Методика организации игровых занятий по экологии в начальной школе
Сущность, виды, условия эффективности игровых занятий по экологии для младших школьников
Большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов младших школьников в экологическом образовании и воспитании имеют игры и, в частности, игровые занятия. Игра как часть общественной культуры требует к себе серьезного научного, методического и практического отношения. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке — игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, и поэтому упор на игровые формы и приемы обучения — это важнейший путь включения ребенка в учебную работу. В последние годы вопросы теории и практики игровых занятий разрабатывались и разрабатываются многими исследователями- педагогами: А. П. Усовой, Е. И. Радиной, Е. Ф. Иваницкой, с. Н. Николаевой, Н. Е. Щурковой и другими. А исследования психологов и педагогов (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. с. Мухина, с. Д. Дерябо и ряда других) доказали возможность формирования в период детства значительно более высокого, чем прежде, уровня психического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном окружении. Через игру возможно становление научно-познавательных, эмоционально-нравственных отношений детей к их природному и социальному окружению. Поэтому в игровые занятия по экологии с младшими школьниками включены научно- познавательный, целостный, нормативный и практически- деятельностный компоненты.
Экологическая деятельность младших школьников проходит преимущественно в игровой, занимательной форме. Во-первых, дети этого возраста — недавние дошкольники, и игра занимает существенное место в их жизни. А во-вторых, небольшой объем знаний о природе не способствует серьезной познавательной деятельности в экологическом воспитании, и она требует яркого игрового оформления. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного отношения к объектам растительного и животного мира. Именно через игру формируется позитивное отношение к окружающему миру, формируются положительные чувства и эмоции. Получение детьми знаний о природе и овладение способами их реализации в игре — смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием младших школьников. Игра — это активный способ познания окружающего мира.
Несмотря на чрезвычайно большие воспитательные возможности, заложенные в игре, в практике школьного экологического воспитания и образования она используется редко. Причин тут видится, по крайней мере, две. Прежде всего — это неспособность большинства педагогов участвовать в игре с детьми на равных, расстаться с позицией учитель и принять на себя роль партнера в игре. Вторая причина кроется в отсутствии специально составленных сценариев игр и игровых занятий экологического содержания.
В современной концепции экологического воспитания и образования младших школьников основополагающее значение имеют игровые занятия по экологии, в которых используются активные методы обучения младших школьников. Игровые занятия по экологии способствуют формированию у младших школьников экологических представлений о взаимосвязи и полезности всех природных объектов, о непрерывности жизни, ее сложности, уникальности, хрупкости. В основе содержательной части занятий лежат основные экологические идеи для начальной школы:
1. Природа — единое целое:
1.1. Связь между элементами неживой природы.
1.2. Специфика живого организма.
1.3. Связь между элементами живой и неживой природы.
1.4. Связь между элементами живой природы.
2. Экосистема — структурная часть природы.
3. Природа — основа существования человека: универсальная ценность природы.
4. Человек изменяет природу в процессе своей деятельности.
5. Охрана природы — насущная необходимость.
Предложенные игровые занятия по экологии направляют внимание детей и их ценностные отношения по руслу проблемы взаимоотношений Человека и Природы. Наилучшим вариантом проведения таких занятий является осмысление проблемы данных взаимоотношений, наблюдение за природой, изучение природного феномена, уход за растениями и животными.
По содержанию, методике и технологии проведения игровых занятий по экологии можно выделить несколько их групп: познавательные экологические занятия, на которых используются элементы игры природоведческого характера; экологические занятия, содержанием которых являются игры-конкурсы, игры-путешествия, почемучкины-игры; инсценировки, сценарии экологических праздников, содержащих элементы игры и направленных на развитие экологической культуры младших школьников; игры-практикумы, экологические опыты.
Познавательные экологические занятия с элементами игры природоведческого характера проводятся непосредственно в природе или в классе. Эти игры развивают наблюдательность, память, образное мышление, воображение. Условно можно выделить несколько типов познавательных экологических занятий:
A) Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение учителя и детей друг с другом. Это общение носит особый характер игрового обучения и игровой деятельности учащихся. В игре-беседе учитель часто сообщает информацию, задает вопросы не от собственного лица, а от лица близкого персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость ребенка. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то.
Б) Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
B) Игры-предположения. Они основаны на допущении какой-либо ситуации, вводимой вопросами «Что было бы?..» или «Что бы я сделал?..», «Как я могу помочь?..».
Иры-конкурсы, игры-состязания основаны на такой особенности детей, как желание постоянно сравнивать себя с другими, соперничать, что заложено в детской природе.
Игры-конкурсы построены на соревновательности, состязательности в области познания. Они требуют смекалки, интеллектуальных знаний, выходящих за пределы школьной программы. В них есть и победители, и побежденные. В любом случае выигрыш или проигрыш в игре стимулирует познавательную активность ребенка. Ценность таких игр — командное участие. Следует заметить, что младшие школьники любят работать в группах, и их надо учить совместной умственной работе.
Игры-путешествия, реальные и воображаемые, отличаются интересным сюжетом: это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний, построенных на «передвижении» детей во времени и пространстве. Такие игровые занятия требуют самостоятельности и активности детей. Готовясь к ним, дети больше работают с книгой, научно-познавательной литературой, ищут нужный материал, формулируют вопросы. Главное в игре-путешествии — познание, а не соревнование.
В книге будут также представлены викторины, забавы, кроссворды, загадки и эколого-психологические тренинги.
Основные функции игровых занятий по экологии
Место и роль игровых занятий по экологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем целей и задач игры. Выделим наиболее важные функции игровых занятий по экологии.
Функция самореализации
Она важна как сфера реализации ребенком себя как личности. Процесс игровых занятий — это пространство самореализации, раскрытие проблем человека.
Коммуникативная функция
Игровые занятия по экологии вводят ребенка в контекст сложнейших человеческих взаимоотношений, взаимопониманий, взаимоуступок.
Терапевтическая функция
Игровые занятия могут и должны быть использованы для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в процессе общения с окружающим миром, в том числе и с природой. Именно практика реальных отношений с природой приводит к терапевтическому эффекту.
Социокультурное назначение игровых занятий
Игра — сильнейшее средство социализации ребенка, через игру ребенок усваивает богатство культуры, духовные ценности, накопленные в обществе.
Развлекательная функция игровых занятий
Развлекательная функция игровых занятий по экологии связана с созданием комфорта, благоприятной атмосферой, с реализацией уровня притязаний личности.
Диагностическая функция игры
Игра обладает предсказательностью: индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений, познавательных и творческих, и это особое «поле самовыражения».
Функция коррекции в игре
Коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, то есть способны помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию.
Исходя из вышесказанного, игровые занятия по экологии решают ряд важнейших задач:
- они способствуют общему развитию ребенка;
- приобщают ребенка к миру природы;
- являются плодотворной формой обучения младших школьников жизненно важным умениям, необходимым для охраны природы;
- знакомят ребенка с широким спектром экологической деятельности;
- являются профессиональной формой эколого-педагогического тренинга, а также эффективным способом формирования товарищества и дружбы между детьми.
Методические подходы к организации игровых занятий
В основе любого игрового занятия по экологии должны лежать следующие методические подходы:
- актуальность учебного занятия помогает учащимся воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата;
- коллективность помогает сплотить детский коллектив в единую группу, единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку;
- соревновательность создает у детей стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента.
На основе указанных подходов можно сформулировать требования к игровым занятиям по экологии:
- игровое занятие по экологии должно базироваться на знакомых детям играх, с этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры;
- каждое игровое занятие должно содержать элемент новизны;
- эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует: необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми;
- игра на занятиях может выступать как средство диагностики: ребенок в игре раскрывается во всех своих лучших и не лучших качествах;
- нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу.
Игровые мотивы и технология организации игровых занятий по экологии
Игровые формы проведения занятий по экологии, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:
1. Мотивы общения. Участвуя в игре, дети развивают коммуникативные способности, укрепляют межличностные отношения.
2. Моральные мотивы. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, волевые качества.
3. Познавательные мотивы. В игре реализуется основная потребность ребенка: «Хочу все знать».
Выбор игровых занятий зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо на данном этапе, какие воспитательные задачи нужно решить. Если игровое занятие коллективное, следует знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, особенности возраста, интересы, уровень экологической подготовки. Выбор зависит и от игровых аксессуаров. При этом учитель выдвигает следующие воспитательные задачи:
1. Получение удовольствия и радости от самого процесса игры.
2. Функциональная задача связана с выполнением правил игры, с разыгрыванием сюжета и распределением ролей.
3. Отражение творческих задач игры —- разгадать, угадать, распутать, добиться результата.
Предложение игры детям. Главная задача — возбуждение интереса, причем цели воспитания должны совпадать с желаниями ребенка. Игровые приемы могут быть различными: устного и письменного характера; наличие игрушек и предметов, игровые афиши, игровые радиообъявления. Необходимо объяснить значение игровых аксессуаров.
Архитектура игры. Место игровых занятий должно соответствовать сюжету, быть безопасным, гигиенически нормативным. Необходимо разработать игровой эстетический план, отвечающий возрасту младших школьников, их стремлению к яркому, романтическому, сказочному.
Распределение ролей, разбивка на команды. Игровая практика детей накопила немало демократических игротехнических примеров разделения на микроколлективы (считалки, жеребьевка и т. д.). Распределение ролей не должно завесить от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Учитывая, какая роль подходит ребенку и полезна, педагог использует следующее:
- назначение на роль через ведущего;
- распределение ролей по итогам игровых конкурсов;
- добровольное принятие роли ребенком;
- очередность выполнения роли в игре.
Игровые действия — основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Это могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, участие в конкурсах и т. д.
Правила игры на занятиях. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности.
Подведение итогов игровых занятий по экологии — проводится сразу по окончании занятия. Это может быть подсчет очков, выявление лучших.
Определить уровень активности детей и проявления их способностей можно также с помощью методики «Цветограмма».
Описание методики: каждому ученику предлагается оценить уровень активности на игровом занятии с помощью цветных жетонов, на которых нарисованы картинки, соответствующие настроению.
Цвет жетона
|
Обозначение
|
Красный
|
Был активен, смог проявить свои способности
|
Зеленый
|
Стремился быть активным, но не смог проявить себя в полной мере
|
Желтый
|
Проявил себя не в полной мере, так как не стремился к этому
|
Синий
|
Совсем не проявил себя
|
Обработка результатов: подсчет учащихся, сделавших выбор, по каждой из цветовых оценок.
Методика «Символическая оценка»
Цель: оценка эмоционального состояния учащихся после проведения игровых занятий.
Описание методики: после занятия ученикам предлагается опустить жетон в один из пакетов:
Иллюстрации
|
Уровень настроения
|
Светит солнце
|
Положительное (радость, удовольствие от работы)
|
Тучи на небе, пробиваются лучи солнца
|
Среднее (равнодушие от работы)
|
Идет дождь
|
Отрицательное (грусть, неудовольствие)
|
Обработка результатов: подсчет учащихся, сделавших выбор, по каждому из уровней настроения.
Принципы организации игровых занятий по экологии:
- принцип развития игровой динамики;
- принцип отсутствия принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; - принцип поддержания игровой атмосферы;
- принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности (для учителя важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей);
- принцип перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика этого перехода связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил — от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания — к игровой инициативе.
Содержание и создание игровых занятий по экологии в начальной школе
Учитель начальных классов разрабатывает игровые занятия по экологии и использует игру как средство воспитания младших школьников, следовательно, содержание таких занятий отражает содержание экологического воспитания и образования.
Содержанием игровых занятий выступают:
- ценностные отношения детей к окружающему миру (к природе, к себе, к окружающим);
- умения детей взаимодействовать с природой;
- знания о природе;
- способы деятельности человека в природе;
- способы охраны природы.
Знания, умения и отношения — основное содержание экологического воспитания и образования.
В методической литературе существуют несколько вариантов проведения игровых занятий по экологии: 1. Такие занятия можно представить как алгоритм творческого усилия учителя.
На первом этапе определяется содержание игрового занятия и формулируется в четком виде основная идея.
На втором этапе рассматриваются последовательно вариации реального событийного проявления данной идеи.
Третий этап предполагает создание такого явления, как психологическое заражение и... заряжение: эмоциональный накал.
На четвертом этапе обозначается название игры: оно должно быть легким, простым, запоминающимся.
На следующем этапе происходит распределение функций в групповой деятельности, согласно с индивидуальными склонностями и интересами. И, наконец, разрабатывается реквизит игры.
2. Игровое занятие по экологии с младшими школьниками можно представить в виде таблицы:
Тема игрового занятия
|
Цель занятия
|
Место проведения
|
Формируемые отношения
|
|
|
|
Экологические знания
|
Практические умения
|
Правила поведения в природе
|
3. Игровое занятие по экологии — в виде схемы.
Проведение игровых занятий по экологии предполагает также последовательное осуществление следующих этапов:
1. Проектирование педагогом проблемных ситуаций: определение цели, содержания, методов и средств, состава творческих групп.
2. Постановка проблемы.
3. Работа с творческими микрогруппами — реализация программы коллективной мыслительной деятельности; выражение индивидуальной позиции.
4. Общее обсуждение, защита позиций каждой группы.
5. Организация рефлексии. Анализ познавательной и коммуникативной деятельности каждого участника, группы в целом. Учитель анализирует наблюдаемые занятия, опираясь при этом на модифицированную методику анализа данных игровых занятий.
Модифицированная методика анализа игровых занятий по экологии (для учителя)
Критерии эффективности игровых занятий по экологии:
1. Формирование важнейших качеств школьника, в частности, экологической культуры.
2. Гуманизация и демократизация игровых занятий:
— ориентация на запросы детей;
— опора на положительное в ребенке;
— создание ситуации выбора;
— индивидуализация и дифференциация предложенных игр детям.
3. Идея сотрудничества на занятии:
— доверительное отношение к детям;
— организация совместной практической и познавательной деятельности в природе;
— стимулирование взаимопонимания и взаимоподдержки детей.
4. Связь игровых занятий по экологии с жизнью:
— понимание школьниками важности экологических проблем;
— опора на практический опыт ребенка: участие в природоохранительной деятельности.
Рекомендуем посмотреть:
Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс
Экологический классный час в 3 - 4 классе
Экологическая беседа для младших школьников о насекомых
Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание
Внеклассные занятия по экологии для младших школьников