Экологические конкурсы для младших школьников

Экологические игры-конкурсы для начальной школы

Игровые занятия по экологии, содержанием которых являются игры-конкурсы

Игры-конкурсы, игры-состязания основаны на ярко проявляющейся особенности младшего школьника — желании постоянно сравнивать себя с другими, соперничать, которое заложено в детской природе.

Игры-конкурсы, как видно из названия, построены на соревновательности, состязательности в области познания природы и природных явлений. Они требуют от ребят проявления смекалки, разносторонних знаний в области природы. По своему характеру — это интеллектуальные состязания по различным направлениям в области экологического образования и воспитания: знания о природе, способы деятельности в природе, культура поведения в природе, охрана природы. В них всегда есть победители и проигравшие. Но выигрыш или проигрыш стимулируют познавательную активность ребенка, желание читать и узнавать новое, расширять круг чтения.

Успех игровых занятий, содержащих игры-конкурсы, зависит от:

- интересных и занимательных вопросов;

- четкой, простой, наглядной системы оценок и их фиксации;

- равных по силам команд;

- широкого кругозора ведущего;

- системы награждения победителей.

Не стоит забывать, что игровое занятие по экологии, содержанием которого являются игры-конкурсы или игры-состязания — это не урок, и поэтому во время их проведения возможны и шум, и смех, и активное передвижение детей. Надо учесть, что младшие школьники, как правило, не умеют работать в группах. Их надо учить совместной умственной работе; если этого не делать, то в познавательных конкурсах будут участвовать только эрудированные дети, а другим станет неинтересно, игра не даст воспитательного результата. Победителей в игре можно награждать и призами: книгами, игрушками, играми и т. д. Вполне подойдут и самодельные медали.

Игра-конкурс «Природа и мы»

Задачи: расширение знаний ребенка о природе и природных явлениях; формирование навыков коллективной работы.

I тур (Отборочный)

Проводится для всего класса. Кто первым ответит правильно на вопросы учителя, получает жетон. Три игрока становятся участниками 2-го, 3-го, 4-го туров. Вопросы для участников — одинаковые. Кто дал ответ точнее и правильнее, тот становится победителем.

1. Чьи это слова: «Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»? (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой.)

2. Какого из этих видов дождя не бывает? (Грибной, слепой, скорый.)

3. Кто из этих животных не живет в тайге? (Волк, жираф, лиса.)

4. Какие из этих птиц занесены в Красную книгу? (Утка-мандаринка, сокол, воробей.)

II Тур

1. Какой из этих грибов ядовитый? (Белый гриб, дождевик грушевидный, белый навозник.)

2. Какое из этих растений является лекарственным? (Крапива, колокольчик, синий василек.)

3. Кого называют королем грызунов? (Суслик, бобер, хомяк.)

4. Все ли названные деревья лиственные? (Сосна, клен, береза).

III Тур

1. Кого называют глазастым охотником? (Варан, стрекоза, лягушка.)

2. Кого на свете больше всех? (Насекомые, растения, животные.)

3. Какого жука называют опасным преступником? (Майский жук, колорадский жук, жук-олень.)

4. Какая из бабочек появляется ранней весной первой? (Крапивница, переливница, адмирал.)

IV Тур

1. Какие из этих насекомых полезные? (Божья коровка, пчела, долгоносик.)

2. Какие из этих животных вымерли? (Птица моа, птица дроит, зебра, квагча.)

3. Какое из животных живет в пустыне? (Верблюд, тигр, волк.)

4. Назовите перелетных птиц. (Кукушка, ласточка, стриж.)

Вопросы для зрителей

- Кит и дельфин — это рыбы? (Млекопитающие)

- Какая рыба называется именем человека? (Карп)

Финал

Из слова «Природоведение» составьте за одну минуту как можно больше слов.

Подведение итогов.

Конкурс «Самые, самые, самые...»

В этом конкурсе необходимо ответить на вопросы и задать вопросы другим командам.

1. Самое большое в мире животное. (Синий кит. Вес до 150 тонн.)

2. Самое большое наземное животное. (Слон)

3. Самая быстрая птица нашей местности. (Стриж)

4. Самая крупная птица в мире. (Страус. Рост до 2,7 м. Яйцо страуса равно восьми куриным яйцам.)

5. Самая маленькая птичка в мире. (Колибри. Вес 2 г, размером со шмеля.)

6. Кто из птиц, живущих в наших лесах, самый лучший древолаз? (Поползень)

7. Самая маленькая птичка в наших лесах. (Королек)

8. Самый быстрый зверь. (Гепард)

9. Самое «горластое.» из всех животных. (Крокодил)

10. Кто может самое долгое время в состоянии спячки обходиться без еды? (Ежик — до 236 суток.)

11. Кому принадлежит самая большая продолжительность жизни в животном мире? (Слоновой черепахе. Она живет 175 лет.) 

12. Самое высокое животное. (Жираф. Он может достигать до 5,8 м.)

13. У кого самый длинный язык? (У муравьеда, до 60 см.)

Победителям конкурса вручаются медали «Лучшие знатоки природы».

Рекомендуем посмотреть:

Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание

Экологический классный час в 3 - 4 классе

Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Елена Анатольевна Степанова # 16 сентября 2015 в 15:07 0
Три года назад я разработала экологический проект для начальной школы "Наши пернатые друзья". используя разработки автора, я могу обновить свой материал. Спасибо!
Наталья Анатольевна Крупская # 31 октября 2015 в 23:39 0
Вопросы заданы не совсем профессионально.
Вопрос про грибы:молодой белый навозник съедобный гриб. Для начальной школы, про грибы, можно было задать вопрос более легкий.
Видового названия птицы сокол нет. Есть сокол-сапсан, кречет, балобан и много других охраняемых соколов. Это целое семейство птиц. Вымершие животные. Автор не слышала о таких животных, иначе бы не сделала таких ошибок в написании.
Квагча - квагга, дроит - дронт.
Виктория Алексеевна Санникова # 8 декабря 2015 в 12:58 0
Благодарю за материал
Нина Алексеевна Обухова # 17 декабря 2015 в 18:36 0
Спасибо за материал
Татьяна Борисовна Агеева # 7 января 2016 в 13:11 0
Игра-конкурс помогает нам в развитии кругозора подрастающего поколения и воспитании экологической культуры. Этот материал я обязательно использую в своей работе.
Наталия Юрьевна Осиновская # 14 января 2016 в 12:34 0
Такие конкурсы пополняют и закрепляют знания детей. Учат размышлять, рассуждать и связно выражать свои мысли.
Этот материал возьму на заметку для своей работы. Спасибо!
Марина Александровна Кузнецова # 15 января 2016 в 19:44 0
В своей работе с детьми часто использую различные игры и конкурсы, в том числе экологические. Известно, что через игру учебный материал легко и ненавязчиво усваивается детьми. Появляется интерес к различным темам, желание углубить свои знания, расширить свой кругозор. Детям нравится играть, отгадывать викторины. Подобную игру я разрабатывала сама и проводила со смешанной группой детей, где были дети и начальной школы, и среднего звена. Данную игру обязательно использую в своей работе, подогнав её под себя, под изучаемый материал.Спасибо!
Ирина Александровна Малютина # 25 февраля 2016 в 14:14 0
Добрый день! Интересный материал. Через игру учебный материал легко усваивается детьми. Появляется интерес и желание углубить свои знания, расширить свой кругозор. Детям нравится играть, отгадывать викторины. Такие конкурсы пополняют и закрепляют знания детей. Учат размышлять, рассуждать и связно выражать свои мысли.
Этот материал возьму на заметку для своей работы. Спасибо!
Евгения Валерьевна Нетесанова # 1 марта 2016 в 06:34 0
Хороший и познавательный материал!Задания для детей само то, как раз пополнят свои знания! Но, мне кажется, маловато. Стоит еще чего-нибудь добавить! Спасибо!
Анна Валерьевна Демешко # 29 марта 2016 в 16:14 0
Очень актуальная тематика. Дети с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях. Хотелось бы предусмотреть больше конкурсов для зрителей, чтобы все могли проявить активность. Спасибо!
Олеся Владимировна Шальнова # 4 апреля 2016 в 11:26 0
Веду экологический кружок и по своей работе знаю,что дети любят конкурсы,игры,викторины.Спасибо,можно применить в своей работе.
Шолпан Ердембековна Молбаева # 6 мая 2016 в 07:04 0
я использую экологические конкурсы , как альтернативу традиционному, так как модульное обучение интегрирует в себе все прогрессивное, что накоплено в педагогической практике. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания
и убеждения. Данный материал актуален
Светлана Васильевна Коробейникова # 9 июля 2016 в 22:47 0
Конкурс "Самые, самые.."можно расширить и сделать "Поле чудес" на эту тему, добавить энциклопедический материал обо всех этих животных.Надо детей глубже погрузить в тему.
Олеся Ивановна Сидоренко # 13 декабря 2016 в 15:12 0
Интересный материал. Учит детей рассуждать, анализировать и грамотно выражать свои мысли, расширяет кругозор.
Рита Федоровна Бычихина # 25 февраля 2017 в 18:11 0
спасибо за материал
Эльвира Александровна Беспалая # 1 апреля 2017 в 14:49 0
Форма проведения мероприятия неплохая, но не мешало бы его либо усложнить (разнообразить) дополнительными видами деятельности или подобрать более интересные вопросы. К сожалению большинство вопросов составлено некорректно. Например назовите полезное насекомое. Необходимо уточнять, что полезное для человека, ведь делить насекомых на вредных и полезных начал именно человек. При использовании ответов автор пишет названия животных в виде систематической единицы "род", то есть не указывая видовое название. Например воробей может быть как воробьём полевым или домовым.
Ольга Васильевна Калинина # 7 апреля 2017 в 09:30 0
добрый день! мне некоторые вопросы показались сложными для детей. Я вот и про белый навозник никогда не слышала, есть более распространенные опасные грибы. А тур "Самые- самые" очень понравился, от таких у детишек "глаза светятся", они стараются показать свою осведомленность.Спасибо за разработку!