Конспект урока по биологии для учащихся 7 класса

Урок биологии в 7 классе

Автор-составитель: Цыганкова Анна Васильевна, учитель химии и биологии СШ при АОДКТС «Шағала», г. Актобе.

На данном уроке учащиеся знакомятся с многообразием одноклеточных животных, их строенимем, происхождением и значением в природе и в жизни человека.

Тема урока «Одноклеточные животные» 7 класс

Цель: дать понятие об одноклеточных животных 

Задачи:

- формировать знания учащихся   о многообразии животного мира, обобщить, систематизировать знания об одноклеточных животных;

- закрепить знания о внутреннем строении представителей типа Саркодовые и Жгутиконосцы, Инфузории;  уметь сравнивать процессы жизнедеятельности представителей данных типов;

- закрепить знания о положении представителей данных типов в системе органического мира и их значение в природе и жизни человека.

- воспитание бережного отношения к живым организмам.

Оборудование:  рисунки одноклеточных  животных, учебник

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, критическое мышление

Ход урока

I. Орг. момент. /сообщение темы урока, задач/

II. Проверка знаний учащихся.

Ответить на вопросы:

- Что такое систематика?

- Что такое классификация?

- Какие особенности животных взяты за основу классификации?

- На какие группы делятся животные?

- Почему животные объединяются в группу хордовых?

- Какую номенклатуру предложил Карл Линей?

- Что такое бинарная номенклатура?

III. Объяснение новой темы:

Наступило время путешествия в страну «Простейшие», в страну, которая по размерам не больше капли прудовой воды. Путешествуя по этой стране, мы должны проверить и расширить знания об одноклеточных животных: об их строении, поведении, месте в системе органического мира и значении в природе и жизни человека. Итак, не задерживаясь – в путь!

➣ Сколько простейших известно в природе? (70 тысяч видов)

➣ Почему животные этой группы получили название одноклеточные или простейшие?  (они просто устроены, их тело состоит из одной клетки).

➣ Правильно, но несмотря на простоту строения, это настоящие живые организмы. А как вы считаете? (да, они способны передвигаться, питаться, размножаться, дышать, для них характерен обмен веществ и энергии, они живут независимо и умирают)

➣ Антони Ван Левенгук вначале всех Простейших назвал «инфузориями» и отнес к одной группе животных. В настоящее время выделяют целых семь самостоятельных типов одноклеточных. Почему?  (потому что все они имеют различия в строении тела)

Мы ознакомимся с простейшими:

❖ Саркомастигофорами - (амебы, раковинная амеба, радиолярия, фораминифире) -  клетки не имеют плотной оболочки, поэтому у них нет постоянной формы, у некоторых имеются внешние раковины, или минеральный скелет;

❖ Ресничные – ( инфузория туфелька, инфузория трубач, балантидий сувойка, опалина) - снаружи тело покрыто плотной оболочкой, передвигаются с помощью ресничек, имеют два ядра, клеточный рот, глотку

❖ Споровики – (малярийный паразит, кокцидии – поселяются в клетках кишечника и желудка кроликов, кур и др. животных, заболевшие животные отказываются от питания и погибают) – паразитические , паразитируют в клетках и тканях и органах животных и человека, у них нет органов захвата пищи и передвижения

➣ Чем похожи и чем различаются Простейшие разных групп?

Ученые 17-18 веков Простейших представляли по-разному. Среди мыслителей того времени находились такие, которые говорили, что сам Бог, скрыв Простейших от невооруженного взгляда, выразил свое нежелание того, чтобы человек изучал их. Даже Карл Линней назвал мир Простейших «невидимым миром» и в своей книге «Система природы» описал его как один единственный род, характерно названный «хаос инфузориум». Одни ученые считали, что Простейшие устроены так же совершенно, как высшие животные и растения и отличаются от них всего лишь размерами. Другие – что Простейшие всего-навсего комочки «живой слизи», не имеющие никакого внутреннего строения. Сегодня уже не спорят по этому поводу, знают наверняка, что зачастую простейшие устроены сложнее, чем отдельная клетка многоклеточного организма, но проще, чем одноклеточный организм в целом.

Какое внутреннее строение имеют Простейшие? Ответим на этот вопрос, выполнив задание.

/повторение материала из курса биологии 6 класса по рисункам/

Задание: заполнить таблицу «Сравнительная характеристика Простейших».

Процессы жизнедеятельности

Амеба

Эвглена Зеленая

Инфузория-туфелька

1. Движение

При помощи ложноножек

При помощи жгутика

При помощи ресничек

2. Питание

Фагоцитоз, ложноножки, пищеварительная вакуоль

Фотосинтез

Рот, глотка, пищеварительные вакуоли

3. Дыхание

Через оболочку

Через оболочку

Через оболочку

4. Выделение

Сократительная вакуоль

Сократительная вакуоль

Сократительная вакуоль и порошица

5. Размножение

Бесполое

Бесполое

Бесполое и половое

6. Переживание неблагоприятных условий

Образование цисты

Образование цисты

Образование цисты

Сравнивая между собой  представителей  разных типов одноклеточных животных, что можно заметить?

- их тело состоит  из одной клетки, которая выполняет все необходимые  функции  живого организма – передвижение, питание, дыхание, выделение и т.д. сходно у них происходит размножение и образование цист.

Все это указывает на то, что все Простейшие родственны между собой.

От кого же произошли эти животные, кто их предок?

/рассказ учителя с помощью рисунка/

Самыми древними из одноклеточных животных ученые считают жгутиковых, способных подобно эвглене зеленой питаться как готовыми органическими веществами (на свету), так и органическими веществами (в темноте). Жгутиковые, имеющие хлоропласты, занимают как бы промежуточное положение между одноклеточными водорослями и одноклеточными животными. Следовательно, эти организмы родственны между собой и произошли от древних жгутиковых.

Ученые считают, что древние жгутиковые жили на Земле 1,5 млрд. лет назад.  Доказательствами происхождения одноклеточных животных от  древних жгутиковых служит наличие таких пресноводных одноклеточных животных, которые имеют одновременно и жгутики и ложные ножки, а также сходство в строении ресничек инфузорий со жгутиками эвглены зеленой, лямблии и др. жгутиковых.

Выполнение лабораторной работы № 13 «Знакомство со строением, движением и раздражимостью инфузории туфельки».

Какое значение простейших в природе и жизни человека?

- очищают воду;

- служат пищей малькам рыб, пресноводным рачкам дафниям и циклопам, личинкам комаров;

- образуют отложения известняка;

- по остаткам скоплений раковин вымерших морских одноклеточных животных геологи находят места залежей нефти и других полезных ископаемых;

- многие виды одноклеточных паразитируют в  органах животных и человека, вызывая заболевания (лямблия, дизентерийная амеба, балантидий, кокцидия)

IY. Закрепление

На Земле простейших насчитывается 70000 видов. Их не видно невооруженным глазом, однако они оказывают огромное влияние на окружающую среду и жизнь человека.

1. Ответить на вопрос:

В пробирку с культурой Эвглены зеленой добавили небольшое количество картофельного отвара. Пробирку поставили в темноту. Через две недели зеленая окраска культуры исчезла. Как вы думаете, погибли ли эвглены? Что будет, если пробирку поставить на свет?

Ответ: организмы не погибли, хотя и лишились своей зелёной окраски. Если пробирку поставить на свет, то появится зеленая окраска культуры.

В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней были обнаружены те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории «взобрались» на пальму?

Ответ: неблагоприятные условия, например, пересыхание водоема, инфузории переживают в состоянии цисты. Ветром цисты могли быть занесены на пальму

2. Биологического диктанта.

1. Вырост тела амеба ... (ложноножка)

2. Содержимое пищеварительной вакуоли ... (пищеварительный сок)

3. Вакуоль, удаляющая продукты обмена ... (сократительная)

4. Поступление в организм амебы пищи, воды и кислорода и вывод вредных веществ называется . (обменом веществ)

5. Защитная оболочка у амебы ... (циста)

6. Есть ли у амебы пищеварительная вакуоль? (есть)

Y. Домашнее задание § 36, оформить лабораторную работу, подготовить кроссворд

YI. Итог урока, выставление оценок

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки

Конспект урока биологии для 7 класса

Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС

Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс

Конспект урока биологии в 8 классе

Екатерина Чобанова # 8 июня 2013 в 20:46 +1
Анна Васильевна, спасибо, за представленный конспект! Во-первых, очень интересна задумка начального этапа урока. Это путешествие! А путешествие - это всегда что-то новое, интересное, познавательное. Так и ваш урок , он очень познавателен, интересен, насыщен дополнительной информацией. Во-вторых, понравилось то, что присутствует элемент повторения и закрепления раннее пройденного материала. Это тоже не маловажно. А кроссворд, дополняющий домашнее задание, очень интересный ход.Так как теперь выполнение домашней работы будет не таким уж и скучным!
Людмила Сергеевна Галкина # 27 сентября 2014 в 13:33 0
Спасибо за разработку, можно взять за основу опорного конспекта на урок, мне понравилось задание "заполнить таблицу «Сравнительная характеристика Простейших», оно поможет ребятам лучше запомнить основные характеристики простейших, рассмотреть их организацию в сравнении.
Ирина Алексеевна Бабичева # 9 октября 2014 в 12:41 0
Спасибо за урок, материал изложен очень доходчиво!
Бахитжан Гомаровна Касенова # 31 октября 2014 в 15:25 0
Здравствуйте Анна Васильевна ,мне понравился Ваш конспект урока, особенно сравнительный анализ трёх представителей одноклеточных, также вами представлены вопросы на закрепление,которые требуют логического мышления. Примите мой голос.
Эльмира Александровна Мынбаева # 10 ноября 2014 в 20:31 0
очень интересно! спасибо
Светлана Николаевна Фролова # 24 февраля 2015 в 17:37 0
Анна Васильевна, спасибо Вам за интересную разработку урока для 7 класса. Новый материал изложен педагогически грамотно и легок для детского восприятия. Я буду использовать конспект при проведении уроков. Спасибо!
Любовь Евгеньевна Чудинова # 3 апреля 2015 в 16:03 0
Анна Васильевна,здравствуйте.Мне понравилось ваше занятие своей практической направленностью,что прописано красной строкой в ФГОС. В этой связи интересно задание по составлению сравнительной таблицы.Правда я бы нашла место в этом путешествии место и для составления обобщающей схемы "Простейшие" чтобы выявить взамоположение видов внутри этого типа организмов. Спасибо за ваш труд,примите мой голос.
Надежда Николаевна Савенкова # 4 апреля 2015 в 07:36 0
Здравствуйте Анна Васильевна.Я далека от уроков биологии, но с удовольствием познакомилась с изложенным материалом. Как интересно и познавательно ребятам на Ваших уроках! Всё доступно,понятно и взаимодополняемо. Ловите мой голос+1
Алла Ивановна Топчий # 29 апреля 2015 в 08:45 0
Добрый день, коллега! Очень интересна задумка урока как игры-путешествия! Современных школьников сложно увлечь чем-либо, но вам это удалось. Разные приемы и методы обеспечили достижение целей и активизацию познавательной деятельности учащихся.
Спасибо Вам за урок!
Обязательно возьму на заметку!
Вера Александровна Полушкина # 13 июля 2015 в 02:00 0
Добрый день, Анна Васильевна. Разработка интересна, но по ФГОСам требуется не самому учителю излагать, а направлять детей и добиваться от них самостоятельности в получении знаний.
Елена Николаевна Кашникова # 31 октября 2015 в 19:12 0
Хороший урок, много познавательной информации. Особенно понравилась таблица "Сравнительная характеристика простейших".Ученикам удобно сравнивать и запоминать признаки классов разных групп простейши.х
Надежда Сергеевна Васбиева # 17 ноября 2015 в 20:15 0
Спасибо за урок.Таблица,действительно,поможет лучше запомнить материал.
Анна Владимировна Борисова # 9 мая 2016 в 08:47 0
Уважаемая Анна Васильевна! Урок великолепно продуманный, разработанный, методически отвечающий современным требованиям. Материал сложный преподноситься доступно