Игра по биологии, 6 класс

Внеклассное мероприятие по биологии для 6 класса

Игра-аукцион «Ярмарка знаний о строении растений» для 6 классов

Оборудование: живые экземпляры цветов, натуральные плоды, семена («Аукцион»); конверты с кружками красного, желтого и зеленого цветов у каждого ученика («Светофор»); карточки, таблицы, открытки, рисунки, схемы для проведения других этапов; схемы типов цветов.

Музыкальное оформление: магнитофон и кассета с записью песни «Коробейники» («Эх, полным-полна коробушка...»).

На доске - схема «торговых рядов» (названия этапов игры).

Продолжительность игры - 40 минут.

Звучит музыка.

Ведущий. Наш урок называется «Ярмарка знаний». Самое главное на ярмарке - торг и товар. Команда, выгоднее других продавшая свои знания, станет победительницей.

Задание 1.

Аукцион

Путем жеребьевки определяем тему для каждой команды: «Цветок», «Плод», «Семя». На столе лежат живые цветы, плоды (тыква, помидор, горох, фасоль, орех), семена.

Команда получает задания:

1) описать тип доставшихся цветков (плодов, семян);

2) описать строение доставшихся цветков (плодов, семян);

3) описать функции доставшихся цветков (плодов, семян);

4) представление описаний «своего товара».

Задание 2.

Светофор

Устный тест - ведущий зачитывает вопрос и три последовательных ответа, а учащиеся должны поднять кружок соответствующего цвета:

красный - утверждение неверное;

желтый - ответ неполный;

зеленый - ответ правильный.

1. Цветковые растения размножаются:

- только семенами (пауза) (дети должны показать красный кружок);

- только вегетативно (пауза) (желтый кружок);

- и семенами, и вегетативно (пауза) (зеленый кружок).

(По этому принципу демонстрируются и все остальные вопросы)

2. Венчик цветка прежде всего:

- защищает главные части цветка (красный кружок);

- украшает цветок (желтый кружок);

- привлекает насекомых (зеленый кружок).

3. Двудомными называют:

- растения, цветки у которых собраны в соцветия (красный кружок);

- растения, у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на одной особи (желтый кружок);

- растения, у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на разных особях (зеленый кружок).

4. Зная особенности опыления цветковых растений, можно предположить, что они:

- возникли после появления всех групп насекомых на Земле (красный кружок);

- возникли до появления насекомых на Земле (желтый кружок);

- развивались одновременно с некоторыми группами насекомых (зеленый кружок).

5. В семенах растений органических веществ:

- больше, чем минеральных (красный кружок);

- меньше, чем минеральных (желтый кружок);

- столько же, сколько минеральных (зеленый кружок).

6. Наибольшее количество белка содержится в семени:

- подсолнечника (красный кружок);

- пшеницы (желтый кружок);

- фасоли (зеленый кружок).

Задание 3.

Черный ящик

1. В «черном ящике» лежат открытки с изображениями растений трех разных видов. Название одного из них отражено в много

численных песнях. Обычно период его цветения совпадает с временным похолоданием. Второе называют «лилией цветущих долин». Оно цветет в мае. Название третьего растения зашифровано в популярном романсе. Цветет в мае - июне.

Время -1 минута.

- Какие растения изображены на открытках?

- Что общего между ними?

(Черемуха, ландыш, белая акация. Все они многолетние растения с белыми ароматными цветками, собранными в соцветие- кисть. Опыляются насекомыми)

2. В «черном ящике» находится растение, которое достаточно широко распространенно в широколиственных лесах, однако его зеленых листьев никто никогда не видел. Можно встретить только лилово-розовые побеги, да и то только в короткий период, в апреле - мае.

- Какое растение находится в «черном ящике»?

- Каковы его биологические особенности?

(Петров крест. Растение-паразит, не содержит хлорофилла и живет за счет растения-хозяина (ясень, ольха, лещина), прикрепляясь к его корням.

Стебель (белый или розовый) расположен под землей, там он ветвится, образуя фигуры, напоминающие крест, что и послужило причиной видового названия. Листья у этого растения превратились в чешуйки. Цветки малиновые или пурпурные, собраны в густую кисть)

3. В «черном ящике» - водное растение.

Процесс его опыления воспет дедом Ч. Дарвина в поэме «Храм природы». Какое растение находится в ящике, как оно опыляется? (Валлиснерия, обитающая в реках и озерах. Двудомное растение. Мужские цветки валлиснерии отрываются от материнского растения и, подгоняемые ветром и течением, сами доставляют пыльцу к рыльцу женского цветка)

Задание 4.

Ералаш

1. Соцветие-корзинку имеет:

кукуруза;

осот +;

морковь;

рожь.

2. Соцветие - простой зонтик имеет:

Вишня +;

овес;

астра;

акация.

3. К однодольным не относится:

лук;

ячмень;

тыква +;

тюльпан.

4. Максимальной температуры для прорастания требует:

рожь;

кукуруза;

огурец +;

горох.

5. Позже остальных надо сажать:

Тыкву +;

лен;

рожь;

морковь.

Задание 5.

Почемучка

1. Любка двулистная - редкое растение из семейства орхидных. Подлежит охране. Белые цветки любки начинают издавать сильный запах только с наступлением вечера. Почему? (Опылители любки - бабочки, летающие в ночное время)

2. Почему в еловом лесу преобладают растения с белыми цветами: майник, ландыш и т. д.? (Под пологом елового леса всегда темно. Белые цветки здесь лучше других заметны для насекомых-опылителей)

3. Почему вкус плодов тыквы улучшается при хранении? (Мякоть плодов тыквы богата крахмалом. При хранении крахмал в тыкве под действием ферментов превращается в сахар, и вкусовые качества плодов улучаются)

4. Почему семя кувшинки плавает, а гороха - тонет? (Семя кувшинки имеет губчатое мешковидное покрывало, наполненное воздухом, которое, как поплавок, удерживает семя на поверхности воды. Семя гороха такого покрывала не имеет)

5. Семена чистотела муравьи расселяют, а кислицы - нет. Почему? (Мясистый белый придаток, имеющийся на поверхности семени чистотела, содержит масла, которые являются лакомой пищей для муравьев. Семена кислицы таких придатков не имеют)

Задание 6.

Сказочные растения

- Какие сказки связаны с растениями и их плодами?

- К каким типам относятся плоды упомянутых растений?

1. Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

Братья Гримм «Боб, соломина и уголек».

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».

(Плод - боб)

2. Русская народная сказка «Мужик и медведь» (рожь).

П. Ершов «Конек-горбунок» (пшеница).

Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо» (пшеница).

(Плод - зерновка)

3. Русская народная сказка «Мужик и медведь» (репа).

(Плод - стручок)

4. Ш. Перро «Золушка» (тыква).

Дж. Родари «Приключения Чиполлино» (тыква).

(Плод - тыквина)

5. Дж. Родари «Приключения Чиполлино» (вишенка и др).

(Плод - ягода)

• Из семян каких растений получают эти крупы?

- манная. (Пшеница)

- ячневая. (Ячмень)

- перловая. (Ячмень)

-«Геркулес». (Овес)

- толокно. (Овес)

- пшено. (Просо)

Задание 7.

Сельское хозяйство

- Вы агроном станции защиты растений. Какие меры, предупреждающие занос семян сорняков на пахотные земли, вы будете осуществлять?

(Примерный ответ: Необходимо тщательно...

а) очищать семена культурных растений от семян сорняков;

б) производить очистку тары, машин, орудий труда;

в) скашивать сорняки вдоль дорог и окраин полей до образования семян;

г) вносить навоз, который не содержит жизнеспособных семян растений)

- Вы агроном хозяйства. Будете ли вы учитывать экспозицию склонов (северная или южная) при проведении агротехнических приемов (посев, уборка) на склоновых землях? Почему?

(Примерный ответ: склоны северной и южной экспозиций получают неодинаковое количество солнечной энергии: южные - больше, северные - меньше.

Поэтому на южных склонах посев и уборку следует проводить раньше, а на северных - позже)

- Два фермерских хозяйства выращивали рожь. В одном хозяйстве провели запоздалую, в другом - преждевременную уборку ржи. Окажут ли влияние сроки уборки ржи на количество и качество семян?

(Примерный ответ: при запоздалой уборке полновесные семена осыпаются, колосья обламываются и опадают, питательные вещества семян вымываются дождями и росами; семена могут прорастать и загнивать в колосьях. Недозревшие семена щуплые, плохо вымолачиваются, легко травмируются, содержат мало питательных веществ. Уборку ржи целесообразно начинать, когда зерно достигает восковой спелости)

Задание 8.

Зашифрованные слова

- Прочитайте зашифрованные слова и исключите «лишнее».

1. Рьцлеы, льпныик, зьвазя, кстилоб. (Рыльце, пыльник, завязь, столбик. «Лишнее» - пыльник, не является частью пестика)

2. Льтпоо, льоха, влкере, рикеошн. (Тополь, ольха, клевер, орешник. «Лишнее» - клевер, единственное травянистое растение)

3. Ржкоуа, кршеоко, клестебе, чапчеок, чатликсише. (Кожура, корешок, стебелек, почечка, чашелистик. «Лишнее» - чашелистик, не является частью семени)

Подведение итогов.

Все члены команды, занявшей I место, получают «5».

Половина команды, занявшая II место, получает «4», другая половина - «5» (решают дети).

Все члены команды, занявшей III место, получают «4».

- Всем спасибо!

Рекомендуем посмотреть:

Игра по биологии, 7 класс

Игра путешествие по биологии для 8 класса

Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс

Конкурс эрудитов по биологии, 6-7 класс

Экологическая игра «Что? Где? Когда?» для 6-11 классов

Ольга Васильевна Дельдерова # 18 декабря 2015 в 17:32 0
Использую завтра на уроке. как раз подходит тематика. Успехов вам!
Ольга Олеговна Елизарова # 15 мая 2016 в 11:19 0
Спасибо за интересную игру! Буду использовать на уроке!
Татьяна Степановна Куликова # 30 июля 2016 в 18:45 0
Доброе время суток, здравствуйте! Спасибо за интересную разработку! Игру можно использовать как зачётное занятие по теме. Спасибо!