Конспект урока биологии в 6 классе

Урок биологии в 6 классе по теме «Плоды и семена. Распространение плодов и семян»

Автор: Бубновская Татьяна Владимировна, учитель биологии ГБОУ СОШ №355 г.Санкт-Петербурга

Данная разработка урока составлена для 6 класса УМК В.В.Пасечника, но может быть использована при проведении уроков и по другим программам. Для закрепления материала используются загадки о плодах, которые рассматриваются с точки зрения биологических знаний и позволяют формировать устойчивый интерес к предмету. На уроке используется мультимедийный проектор с видеорядом различных плодов растений и способами их распространения.

Урок по теме «Плоды и семена. Распространение плодов и семян»

Цели:

- Сформировать представления о разнообразии плодов и способах их распространения;

- Формировать устойчивый интерес к предмету;

- Развивать познавательную активность учащихся;

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки с загадками, иллюстрации плодов, коллекции семян.

План урока:

1. Повторение (с использованием видеоряда растений)

- На какие систематические группы можно разделить все покрытосеменные растения? (Класс Двудольные и Класс Однодольные)

- Органы цветковых растений. (Корень, стебель, лист, цветок, плод)

- Признаки двудольных и однодольных растений.(Запас питательных веществ находится в 2 семядолях или в эндосперме, жилкование листьев сетчатое или дуговое, параллельное, корневая система стержневая или мочковатая)

- Особенности строения семян двудольных растений. (Семенная кожура, зародыш- 2 семядоли, корешок, стебелек почечка с листочками)

- Особенности строения семян однодольных растений. (Околоплодник, сросшийся с семенной кожурой, эндосперм, зародыш - 1 семядоля, корешок, стебелек, почечка с листочками)

Новый материал.

1. Многообразие плодов.

Плод – это генеративный орган, характерный для покрытосеменных растений. Он служит для формирования, защиты и распространения семян. Выделяют плоды сочные и сухие, односемянные и многосемянные.

(смотри таблицу в приложении)

2) Приведите примеры таких типов плодов.

- Костянка (сочный односемянный плод)  -  слива, вишня, персик, абрикос, черемуха.

- Ягода (сочный многосемянный  плод) -  черника, брусника, клюква, смородина, крыжовник, картофель, томат, баклажан, перец.

- Яблоко (сочный многосемянный) -  яблоня, груша, айва, рябина, боярышник.

- Померанец (сочный многосемянный)  -  цитрусовые (лимон, апельсин, мандарин, лайм).

- Тыквина (сочный многосемянный)  -  тыква, дыня, арбуз, кабачок, патиссон.

- Семянка (сухой односемянный плод) -  подсолнечник, одуванчик, лопух (репей), череда, осот.

- Зерновка (сухой односемянный )  - злаковые (рожь, пшеница, ячмень, овес, рис).

- Орех (сухой односемянный)  -  кокос, лещина, фундук.

- Крылатка (сухой односемянный) -  клен, липа, ясень, вяз.

- Боб (сухой многосемянный плод) -  бобовые (горох, фасоль, бобы, соя, акация, клевер, чина)

- Стручок (сухой многосемянный )  - крестоцветные (капуста, редис, репа, брюква, пастушья сумка).

- Коробочка (сухой многосемянный )  -  белена, дурман, табак, хлопчатник, гречиха, фиалка.

3)  Распространение плодов и семян  (демонстрация с использованием  мультимедийного проектора)

Основные способы распространения семян:  водой, ветром, насекомыми, птицами, животными, саморазбрасыванием.

Плоды и семена имеют приспособления, которые помогают при распространении тем или иным способом (например, парашютик у одуванчика помогает распространению ветром).

Проверка полученных знаний в форме теста.

Установите соответствие:

Признаки плодов и семян

Способ распространения

1. Плоды имеют сочную мякоть

1.  ветром

2. Плоды имеют перистые волоски

2.  водой

3. Плоды и семена мелкие, легкие

3.  животными

4. Плоды имеют крючочки

 

5. Плоды имеют плавательные (воздушные) мешочки

 

(Ответ:      1  -  3;  2  -  1; 3  -  1;  4  -  3;  5  -  2 )

4)   Закрепление материала  (Загадки)

-  В золотой клубочек

Спрятался дубочек.

(Желудь – орех)

-  В сенокос  -  горька,

А в мороз  -  сладка.

Что за ягодка?  

(Рябина – яблоко)

-  Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него,

И не будет ничего.

(Одуванчик – семянка)

-  Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдешь,

На себе их все найдешь.

(Лопух, репей – семянка)

-  В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья.  

(Зерно – зерновка)

-  На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков…

(Горох – боб)

- В огороде у дорожки  

Стоит солнышко на ножке,

Только жаркие лучи  

У него не горячи.

(Подсолнух – семянка)

-  Кафтан на мне зеленый,

А сердце – как кумач.

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч.

(Арбуз – тыквина, ягода)

-  На сучках висят шары –

Потемнели от жары.

(Слива – костянка)

- Круглое, румяное, я расту на ветке:

Любят меня взрослые  

И маленькие детки.

(Яблоко – яблоко)

-  Голова - на ножке,

В голове – горошки.

(Мак – коробочка

-  Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой,

На солнце потемнела я,

И вот теперь я спелая.

(Вишня – костянка)

-  Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

(Черемуха – костянка)

-  Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

(Картофель – ягода)

-  Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи,-

Меня ищи.

(Капуста – стручок)

- Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

 Дозревала под снежком

Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква   - ягода)

- Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина – сложный плод (соплодие). Тип плода – костянка.)

5) Д/з: параграф   30, 31.  Загадки, пословицы, поговорки о плодах.  Придумать примеры растений, имеющих перечисленные типы плодов.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока биологии в 8 классе

Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс

Конспект урока биологии для 7 класса

Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки

Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС

Бахитжан Гомаровна Касенова # 21 ноября 2014 в 16:58 0
Здравствуйте Татьяна Владимировна! Вами приведён интересный конспект урока, использованы загадки для закрепления темы , что способствует расширению кругозора учащихся и прививает интерес к предмету.Спасибо , примите мой голос
Светлана Николаевна Фролова # 24 февраля 2015 в 17:23 0
Очень познавательная и увлекательная методическая разработка! Спасибо, Татьяне Владимировне за чудесный урок для 6 класса!А закрепление изученного в форме загадок - удачный ход в построении урока. Благодарю!
Ольга Олеговна Елизарова # 15 мая 2016 в 11:41 0
Благодарю за интересный урок! Нашла для себя интересные формы закрепления материала