Биология - 9 класс
Урок – исследования «Развитие жизни на Земле» 9 класс
Цель: развитие интеллектуальной, познавательной и духовной сфер учащихся, их творческих способностей, через различные типы и формы уроков по теме “Развитие представлений о возникновении жизни”.
Задачи:- создать условия для ознакомления эволюции растительного и животного мира на нашей планеты;
- совершенствовать умение работы с текстом, составлять схемы, развивать логическое мышление и умение анализировать;
- расширить биологический кругозор, развить интерес к предмету биология;
- воспитание ответственного отношения к жизни в целом и своей собственной.
Тип урока: изучение новой темы
Форма урока: индивидуальные, групповые
Методы: словесные, частично - поисковые, репродуктивные
Ход урока:
1. Организационный момент (приветствие, постановка цели и задач на урок, создание положительного настроения на урок).
2. Введение в тему:
Всегда ли жизнь была,
Иль создана могучею рукою?
Из космоса она пришла,
Иль зарождаться может заново, в покое?
Мы будем спорить, это обсуждать,
Доказывать, опровергать.
Нам чашу знаний нужно до конца испить...
Загадку жизни мы сумеем разрешить!
Смирнова Л.В.
В течение урока нам необходимо ответить на один главный вопрос: Как происходила развития жизни на Земле? Вот этим исследование мы и займёмся.
(класс заранее разделён на группы, каждая группа получает задание, которое выполняет 8 минут. Следующий этап урока – защита своей проделанной работы. Переходя от эры к эре исследование завершается. Все результаты ребята оформляют на ватмане в виде мини – проекта. Ребята получает всё необходимое для урока: ватман, фломастеры, цветные карандаши и ручки, цветные самоклеющиесяспикеры)
3.Основная часть урока:
Карточка задание: получает каждая группа.
1. Название эры.
2. Названия периодов.
3. Условия неживой природы.
4. Развитие растительного мира.
5. Развитие животного мира.
(оформление задания на ватмане произвольно, красочно. Всю информацию учащиеся получают из дополнительной литературы, которую нашли заранее и проработали дома, учитель только обязательно должен проконтролировать нужную подборку материала по всей теме. Кому какая эра достаётся ребята узнают на уроке).
4.Последовательный разбор темы, защита мини –проектов по теме исследования.
(группы устно выступают, показывают свой мини – проект.Остальные ребята, слушая должны оценить работу группы и проследить правильность с точки зрения биологии его выполнение).
5.Рефлексия: учитель под музыку читает отрывок Жозеф-Анри Рони-старший “Борьба за огонь”.
“Целый день шли Нао, Гав и Нам по саванне. Она была в расцвете своих сил; травы качались, набегали друг на друга, как морские волны, саванна колыхалась под легким ветерком, трескалась на солнце, излучала в воздух бесчисленные ароматы. Она была грозна и обильна, монотонна в своей необъятности и вместе с тем разнообразна. Среди моря злаков, островов дрока, полуостровов вереска цвели зверобой, шалфей, лютики, сердечники.
Местами обнаженная земля жила медлительной жизнью камней, устоявших против натиска растительности. Дальше снова тянулись поля, усеянные цветущими мальвами, шиповником, васильками, красным клевером и кустарниками.
Невысокие холмы перемежались с ложбинками и болотами, где кишели насекомые, и пресмыкающиеся… В воздухе скользили дрофы, куропатки, парили журавли и вороны. Табуны лошадей и стада лосей пересекали зеленую равнину… Лес то опускался в ложбины, то вновь поднимался на холмы, порождая все виды растений, все разновидности животных. В лесу водились гиены, волки, кабаны, лани, козы, муфлоны, носороги в тяжелом панцире и даже львы-великаны, встречающиеся все реже и реже; вымирание этой породы началось уже сотни веков тому назад. Встречался там и мамонт, губитель деревьев; пребывание его в лесу было более опустошительным, нежели циклоны и наводнения”.
Вопрос учащимся: Что вы сегодня узнали на уроке?
(ребята отвечают)
6.Итоги урока:
...В природе мировой,
В борьбе стихий,
В развитии постепенном
Все существа,
Все формы создались,
И Жизнею
Могучею зажглись!
Э. Дарвин
Учитель оценивает работу каждого учащегося. Домашнее задание.
Список использованной литературы:1.Биология. Введение в общую биологию и экологию: А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. М.: Дрофа, 2006.
2.Детская энциклопедия том 1,2.М, «ТЕРРА»-«TERRA», 1995г.
3.Развитие жизни на Земле. Гремяцкий М.А, Гремяцкая М.Е. Ленинград,1936г.
4.дивительная планета Земля – атлас эволюции. «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2003 г.
Рекомендуем посмотреть:
Экологическая игра в 6 классе. Сценарий
Сценарий досугового экологического мероприятия, посвященного Дню эколога, 7-11 класс
Конспект урока биологии по теме: Хищные птицы 8 класс
Конспект урока биологии в 8 классе. Общие признаки пресмыкающихся
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по биологии 6-7 класс
Конспект урока биологии для 5 класса по УМК Вахрушев А.А. в рамках ФГОС
Конспект урока биологии в 8 классе
Мастер-класс. Изготовление макета инфузории-туфельки
Конспект урока биологии для 7 класса