Экологический классный час в 3 - 4 классе

Экологический праздник для учащихся 3-4 классов «Станем друзьями природы»

Цели и задачи

— воспитать любовь, сопереживание, бережное отношение к природе.

Оформление

В зале помещена фотоэкспозиция пейзажей России. Сцена задекорирована под лесную поляну.

Оборудование: запись голосов птиц, фонограмма спокойной инструментальной мелодии.

Ход классного часа

Введение в тему

Учитель. В последнее время мы только и слышим с экранов телевизоров, да и в жизни, что в нашей стране и на планете в целом сложилась плохая экологическая обстановка. Это значит, что загрязнена природа, а именно: воздух, почва, вода. От этого страдают растения, животные, люди.

И нам кажется, что загрязнили природу какие- то плохие дяди и тети, а мы тут вообще ни причем. Да, по большому счету виноваты взрослые. Но ведь и они когда-то были детьми, так же, как и вы, ходили в школу, и, видимо, именно в школе их не научили любить и беречь природу.

Давайте подумаем, всегда ли вы, дети, лояльны по отношению к природе. Не вредите ли вы ей?

Не ломаете ли ветки деревьев, когда зацветает липа, чтобы набрать липовый цвет?

Не портите ли муравейники, пытаясь добыть муравьиную кислоту?

Не сжигаете ли прошлогодние листья, дым от которых содержит тяжелые металлы и очень опасен для человека?

Не рвете ли подснежники охапками? Не ловите ли майских жуков? Этот перечень можно продолжить...

Природа нашей страны очень красива и разнообразна. Вы, конечно же, обратили внимание на фотоэкспозицию, размещенную в зале. Какие фотографии вам больше всего понравились? Почему?

Давайте же будем беречь эту красоту и наслаждаться ею.

Диалог на тему отношения человека к природе

Несколько секунд звучит фонограмма с записью голосов птиц. Из зала на сцену поднимается мальчик.

Мальчик. Люди! Друзья! Как вы себя чувствуете? Что? Сердце покалывает? Печень пошаливает? По весне аллергия беспокоит? Ну, это не страшно. Можно на прием к врачу записаться. Кардиограмму сделать, ультразвуковое исследование, анализы сдать, таблетки в аптеке купить...

Из зала встает и подходит к сцене девочка.

Девочка. А теперь подумаем, кто побеспокоится о здоровье природы? Кто отведет ее к врачу? Кто послушает ее сердце, проверит почки? Спросит: «На что жалуетесь?» Скажет: «Как самочувствие?» Кто назначит ей лечение? Молчите? Получается, что природа вроде как сирота...

Девочка поднимается на сцену, становится рядом с мальчиком.

Мальчик. А ведь она наша кровная родня. И болезни природы моментально передаются нам. У города, давно задыхающегося от выхлопных газов автомобилей, началась одышка — тут же у многих жителей появились такие болезни, как аллергия, бронхит, астма... Девочка. Да, мы не можем ждать милостей от природы после того, что мы с ней сделали: устроили свалки из водоемов, лесов и полей; отравили воздух; и даже продукты питания умудрились загрязнить всякими гербицидами, пестицидами... Мальчик. Природа-мать дарит нам все: еду, одежду, радость, красоту, вдохновение, жизнь!.. А чем мы платим за ее любовь? Девочка. Давно пора понять, что, губя природу, мы губим самих себя.

Чтение и обсуждение рассказа

Учитель. Порой человек вредит окружающей среде с такой изощренной жестокостью, будто она его злейший враг. Послушайте рассказ, напечатанный когда-то в журнале «Юный натуралист». (Чтение рассказа происходит на фоне тихой инструментальной музыки.)

«Мы пришли на свою любимую поляну, где обычно проводили выходные дни, и остолбенели: тихого лесного уголка нельзя было узнать. Словно опустошительный ураган пронесся над ним.

От раскидистой и густой чащи орешника, где еще недавно виднелись светло-зеленые кулачки с созревающими орехами, остались жалкие, исковерканные пеньки. Увядшие ветки валялись тут же вместе с обрубками тонких стволиков, из которых, видимо, кто-то вырезал палки.

До земли свесила голову юная березка, которую наши ребята бережно выпрямляли ранней весной. Зимний снегопад наклонил ее тонкий ствол, чуть не поломал. Ребята помогли березке «встать на ноги», и она вновь, веселая и стройная, встречала их поутру легким шелестом своих гибких веток. Теперь березке уже не помочь. Белый ствол надломлен, а вытоптанная трава и измочаленные ветки говорят о том, что кто-то долго издевался над деревом.

Трава... Да разве то, что осталось от нее на поляне, напоминало недавний зеленый ковер, расшитый цветами? Казалось, будто стадо диких кабанов только что покинуло эти места после своих игрищ. Смешаны с землей цветы и травы. Их жалкие клочки торчат тут и там среди обрывков бумаги и пленки, битых бутылок и консервных банок. А в центре поляны — огромной кострище с полуобгорелыми остатками древесных стволов и еловых веток.

Это так на природе «отдыхали» люди. Приходили «в гости» к лесу — доброму другу, во все времена делившему с нами беды и радости, щедро отдающему людям все, чем богат. А «гости» отплатили за добро полным погромом в доме гостеприимного хозяина. Лес молчит. Что он может? Разве что горестно взмахнет покалеченными ветками, уронит, как слезы, опадающие листья».

Вопросы для обсуждения:

— Какие чувства вы испытывали, слушая эту историю? Почему?

— Что бы вы хотели сказать этим «гостям»?

Дети делают следующие выводы:

♦ Природа — друг человека. Она дает ему все необходимое для жизни: плодородную почву, на которой растет зерно и цветут сады; леса и луга, реки и озера; разные полезные ископаемые.

♦ Люди не могут жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зелени, солнечных лучей.

♦ Люди любят природу за красоту, за загадки, которые она им загадывает, за ее мудрость и бесконечное разнообразие... Давайте же ее уважать и беречь!

♦ Люди! Если не можете помочь природе, то хотя бы не навредите ей!

Инсценировка «Бот как бывает» по рассказу Н. Сладкова «Мы только посмотрим!»

На сцене появляются два мальчика, на ступеньках — автор. Мальчики идут, напевая песенку «Вместе весело шагать...», останавливаются, обнаруживая в траве гнездо.

1-й мальчик. Давай посмотрим, как птичка на гнезде сидит! (Окружают гнездо.)

Автор (обращаясь к мальчикам). Взглянули, напугали, птичка насиживать перестала.

Дети отходят от гнезда, находят другое.

2-й мальчик (обращаясь к автору). Мы только посмотрим, какого цвета в гнезде яйца!

Автор. Поглядели, птичка крик подняла. Услыхала ворона и, когда все ушли, яйца проглотила.

Один из мальчиков становится на пенек, разглядывает гнездо в кустарнике.

1-й мальчик. Мы только сосчитаем, сколько в гнезде птенчиков!

Автор. Стали считать, тыкая пальцем, птенчики испугались и выбросились из гнезда раньше срока, разбились.

Ловят в траве тетеревенка; рассматривают его.

2-й мальчик. Мы только подержим лесного цыпленочка и отпустим!

Автор. Подержали, погладили, а тетерка других цыплят уже далеко увела. Потерялся тетеревенок!

Отпускают тетеревенка; понурые, уходят со сцены.

Автор. Сколько в округе птичьих гнезд было — ни одного не осталось! Столько насмотрелись, что и смотреть больше не на что... (Уходит.)

Учитель. Какие правила поведения в лесу нарушили мальчики? (Ответы детей.)

Дети.

Лес наш добрый, лес могучий,

Лес зеленый — друг наш лучший.

Ты поможешь дом построить,

Людям дашь тепло зимою.

Летом нам подаришь ягод —

Всем сластенам хватит на год.

В зной пошлешь ты полю тучи,

Лес зеленый — друг наш лучший.

В. Татаринов

Спасибо каждой ветке за то, что здесь растет,

Спасибо каждой птице за то, что здесь поет.

И галке косолапой, хоть я над ней смеюсь,

И даже злой крапиве, хоть я ее боюсь.

Н. Саксонская

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь.

М. Пляцковский

Игра «Похлопаем - потопаем»

Учитель. Сейчас я буду называть фразы. Подумайте, делают ли это друзья природы. Если да — похлопайте в ладоши, если нет — потопайте ногами.

+ Разоряют птичьи гнезда.

+ Уничтожают несъедобные грибы.

+ Вырывают растения с корнем.

+ Вывешивают на деревьях и шестах скворечники и кормушки.

+ Рвут охапками цветы.

+ Сажают деревья.

+ Оберегают родники.

+ Ставят капканы.

+ Ломают ветки деревьев.

+ Разоряют муравейники.

+ Высаживают цветы на клумбах и балконах.

+ Мусорят в лесу.

+ Жгут прошлогоднюю траву.

+ Участвуют в очистке водоемов от мусора.

Конкурс стихов

* * *

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб леса вокруг шумели,

Чтобы были голубыми небеса.

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодках роса.

 

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь.

* * *

Я сорвал цветок — и он завял, я поймал жука — и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

П. Гнездослов

* * *

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все — и я, и ты,

Если мы сорвем цветы —

Опустеют все поляны,

И не станет красоты.

 

Ясь кузнечика поймал —

Целый час потратил.

В коробок его втолкал:

— Ну-ка пой, приятель!

 

Что умолк ты, не пойму.

Ты ведь так стрекочешь!

Отчего, почему

Здесь мне петь не хочешь?

 

А кузнечик, как в тюрьме,

Где темно и тесно:

— Да в своем ли ты уме?

Ну, какие песни?

 

Тяжело мне без друзей,

Не могу в неволе.

Отпусти меня скорей

В луг зеленый, что ли.

 

Хорошо в родном краю,

Нет милее места.

Приходи туда — спою

Для тебя все песни!

Н. Гилевич

Игра «Что же это такое?»

Учитель. Что наносит вред окружающей среде? Ваша задача — узнать, о чем идет речь, если не с первой фразы, то со второй, третьей, с четвертой или с пятой.

1. Его делают из песка.

Чаще всего оно прозрачное.

Когда падает, оно разбивается.

Если его нагреть. Оно становится тягучим, как тесто. (Стекло)

2. Это получается, когда становится старым или ломается.

Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

Это можно сдать и получить за него деньги.

Это можно переплавить, чтобы сделать что - то новое.

Это бывает цветное, и его тоже можно сдать на переплавку и получить за него деньги. (Металлолом)

3. Она бывает разноцветной, ее очень трудно сломать.

Предметы, сделанные из нее, весят мало.

Если ее поджечь, то появится черный едкий дым.

Многие игрушки сделаны из нее.

Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она обычно не разлагается. (Пластмасса)

4. Его мало в деревне, но много в городе.

Особенно силен он в городе, где много заводов, фабрик.

От него люди болеют, много нервничают, громко кричат, и его становится еще больше.

Его издают разные приборы и машины.

А когда его очень много, то он вызывает у людей состояние, близкое к опьянению. (Шум)

5. Он имеет цвет и запах, причем, и то и другое не вызывают приятных ощущений.

От него снег может стать разноцветным, например, черным или красным.

Его можно видеть над крышами домов.

Говорят, что его не бывает без огня.

Он бывает очень вредным, им даже можно отравиться и умереть. (Дым)

Подведение итогов

Дети.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно...

Береги свою планету,

Ведь другой, похожей, нету!

Я. Аким

* * *

Берегите эти земли, воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко

Рекомендуем посмотреть:

Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Экологическая беседа для младших школьников о насекомых

Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения

Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Елена Анатольевна Степанова # 16 сентября 2015 в 16:28 +1
Данная разработка содержит разнообразный материал, с помощью которого автор очень доступно излагает детям проблему охраны окружающей среды.Замечательные рассказы, которые можно обсудить с детьми. А вопросы, конкурсы и игры создадут непринужденную атмосферу на классном часе. Спасибо автору за полезный материал!
Елена Анатольевна Степанова # 16 сентября 2015 в 16:28 +1
Данная разработка содержит разнообразный материал, с помощью которого автор очень доступно излагает детям проблему охраны окружающей среды.Замечательные рассказы, которые можно обсудить с детьми. А вопросы, конкурсы и игры создадут непринужденную атмосферу на классном часе. Спасибо автору за полезный материал!
Наталья Николаевна Шевченко # 12 октября 2015 в 16:15 +1
Очень интересное мероприятие, познавательное, решаются воспитательные задачи по экологии, интересный материал подобран , а самое главное- в форме игры, что детям начальной школы подходит по их возрастным особенностям .Обязательно возьму на заметку и пополню методическую копилку по внеклассной работе. Я думаю, что можно кое-что изменить или добавить, используя свой краеведческий материал.
Ирина Александровна Гордеева # 25 июня 2016 в 06:55 +1
Проблема экологии Земли стоит на первом месте. Наша задача на сегодня прививать детям любовь и бережное отношение к Родине, родной земле. Донести до них что если не беречь землю, то что станет с землёй в будущем, на какой свалке им придётся жить.Очень интересный материал. Спасибо Вам!
Ольга Владимировна Перковская # 23 октября 2016 в 19:46 0
Здравствуйте! Хочется поблагодарить Вас за материал, который включен в разработку. Каждый этап интересен по-своему. Данное мероприятие способствует воспитанию активной жизненной позиции ребят, бережному отношению к природе, нацелено на развитие в детях чувства патриотизма. Этим мероприятием решаются и воспитательные, и развивающие и образовательные задачи. Призыв "Станем друзьями природы!" актуален, ведь многие себя считают "царём природы", а отсюда и последствия, которые трудно исправить.
Успехов Вам!
Маргарита Васильевна Гордеева # 3 августа 2017 в 16:11 0
Добрый день! В настоящее время проблема экологии Земли "стучится во все двери". Мероприятие направлено на воспитание бережного отношения детей к окружающей среде. Проблема очень актуальная. Спасибо за разработку.
Наталья Сергеевна Лузганова # 27 ноября 2017 в 10:22 0
Большое спасибо за насыщенный и разнообразный материал, который очень способствует формированию эмпатии, любви к прекрасному. позволяет переосмыслить свои действия, посмотреть на себя со стороны. Что очень актуально в последнее время. Спасибо!