безволосы. (Клубень картофеля)

10. Десять бочек туго

Вставлены друг в друга,

И только дно

У них одно. (Луковица, общее дно -укороченный стебель)

11. В земле веревочка,

А в ней - кладовочка.

(Корневища лекарственных растений - пырея, ландыша, диоскореи, солодки)

12. Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит. (Колокольчик)

13. Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинка)

14. Первым вылез из землицы на проталинке,

Он мороза не боится, хоть и маленький. (Галантус)

15. Лик пахучий, а хвост колючий. (Роза)

16. Стоит дуб, полон круп,

Шапкой накрыт,

Гвоздиком прибит. (Мак)

17. Беленькие горошки на зеленой ножке. (Ландыш)

(За выкрики или ответы не в свою очередь применяются штрафные очки, они минусуются. Один раз нарушили правило, минус 1 балл, второй раз - команда пропускает ход)

VI этап. Подведение итогов.

Команда, занявшая I место, получает раскраски (для каждого ученика), и в журнал заносится по «5» (всем членам команды); команда, занявшая II место, получает ручки (для каждого ученика) и 50 % - «5» и 50 % - «4» (решает команда); команде, занявшей III место, дают по карандашу и всем ставят «4».

- Всем спасибо! До новых встреч!

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая игра «Что? Где? Когда?» для 6-11 классов

Интеллектуальная игра по биологии, 5-7 класс

Игра по биологии, 6 класс

Дидактическая игра по биологии, 6-7 класс

Конкурс эрудитов по биологии, 6-7 класс

Светлана Михайловна Балахонцева # 5 января 2016 в 22:01 0
Интересное мероприятие.Задание "Собери в корзину плоды"очень понравится детям и закрепит знания о плодах.Задание "Мозаика цветов" требует предварительной самостоятельной подготовки учащихся- на уроке на это нет времени.Загадки о растениях развивают память,способность анализировать и обобщать.
Виктория Викторовна Титова # 15 марта 2016 в 23:39 0
Интересная разработка. Спасибо! Буду использовать в своей работе.
Андрей Геннадьевич Кузнецов # 28 марта 2016 в 14:06 0
А мне кажется задание"собери плоды" для семиклассников не по возрасту (для пятиклашек в самый раз), а этап "мозаика" понравился вопросы очень интересные.
Анна Владимировна Борисова # 6 мая 2016 в 11:36 +1
Доброе время суток! Разработка интересная, мне кажется, что здесь не надо ставить ограничения по возрасту, так как материал ботаники и зоологии проходится по разным программам в разное время. Игра рассчитана на увлеченных детей, это могут быть и пятиклассники, и семиклассники
Татьяна Степановна Куликова # 30 июля 2016 в 18:09 0
Доброе время суток, здравствуйте! Разноуровневые вопросы, на повторение изакрепление школьного материала позволяют создавать ситуацию успеха для ребят с разной степенью готовности. Творческие задания позволяют развивать воображение, ассоциативное мышление. Спасибо!
Алевтина Ильинична Рыцева # 5 декабря 2016 в 17:24 0
здравствуйте!Разработка очень интересная увлекательная,можно использовать с учащимися с 5го по 7класс при проведении недели биологии и экологии, а также на уроках. Спасибо!
Анна Олеговна Поляничева # 23 декабря 2016 в 01:29 0
Очень интересная разработка! Считаю, что данное мероприятие можно проводить и для обучающихся 7 классов в качестве актуализации знаний по ботанике и подготовки к предметной олимпиаде. Разнообразные игровые конкурсы позволяют поддержать активность обучающихся на протяжении всего мероприятия. Спасибо большое и творческих успехов в работе!