Экологическая беседа для младших школьников о насекомых

Экологическая беседа для учащихся начальной школы

Беседа-размышление для детей младшего школьного возраста «Поговорим о насекомых»

Цели и задачи: воспитание бережного отношения к природе и сохранению экологического равновесия в природе; развитие логического мышления, умения сопоставлять и решать простейшие логические задачи на экологическую тематику; расширение знаний второклассников о жизни насекомых.

Оборудование: карточка, на которой изображена схема; тетрадь, цветные карандаши, книга К. И. Чуковского «Муха - Цокотуха».

Учитель предлагает послушать стихотворные загадки: он читает вслух четверостишье, а ученики должны хором назвать насекомое.

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк.

Покупайте, мухи, шелк!   (Паук)

 

С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка —

Зеленая спинка.   (Кузнечик)

 

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.  (Стрекоза)

 

Целый день летает,

Всем надоедает;

Ночь настанет,

Тогда перестанет.   (Муха)

 

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел —

Он вспорхнул и улетел.  (Бабочка)

 

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком.  (Пчела)

 

На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем — миллион.   (Муравьи)

 

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.   (Комар)

 

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда тружусь.   (Жук)

Учитель. Вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить? (О насекомых.)

Затем учитель предлагает учащимся вспомнить тех насекомых, которые были указаны в загадках.

Учитель. Назовите, кто из насекомых ползает, летает, прыгает. (Ползает — гусеница; летают — комар, муха, бабочка, стрекоза; прыгает — кузнечик.)

- Какие насекомые приносят пользу, а какие вред? (Пчелы собирают мед, принося пользу людям, комары, мухи, кусаясь, приносят вред.)

- Чем похожи насекомые? (Они летают, у них есть лапки, крылышки.)

- Почему зимой нет насекомых? (Они спят) Это правильно, однако многие из насекомых погибают, но они успевают завести потомство. Именно поэтому летом всегда много комаров, мух, бабочек.

- Какое насекомое самое трудолюбивое, а какое самое красивое? (Муравей — самое трудолюбивое, бабочка — самое красивое).

- Почему нельзя сжигать муравейники и разорять муравьиный дом? (Ответы детей.) Муравьев называют санитарами леса. Вы наблюдали, как маленький муравьишка тащит палочку, которая больше, чем он сам? Что вы еще знаете о муравьях?

- Как насекомые «переговариваются»? (Они пищат, жужжат.)

- Назовите, какие жужжат? (Жуки, пчелы, шмели, мухи, стрекозы).

- А какие стрекочут? (Кузнечики, сверчки.)

Учитель подводит итоги.

Учитель. О ком мы сегодня говорили? (О насекомых.)

Какое насекомое вам больше всего нравится? (Ответы детей.)

Затем учитель просит одного из учеников прочитать фрагмент из книги К И. Чуковского «Муха-Цокотуха» и объяснить роль каждого насекомого в этом произведении.

Рекомендуем посмотреть:

Экологический классный час в 3 - 4 классе

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание

Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения

Наталья Николаевна Шевченко # 12 октября 2015 в 16:18 +1
Данная разработка содержит разнообразный материал, с помощью которого автор очень доступно излагает детям проблему бережного отношения к природе и сохранению экологического равновесия в природе.Замечательные рассказы, которые можно обсудить с детьми. Можно добавить вопросы, конкурсы и игры. Они создадут непринужденную атмосферу на классном часе. Спасибо автору за полезный материал!
Наталья Анатольевна Крупская # 4 ноября 2015 в 16:47 0
Загадывая загадки детям автор спрашивает о чем сегодня будет идти речь на уроке, но загадки не только о насекомых но и о пауке, который насекомым не является. Поэтому после первого вопроса нужно задать второй, какая загадка лишняя, или убрать загадку о пауке, иначе учащиеся запутаются.
Гусеница - это стадия развития насекомого.
Наталья Сергеевна Лузганова # 27 ноября 2017 в 10:15 0
Очень согласна с выше написанным комментарием: про гусеницу и паука, паук - это не насекомое! Очень режет слух. Во 2 классе дети четко должны понимать особенности и разделение членистоногих. Интересные вопросы, которые способствуют мышлению и логике школьников. Спасибо!