Конкурсы

Внеклассные мероприятия по экологии в школе для 5 - 11 классов

Рекомендации по организации мероприятий в сотрудничестве с библиотекой

Так повелось, что в омуте беды

Сплотить должны сильнее нас навек:

Охрана окружающей среды,

Библиотека, книга, человек!

В. Ковалёв

Нарушение биологического равновесия биосферы планеты обусловило необходимость воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к природе.

Приоритетным направлением воспитания современного человека является соединение его с природой, примирение его с ней, причём на основе более глубокого её познания, что требует постоянного пополнения знаний о законах функционирования окружающей природной среды, о формах и методах деятельности по рациональному природопользованию.

Эффективным путем развития учащихся будет формирование способа мышления, стиля поведения, необходимых для решения существующих и прогнозируемых проблем, с использованием инструментария современной науки. Таким инструментарием и для учителя биологии и для библиотекаря являются разнообразные методы и методические приёмы:

• стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (беседы, дискуссии, викторины, игры);

• развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (обсуждения, беседы, экологические суды);

• развитие умения принимать экологически целесообразные решения (проблемный подход в воспитании, консилиум);

• вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (пропаганда экологических знаний - лекции, беседы, праздники, сочинения-рассуждения).

Систематическое проведение мероприятий различного характера будет способствовать:

• становлению экологического мышления учащихся, то есть умению понимать и оценивать взаимоотношения человека и природы;

• творческому общению детей с природой;

• осознанию смысла жизни человека, собственных целей и стремлений;

• формированию у обучающихся активного и ответственного отношения к жизни, к окружающей среде;

• развитию заботливого и бережного отношения к своему собственному здоровью;

• воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края, стремлению сохранить и улучшить её.

Главным девизом культурно развитого человека является: поступай так, чтобы твоё действие не нарушало основных условий функционирования экосистем и жизни на Земле.

Работу учителя биологии с библиотекой необходимо начать с изучения ресурсов библиотечного фонда, обработки собранного материала, составления мероприятий различной формы и тематики.

п/п

Вид деятельности

Сроки исполнения

Ответственный

1

Изучение книжного фонда школьной библиотеки

1,2,4-й кварталы

Зав. библиотекой

2

Создание тематической картотеки: «Экология - путь к пониманию природы»

1,2,4-й кварталы

Зав. библиотекой

3

Создание картотеки материалов: «Писатели и поэты о природе»

1,2,4-й кварталы

Зав. библиотекой

4

«В помощь учителю экологии» - папка по материалам СМИ

1,2,4-й кварталы

Зав. библиотекой

5

Доукомплектование книжного фонда недостающими изданиями по тематике проекта

1,2,4-й кварталы

Зав. библиотекой

Тематику предлагаемых мероприятий можно разбить на несколько разделов

1. Экология души.

В идеале - душа каждого должна пребывать в гармонии с собой и миром. Человек, чувствующий красоту природы, не навредит ей ни словом, ни делом. Главная задача педагога и библиотекаря раскрыть душу ребёнка навстречу общению с природой, научить чувствовать красоту, победить равнодушие, воспитать спасителя жизни на Земле.

п/п

Название

мероприятия

Форма

проведения

Категория

учащихся

Ответственный

1

Диалог о сострадании.

По рассказу Л. Андреева «Кусака»

 

Дискуссия

5-6 классы

Учитель биологии, библиотекарь

2

Диалог о доброте. По рассказу Ю. Казакова «На еловом ручье»

Дискуссия

5-6 классы

Учитель биологии, библиотекарь

3

Диалог о безвозвратно утерянном.

По рассказу Р. Брэдбери «И грянул гром»

Дискуссия

9-11 классы

Учитель биологии, библиотекарь

2. Человек и биосфера.

Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки сознания и отношения к природе жизнь человека на земле может прекратиться гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, её богатствам во избежание катастрофы на Земле.

В этом разделе собраны мероприятия, тематика которых направлена на ознакомление учащихся с отрицательными результатами жизнедеятельности человеческого общества.

п/п

Название

мероприятия

Форма

проведения

Категория

учащихся

Ответственный

1

Планета Земля в опасности

Ролевая игра

«Экологический

консилиум»

9 класс

Учитель биологии, библиотекарь

2

Экологические «крестики - нолики»

Конкурс знатоков

9-11

классы

Учитель биологии

3

Вовлечённые в войну

Экологическая

экспертиза

7-8

классы

Учитель биологии, библиотекарь

4

Проблемы

Мирового

океана

Экологический

суд

10-11

классы

Учитель биологии, библиотекарь

5

Да будет свет

Телемост

«Энергетика будущего»

10-11

классы

Учитель биологии, библиотекарь

6

Боль Земли

Выставка книг, статей, рефератов учащихся

8-11

классы

Библиотекарь, учитель биологии

3. Природа - вечный источник красоты.

Главные задачи этого раздела - с помощью интересных мероприятий, носящих творческий, развивающий характер, показать, насколько прекрасна окружающая нас природа и что будет, если человек по-доброму будет относиться ко всем живущим на планете. «Жить с природой в мире» - вот главная идея мероприятий этого раздела.

п/п

Название

мероприятия

Форма

проведения

Категория

учащихся

Ответствен

ный

1

Путешествия по стране Лeгумия

Игра-путешествие

5-6

классы

Учитель биологии, библиотекарь

2

Лесные тайны

Разгадывание кроссворда с элементами беседы

5-6

классы

Учитель биологии, библиотекарь

3

Легенды о цветах

Заочная викторина

8-11

классы

Библиотекарь

4

Гимн природе

Выставка- викторина с элементами беседы

6-8 классы

Учитель биологии, библиотекарь

5

Голоса Земли

Познавательно- театрализованное представление

5 класс

Учитель биологии, библиотекарь

6

Красота, гармония и целесообразность в природе

Беседа

9-11

классы

Учитель биологии, библиотекарь

7

Природа как универсальная ценность

Семинар

9-11

классы

Учитель биологии, библиотекарь

4. Здоровый образ жизни.

Человек - высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым. В детстве всякие неприятности воспринимаются «вдруг» - как нечто внезапное и незаслуженное. Но в том-то, к сожалению, и дело, что большинство болезней именно заслужены, а первые шаги к этому делаются нередко в самом цветущем возрасте: перестают дружить со спортом, физкультурой, приобщаются к дурным привычкам. Главная цель мероприятий данного раздела - ознакомить учащихся с таким понятием, как здоровье, и факторами, на него влияющими.

п/п

Название

мероприятия

Форма

проведения

Категория

учащихся

Ответственный

1

Как я отношусь к моему здоровью?

Анкетирование

6-8

классы

Библиотекарь

2

Наше здоровье и от чего оно зависит?

Беседа

6-8

классы

Учитель биологии, библиотекарь

3

Сколько лет жить человеку?

Диалог о долгой и счастливой жизни

10-11

классы

Учитель биологии, библиотекарь

4

Перекрёсток беды

Выставка брошюр и статей из СМИ по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и СПИДа

5-11

классы

Библиотекарь

5. Милая Родина моя.

Природа родного края, общение с ней, изучение её позволяют увидеть, насколько прекрасна природа, которая окружает человека ежедневно. Необходимо не переставать удивляться и восхищаться ею, и пусть каждый внесёт посильный вклад для её сохранения и улучшения. Это является основой мероприятий следующего раздела.

п/п

Название

мероприятия

Форма

проведения

Категория

учащихся

Ответственный

 

1

Летающие цветы.

Галерея Красной книги

Экскурсия по страницам Красной книги

5-7

классы

Учитель биологии, библиотекарь

 

2

Виды особо охраняемых территорий

Семинар

8-9

классы

Учитель биологии, библиотекарь

3

А знаем ли мы птиц?

Игра - соревнование

6-7

классы

Учитель биологии, библиотекарь

4

Люби и знай свой край

Путешествие по книге

6-7

классы

Библиотекарь

5

Наведи порядок в своём доме, дворе, улице

Весенняя акция по уборке территории: все вместе возле школы, каждый в своём дворе

5-11

классы

Учитель биологии, библиотекарь

6. Человек и природа: этика взаимоотношений.

Человек объективно включён в мир природы и в мир культуры. Его физическое и психическое здоровье в значительной степени определяется естественным окружением, звуками, красками, формой природных явлений.

С помощью мероприятий, включённых в последний раздел, можно задать траекторию будущего поведения детей в общении с природой, подвести промежуточные итоги.

п/п

Название

мероприятия

Форма

проведения

Категория

учащихся

Ответственный

1

Почему экологию должны изучать все?

Сочинение- рассуждение

5-9

классы

Учитель биологии

2

Как красива родина моя

Фотовыставка творческих работ учащихся

5-11

классы

Учитель биологии, библиотекарь

3

День

природы

Игра «Что? Где? Когда?»

9-11

классы

Учитель биологии, библиотекарь

4

Мир прекрасный, мир живой

Игра «Умники и умницы»

8-9

классы

Учитель биологии, библиотекарь

5

Я познаю малую родину свою

Исследовательские проекты

 

Учитель биологии, библиотекарь

Сценарии внеклассных мероприятий, праздников, досугов и викторин по экологии для 5-11 классов

Роль районного ресурсного центра по экологическому воспитанию учащихся Слуцкого района «Экомир» по продвижению идей устойчивого развитияАвтор: Коледа Тамара Анатольевна, директор государственного учреждения образования «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь. Описание: Опыт работы ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» по экологическому воспитанию учащихся. Задача образования для устойчивого развития состоит в утверждении новых ценностей и жизненных смыслов...

Подростковое объединение по интересам «Экопарадокс». Программа работыПояснительная записка Экология уже давно вышла за рамки интересов отдельных людей и теперь смело может считаться третьим важнейшим компонентом устойчивого развития государства наравне с человеческим ресурсом и экономикой. Одной из главных задач эколого-биологических центров является организация пропаганды экологических знаний, участие в создании системы просвещения, образования и воспитания в области охраны окружающей среды. Т...

Тест по экологии для студентов колледжа с ответамиПояснительная запискаДанный тест может использоваться для закрепления знаний или в качестве тематического контроля по разделу: Общая экология для 1-го курса дисциплина «Экология», 2-го курса дисциплина «Экологические основы природопользования», 3-го курса дисциплина «Экология на транспорте» для всех специальностей. Тест состоит из 50-ти вопросов, которые распределены на 2 варианта, каждый вопрос имеет 4 варианта ответов один из которых прави...

Образовательный кейс

Образовательный кейс "Экологическое место отдыха" предназначен для учащихся среднего звенаПроблемная ситуация: особо охраняемые природные территории (далее ООПТ), места, на территории которых охраняется природа, ландшафты, водные объекты, растения и животные. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы - именно здесь природа и все её процессы в естественном проявлении изучаются, наблюдаются в течение многих лет, здесь природа находится под государственной охраной. Именно на ООП...

Программа объединения по интересам эколого-биологического профиля

Программа объединения по интересам эколого-биологического профиля "Крылатый дозор"Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО "Слуцкий эколого-биологический центр учащихся", г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь. Аннотация: Программа объединения по интересам предназначена для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, руководителей клубов «Крылатый дозор», учителей начальной школы, учителей биологии. Программа об...

Программа объединения по интересам «Теремок»Пояснительная записка Любовь к природе у детей не приходит сама собой – её нужно пробудить. В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме». Чтобы научиться любить и беречь свой дом, его надо узнать. В психолого-педагогической науке дошкольный и младший школьный возраст рассматривается как первая ступень экологического воспитания, на которой закладываются основы экологической культуры личности. На современном этапе это весьма актуаль...

Клубам «Крылатый дозор» Слутчины - 15 летАвтор: Коледа Тамара Анатольевна, директор ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь. Описание: Публикация посвящена детскому клубному движению «Крылатый дозор». Материал представляет интерес для всех, кто занимается экологическим воспитанием воспитанников дошкольных учреждений образования и учащихся школ. Цель: знакомство с работой клубов "Крылатый дозор" Слуцкого работа. Задачи: показать пути ...

Сценарий эколого-биологического брейн – ринга для 5 класса

Эколого-биологический брейн – ринг «Знатоки природы», 5 класс. Сценарий Автор: Шилина Олеся Фёдоровна. Учитель русского языка и литературы ГОУ ЛНР «Свердловская СШ № 6», ЛНР, г. СвердловскСценарий эколого-биологического брейн – ринга для 5 класса. Знатоки природыЦели: обобщить знания о растениях и животных; развивать у учащихся экологическую культуру и культуру общения; формировать представление о взаимодействии человека и природы; учить умело объединять знания и умения, проявлять творческие спо...

Педагогический опыт по использованию фольклора в изучении экологии Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь. Аннотация: Работа посвящена обобщению педагогического опыта по использованию фольклора в изучении экологии учащимися. В статье анализируются возможности изучения экологии учащимися различного возраста посредством знакомства со сказками через игр...

Виртуальная экскурсия «ЛЕГЕНДЫ СТАРИННЫХ ПАРКОВ»

Виртуальная экскурсия «ЛЕГЕНДЫ СТАРИННЫХ ПАРКОВ» Описание. Публикация знакомит с некоторыми парками Республики Беларусь, с их историей и легендами. Материал предназначен для педагогов и учащихся, интересующихся историей и экологией. Автор: Коледа Тамара Анатольевна, директор ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь. Цель: знакомство учащихся с историей возникновения некоторых парков Республики Беларусь.1. История садово-паркового строи...

Экологический проект «Экология воздуха в г. Слуцк»

Экологическое исследование школьников «Экология воздуха в г.Слуцк» Описание. Экологический проект по экологии, направленный на изучение проблемы загрязнения воздуха. Исследование может представлять интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей биологии и всех кому небезразлично будущее планеты. Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования, ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, ...

Библиотечный урок «Как все взаимосвязано в природе…»

Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область Описание материала: Нас окружают тысячи видов растений – деревья и травы, прекрасные цветы. Каждый день мы наслаждаемся их видом, пользуемся их дарами. А много ли мы знаем о них? Предлагаю вам Библиотечный урок о деревьях. Из тех книг, которые учат любить природу, бережно к ней относиться, правильно вести себя в природе. Раздел ботаники, который изучает древесные растения, то есть деревья...

Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возрастаНа данный момент население должно обеспокоиться проблемами экологической обстановки. Всё чаще можно заметить людей, не задумывающихся о будущем нашей планеты. Экологическое воспитание детей происходит редко и чаще всего этому вопросу не уделяют много времени. Нужно прививать экологическое поведение с раннего возраста. Дети дошкольного возраста уже способны находить различия и делать сравнения. Для этого хорошо подойдут к...

Экскурсия тематическая, заочная продолжительность 40 мин., для учащихся 5-8 классовПриемы показа и рассказа: предварительный осмотр экскурсионных объектов, локализация событий, цитирование, прием реконструкции, сравнение. Цели и задачи: - познакомить с производством минеральной воды «Себряковская», со структурой воды; - показать значение воды в жизни человека, способность воды нести здоровье человеку; - формировать навыки бережного отношения к воде; - воспитывать почтение к труду волгогр...

Конспект занятия в объединении "Юные исследователи"Тема: "Охраняемый объект природы Амурской области Хинганский заповедник". Цель: познакомить обучающихся с охраняемым объектом природы Хинганским заповедником. Задачи: Обучающие: - познакомить с понятиями "охрана природы", "заповедник", правилами поведения в природе; - закрепить знания о Хинганском заповеднике; - формировать у обучающихся понимание единства человека и природы. Развивающие: - учить детей определять причинно-следственные св...

Рекомендуем посмотреть:

Классный час по экологии «Земля наш общий дом», 10 класс

Внеклассное мероприятие по экологии, 7-8 класс. Экология и война

Сюжетно ролевая игра по экологии для 6 класса

Внеклассное мероприятие, 8-9 класс. Охрана окружающей среды

Внеклассное мероприятие по экологии в 5 классе. Игра-путешествие

Марина Спиридоновна Тевдорошвили # 7 апреля 2016 в 06:04 0
спасибо за интересный материал
Оксана Владимировна Сверчкова # 28 апреля 2016 в 23:09 0
Прекрасный материал.Огромное спасибо.
Алёна Васильевна Парамонова # 1 мая 2016 в 13:33 0
Актуальный план работы, охватывающий целый блок тем и подходящий для разных возрастных групп учащихся. Ценный материал для библиотекарей.
Ирина Александровна Гордеева # 24 июня 2016 в 06:44 0
Спасибо за предоставленный материал.
Елена Валерьевна Жукова # 5 августа 2016 в 11:15 0
Экологическое воспитание учащихся актуально. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.
Валентина Дмитриевна Митрофанова # 11 октября 2016 в 19:01 0
Здравствуйте! Экологическое образование и воспитание учащихся остается одним из приоритетных направлений работы школы.Экологические проблемы выдвинули перед педагогикой задачу воспитания детей в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования. Чтобы эти требования превратились в норму для каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.Я уверенна, что чем больше ребенок соприкасается с природой, занимается практической деятельностью (исследовательской работой, природоохранной деятельностью, походами и экскурсиями), тем результативнее будет эта работа.
Ольга Владимировна Перковская # 21 октября 2016 в 19:44 +1
Материалы интересные! Занимаюсь экологией в школе 13 лет. И у вас взяла много интересного. Спасибо!
Наталья Геннадьевна Маленко # 13 ноября 2016 в 21:51 0
Материал ценен не только для библиотекарей, но и для педагогов, учителей, воспитателей. Можно использовать в своей работе частично. Наша школа была экспериментальной площадкой по экологическому направлению и я, имея некоторый опыт работы по данной проблематике, хочу сказать слова благодарности автору экологического содержательного материала. Спасибо!
Пивалкина Татьяна # 26 апреля 2017 в 11:50 0
Материал полезен и своевременен.Сейчас много внимания в школе уделяется экологии. Наша школа(в частности я) принимала участие в экологическом уроке "Разделяйте с нами!". Частично возьму материал для классного часа.
Геннадий Федорович Журавлев # 15 октября 2018 в 15:04 0
Очень важный ценный материал для преподавателей, воспитателей, студентов техникума. Спасибо огромное.