Внеклассное мероприятие, 8-9 класс. Охрана окружающей среды

Семинар для учащихся 8-9 класса «Виды особо охраняемых природных территорий. Их роль в охране окружающей среды»

Цели:

• учебная - сформулировать понятие «охраняемые территории», определить виды и роль этих территорий в охране природы мира;

• развивающая - продолжить развитие навыков работы в парах, самостоятельной работы с текстом, подготовки выступления по образцу, заполнение схемы;

• воспитательная - продолжить развитие ответственного отношения к природе, пробудить желание защищать и оберегать растения и животных.

Ход семинара

I. Анализ цитаты: «Человек живёт природой - это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть». (Карл Маркс)

Подчеркните ключевые слова. Какой смысл вкладывает автор в это высказывание?

Учитель. Как-то учёные попробовали оценить потери в биологическом разнообразии, начиная с XVI века. Результаты их ошеломили: за 400 лет безвозвратно исчезли 83 вида млекопитающих, 113 видов птиц, 23 вида рыб, 384 вида высших растений.

Виды, которые пока ещё не исчезли, но стали редкими и не смогут выжить без надёжной охраны, занесены в Красные книги. По самым скромным подсчётам, в настоящее время под угрозой исчезновения находятся почти 20 тыс. видов растений и около 3 тыс. видов животных.

К счастью, уже не только учёные-экологи, но и большинство далёких от науки людей поняли, что биологическое разнообразие планеты нуждается в охране и что вред, наносимый ему, может обернуться непоправимой бедой для человечества.

Для сохранения богатства природы практически во всех странах мира созданы заповедники, заказники и национальные парки.

II. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Заповедники - особо охраняемые природные территории (ООПТ), нацело исключённые из любой хозяйственной деятельности в целях сохранения в нетронутом виде природных комплексов, охраны видов живого и слежения за природными процессами. Из заповедников мира выделяют большую группу биосферных заповедников - типичных участков нетронутой или слегка изменённой хозяйственной деятельностью природы. Биосферные заповедники выделяются по программе ЮНЕСКО с целью сохранения, исследования и мониторинга природы.

Заказник - участок территории или акватории, в пределах которого постоянно или временно запрещены отдельные формы хозяйственной деятельности для обеспечения охраны определённых видов живых существ, отдельных биогеоценозов, экологических компонентов, пейзажа в целом и других природных достопримечательностей. Различают геологические, ботанические, зоологические, гидрологические, комплексные.

Одной из форм охраняемых природных территорий, которая сочетает охрану и использование территории как объекта туризма, является национальный парк. Национальные парки так же, как и заповедники, являются природоохранными и научно- исследовательскими учреждениями. Их территории и акватории подлежат строгой охране, но в то же время используются для отдыха и туризма. В национальном парке, как правило, выделяются различные зоны: заповедная, посещение которой запрещено; особо охраняемая - её посещение строго регулируется; зона познавательного туризма и экологического просвещения, предназначенная для отдыха, включая любительскую охоту, рыболовство, сбор ягод и грибов, зона обслуживания посетителей, хозяйственная зона, обеспечивающая техническое обслуживание национального парка. Национальный парк - территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедника отличается допуском посетителей для отдыха.

Вопросы к тексту.

1. Что делает человек для сохранения природы?

2. Сформулируйте общее определение понятия ООПТ.

3. Чем отличаются между собой ООПТ?

• Заполните схему:

Самостоятельная работа с дополнительной информацией.

Составить рассказ о заповеднике или национальном парке по плану:

1) Название.

2) Месторасположение.

3) Время образования.

4) Охраняемые виды растений и животных.

5) Сведения, по вашему мнению, достойные упоминания.

Выступление учащихся.

Учитель. Учёные-экологи подсчитали: не менее 20 % территории каждой страны должны занимать ООПТ, только тогда можно говорить о сохранении окружающей среды для будущих поколений. Это дело не какой-то одной страны, а всего мира и каждого человека в отдельности.

III. Закрепление.

Вопрос: В чём значение ООПТ?

• Восстановление численности и расширение ареала животных.

• Охрана и изучение животных и растений, анализ изменений, которые вносит в природу человек.

• Народнохозяйственное значение: водоохранное, почвозащитное, климатическое.

IV. Подведение итогов.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по экологии, 7-8 класс. Экология и война

Сюжетно ролевая игра по экологии для 6 класса

Классный час по экологии «Земля наш общий дом», 10 класс

Внеклассное мероприятие для 7, 8, 9 классов. Тема: Этикет

Внеклассные мероприятия по экологии в школе для 5 - 11 классов

Марина Спиридоновна Тевдорошвили # 7 апреля 2016 в 06:03 +1
данная проблема стоит очень актуально, материал интересен и актуален
Закерничная Ирина # 9 июня 2016 в 10:47 0
Тема ООПТ очень важна в настоящее время. Занятие способствует развитию познавательных навыков учащихся, ответственного отношения к природе, умений самостоятельно искать необходимую информацию.
Павел Евгеньевич Старцев # 14 июня 2016 в 14:10 0
Тема охраны природы всегда должна стоять на первом месте в преподавании естественных наук. В данной работе эта цель интересно обозначена. Работа ценна в плане поисковой деятельности учащихся.
Ольга Васильевна Скокова # 10 апреля 2019 в 21:59 0
Данный материал может бать использован как теоретическая основа для продолжения беседы о ООПТ, а далее использовать краеведческие особенности. Ученики могут подготовить сообщения и рассказать об ООПТ своей местности или где лично побывали. Спасибо.