Автор: Кузнецова Елена Сергеевна, учитель биологии КГУ «Тобольская средняя школа №116» Костанайская область Тарановский район посёлок Тобол
Урок – конференция по биологии в 7 классе. «Класс Двудольные. Подкласс Сложноцветные»
Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:
Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека. Именно этот урок преследует третью версию воплощения в жизнь – воспитание человека, через изучения биологии. Этот урок представлен в виде конференции. Присутствует опережающее задание для учащихся. Выступления учащихся помогают формировать коммуникативные качества обучающих. Изучение одного подкласса подводит к мысли об охране всего Царства Растения.
Цель: выяснить основные особенности строения и жизнедеятельности подкласса сложноцветные их значением для человека.
Тип урока: конференция
Методы: словесные, наглядные.
Оборудование: интерактивная доска, картинки представителей подкласса сложноцветные.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступление учителя:
Цветы, о как они красивы!
Нежны, горды и терпеливы.
Они нам дарят чудо цвета,
Они цветут нам всё лето.
При этом, не прося взамен
Любви, добра и перемен.
Кузнецова Е.С.
Добрый день ребята! Сегодня у нас конференция, посвящённая красивому подклассу сложноцветные. Нам предстоит выяснить следующие вопросы:
1. Какие особенности в строении и жизнедеятельности подкласса сложноцветные имеются.
2. Основные семейства подкласса сложноцветные:
- семейство колокольчиковые
- семейство лобелиевые
- семейство сложноцветные.
3. Литературная страничка посвящённая подсемейству сложноцветные.
4. Значение охраны подсемейства сложноцветные и Царства Растения.
Вот такие большие четыре вопроса нам предстоит обсудить. Итак, переходим к первому вопросу: Какие особенности в строении и жизнедеятельности подкласса сложноцветные имеются.
(выступление 1 ученика)
Подкласс сложноцветных составляет не самую большую, но в целом наиболее высоко специализированную группу двудольных. Венчик у его представителей сростнолепестной. Часто наблюдается функциональная или морфологическая дифференциация цветков в соцветиях, что особенно характерно для представителей семейства сложноцветных. Завязь в основном нижняя и составлена 2 плодолистиками. Подкласс объединяет 5 порядков, 13 семейств, около 1400 родов и примерно 30000 видов. При этом семейство сложноцветные составляет 90% родов и видов подкласса. В порядке преобладают однолетние и многолетние травы, кустарники, деревья и древесные лианы.
Мы ознакомились с характерными общими особенностями подкласса сложноцветные. Переходим к ознакомлению с основными семействами подкласса сложноцветные и первое
семейство - семейство колокольчиковые.
(выступление 2 ученика) – на интерактивной доске идут картинки представителей данного семейства.
Семейство колокольчиковые включает около 50 родов и почти 1000 видов, встречающихся на всех материках, но с преобладанием в Северном полушарии. В большинстве это многолетние корневищные травы, растущие на открытых местностях. Очень любят светлые леса, луга, скалы. Особенно много колокольчиков в горах Кавказа и Сибири. На Курильских островах обитают лиановидные колокольчики.
Цветки – голубые, синие, лиловые или белые. Собраны в кисть или головчатые соцветия. В пазухах могут находиться одиночные цветки. Почти всегда они обоеполые, лепестки, сросшиеся с пятью тычинками. Пестик состоит из 3 реже из 2 или 5 плодолистиков, образующих нижнею завязь. Плоды обычно коробочки. Цветы опыляются насекомыми. Значение семейства колокольчиковые – декоративное, медицине, молодые побега некоторых съедобны.
(выступление 3 ученика) - на интерактивной доске идут картинки представителей данного семейства.
Семейство лобелиевые.
Данное семейство включает в себя 30 родов с 1300 видами. Большинство произрастают в тропической Америки. Можно встретить в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на болотах, сырых лугах.
Цветки похожи на цветки семейства колокольчиковые, но имеют отличие – двугубый венчик. Завязь 1 – 2 гнездная с длинными нитевидными столбиком. Плод коробочка или ягода. Жизненные формы-болотные и погружённоводные травы, кустарники, крупные пальмовидные деревья, гигантские травы до 10 метров высотой. Цветки в основном яркоокрашенные, поэтому их выращивают как декоративные растения. Некоторые используются в медицине для производства препаратов стимулирующие процесс дыхания.
(выступление 4 ученика) - на интерактивной доске идут картинки представителей данного семейства.
Семейство сложноцветные.
Второе название семейство сложноцветные – семейство астровые, включает в себя 1250 – 1300 родов с 25000 видов, встречающихся по всему миру. Это многолетние или однолетние травы, но в тропиках встречаются травянистые и древесные лианы, стеблевые и листовые суккуленты и даже деревья. Соцветие корзинка. Основа корзинки – расширенная верхушка соцветия. Размер корзинок разный, от нескольких миллиметров до 10 и более сантиметров. Число цветков колеблется от 1 до 1000 и более. Представители: лопух бодяк, чертополох, осот, одуванчик, череда, мать – и – мачеха, полынь обыкновенная. Многие из представителей злостные сорняки: дурнишник, амброзия тысячелистник. Листья простые, цельные или рассечённые. Опыление насекомыми. Часто плоды созревают без оплодотворения. Значение: лекарственное, медицина, сорняки, техническое, пищевое, декоративное, кормовое.
Мы ознакомились с основными семействами подсемейства сложноцветные. Интересно как данное подсемейство воспевают, описывать в литературе поэты. Давайте послушаем ребят ответственных за литературную страничку.
(выступление 5 ученика) – чтение наизусть стихотворения Драго О. «Белые рубашки…»
Белые рубашки
В жёлтенький горошек
Вышили ромашки
Вдоль лесных дорожек,
Нет, глазунью это
Из яичек мелких
Разложило лето
На полях – тарелках!
Вы не так смотрели:
На полях - салфетках
Отдохнуть присели
Солнышкины детки!
Желтые конфеты
Белые бумажки -
Знают все ответы
Хитрые ромашки!
Обойду сторонкой,
Пусть растут привольно.
Лепестки не трону…
Вдруг им будет больно...
(выступление 6 ученика) - чтение наизусть стихотворения Степанов Владимир « Одуванчик придорожный…»
Одуванчик придорожный
Был, как солнце золотым,
Но отцвёл и стал похожим
На пушистый белый дым.
Ты лети над тёплым лугом
И над тихою рекой.
Буду я тебе, как другу,
Долго вслед махать рукой.
Ты неси на крыльях ветра
Золотые семена,
Чтобы солнечным рассветом
Возвратилась к нам весна.
(выступление 7 ученика) загадки
Стоит солнышко на ножке,
А внутри горошки.
(подсолнух)
На тебя он глядит свысока —
Не найдешь горделивей цветка.
Он в осеннем саду властелин,
Это яркий цветной...
(георгин)
Длинноногие
Сестрицы
Вышли стайкой
На лужок.
Словно снег,
У них ресницы
И, как солнышко,
Глазок.
(ромашки)
Стоит разбойник у дороги,
Под одеждой прячет ноги.
И кто ни появляется,
За каждой цепляется.
(репейник)
На верхушке стебелька солнышко и облака.
(ромашка)
Кто ни прикасается, —
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
(репейник)
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
(колокольчик)
Переходим на последнюю страницу нашей конференции: Значение охраны подсемейства сложноцветные и Царства Растения.
(выступление8 ученика)
Подкласс сложноцветные входит в совокупность всех растений, которые составляют природные ресурсы. Используя природные ресурсы, человечество загрязняет природу. Основным источником загрязнения являются автомобили и промышленные предприятия. Они очень сильно влияют на жизнедеятельность растений, включая и подкласс сложноцветные. Пыль, выделяемая промышленными центрами и автомобилями оседает на растения и меняет их жизнь, а иногда и убивает растение. Все разрушающие вещества действующие на растения, действуют и на плодородие почвы. Все перечисленные загрязнители влияют на здоровье человека, т.к. жизнь человека непосредственно связана с жизнью растений. Мир растений очень разнообразный своими красками и формами. Без растительных сообществ человечество не сможет прожить долгое время. Наша задача беречь мир растений. Помнить простые истины сосуществования с растениями, помнить правила поведения в природе. Обязательно необходимо проводить уборки загрязнённых территорий и уже облагороженных территорий. Мы должны понять, что наша жизнь в наших руках и напрямую зависит от сохранения природы.
Пришло время подвести итоги нашей конференции.
Что вы узнали сегодня на уроке?
Зачем необходимо охранять растения?
Ваше настроение на конец урока?
Завершить нашу конференцию я хочу стихотворением Е. Шкловского “Ты береги нас”:
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
“Ты береги нас, береги!”
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
“Ты береги нас, береги!”
Остановил олень свой бег:
“Будь человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!”
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: “Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу”.
Рекомендуем посмотреть:
Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки
Конспект урока биологии для 7 класса
Конспект урока биологии в 8 классе
Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс
Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС