Интеллектуальная игра по биологии, 5-7 класс

Внеклассное мероприятие по биологии для школьников, 5-7 класс

Интеллектуальная игра «Чудо-дерево» для 5— 7 классов

В игре участвуют 3—4 команды по 6—7 человек. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название. Называться команды могут по названиям деревьев, например: «Клен», «Дуб», «Береза» и т.д. Заранее готовятся вырезанные из бумаги листья, соответствующие названию команды, т. е. листья клена, дуба, березы. На сцене (либо на доске, если игра проходит  в классе) помещается «чудо-дерево» — изображение дерева с тремя-четырьмя ветвями (соответственно числу команд) без листьев. После каждого правильного ответа команда скотчем прикрепляет один свой листок к своей ветви дерева.

Правильность ответа оценивается жюри. Игра состоит из четырех туров. Участники отвечают на вопросы ведущего. Вопрос адресуется одновременно всем командам. Если ответ готов, капитан должен поднять лист своего дерева — это и будет сигналом для ведущего и жюри о том, что команда готова отвечать.

Побеждает команда, на чьей ветви дерева к концу игры окажется больше листьев.

Ведущий: Ребята, посмотрите, какое грустное деревце тут изображено. Ни листочка на нем не зеленеет. Давайте оживим сегодня наше чудо-дерево! Я буду задавать вам вопросы, и за каждый правильный ответ вы прикрепите к дереву, к своей ветви, листочек своей команды. У нас получится не клен, не дуб, не береза, а чудо-дерево, состоящее из всех деревьев сразу.

1-й тур

1. Кто из птиц вместо гнезд роет норы? (Зимородок, ласточка-береговушка.)

2. Кто ногами слышит? (Кузнечик.)

3. У какой рыбы оба глаза на одном боку? (У камбалы.)

4. Мастер шубу себе сшил, а иглы вынуть позабыл. О ком это? (Ерш, еж.)

5. Не птица, а летает. С хоботом, а не слон. Никто не приручал, а на нос садится. Про кого так говорят? (Про муху.)

6. Чей хвост не отличишь от головы, его в земле найдете вы? О ком это? (О червяке.)

2-й тур

1. Это дерево издавна на Руси считалось лучшим медоносом. Из его сушеных цветков получается прекрасное лекарство от простуды. Что это за дерево? (Липа.)

2. Как называется наука, изучающая ископаемые животные и растения? (Палеонтология.)

3. Почему купола церквей на Руси иногда делали из осины? По этой же причине в некоторых русских губерниях был обычай класть у порога березовое полено. И розги для нерадивых учеников тоже делали из березы. Почему?

(Считалось, что береза и осина отгоняют нечистую силу, охраняют от зла.)

4. Как использовали березу в старину?

(На дрова — лучины из березы не коптили. Для приготовления дегтя. Отваром из березовых почек заживляли раны. На березовые веники для бани. Для изгнания злых духов.)

5. Что такое янтарь?

(Это окаменевшая смола сосен, которые росли на берегу моря около 40 млн лет назад.)

6. Какие растения росли в первобытных лесах примерно 420 млн лет назад?

(Папоротникообразные, плауны, позднее их сменили папоротникообразные и хвощи.)

7. В какой стране был основан первый в Европе большой ботанический сад? В каком году это было? (В Голландии, в 1594 г.)

Конкурс «Чьи это листья?»

Участникам дают листья липы, черемухи, малины, шиповника, дуба, клена, одуванчика, репейника и т. д.

Выигрывает тот, кто быстро и правильно назовет, чьи. это листья.

Конкурс «Угадайте дерево»

1. Зимой это дерево похоже на засохшую ель, а весной его ветви покрываются мягкими зелеными иголочками, осенью они желтеют и к зиме опадают. Что это за дерево? (Лиственница.)

2. Это дерево цветет в средней полосе России последним. Что это за дерево? (Липа.)

3. В Канаде сок этих деревьев используется для получения сахара. В России из сока этого дерева даже готовили квас. Что это за дерево? (Клен остролистный.)

4. Древесина этого дерева обладает целым рядом удивительных свойств: в посуде, сделанной из нее, молоко долго остается свежим; в шкафу, сделанном из ее досок, никогда не заводится моль. Что это за дерево? (Кедр.)

5. Этот кустарник прекрасно себя чувствует в бесплодных песчаных пустынях Азии и Северной Африки. Как его название? (Саксаул.)

6. Венками из листьев этого дерева принято награждать победителей, а также их используют при приготовлении супа и вторых блюд. Что это за дерево? (Лавровое дерево.)

Ведущий: А сейчас жюри подсчитает листья на ваших ветвях дерева, подведет итоги и наградит лавровым венком команду, набравшую большее количество листиков-баллов.

Остальные участники игры получают памятные дипломы с символическим изображением листа каждой команды. Было бы прекрасно (если позволят средства) в качестве награды и просто на память об игре вручить участникам какие-нибудь увлекательные книги по биологии.

Рекомендуем посмотреть:

Конкурс эрудитов по биологии, 6-7 класс

Игра по биологии с ответами, 8 класс

Дидактическая игра по биологии, 6-7 класс

Игра по биологии, 7 класс

Экологическая игра «Что? Где? Когда?» для 6-11 классов

Анна Владимировна Борисова # 6 мая 2016 в 11:30 0
Доброе время суток! Материал очень понравился, я люблю проводить с детьми небольшие, не требующие большой подготовки, игры. Большое спасибо!
Татьяна Степановна Куликова # 30 июля 2016 в 16:22 +1
Доброе время суток, здравствуйте! Очень интересно задумана наглядная форма представления итогов игры - листья на дереве. Наглядность позволяет ребятам активнее отвечать на вопросы. Спасибо за идею
Юлия Владимировна Слесарева # 4 ноября 2016 в 22:25 0
Игра отличная форма урока. Интересный материал. Дети с удовольствием принимают в ней участие.
Бахитжан Гомаровна Касенова # 9 ноября 2016 в 14:06 0
Добрый день. Игра занимательная ,оживлённая.Мне очень понравились конкурсы, спасибо, буду применять в своей практике.Примите мой голос
Альбина Николаевна Вавилонская # 18 ноября 2016 в 19:43 0
Добрый день! Материал хороший. Обязательно возьму на вооружение для проведения занятий на Станции юных натуралистов. Хотелось бы для облегчения подготовки увидеть материалы и оборудование для проведения игры. С уважением и пожеланиями успехов!
Анна Олеговна Поляничева # 22 декабря 2016 в 23:37 0
Спасибо за разработку викторины! Игровая форма мероприятия лучше всего подходит для возрастной категории 5-7 классов. Я хотела бы предложить дополнить Вашу викторину презентацией с изображением животных и растений, которых требуется отгадать, и демонстрировать соответствующие слайды презентации как подтверждение верных ответов, ведь наглядность и оформление мероприятия имеют важное значение и играют большую роль в успехе его организации и проведения.
Елена Александровна Шевцова # 16 января 2017 в 22:51 0
Добрый вечер. Очень интересный и познавательный материал.Буду применять в своей работе.
Наталья Давыдова # 14 сентября 2017 в 22:44 0
Добрый вечер! Наглядность в преподавании биологии позволяет учащимся луче усвоить теоретический материал.