Оборудование: живые экземпляры цветов, натуральные плоды, семена («Аукцион»); конверты с кружками красного, желтого и зеленого цветов у каждого ученика («Светофор»); карточки, таблицы, открытки, рисунки, схемы для проведения других этапов; схемы типов цветов.
Музыкальное оформление: магнитофон и кассета с записью песни «Коробейники» («Эх, полным-полна коробушка...»).
На доске - схема «торговых рядов» (названия этапов игры).
Продолжительность игры - 40 минут.
Звучит музыка.
Ведущий. Наш урок называется «Ярмарка знаний». Самое главное на ярмарке - торг и товар. Команда, выгоднее других продавшая свои знания, станет победительницей.
Задание 1.
Аукцион
Путем жеребьевки определяем тему для каждой команды: «Цветок», «Плод», «Семя». На столе лежат живые цветы, плоды (тыква, помидор, горох, фасоль, орех), семена.
Команда получает задания:
1) описать тип доставшихся цветков (плодов, семян);
2) описать строение доставшихся цветков (плодов, семян);
3) описать функции доставшихся цветков (плодов, семян);
4) представление описаний «своего товара».
Задание 2.
Светофор
Устный тест - ведущий зачитывает вопрос и три последовательных ответа, а учащиеся должны поднять кружок соответствующего цвета:
красный - утверждение неверное;
желтый - ответ неполный;
зеленый - ответ правильный.
1. Цветковые растения размножаются:
- только семенами (пауза) (дети должны показать красный кружок);
- только вегетативно (пауза) (желтый кружок);
- и семенами, и вегетативно (пауза) (зеленый кружок).
(По этому принципу демонстрируются и все остальные вопросы)
2. Венчик цветка прежде всего:
- защищает главные части цветка (красный кружок);
- украшает цветок (желтый кружок);
- привлекает насекомых (зеленый кружок).
3. Двудомными называют:
- растения, цветки у которых собраны в соцветия (красный кружок);
- растения, у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на одной особи (желтый кружок);
- растения, у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на разных особях (зеленый кружок).
4. Зная особенности опыления цветковых растений, можно предположить, что они:
- возникли после появления всех групп насекомых на Земле (красный кружок);
- возникли до появления насекомых на Земле (желтый кружок);
- развивались одновременно с некоторыми группами насекомых (зеленый кружок).
5. В семенах растений органических веществ:
- больше, чем минеральных (красный кружок);
- меньше, чем минеральных (желтый кружок);
- столько же, сколько минеральных (зеленый кружок).
6. Наибольшее количество белка содержится в семени:
- подсолнечника (красный кружок);
- пшеницы (желтый кружок);
- фасоли (зеленый кружок).
Задание 3.
Черный ящик
1. В «черном ящике» лежат открытки с изображениями растений трех разных видов. Название одного из них отражено в много
численных песнях. Обычно период его цветения совпадает с временным похолоданием. Второе называют «лилией цветущих долин». Оно цветет в мае. Название третьего растения зашифровано в популярном романсе. Цветет в мае - июне.
Время -1 минута.
- Какие растения изображены на открытках?
- Что общего между ними?
(Черемуха, ландыш, белая акация. Все они многолетние растения с белыми ароматными цветками, собранными в соцветие- кисть. Опыляются насекомыми)
2. В «черном ящике» находится растение, которое достаточно широко распространенно в широколиственных лесах, однако его зеленых листьев никто никогда не видел. Можно встретить только лилово-розовые побеги, да и то только в короткий период, в апреле - мае.
- Какое растение находится в «черном ящике»?
- Каковы его биологические особенности?
(Петров крест. Растение-паразит, не содержит хлорофилла и живет за счет растения-хозяина (ясень, ольха, лещина), прикрепляясь к его корням.
Стебель (белый или розовый) расположен под землей, там он ветвится, образуя фигуры, напоминающие крест, что и послужило причиной видового названия. Листья у этого растения превратились в чешуйки. Цветки малиновые или пурпурные, собраны в густую кисть)
3. В «черном ящике» - водное растение.
Процесс его опыления воспет дедом Ч. Дарвина в поэме «Храм природы». Какое растение находится в ящике, как оно опыляется? (Валлиснерия, обитающая в реках и озерах. Двудомное растение. Мужские цветки валлиснерии отрываются от материнского растения и, подгоняемые ветром и течением, сами доставляют пыльцу к рыльцу женского цветка)
Задание 4.
Ералаш
1. Соцветие-корзинку имеет:
кукуруза;
осот +;
морковь;
рожь.
2. Соцветие - простой зонтик имеет:
Вишня +;
овес;
астра;
акация.
3. К однодольным не относится:
лук;
ячмень;
тыква +;
тюльпан.
4. Максимальной температуры для прорастания требует:
рожь;
кукуруза;
огурец +;
горох.
5. Позже остальных надо сажать:
Тыкву +;
лен;
рожь;
морковь.
Задание 5.
Почемучка
1. Любка двулистная - редкое растение из семейства орхидных. Подлежит охране. Белые цветки любки начинают издавать сильный запах только с наступлением вечера. Почему? (Опылители любки - бабочки, летающие в ночное время)
2. Почему в еловом лесу преобладают растения с белыми цветами: майник, ландыш и т. д.? (Под пологом елового леса всегда темно. Белые цветки здесь лучше других заметны для насекомых-опылителей)
3. Почему вкус плодов тыквы улучшается при хранении? (Мякоть плодов тыквы богата крахмалом. При хранении крахмал в тыкве под действием ферментов превращается в сахар, и вкусовые качества плодов улучаются)
4. Почему семя кувшинки плавает, а гороха - тонет? (Семя кувшинки имеет губчатое мешковидное покрывало, наполненное воздухом, которое, как поплавок, удерживает семя на поверхности воды. Семя гороха такого покрывала не имеет)
5. Семена чистотела муравьи расселяют, а кислицы - нет. Почему? (Мясистый белый придаток, имеющийся на поверхности семени чистотела, содержит масла, которые являются лакомой пищей для муравьев. Семена кислицы таких придатков не имеют)
Задание 6.
Сказочные растения
- Какие сказки связаны с растениями и их плодами?
- К каким типам относятся плоды упомянутых растений?
1. Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине».
Братья Гримм «Боб, соломина и уголек».
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».
(Плод - боб)
2. Русская народная сказка «Мужик и медведь» (рожь).
П. Ершов «Конек-горбунок» (пшеница).
Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо» (пшеница).
(Плод - зерновка)
3. Русская народная сказка «Мужик и медведь» (репа).
(Плод - стручок)
4. Ш. Перро «Золушка» (тыква).
Дж. Родари «Приключения Чиполлино» (тыква).
(Плод - тыквина)
5. Дж. Родари «Приключения Чиполлино» (вишенка и др).
(Плод - ягода)
• Из семян каких растений получают эти крупы?
- манная. (Пшеница)
- ячневая. (Ячмень)
- перловая. (Ячмень)
-«Геркулес». (Овес)
- толокно. (Овес)
- пшено. (Просо)
Задание 7.
Сельское хозяйство
- Вы агроном станции защиты растений. Какие меры, предупреждающие занос семян сорняков на пахотные земли, вы будете осуществлять?
(Примерный ответ: Необходимо тщательно...
а) очищать семена культурных растений от семян сорняков;
б) производить очистку тары, машин, орудий труда;
в) скашивать сорняки вдоль дорог и окраин полей до образования семян;
г) вносить навоз, который не содержит жизнеспособных семян растений)
- Вы агроном хозяйства. Будете ли вы учитывать экспозицию склонов (северная или южная) при проведении агротехнических приемов (посев, уборка) на склоновых землях? Почему?
(Примерный ответ: склоны северной и южной экспозиций получают неодинаковое количество солнечной энергии: южные - больше, северные - меньше.
Поэтому на южных склонах посев и уборку следует проводить раньше, а на северных - позже)
- Два фермерских хозяйства выращивали рожь. В одном хозяйстве провели запоздалую, в другом - преждевременную уборку ржи. Окажут ли влияние сроки уборки ржи на количество и качество семян?
(Примерный ответ: при запоздалой уборке полновесные семена осыпаются, колосья обламываются и опадают, питательные вещества семян вымываются дождями и росами; семена могут прорастать и загнивать в колосьях. Недозревшие семена щуплые, плохо вымолачиваются, легко травмируются, содержат мало питательных веществ. Уборку ржи целесообразно начинать, когда зерно достигает восковой спелости)
Задание 8.
Зашифрованные слова
- Прочитайте зашифрованные слова и исключите «лишнее».
1. Рьцлеы, льпныик, зьвазя, кстилоб. (Рыльце, пыльник, завязь, столбик. «Лишнее» - пыльник, не является частью пестика)
2. Льтпоо, льоха, влкере, рикеошн. (Тополь, ольха, клевер, орешник. «Лишнее» - клевер, единственное травянистое растение)
3. Ржкоуа, кршеоко, клестебе, чапчеок, чатликсише. (Кожура, корешок, стебелек, почечка, чашелистик. «Лишнее» - чашелистик, не является частью семени)
Подведение итогов.
Все члены команды, занявшей I место, получают «5».
Половина команды, занявшая II место, получает «4», другая половина - «5» (решают дети).
Все члены команды, занявшей III место, получают «4».
- Всем спасибо!
Игра путешествие по биологии для 8 класса
Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс
Ольга Васильевна Дельдерова # 18 декабря 2015 в 17:32 0 | ||
|
Ольга Олеговна Елизарова # 15 мая 2016 в 11:19 0 | ||
|
Татьяна Степановна Куликова # 30 июля 2016 в 18:45 0 | ||
|