Конспект урока биологии, 7 класс. Многообразие простейших

Урок биологии в 7 классе. Тема: Многообразие простейших. Обобщение знаний по теме «Подцарство простейшие, или одноклеточные животные» (урок-викторина)

Цели: познакомить учащихся с многообразием простейших; обобщить знания об их классификации; рассмотреть меры борьбы с паразитическими одноклеточными животными и профилактики заражения ими; выявить роль Protozoa в биоценозах и жизни человека.

Задачи:

- обобщить полученные по теме знания;

- обосновать взаимосвязь строения и жизнедеятельности простейших и среды их обитания;

- распознавать на рисунках и уметь приводить примеры одноклеточных животных;

- учиться применять полученные знания на практике;

- продолжить формирование умения работать с дополнительной литературой и навыка работы в группах.

Тип урока: обобщающий.

Форма проведения: смотр знаний.

Оформление записей на доске: цели урока, домашнее задание, таблицы.

Оборудование: учебник В. М. Константинова, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко «Биология. 7 класс. Животные»; рабочая тетрадь; профессорская мантия, шапочка, микроскоп; таблицы с изображением простейших; распечатанные материалы для работы в группах.

Подготовительная работа.

Заранее подготовить костюм и выступление учащегося в роли Л. Левенгука; класс делится на группы, каждая получает задание придумать себе название, заготовить жетоны с эмблемой команды; каждая команда подбирает занимательные факты по строению и жизнедеятельности простейших; формируется состав жюри из старшеклассников и учителей биологии.

Структура урока:

1. Организационный момент - 1-2 мин.

2. Вводное слово учителя - 2 мин.

3. Выступление учащегося в роли А. Левенгука - 3 мин.

4. Сообщения учащихся - 8-9 мин.

5. Смотр знаний, состоящий из 4 конкурсов, - 20 мин.

6. Подведение итогов урока, выявление «знатоков», выставление оценок - 4 мин.

7. Объявление домашнего задания.

Ход урока

I. Организационный момент.

Подготовка учащихся к уроку.

II. Вступительное слово учители.

- Здравствуйте, уважаемые ребята и гости! Сегодня на уроке мы завершаем изучение живых организмов, относящихся к под- царству Простейшие. Мы увидим, насколько многообразно это подцарство, обобщим знания о классификации Protozoa, рассмотрим меры борьбы с паразитическими простейшими и выявим роль этих животных в природе и жизни человека. Сегодня нас посетил необычный гость - Антуан Левенгук. Давайте послушаем его рассказ.

III. Выступление учащегося в роли А. Левенгука (см. Приложение 1).

Учитель. Скажите, ребята, а почему я пригласила именно этого человека? (Ответ: он первый сконструировал микроскоп.)

- Да, действительно, благодаря этому любознательному голландцу людям открылся доселе неизвестный мир простейших организмов, недоступных для невооруженного глаза. А сегодня это подцарство находится в стадии процветания. Подробнее о многообразии одноклеточных животных мы узнаем из сообщения вашего товарища.

IV. Выступление учащегося с сообщением «Многообразие простейших».

- Итак, убедившись в многообразии мира одноклеточных существ, не будем забывать об огромной роли этих животных в биоценозах и жизни человека.

Многие виды простейших ведут паразитический образ жизни и являются возбудителями опасных и тяжелых заболеваний. О паразитических одноклеточных, профилактических мерах борьбы и значении Protozoa узнаем из сообщения.

V. Выступление учащегося с сообщением «Роль простейших в природе и жизни человека. Паразитические одноклеточные, меры борьбы с ними».

А. Левенгук. Из полученных на уроках по данной теме знаний и из этого выступления видно, насколько сложное строение имеют некоторые из так называемых «простейших», и простейшими мы их можем назвать только в том смысле, что тело их состоит лишь из одной клетки.

VI. Смотр знаний.

Учитель. А сейчас, ребята, поработаем в группах. Вы разбились на 3 команды и придумали им название. За оригинальное название и эмблему наше уважаемое жюри (представление членов жюри) добавит вам дополнительные баллы. Смотр знаний будет состоять из 4 конкурсов, после каждого из них будут подводиться итоги.

Далее разъясняется порядок работы, регламент (см. Приложение 2).

Задания конкурсов (см. Приложения 3, 4, 5).

VII. Итог урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание: § 12, вопросы; задания № 1, 2 в рабочих тетрадях (для участников команды № 1); задания № 3, 4 (для ребят из команды № 2); задания № 5, 6 (участникам команды № 3).

Приложения к уроку

Приложение 1

Перед закрытым занавесом прохаживается Левенгук, он в парике и профессорской шапочке, черной ниспадающей мантии. В руках держит микроскоп собственного изобретения.

Левенгук. Здравствуйте, ребята! Вы меня не узнали? Да, я тот самый купец из Голландии - Антуан Левенгук. Жил я очень давно - в XVII веке. Родился в 1632 году в городе Дельфте. Не бывали там? А жаль, очень красивый городок. Да... (Задумывается.) Отец мой уж очень хотел, чтобы я разбогател. Отправил учиться коммерции в Амстердам. Я родителей почитал, поэтому ослушаться не посмел: учебу закончил, дело собственное открыл - лавку суконную. Тканями торговал, парусиной. Дела в гору пошли.

Так и жил бы, как все обыватели, - потихоньку, полегоньку, да была у меня одна страсть - хобби по-вашему. Правилось мне стекла увеличительные шлифовать, вы их линзами называете, в дощечки вставлять да через тс стекла мир невидимый рассматривать. До чего же вокруг все интересно! Вот вы подумайте: капля воды дождевой из бочки - ну что, казалось бы, в ней такого? А вы на ту каплю через стекло увеличительное взгляните — кто только в ней ни живет! Думаете, у вас под ногтями, кроме грязи, нет ничего? Ошибаетесь! Видимо-невидимо анималькулей - «зверюшек» (в переводе с латыни) - там обитает. И не все они безвредные, есть такие противные - только держись! Так что вы руки чаще мойте с мылом. Вреда от этого не будет, только польза одна. У меня даже ваш царь Петр I в гостях побывал. Правда, инкогнито. Очень он мне приглянулся -такой любознательный, всем интересовался. И в микроскоп я ему посмотреть дал, да он так расчувствовался, что я даже подарил ему один. Говорят, до сих пор микроскоп этот цел и хранится в Кунсткамере (Петербурге).

Да и капля крови в микроскопе занятно выглядит, и листик дерева, и крылышко мушиное. Но любопытнее всего за обычной каплей воды из лужи наблюдать. Кишит она анималькулями - и жизнь у них своя, особая. Хотите посмотреть? Ну, смотрите и слушайте...

Левенгук уходит.

Приложение 2

Порядок проведении конкурсов и их оценка

Название конкурса

Задание

Максимальная оценка

1

2

3

«Решите задачу»

Каждой команде предлагается решить по две задачи, разыгранных в ходе лотереи (условия задач - см. Приложение 3)

5 баллов

«Узнайте объект»

Командам предлагается вытянуть карточку с изображением одноклеточного животного, назвать его и дать краткую характеристику

1 балл

«Самая, самое, самый...» (готовится заранее)

Каждая группа рассказывает по 2-3 занимательных факта о жизни простейших организмов

(см. Приложение 4)

3 балла

«Решите ребус»

Команды решают ребусы, подготовленные учителями (см. Приложение 5)

4 балла

Приложение 3

Конкурс «Решите задачу»

1. Одноклеточные развиваются очень быстро: численность амеб и жгутиконосцев может достигать 106 особей в 1 г влажной почвы, инфузорий-до 10 особей в 1 г лесной почвы. Как ни малы размеры этих животных, их общая биомасса может быть значительна и достигать 10 г на 1 м2. Подсчитайте общую биомассу почвенных одноклеточных животных на 1 га почвы.

2. Известно, что простейшие широко распространены в почве и в воде, однако в кипяченой воде они погибают. Почему?

3. Водоем, населенный простейшими, высох. Пошли дожди, заполнили водоем, и в нем снова появились простейшие. Объясните эго явление.

4. Учёным давно известно, что концентрация растворённых веществ в теле пресноводных простейших больше, чем в воде. Вода непрерывно накапливается в клетке, ее избыток выводится вместе с продуктами обмена через сократительную вакуоль. Что произойдет с организмом, если выведение веществ по какой-то причине будет остановлено?

5. Инфузория-туфелька плаваете большой скоростью. За 1 секунду она проплывает путь, в 8-10 раз превышающий длину ее тела. Медленнее плавают эвглены. Амебы ползают по дну или парят в воде значительно медленнее эвглен. Объясните эго явление.

6. В кишечнике человека паразитирует крупная инфузория - балантидий. В отличие от туфельки у нее нет клеточного рта, глотки и пищеварительных вакуолей. Почему?

Приложение № 4

Конкурс «Самая, самое, самый...»

1. Самые большие из когда-либо существовавших одноклеточных организмов - морские корненожки фораминиферы, относящиеся к роду нуммулитов. Известковые раковины этих простейших, живших более 70 млн лет назад, достигали в диаметре 22 см.

2. Самым быстрым из простейших считается представитель жгутиковых монас-стигматик. Этот одноклеточный организм может за 1 сек преодолеть расстояние, в 40 раз превышающее длину его тела.

3. Самые плодовитые среди простейших - глаукомы, размножающиеся прямым делением надвое каждые 3 часа. В течение суток от одной материнской клетки образуется более 500 дочерних, составляющих 6 поколений.

4. Самым первым русским человеком, познакомившимся с простейшими, вероятно, был Петр I. Во время своей поездки по Голландии, находясь в городе Дельфте, он пригласил первооткрывателя простейших Антуана Левенгука на свой корабль. Ученый продемонстрировал царю микроскоп и увиденных с его помощью «анималькулей».

5. Самое распространенное заболевание в мире, вызываемое простейшими, - малярия, или болотная лихорадка, она приносит огромный экономический и физический ущерб всему человечеству. Ежегодно малярией заражаются более 200 млн человек, и только в Африке более миллиона умирают от этой болезни.

Приложение 5

Конкурс «Решите ребус»

Из этого ребуса вы узнаете об особенностях строения простейших.

Рекомендуем посмотреть:

Урок – конференция по биологии в 7 классе

Конспект урока по биологии для учащихся 7 класса

Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки

Викторины с ответами по биологии для 7- 8 класса

Конспект урока биологии для 7 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!