Экологическая беседа для учащихся начальной школы
Беседа-размышление для детей младшего школьного возраста «Поговорим о насекомых»
Цели и задачи: воспитание бережного отношения к природе и сохранению экологического равновесия в природе; развитие логического мышления, умения сопоставлять и решать простейшие логические задачи на экологическую тематику; расширение знаний второклассников о жизни насекомых.
Оборудование: карточка, на которой изображена схема; тетрадь, цветные карандаши, книга К. И. Чуковского «Муха - Цокотуха».
Учитель предлагает послушать стихотворные загадки: он читает вслух четверостишье, а ученики должны хором назвать насекомое.
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк.
Покупайте, мухи, шелк! (Паук)
С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка —
Зеленая спинка. (Кузнечик)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком. (Пчела)
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем — миллион. (Муравьи)
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда тружусь. (Жук)
Учитель. Вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить? (О насекомых.)
Затем учитель предлагает учащимся вспомнить тех насекомых, которые были указаны в загадках.
Учитель. Назовите, кто из насекомых ползает, летает, прыгает. (Ползает — гусеница; летают — комар, муха, бабочка, стрекоза; прыгает — кузнечик.)
- Какие насекомые приносят пользу, а какие вред? (Пчелы собирают мед, принося пользу людям, комары, мухи, кусаясь, приносят вред.)
- Чем похожи насекомые? (Они летают, у них есть лапки, крылышки.)
- Почему зимой нет насекомых? (Они спят) Это правильно, однако многие из насекомых погибают, но они успевают завести потомство. Именно поэтому летом всегда много комаров, мух, бабочек.
- Какое насекомое самое трудолюбивое, а какое самое красивое? (Муравей — самое трудолюбивое, бабочка — самое красивое).
- Почему нельзя сжигать муравейники и разорять муравьиный дом? (Ответы детей.) Муравьев называют санитарами леса. Вы наблюдали, как маленький муравьишка тащит палочку, которая больше, чем он сам? Что вы еще знаете о муравьях?
- Как насекомые «переговариваются»? (Они пищат, жужжат.)
- Назовите, какие жужжат? (Жуки, пчелы, шмели, мухи, стрекозы).
- А какие стрекочут? (Кузнечики, сверчки.)
Учитель подводит итоги.
Учитель. О ком мы сегодня говорили? (О насекомых.)
Какое насекомое вам больше всего нравится? (Ответы детей.)
Затем учитель просит одного из учеников прочитать фрагмент из книги К И. Чуковского «Муха-Цокотуха» и объяснить роль каждого насекомого в этом произведении.
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассные занятия по экологии для младших школьников
Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения
Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс
Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание
Экологический классный час в 3 - 4 классе