Цели: определить, какое влияние на природу оказывают военные действия; развивать чувства уважения и любви к природе, понимания своего с ней родства.
Форма: экологическая экспертиза. Все ребята делятся на группы по 4-5 человек и далее будут именоваться экспертами и историками.
Учитель.
Среди полей на перекрёстке
Взлетел крылатый столб огня,
Снаряд ударил в ствол берёзки,
А показалось, что в меня.
Я. Шведов
Учитель. Судя по строчкам стихотворения, мы с вами будем говорить о войне. Очень часто можно услышать понятия: «малые войны», «большие войны». Да как бы это явление в истории ни называли, суть не меняется.
Что несёт нам война?
С разных точек зрения можно посмотреть на проблему войны, но мы взглянем с особой. Мы с вами будем первооткрывателями, а они всегда шли по-новому, неизведанному пути.
Начнём с того, что разгадаем зашифрованное здесь слово, а отвечая на вопросы, вспомним некоторые термины, которые нам понадобятся.
Вопросы:
1. Разрушение почвы ветром и водой. (Эрозия)
2. Оборонительное сооружение. (Окоп)
3. Теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. (Проблема)
4. Дерево, очищает в городах воздух от химических загрязнителей. (Липа)
5. Человек, который любит родину. (Патриот)
6. Углекислый ... (Газ)
7. Совокупность наук о живой природе. (Биология)
8. Постепенное ухудшение, утрата исходных качеств. (Деградация)
Итак, у нас получается слово «экология», что, конечно, не удивительно. Сегодня мы с вами поговорим о том, какие потери растений и животных человечество понесло в войнах, как использовал человек представителей животного мира на полях бранных.
Вся от края и до края
Стонет русская земля.
Ф. Сологуб
Раздаются репродукции картин с изображением разрушенных домов, идущего сражения. Предлагается внимательно на них посмотреть.
Учитель. Что вы видите на этих репродукциях? (Земля изрыта, изранена окопами; земля, смешанная с металлом, не видно ни гор, ни скал, только ямы да траншеи, клубится дым над полем боя)
Учитель. Какой компонент окружающей среды, изображённый на репродукциях, пострадал больше всего?
Эксперты. Земля, почва.
Учитель. Итак, формулируем экологическую проблему.
Эксперты. Разрушение или деградация почвы. Это проблема несёт в себе несколько подпроблем:
- нарушение структуры почвы;
- невозможность проведения сельхозработ;
- падение плодородия как следствие ухудшения качества обработки почв.
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут.
Из песни
Учитель. Война не щадит никого: ни птиц, ни животных, ни растения. От военных действий, в какие бы исторические эпохи они ни происходили, всегда страдало всё живое на планете, страдала сама жизнь.
Историк. В Великую Отечественную войну без счёта для провизии фронту били в Сибири и на Камчатке медведей.
Перед Грюнвальдской битвой (1410 г) в Беловежской пуще для армии было заготовлено много кабаньего и оленьего мяса.
Войско Ивана Грозного, двигаясь на Казань, кормилось лосятиной. Разумеется, и позже не щадили вооружённые люди на войне любую случайную дичь.
Историк. Сейчас в связи с отвратительной войной в Ираке всех волнует судьба невинных людей и животных, которые страдают от бомбёжек и нефтяной гари. Перелётные птицы лишились привычных мест кормёжки и отдыха на своём длинном миграционном пути, им приходится искать другие места остановки. И где гарантия, что когда закончатся военные действия, они будут летать по проложенному веками пути?
Историк. Давайте вспомним ещё одну войну, но уже прошлого века - Вьетнамскую. Отчаиваясь обнаружить в джунглях неуловимых вьетнамцев, американцы попытались вживить какой-то микроскопический приборчик в клопов, очень чувствительных к присутствию человека. Эффекта не получилось. Эффективней оказались «ковровые» бомбёжки (удары по площадям) и «химические дожди», сделавшие джунгли прозрачными и мёртвыми, что резко сократило ареал обитания слонов.
Учитель. Формулируем вторую проблему.
Эксперты. Уменьшение биоразнообразия.
Учитель. Что это значит?
Эксперты:
- гибель живых организмов на территориях, где проводились военные действия;
- разрушение мест обитания;
- уничтожение лесных массивов.
Учитель. Сдаётся, люди никогда не жили без войн. По мере приручения животных их тоже вовлекали в кровавые распри. Сейчас историки расскажут нам о том, какие животные и как служили человеку во время военных действий.
Историк. Самый давний участник в ратных делах человека, конечно, лошадь. Всадник с оружием - символ войны. Посмотрите на репродукцию картины художника Васнецова - три богатыря, стерегущих степь, сидят на конях.
Степнякам лошади помогли одолеть громадное пространство от Монголии до середины Европы. Каждый всадник кроме лошади под седлом имел ещё трёх-четырёх заводных лошадей, устала одна - пересаживался на другую. Конское мясо служило пищей в пути, а сами лошади довольствовались подножным кормом.
Историк. Лошадь помогала сражавшимся одолевать противника быстрым натиском. Выезженные тренированные лошади не боялись сражений. В бою лошади разделяли судьбу всадников. В решительный момент лишиться коня означало часто и гибель всадника. Слово «опешить», то есть стать в бою пешим, вошло в поговорку как положение крайне невыгодное и опасное.
Конное войско решило исход сражений в российской гражданской войне. Лошадь участвовала и в сражениях Великой Отечественной войны - вспомним рейды Доватора по тылам немцев, была тягловой силой для пушек и санитарных обозов.
Учитель. Кого ещё из животных привлекали к ратным делам?
Историк. Вспоминаются сразу слоны. Символом воинской славы у африканского Карфагена был боевой конь. А появление в войсках Ганнибала слонов можно сравнить с появлением танков в начале минувшего века. Шеренги слонов с сидящими на спинах животных стрелками сеяли панику в построениях римлян. Слоновое войско, однако, долго не продержалось. Их участие в войнах осталось лишь историческим эпизодом.
Историк. На параде Победы в Москве летом 45-го года наряду со всеми родами войск прошло подразделение солдат с собаками. Солдаты вели овчарок, натренированных с взрывчаткой бросаться под танки. На волокушах собаки вытаскивали из-под огня раненых. А немцы во множестве использовали овчарок для поимки бежавших из плена и окружений.
Историк. Столетьями, до появления телефона и радио, средством надёжной и быстрой связи служили на войне голуби. Известен случай, когда с парализованной, лежавшей на дне английской подводной лодки выпустили голубку. В записке, принесённой птицей на базу, сообщались координаты терпящих бедствие. Энергичными действиями экипаж лодки спасли.
Учитель. Интересны и экзотические случаи использования животных в войне. В Великую Отечественную войну использовали как тягловую силу оленей и верблюдов.
Для войны человек приспособил лишь несколько видов животных, но и они своим трудом разделили с человеком все горести и невзгоды. В благодарность за это в Лондоне был поставлен памятник животным, погибшим на войне.
Историк. Жители Британских островов, славящиеся своей любовью к животным, решили увековечить память наших братьев младших, принявших участие в вооруженных конфликтах и сложивших головы на поле брани. Бронзовый памятник, олицетворяющий храбрость всех погибших на войне собак, мулов, голубей и даже светлячков, установлен на Парк-Лэйн в центре Лондона.
Монумент изображает лошадь, собаку и двух мулов, нагруженных различными боеприпасами. На ограде памятника вырезаны фигуры слонов, верблюдов, обезьян и медведей. Надпись на монументе гласит: «Посвящается всем животным, которые служили и погибли в рядах британских и союзных сил. У них не было другого выбора». Скульптор памятника Дэвид Бэкхауз заявил, что он не смог остаться равнодушным к историям о почтовых голубях, 15 тысяч которых погибло в ходе войн прошлого века, лошадях, которых только в Первой мировой погибло 8 миллионов, и собаках, спасавших раненых под огнем противника. «Я не знаю, назовете ли вы этих животных героями, но они сделали очень важное дело», - считает скульптор.
Одно из самых видных мест в скульптурной композиции занимает изображение медали Марии Дикин - аналога Креста королевы Виктории для животных. Впервые этот памятный знак был вручен в 1942 году, и с тех пор им были награждены 62 животных, включая собак, голубей, лошадей и одного кота. Последним обладателем этой награды стал спаниель Бастер, в 2003 году в Ираке обнаруживший крупный тайник оружия повстанцев.
Ребята, дикая природа от войны, конечно, страдает, и мы это с вами выяснили, но больше животных гибнет в мирное время от химикатов, от разливов нефти в морях, от разрушения среды обитания, браконьерства, ловли зверей на продажу, от привычки выстрелить по живому. Пустыни вокруг себя делают люди.
Классный час по экологии «Земля наш общий дом», 10 класс
Внеклассное мероприятие, 8-9 класс. Охрана окружающей среды
Сюжетно ролевая игра по экологии для 6 класса
Внеклассное мероприятие для 7, 8, 9 классов. Тема: Этикет
Внеклассные мероприятия по экологии в школе для 5 - 11 классов
Закерничная Ирина # 9 июня 2016 в 10:56 +1 |
Кристина Игоревна Мохова # 10 июня 2016 в 19:32 +1 |
Ольга Владимировна Перковская # 21 октября 2016 в 19:35 +1 | ||
|