Цели: познакомить учащихся с многообразием простейших; обобщить знания об их классификации; рассмотреть меры борьбы с паразитическими одноклеточными животными и профилактики заражения ими; выявить роль Protozoa в биоценозах и жизни человека.
Задачи:
- обобщить полученные по теме знания;
- обосновать взаимосвязь строения и жизнедеятельности простейших и среды их обитания;
- распознавать на рисунках и уметь приводить примеры одноклеточных животных;
- учиться применять полученные знания на практике;
- продолжить формирование умения работать с дополнительной литературой и навыка работы в группах.
Тип урока: обобщающий.
Форма проведения: смотр знаний.
Оформление записей на доске: цели урока, домашнее задание, таблицы.
Оборудование: учебник В. М. Константинова, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко «Биология. 7 класс. Животные»; рабочая тетрадь; профессорская мантия, шапочка, микроскоп; таблицы с изображением простейших; распечатанные материалы для работы в группах.
Подготовительная работа.
Заранее подготовить костюм и выступление учащегося в роли Л. Левенгука; класс делится на группы, каждая получает задание придумать себе название, заготовить жетоны с эмблемой команды; каждая команда подбирает занимательные факты по строению и жизнедеятельности простейших; формируется состав жюри из старшеклассников и учителей биологии.
Структура урока:
1. Организационный момент - 1-2 мин.
2. Вводное слово учителя - 2 мин.
3. Выступление учащегося в роли А. Левенгука - 3 мин.
4. Сообщения учащихся - 8-9 мин.
5. Смотр знаний, состоящий из 4 конкурсов, - 20 мин.
6. Подведение итогов урока, выявление «знатоков», выставление оценок - 4 мин.
7. Объявление домашнего задания.
I. Организационный момент.
Подготовка учащихся к уроку.
II. Вступительное слово учители.
- Здравствуйте, уважаемые ребята и гости! Сегодня на уроке мы завершаем изучение живых организмов, относящихся к под- царству Простейшие. Мы увидим, насколько многообразно это подцарство, обобщим знания о классификации Protozoa, рассмотрим меры борьбы с паразитическими простейшими и выявим роль этих животных в природе и жизни человека. Сегодня нас посетил необычный гость - Антуан Левенгук. Давайте послушаем его рассказ.
III. Выступление учащегося в роли А. Левенгука (см. Приложение 1).
Учитель. Скажите, ребята, а почему я пригласила именно этого человека? (Ответ: он первый сконструировал микроскоп.)
- Да, действительно, благодаря этому любознательному голландцу людям открылся доселе неизвестный мир простейших организмов, недоступных для невооруженного глаза. А сегодня это подцарство находится в стадии процветания. Подробнее о многообразии одноклеточных животных мы узнаем из сообщения вашего товарища.
IV. Выступление учащегося с сообщением «Многообразие простейших».
- Итак, убедившись в многообразии мира одноклеточных существ, не будем забывать об огромной роли этих животных в биоценозах и жизни человека.
Многие виды простейших ведут паразитический образ жизни и являются возбудителями опасных и тяжелых заболеваний. О паразитических одноклеточных, профилактических мерах борьбы и значении Protozoa узнаем из сообщения.
V. Выступление учащегося с сообщением «Роль простейших в природе и жизни человека. Паразитические одноклеточные, меры борьбы с ними».
А. Левенгук. Из полученных на уроках по данной теме знаний и из этого выступления видно, насколько сложное строение имеют некоторые из так называемых «простейших», и простейшими мы их можем назвать только в том смысле, что тело их состоит лишь из одной клетки.
VI. Смотр знаний.
Учитель. А сейчас, ребята, поработаем в группах. Вы разбились на 3 команды и придумали им название. За оригинальное название и эмблему наше уважаемое жюри (представление членов жюри) добавит вам дополнительные баллы. Смотр знаний будет состоять из 4 конкурсов, после каждого из них будут подводиться итоги.
Далее разъясняется порядок работы, регламент (см. Приложение 2).
Задания конкурсов (см. Приложения 3, 4, 5).
VII. Итог урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание: § 12, вопросы; задания № 1, 2 в рабочих тетрадях (для участников команды № 1); задания № 3, 4 (для ребят из команды № 2); задания № 5, 6 (участникам команды № 3).
Приложение 1
Перед закрытым занавесом прохаживается Левенгук, он в парике и профессорской шапочке, черной ниспадающей мантии. В руках держит микроскоп собственного изобретения.
Левенгук. Здравствуйте, ребята! Вы меня не узнали? Да, я тот самый купец из Голландии - Антуан Левенгук. Жил я очень давно - в XVII веке. Родился в 1632 году в городе Дельфте. Не бывали там? А жаль, очень красивый городок. Да... (Задумывается.) Отец мой уж очень хотел, чтобы я разбогател. Отправил учиться коммерции в Амстердам. Я родителей почитал, поэтому ослушаться не посмел: учебу закончил, дело собственное открыл - лавку суконную. Тканями торговал, парусиной. Дела в гору пошли.
Так и жил бы, как все обыватели, - потихоньку, полегоньку, да была у меня одна страсть - хобби по-вашему. Правилось мне стекла увеличительные шлифовать, вы их линзами называете, в дощечки вставлять да через тс стекла мир невидимый рассматривать. До чего же вокруг все интересно! Вот вы подумайте: капля воды дождевой из бочки - ну что, казалось бы, в ней такого? А вы на ту каплю через стекло увеличительное взгляните — кто только в ней ни живет! Думаете, у вас под ногтями, кроме грязи, нет ничего? Ошибаетесь! Видимо-невидимо анималькулей - «зверюшек» (в переводе с латыни) - там обитает. И не все они безвредные, есть такие противные - только держись! Так что вы руки чаще мойте с мылом. Вреда от этого не будет, только польза одна. У меня даже ваш царь Петр I в гостях побывал. Правда, инкогнито. Очень он мне приглянулся -такой любознательный, всем интересовался. И в микроскоп я ему посмотреть дал, да он так расчувствовался, что я даже подарил ему один. Говорят, до сих пор микроскоп этот цел и хранится в Кунсткамере (Петербурге).
Да и капля крови в микроскопе занятно выглядит, и листик дерева, и крылышко мушиное. Но любопытнее всего за обычной каплей воды из лужи наблюдать. Кишит она анималькулями - и жизнь у них своя, особая. Хотите посмотреть? Ну, смотрите и слушайте...
Левенгук уходит.
Приложение 2
Порядок проведении конкурсов и их оценка
Название |
Задание |
Максимальная |
1 |
2 |
3 |
«Решите задачу» |
Каждой команде предлагается решить по две задачи, разыгранных в ходе лотереи (условия задач - см. Приложение 3) |
5 баллов |
«Узнайте объект» |
Командам предлагается вытянуть карточку с изображением одноклеточного животного, назвать его и дать краткую характеристику |
1 балл |
«Самая, самое, самый...» (готовится заранее) |
Каждая группа рассказывает (см. Приложение 4) |
3 балла |
«Решите ребус» |
Команды решают ребусы, подготовленные учителями (см. Приложение 5) |
4 балла |
Приложение 3
Конкурс «Решите задачу»
1. Одноклеточные развиваются очень быстро: численность амеб и жгутиконосцев может достигать 106 особей в 1 г влажной почвы, инфузорий-до 10 особей в 1 г лесной почвы. Как ни малы размеры этих животных, их общая биомасса может быть значительна и достигать 10 г на 1 м2. Подсчитайте общую биомассу почвенных одноклеточных животных на 1 га почвы.
2. Известно, что простейшие широко распространены в почве и в воде, однако в кипяченой воде они погибают. Почему?
3. Водоем, населенный простейшими, высох. Пошли дожди, заполнили водоем, и в нем снова появились простейшие. Объясните эго явление.
4. Учёным давно известно, что концентрация растворённых веществ в теле пресноводных простейших больше, чем в воде. Вода непрерывно накапливается в клетке, ее избыток выводится вместе с продуктами обмена через сократительную вакуоль. Что произойдет с организмом, если выведение веществ по какой-то причине будет остановлено?
5. Инфузория-туфелька плаваете большой скоростью. За 1 секунду она проплывает путь, в 8-10 раз превышающий длину ее тела. Медленнее плавают эвглены. Амебы ползают по дну или парят в воде значительно медленнее эвглен. Объясните эго явление.
6. В кишечнике человека паразитирует крупная инфузория - балантидий. В отличие от туфельки у нее нет клеточного рта, глотки и пищеварительных вакуолей. Почему?
Приложение № 4
Конкурс «Самая, самое, самый...»
1. Самые большие из когда-либо существовавших одноклеточных организмов - морские корненожки фораминиферы, относящиеся к роду нуммулитов. Известковые раковины этих простейших, живших более 70 млн лет назад, достигали в диаметре 22 см.
2. Самым быстрым из простейших считается представитель жгутиковых монас-стигматик. Этот одноклеточный организм может за 1 сек преодолеть расстояние, в 40 раз превышающее длину его тела.
3. Самые плодовитые среди простейших - глаукомы, размножающиеся прямым делением надвое каждые 3 часа. В течение суток от одной материнской клетки образуется более 500 дочерних, составляющих 6 поколений.
4. Самым первым русским человеком, познакомившимся с простейшими, вероятно, был Петр I. Во время своей поездки по Голландии, находясь в городе Дельфте, он пригласил первооткрывателя простейших Антуана Левенгука на свой корабль. Ученый продемонстрировал царю микроскоп и увиденных с его помощью «анималькулей».
5. Самое распространенное заболевание в мире, вызываемое простейшими, - малярия, или болотная лихорадка, она приносит огромный экономический и физический ущерб всему человечеству. Ежегодно малярией заражаются более 200 млн человек, и только в Африке более миллиона умирают от этой болезни.
Приложение 5
Конкурс «Решите ребус»
Из этого ребуса вы узнаете об особенностях строения простейших.
Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки
Конспект урока по биологии для учащихся 7 класса
Конспект урока биологии для 7 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!