Экологическая игра «Человек и природа»
Автор: Артамонова Лариса Владимировна учитель биологии МБОУ Лицей №2 город Ступино
Цель мероприятия:
Обобщение имеющихся у учащихся знаний о многообразии растительного и животного мира; о влиянии деятельности человека на видовой состав живых организмов.
Формирование у учащихся бережного отношения к природе.
Вовлечение учащихся в активную природоохранную и экологическую деятельность.
в начале игры проводится жеребьевка
Этап 1. Вступительное слово
Ведущий. Мы рады приветствовать уважаемых родителей, учителей и учащихся 6 классов на сегодняшней игре. На сцену приглашаются команды 6 «в» класса, 6 «б» класса и 6 «а» класса. (звучит музыка)
Представление жюри.
Команды выходят на сцену и начинают свое представление
Представление команд.
Название команды, девиз (оценивается внешний вид, соответствие девиза и темы игры).
Этап 2. Разминка. Угадай кто это и где обитает?
Ведущий. Сейчас нам предстоит узнать знают ли наши игроки растительный и животный мир нашей планеты.
На экране слайды. Представители команд по - очереди называют растения и животных, если не знают представителя или ошибаются, ход переходит другой команде (слайды: брусника, василек, гвоздика, ежевика, хамелеон, жужелица, ондатра)
Этап 3. «Черный» ящик.
Ведущий. Прошу внести для каждой команды «черный» ящик (звучит музыка). В «черном» ящике лежит задание, выполнив которое, вы должны дать ответ.
•
Каким животным принадлежат данные части тела? Численность каких из этих животных резко сократилась и почему?
(кожные щитки – черепахе, перья – попугаю, известковый скелет -кораллу)
•
Каким растениям принадлежат данные части тела? Для каких целей их использует человек?
(шишка - кедру, плод – кокосовой пальме, семена – клену)
• Тела каких организмов образуют основу данных полезных ископаемых? Возобновимы ли эти природные ископаемые в современном мире, почему?
(торф – мхи.., каменный уголь – древние папоротники.., известняк – раковины древних животных…)
Этап 4. Ведущий.
Внимание! Летописцы сохранили и донесли до нас описание экологической катастрофы, произошедшей на острове Пасхи и имеющей социальные корни. Запись зашифрована и доступна лишь мудрым потомкам, которые сумеют восстановить последовательность событий и сделать вывод.
Командам раздается текст летописи.
Боги любят огромные каменные статуи на берегу океана.
На острове Пасхи было много лесов, зверей, птиц, океан богат рыбой.
Чтобы вырубить в скале статуи, надо рубить леса и из пальмового волокна изготовить веревки для установки статуй.
На острове Пасхи растет только грубая трава, нет леса, птиц, зверей. Люди голодают, живут в землянках, лодки изготовляют из прутьев и глины, рыбу ловят только у самого берега.
Люди жили хорошо, любили своих богов и жрецов.
Исчезли леса – не стало зверей и птиц, не стало материалов для строительства хижин и лодок, нечем стало ловить рыбу.
Страшный голод привел к каннибализму, погибли и жрецы, и слуги – численность населения сократилась в несколько раз.
Жрецы любят власть, а много статуй – значит много власти.
Народ должен вырубать в скалах статуи и устанавливать их на берегу – это нравится богам, и жрецы их племени станут могущественнее жрецов соседних племен.
Вывод сделайте сами.
(Вывод: Борьба жрецов за власть уничтожила цивилизацию острова Пасхи)
Пока команды работают, проводится конкурс для болельщиков.
•
Конкурс для болельщиков (подготовить ручки и листочки).
Ведущий.
Команда болельщиков, давшая самый быстрый и правильный ответ, принесет своей команде 2 балла (текст задачи на экране).
Шла из леса тетя Зина,
Сто грибов несла в корзине.
Подошел Лисичкин Колька
– Тетя Зина, белых сколько?
- Сыроежек много было
Я считала, но забыла,
Белых меньше в десять раз,
Это помню как сейчас.
Есть тут парочка маслят
И десяточек опят…
- Ну а белых, белых сколько?
- Вот не помню да и только!
Кто подскажет тете Зине,
Сколько беленьких в корзине?
Ведущий.
Итак, капитаны команд, какой вывод вы смогли сделать изучив древнюю летопись?
(зачитываются выводы, текст летописи выведен на экран)
Этап 5. Ведущий. К сожалению влияние хозяйственной деятельности человека на природу и в современном мире приводит к разрушительным последствиям. Продолжается бесследное исчезновение одних живых организмов, сокращается численность других.
Задание. Перечислите причины гибели живых существ в результате хозяйственной деятельности человека.
Пока команды готовятся к выступлению проводится конкурс для болельщиков.
•
Конкурс для болельщиков «Дальше, дальше…»
Вопросы поочередно задаются командам, если ответ неверный, то право ответа переходит другой команде.
Команда болельщиков, давшая наибольшее количество правильных ответов, принесет своей команде 2 балла.
1. Растения, нежелательные в сельскохозяйственных угодьях (сорняки)
2. Газовая оболочка Земли (атмосфера)
3. Поедание одного организма другим (хищничество)
4. Совокупность всех видов животных (фауна)
5. Самое страшное бедствие в лесу (пожар)
6. Водная оболочка Земли (гидросфера)
7. Совокупность всех видов растений (фауна)
8. Международный список вымирающих видов растений и животных (Черная книга)
9. Поедание животных особей своего вида (каннибализм)
10. Список находящихся в опасности видов растений и животных (Красная книга)
Этап 6.
Ведущий. Командам предстоит назвать виды растений и животных находящихся в списке «Красной книге» Российской Федерации (на экране слайды)
В этом конкурсе выигрывает команда назвавшая наибольшее количество видов (учащимся необходимо заранее сообщить об этом конкурсе)
Этап 7.
Ведущий.
Страшно даже представить нашу планету безжизненной. Что можете сделать вы, школьники, чтобы сохранить нашу природу?
Учащиеся обсуждают решение данной проблемы, вносят свои предложения.
Ведущий.
Давайте сбережем нашу планету для будущих поколений!
Дети читают стихи (звучит музыка)
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса
Мы хотим, чтоб солнце грело
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий ёж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь! (Изменённый текст детской песни «Мы хотим, чтоб птицы пели»)
Жюри подводит итоги конкурса.
Текст задачи для болельщиков и текст летописи использованы из книги
Н. Л. Галеевой «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. М.: «5 за знания», 2006.-144с.- («Методическая библиотека»).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока-исследования по биологии для 9 класса
Сценарий досугового экологического мероприятия, посвященного Дню эколога, 7-11 класс
Конспект урока биологии по теме: Хищные птицы 8 класс
Конспект урока биологии в 8 классе. Общие признаки пресмыкающихся
Похожие статьи:
Сюжетно ролевая игра по экологии для 6 класса
Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс
Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС
Конспект урока биологии в 8 классе
Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки