Внеклассное мероприятие по экологии в 5 классе. Игра-путешествие

Сценарий познавательно-развлекательного мероприятия для 5 класса

Игра-путешествие "Зелёный хоровод"

Составитель: Мурашова Инна Юрьевна, педагог-организатор, МБОУ УСОШ № 4 г. Удомля, Тверской обл.

Цель:

формирование экологической культуры школьников.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с удивительными свойствами некоторых древесных растений, начальными элементами исследовательской деятельности;

2. Показать значение деревьев для человека;

3. Воспитать бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: маршрутные листы, бланки “Паспорт дерева”, костюм Березы, рулетки, ручки, гербарии.

Игру путешествие можно проводить в парке, на пришкольном участке в весеннее, летнее и осеннее время года. Весной и осенью используется гербарный материал. Во время подготовки к игре необходимо составить маршрутный лист, на котором обозначены деревья, о которых пойдёт речь - берёза, ель, тополь, сосна. В игре участвуют четыре команды учащихся 5 классов по 15человек.

Маршрутный лист (4 штуки по числу команд)

Команда №1________________

Название станции

Оценка

Роспись

1.Берёза 2.Ель3.Тополь 4.Сосна

 

 

Команда №2_______

Команда №3_______

Команда №4_______

Команда №5______

1.Ель

1.Берёза

1.Тополь

1.Сосна

2.Тополь

2.Ель

2.Сосна

2.Береза

3.Сосна

3.Тополь

3.Берёза

3.Ель

4.Берёза

4.Сосна

4.Ель

4.Тополь

Каждая команда придумывает себе название,которое заносится в маршрутный лист. На обратной стороне маршрутного листа - схема расположения станций- деревьев,например:

1. Берёза

2. Ель

3. Тополь

4. Сосна

В ходе игры каждая команда должна посетить все станции в том порядке, который указан в маршрутном листе и выполнить все задания,предлагаемые ведущими на станциях. На каждой станции дети занимаются 10 минут. Победителем станет та команда, которая получит наибольшее количество баллов.

Ход игры

Ведущая:

Дорогие ребята!

Мы рады приветствовать вас в Эколого-биологическом центре, и предлагаем принять участие в игре, в ходе которой вы узнаете много нового и интересного о природе Хабаровского края. А о чем эта игра, вы узнаете,разгадав загадку:

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Дерево)

Игра, в которой вы будете участвовать, называется “Зелёный  хоровод”. И речь в ней пойдет о деревьях. Но прежде, чем начать игру, я приготовила для вас сюрприз. С вами хочет пообщаться один из представителей нашего хоровода. Кто именно? Чтобы узнать, отгадайте загадку:

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Берёза)

К детям подходит педагог в костюме Берёзы:

Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать на игру!

Когда ты входишь в лес душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных и строгой тишины,

Встречает грудь твоя так радостно, так жадно

Дыханье влажных трав и аромат весны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, роняя, капли рос.

А сумрачный навес широколапных елок

Слился с листвой ольхи и молодых берёз.

Все мы любим лес. Да разве можно его не любить? Непередаваемо красивы наши леса! В них мы находим отдых и тишину, прохладу от летнего зноя и защиту от ветра. Но особенно большую роль зеленые насаждения играют в жизни горожан. Деревья обеспечивают людей запасами свежего воздуха и очищают его от вредных примесей. А еще деревья радуют нас своей красотой. Ребята, а какие деревья растут в нашем городе?

Дети перечисляют известные им деревья, педагог дополняет.

Сегодня вы поближе познакомитесь с некоторыми удивительными деревьями, которые растут на территории эколого-биологического центра.

Ведущая вручает капитанам команд маршрутные листы, бланки “Паспорт дерева” и объявляет начало игры.

После того, как дети побывают на всех станциях,ведущая собирает маршрутные листы, подсчитывает количество баллов, награждает победителей.

Станция 1 – Берёза

1.Рассказ ведущей:

Ребята, о каком дереве сложена эта загадка?

Стоит Алена, платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)

Береза – самое любимое дерево всех жителей России. Много песен, сказок, легенд и рассказов сложено о березе. Много народных примет связано с березой:

- Если из березы весной течет много сока – к дождливому лету.

- Лопаются сережки у березки – пора сеять хлеб.

- Листья опадают с березы чисто – к урожайному году.

- Если осенью листья у березы начнет желтеть с верхушки – весна будет ранняя.

Берёз на Дальнем Востоке 22 вида. Но самой распространенной является белая или плосколистая берёза. Берёзы очень добры к людям.В стародавние времена берёзу нарекли деревом четырех дел:

первое дело – мир освещать, березовые лучины самые светлые,

второе дело – чистоту соблюдать, березовый веник в бане незаменим,

третье дело – скрип утишать, чтобы телега не скрипела, ее колеса березовым дегтем смазывали,

четвертое дело – больных исцелять, от многих болезней лечит настой из березовых почек.

Вкусный березовый сок очень полезен, содержит витамины и минеральные вещества. Только сок собирать надо умеючи, чтобы не навредить, ранку надо обязательно замазать садовым варом.

Березы самые первые появляются на вырубках и лесных гарях, потому что легко возобновляются семенами, мало требовательны к почве,светолюбивы, морозостойкие. Береза дает людям очень ценную древесину, которая используется в различных отраслях народного хозяйства для изготовления мебели, лыж, фанеры, а также используется как сырье для производства целлюлозы и бумаги. Из березы получают уксусную кислоту и древесный спирт, сажа идет на приготовление типографской краски. Вот сколько полезных свойств у березы.

2. Заполнение “Паспорта дерева”

3. Творческое задание:

Ведущая предлагает детям разрезанное на кусочки стихотворение о березе. Детям необходимо расположить фрагменты в правильном порядке и прочитать стихотворение.

Станция 2 – Ель

1. Рассказ ведущей:

Что же это за девица:

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (Ель)

Ребята, какие вы знаете хвойные деревья? (Ель, пихта, сосна, лиственница и др.)

А почему это дерево назвали елью, ведь вместо листьев у нее иголки?

Ели - вечнозелёные хвойные растения. Высокие стройные деревья достигают порой 60 и даже 90 метров. Они долгожители, их возраст может доходить до 500-600 лет. Хвоя не опадает ежегодно, а держится до 7 лет. Она выделяет в атмосферу вещества, очищающие и обеззараживающие воздух.

Насчитывается около 50 видов елей. Наиболее распространена ель обыкновенная, или европейская. Она занимает огромные площади в Северной и Средней Европе, Финляндии, на Урале, Алтае и Амуре.

Из мягкой и лёгкой древесины ели делают музыкальные инструменты, которые обладают изумительным звуком. Кроме того, получают целлюлозу. Её используют при изготовлении бумаги, искусственного шёлка и других промышленных материалов.

2.Заполнение “Паспорта дерева”

3. Творческое задание:

Ребята составляют слова, используя буквы слова “лиственница” (например: лиса, вена и т. д.)

Станция 3-Тополь

1. Рассказ ведущей

Ребята отгадайте загадку:

Летом снег! Просто смех!

Снег по городу летает,

Почему же он не тает? (Пух тополя)

Тополя – традиционные и излюбленные декоративные деревья. Еще в Древней Греции этим деревом, называвшимся “популюс” или“народным”, обсаживались площади и улицы. И сейчас, пожалуй, нет населенного пункта, в зеленом наряде которого не было бы тополя.

На Дальнем Востоке для озеленения городов используется уже немало тополей – экзотов: серебристый, пирамидальный и многие другие. Тополь – крупнейшее лиственное дерево уссурийской тайги, достигающее 35 и больше метров высоты и 2,5 метра в диаметре ствола.

Тополь – морозостоек, светолюбив,нетребователен к почве. Растет быстро, доживает до 200, реже до 250 – 300 лет. Стволы часто страдают от внутренней гнили и ломаются бурями. Размножаются черенками, кольями и корневыми отпрысками,появляющимися вокруг материнского дерева. Легко переносит пересадку и обрезку. Устойчив к городским условиям - к дыму, газам, пыли, нагреву от стен зданий и оград, покрытию почвы асфальтом.Тополь особенно красив весной, в период распускания листьев.

2.Заполнение “Паспорта дерева”

3.Творческое задание:

Отгадайте загадки и решите кроссворд

1. С ветки в реку упадет, и ре тонет, а плывет. (Лист).

2. У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. (Сосна).

3. Стоят казаки, на них белые колпаки. (Пни в снегу).

4. Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит? (Осина).

5. В золотой клубочек спрятался клубочек. (Желудь).

6.Что же это за девица: не швея не мастерица,ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Ель).

Станция 4 - Сосна

1.Рассказ ведущей:

Ребята, отгадайте загадку:

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если на опушке,

Ветви - только на макушке (сосна)

- Сосна - величественное дерево. Медно-желтый ствол, длинные темно-зеленые иголки, коричневые шишки на ветках, ветви сосны шапкой покрывают верхушку ствола. А как пахнет хвоей в лесу. На открытых местах сосна поселяется первой. Корень сосны уходит глубоко в почву. Он, словно якорь, удерживает дерево даже в бурю. Сосна кормит многих зверей и птиц. В ее шишках вкусные семена, особенно зимой, когда птицам так холодно и голодно. Сосна очень любит солнце. Воздух в сосняках очень чистый. Вот почему в сосновых насаждениях строят санатории для людей, имеющих заболевания органов дыхания. При легком насморке в походе полезно нюхать растертую в пальцах хвою сосны. Сосна имеет прекрасную древесину, которая используется в строительстве. В народе говорят, много шишек на соснах и елях - к доброму году.

Латинское название сосны происходит от кельтского «пин» и в переводе означает «скала». Это указывает на то, что сосна может обитать на скалистых обрывах и горных скалах. Поэтому у многих народов она символизирует выносливость и стойкость. На Руси сосна и ель олицетворяют наступление нового года. Хвоя дерева выделяет большое количество фитонцидов – веществ, которые очищают воздух. Поэтому так легко дышится в сосновом лесу.

2. Заполнение “Паспорта дерева”

3. Творческое задание

Ведущая предлагает детям вспомнить и исполнить песни о деревьях (исполняется один куплет и припев каждой песни).

Паспорт дерева

Название дерева______________________________________________________________

Место “прописки” (название города или района,улицы и т. п.): ______________________

_____________________________________________________________________________

Краткое описание места, где растет дерево________________________________________

Примерный возраст____________________________________________________________

Окружность ствола на высоте 1 метра (с) __________________________________________

Диаметр ствола на высоте 1 м (d = C : 3, 14) ________________________________________

Примерная высота дерева_______________________________________________________

На какой высоте дерево начинает ветвится________________________________________

Ширина кроны________________________________________________________________

Форма кроны (нарисуй и закрась зеленым цветом):

Состояние почвы вокруг дерева в радиусе около 1,5 – 2 м от ствола
(почва рыхлая, уплотненная, вытоптанная; покрыта или нет травой и т.д.):______________

______________________________________________________________________________

Состояние дерева в момент заполнения карточки(отметь нужное, поставив “галочку”):

Отличное___

Хорошее___

Удовлетворенное____

Неудовлетворенное____

Другие сведения о дереве:_______________________________________________________

Рекомендуем посмотреть:

Конкурсная программа по экологии для 5 класса

Викторина для школьников с ответами по географии, 5 класс

Викторина для школьников с ответами по теме растения, 5-6 класс

Внеклассное мероприятие по экологии, 5 класс. Первоцветы

Внеклассные мероприятия по экологии в школе для 5 - 11 классов

Нет комментариев. Ваш будет первым!