Сюжетно-ролевая игра-викторина «Спасти природу», 6 класс
Участники: учащиеся 6-го класса, учитель географии.
Цели:
1) акцентировать внимание учащихся на существующих экологических проблемах;
2) показать посредством включения детей в игровые ситуации необходимость знаний, которые могут помочь решать экологические проблемы, связанные с деятельностью человека;
3) способствовать развитию у учащихся творчества и коммуникативных умений и навыков.
Подготовительная работа
1. Разрабатывается сценарий игры.
2. Распределяются роли между членами классного коллектива.
3. Продумываются элементы костюмов, музыкальное сопровождение.
4. Составляются вопросы викторины, проводится выбор проблемных экологических ситуаций, путей их решения.
5. Оформляется кабинет.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) кассета с записанными мелодиями «Песенки Водяного», «Песни о дружбе»;
б) реквизит для сказочных героев;
в) карточки с экологическими ситуациями;
г) тест «Экология и человек».
Ход игры
Ведущий (классный руководитель)
Одну простую сказку,
А может и не сказку,
А может не простую
Расскажем мы сейчас,
Как в тридевятом царстве,
А может и не в царстве,
А в море и на суше
Невесело у нас.
Вы спросите, почему не весело?
Вчера сказочные герои получили задание узнать, как живет наша природа. И сейчас мы узнаем, что же они выяснили. Наши герои уже у нас в гостях. Встречаем удивительного, загадочного, мокрого болотного Водяного.
Под музыку «Песенка Водяного» появляется Водяной.
Водяной
Я Водяной, я Водяной
И обращаюсь я с водой.
Ох, грязная водица,
Ну как же в ней водиться?
Фу, какая гадость!
И рыбки гибнут во пруду,
И раки прячутся во тьму.
Страдают все подружки:
Пиявки и лягушки.
Ох, жизнь наша жестянка!
А ну ее в болото...
Живем мы — как поганки!
А нам летать охота.
Появляется Баба Яга.
Баба Яга. Ой, милый, и не думай летать! В воздухе- то что творится!
Водяной. А что?
Баба Яга (поет)
Я теперь не в веселе
И не летаю на метле,
Хоть сама не верю я
В эти суеверия.
Воздух грязен, воздух мрачен
И совсем он не прозрачен.
Даже ступа не летит
И метелка барахлит.
Виноваты в том машины —
Загрязнили все кругом!
Неужели мы дружина,
Не спасем наш общий дом?
Водяной. Ох, Яга-Яга, мое болото грязное, твои владения ничуть не лучше А может, нам отправиться в город?
Появляется Домовой.
Домовой
Город, город, ты могуч,
Нагоняешь грязных туч.
Там, где выхлопные трубы,
Там зараза, грязь, простуды.
Речка грязная бежит,
Рыбой вовсе не кишит.
А вокруг стоят заводы,
Возле них одни отходы.
Надо срочно в лес бежать —
Чистым воздухом дышать.
Бежит Леший с противогазом.
Леший. Вы что-то тут о лесе говорите?
Водяной. Да, хотим к тебе в лес: отдохнуть, природой насладиться.
Домовой. Чистым воздухом подышать.
Баба Яга (запевает)
В темно-синем лесу,
Где трепещут осины,
Где с дубов-колдунов
Облетает листва...
Леший (прерывает). Вот-вот, действительно, в темно-синем от грязи и копоти. И осины трепещут от страха перед дикими туристами. И листва облетает, а вместе с ней падают деревья, которые вырубают люди. Баба Я га. Ой-ой-ой... Водяной. Как же так?
Баба Яга. Ну, подожди, а что же тогда с моими любимыми зверюшками?
Леший
Лес для птичек и зверят
Дом родной — так говорят.
Только в доме не уютно:
Дымно, шумно, многолюдно.
Зверям страшно,
Птичкам жутко.
Жизнь для них уже не шутка.
Раздаются выстрелы, прячась за сказочных героев, бежит Лиса.
Баба Яга. Что с тобой, рыженькая?
Лиса тяжело дышит и продолжает прятаться.
Домовой. Что же случилось?
Леший. Ну что такое?
Лиса
Лес для птичек и зверят
Дом родной — так говорят.
Но не верьте — это ложь!
Вот увидишь сам, поймешь.
В доме так полно людей,
Идет охота на зверей.
Еле ноги унесла,
Едва шубку сберегла,
Прятаться не знаю где.
Скоро, скоро быть беде.
Ведущий. Что же мы будем делать?
Леший. Кто же нам поможет?
Баба Яга. Природу может спасти и защитить только тот, кто ее хорошо знает. Но вот кто это?
Ведущий. Я, кажется, знаю, кто нам поможет. Нам помогут ребята. Уж они-то являются знатоками природы Им знаком каждый листок, каждая травинка, да и животных они хорошо знают.
Домовой. Не верю, не верю.
Водяной. Да куда им.
Ведущий. А давайте проверим. Вы, уважаемые сказочные герои, будете жюри, а ребят мы приглашаем поучаствовать в экологической викторине.
Класс делится на две команды и начинается экологическая викторина, которую проводит Ведущий.
Первый конкурс «Удивительные растения и животные Псковской области»
Варианты вопросов:
1. Какое дерево наших лесов самое крепкое и долговечное? (Дуб.)
2. Древесина какого дерева используется при изготовлении ящиков, спичек? (Осины.)
3. Каких зверей зовут шатунами? (Медведей.)
4. Какие птицы ночуют зимой, зарывшись в снег? (Тетерева, рябчики.)
5. Какое животное в наших лесах является самым большим? (Лось, медведь.)
6. Назовите самый распространенный лекарственный кустарник наших лесов. (Малина.)
7. Какие звери живут зимой под снегом? (Мыши-полевки.)
8. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, так как она его отбросит.)
9. Какой обитатель наших лесов носит название месяца? (Майский жук.)
10. Назовите самого крупного хищника наших лесов. (Медведь.)
Второй конкурс «Экологические ситуации»
Каждая команда берет карточки с экологическими ситуациями. Задача участников — написать как можно больше вариантов борьбы с негативными последствиями этих ситуаций.
Экологические ситуации:
1. На большой территории вырубили лес.
2. Туристы в лесу после отдыха оставили кострище.
3. Фабрика сбрасывает в реку отходы.
4. Туристы после отдыха оставили в лесу много мусора.
Третий конкурс «Веришь — не веришь»
Верите ли вы, что...
1) ...человек в день расходует до 300 л воды в день. (Да, в древности человек потреблял 12—18л воды, в XIXв.— 40— 60 л, в настоящее время, в связи с возрастающими потребностями, количество употребляемой воды увеличилось до 300Л, а в крупных городах — до 500 л.)
2) ...дуб способен за 1 ч выработать 1,5 кг кислорода. (Да, а за день дуб вырабатывает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 64 человек.)
3) ...из всех живых организмов опаснее всего для природы животные. (Нет, человек — самый опасный враг природы: своей хозяйственной деятельностью он разрушает целостность природы, почву, загрязняет воду, воздух.)
4) ...1 га хвойного леса в день выделяет столько полезных веществ, сколько необходимо для уничтожения вредных микроорганизмов, обитающих в воздухе городских улиц. (Да, 1 га хвойного леса в день выделяет до 30 кг полезных веществ — фитонцидов, губительно влияющих на микроорганизмы, являющихся возбудителями многих болезней.)
5) ...меньше всех потребляет кислорода легковой автомобиль. (Нет, наоборот, больше всех: за 1 тыс. км пробега он потребляет столько кислорода, сколько хватило бы человеку на целый год.)
6) ...микроорганизмы могут приносить не только вред, но и пользу. (Да, это санитары планеты, так как они очищают поверхность Земли от накопившихся останков.)
Четвертый конкурс «Экология и человек»
Команды получают тест из 10 вопросов, необходимо найти верный ответ.
Тест «Экология и человек»
1. Самое распространенное вещество воздуха:
а) кислород; в) углекислый газ;
б) азот; г) аргон, неон и другие газы.
2. «Легкими планеты» называют:
а) луга; в) леса;
б) водоемы; г) степи.
3. Самый главный потребитель пресной воды:
а) человек; в) промышленность;
б) город; г) сельское хозяйство.
4. Больше всего Мировой океан загрязняет:
а) морской транспорт;
б) фабрики и заводы;
в) животные.
5. Почву можно восстановить, посадив:
а) деревья;
б) многолетние травы;
в) кустарники.
6. Одна из причин изменения климата за последнее время:
а) избыток углекислого газа;
б) распашка плодородных земель:
в) вырубка лесов.
7. Животные готовятся к зиме тогда, когда:
а) происходит резкое похолодание;
б) начинается листопад;
в) сокращается длина светового дня.
8. Почему весной осуществляют побелку деревьев?
а) Чтобы деревья выглядели эстетичнее;
б) это защитит дерево от солнечных ожогов;
в) это способствует образованию новых ветвей.
9. Почему нельзя сжигать опавшие листья деревьев?
а) Они содержат много тяжелых металлов, вредных для
атмосферы;
б) это ведет к разрушению озонового слоя;
в) увеличивается в почве количество пестицидов.
10. Наибольшую роль в экологии города играют насаждения:
а) тополя; в) березы;
б) липы; г) каштана.
Правильные ответы: 1 — б; 2 — в; 3 — г; 4 — а; 5 — б; 6 - а; 7 - в; 8 - б; 9 - а; 10 - а.
Подведение итогов
Баба Яга, Домовой, Водяной, Лиса, Леший выходят на сцену.
Баба Яга. Ох, и покорили вы нас своими знаниями; ох, и удивили вы нас.
Водяной объявляет результаты игры, а Домовой, Лиса, Леший стоят в сторонке и шепчутся.
Ведущий. Ведь я же говорила вам, что наши ребята все знают. (Обращается к Лисе, Домовому, Лешему.) А о чем это вы тут шепчетесь?
Леший. Да... Вот... вы такие умные... все знаете и мы. хотим вам предложить... Говорите вы (Домовому и Лисе), я волнуюсь.
Лисичка (волнуясь). Ребята! А может, мы все вместе будем оберегать природу?
Домовой. Охранять наш общий дом.
Баба Яга (пританцовывая)
И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака...
Лисичка. И кузнечик запиликает на скрипке.
Водяной
С голубого ручейка
Начинается река.
Леший. Ну а чистая природа...
Домовой. Воздух, лес, вода, земля...
Все персонажи (вместе). С добрых дел наших, друзья!
Звучит песня В. Шаинского «Улыбка», и сказочные герои уходят.
Литература
1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М., 2004.
2. Классные классные дела. Вып. 2 / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М., 2006.
3. Никишов А.И. и др. Экология. М., 2000.
4. Сгибнева Е.П. Классные часы. Ростов н/Д, 2005.
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассные мероприятия по экологии в школе для 5 - 11 классов
Внеклассное мероприятие, 8-9 класс. Охрана окружающей среды
Экологические конкурсы для младших школьников
Классный час по экологии «Земля наш общий дом», 10 класс
Внеклассное мероприятие по экологии, 7-8 класс. Экология и война