Составитель: Мурашова Инна Юрьевна, педагог-организатор, МБОУ УСОШ №
Цель:
формирование экологической культуры школьников.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с удивительными свойствами некоторых древесных растений, начальными элементами исследовательской деятельности;
2. Показать значение деревьев для человека;
3. Воспитать бережное отношение к природе родного края.
Оборудование: маршрутные листы, бланки “Паспорт дерева”, костюм Березы, рулетки, ручки, гербарии.
Игру путешествие можно проводить в парке, на пришкольном участке в весеннее, летнее и осеннее время года. Весной и осенью используется гербарный материал. Во время подготовки к игре необходимо составить маршрутный лист, на котором обозначены деревья, о которых пойдёт речь - берёза, ель, тополь, сосна. В игре участвуют четыре команды учащихся 5 классов по 15человек.
Маршрутный лист (4 штуки по числу команд)
Команда №1________________ |
||
Название станции |
Оценка |
Роспись |
1.Берёза 2.Ель3.Тополь 4.Сосна |
|
|
Команда №2_______ |
Команда №3_______ |
Команда №4_______ |
Команда №5______ |
1.Ель |
1.Берёза |
1.Тополь |
1.Сосна |
2.Тополь |
2.Ель |
2.Сосна |
2.Береза |
3.Сосна |
3.Тополь |
3.Берёза |
3.Ель |
4.Берёза |
4.Сосна |
4.Ель |
4.Тополь |
Каждая команда придумывает себе название,которое заносится в маршрутный лист. На обратной стороне маршрутного листа - схема расположения станций- деревьев,например:
1. Берёза
2. Ель
3. Тополь
4. Сосна
В ходе игры каждая команда должна посетить все станции в том порядке, который указан в маршрутном листе и выполнить все задания,предлагаемые ведущими на станциях. На каждой станции дети занимаются 10 минут. Победителем станет та команда, которая получит наибольшее количество баллов.
Ведущая:
Дорогие ребята!
Мы рады приветствовать вас в Эколого-биологическом центре, и предлагаем принять участие в игре, в ходе которой вы узнаете много нового и интересного о природе Хабаровского края. А о чем эта игра, вы узнаете,разгадав загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)
Игра, в которой вы будете участвовать, называется “Зелёный хоровод”. И речь в ней пойдет о деревьях. Но прежде, чем начать игру, я приготовила для вас сюрприз. С вами хочет пообщаться один из представителей нашего хоровода. Кто именно? Чтобы узнать, отгадайте загадку:
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)
К детям подходит педагог в костюме Берёзы:
Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать на игру!
Когда ты входишь в лес душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твоя так радостно, так жадно
Дыханье влажных трав и аромат весны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, роняя, капли рос.
А сумрачный навес широколапных елок
Слился с листвой ольхи и молодых берёз.
Все мы любим лес. Да разве можно его не любить? Непередаваемо красивы наши леса! В них мы находим отдых и тишину, прохладу от летнего зноя и защиту от ветра. Но особенно большую роль зеленые насаждения играют в жизни горожан. Деревья обеспечивают людей запасами свежего воздуха и очищают его от вредных примесей. А еще деревья радуют нас своей красотой. Ребята, а какие деревья растут в нашем городе?
Дети перечисляют известные им деревья, педагог дополняет.
Сегодня вы поближе познакомитесь с некоторыми удивительными деревьями, которые растут на территории эколого-биологического центра.
Ведущая вручает капитанам команд маршрутные листы, бланки “Паспорт дерева” и объявляет начало игры.
После того, как дети побывают на всех станциях,ведущая собирает маршрутные листы, подсчитывает количество баллов, награждает победителей.
Станция 1 – Берёза
1.Рассказ ведущей:
Ребята, о каком дереве сложена эта загадка?
Стоит Алена, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
Береза – самое любимое дерево всех жителей России. Много песен, сказок, легенд и рассказов сложено о березе. Много народных примет связано с березой:
- Если из березы весной течет много сока – к дождливому лету.
- Лопаются сережки у березки – пора сеять хлеб.
- Листья опадают с березы чисто – к урожайному году.
- Если осенью листья у березы начнет желтеть с верхушки – весна будет ранняя.
Берёз на Дальнем Востоке 22 вида. Но самой распространенной является белая или плосколистая берёза. Берёзы очень добры к людям.В стародавние времена берёзу нарекли деревом четырех дел:
первое дело – мир освещать, березовые лучины самые светлые,
второе дело – чистоту соблюдать, березовый веник в бане незаменим,
третье дело – скрип утишать, чтобы телега не скрипела, ее колеса березовым дегтем смазывали,
четвертое дело – больных исцелять, от многих болезней лечит настой из березовых почек.
Вкусный березовый сок очень полезен, содержит витамины и минеральные вещества. Только сок собирать надо умеючи, чтобы не навредить, ранку надо обязательно замазать садовым варом.
Березы самые первые появляются на вырубках и лесных гарях, потому что легко возобновляются семенами, мало требовательны к почве,светолюбивы, морозостойкие. Береза дает людям очень ценную древесину, которая используется в различных отраслях народного хозяйства для изготовления мебели, лыж, фанеры, а также используется как сырье для производства целлюлозы и бумаги. Из березы получают уксусную кислоту и древесный спирт, сажа идет на приготовление типографской краски. Вот сколько полезных свойств у березы.
2. Заполнение “Паспорта дерева”
3. Творческое задание:
Ведущая предлагает детям разрезанное на кусочки стихотворение о березе. Детям необходимо расположить фрагменты в правильном порядке и прочитать стихотворение.
Станция 2 – Ель
1. Рассказ ведущей:
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год (Ель)
Ребята, какие вы знаете хвойные деревья? (Ель, пихта, сосна, лиственница и др.)
А почему это дерево назвали елью, ведь вместо листьев у нее иголки?
Ели - вечнозелёные хвойные растения. Высокие стройные деревья достигают порой 60 и даже
Насчитывается около 50 видов елей. Наиболее распространена ель обыкновенная, или европейская. Она занимает огромные площади в Северной и Средней Европе, Финляндии, на Урале, Алтае и Амуре.
Из мягкой и лёгкой древесины ели делают музыкальные инструменты, которые обладают изумительным звуком. Кроме того, получают целлюлозу. Её используют при изготовлении бумаги, искусственного шёлка и других промышленных материалов.
2.Заполнение “Паспорта дерева”
3. Творческое задание:
Ребята составляют слова, используя буквы слова “лиственница” (например: лиса, вена и т. д.)
Станция 3-Тополь
1. Рассказ ведущей
Ребята отгадайте загадку:
Летом снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух тополя)
Тополя – традиционные и излюбленные декоративные деревья. Еще в Древней Греции этим деревом, называвшимся “популюс” или“народным”, обсаживались площади и улицы. И сейчас, пожалуй, нет населенного пункта, в зеленом наряде которого не было бы тополя.
На Дальнем Востоке для озеленения городов используется уже немало тополей – экзотов: серебристый, пирамидальный и многие другие. Тополь – крупнейшее лиственное дерево уссурийской тайги, достигающее 35 и больше метров высоты и
Тополь – морозостоек, светолюбив,нетребователен к почве. Растет быстро, доживает до 200, реже до 250 – 300 лет. Стволы часто страдают от внутренней гнили и ломаются бурями. Размножаются черенками, кольями и корневыми отпрысками,появляющимися вокруг материнского дерева. Легко переносит пересадку и обрезку. Устойчив к городским условиям - к дыму, газам, пыли, нагреву от стен зданий и оград, покрытию почвы асфальтом.Тополь особенно красив весной, в период распускания листьев.
2.Заполнение “Паспорта дерева”
3.Творческое задание:
Отгадайте загадки и решите кроссворд
1. С ветки в реку упадет, и ре тонет, а плывет. (Лист).
2. У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. (Сосна).
3. Стоят казаки, на них белые колпаки. (Пни в снегу).
4. Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит? (Осина).
5. В золотой клубочек спрятался клубочек. (Желудь).
6.Что же это за девица: не швея не мастерица,ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Ель).
Станция 4 - Сосна
1.Рассказ ведущей:
Ребята, отгадайте загадку:
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если на опушке,
Ветви - только на макушке (сосна)
- Сосна - величественное дерево. Медно-желтый ствол, длинные темно-зеленые иголки, коричневые шишки на ветках, ветви сосны шапкой покрывают верхушку ствола. А как пахнет хвоей в лесу. На открытых местах сосна поселяется первой. Корень сосны уходит глубоко в почву. Он, словно якорь, удерживает дерево даже в бурю. Сосна кормит многих зверей и птиц. В ее шишках вкусные семена, особенно зимой, когда птицам так холодно и голодно. Сосна очень любит солнце. Воздух в сосняках очень чистый. Вот почему в сосновых насаждениях строят санатории для людей, имеющих заболевания органов дыхания. При легком насморке в походе полезно нюхать растертую в пальцах хвою сосны. Сосна имеет прекрасную древесину, которая используется в строительстве. В народе говорят, много шишек на соснах и елях - к доброму году.
Латинское название сосны происходит от кельтского «пин» и в переводе означает «скала». Это указывает на то, что сосна может обитать на скалистых обрывах и горных скалах. Поэтому у многих народов она символизирует выносливость и стойкость. На Руси сосна и ель олицетворяют наступление нового года. Хвоя дерева выделяет большое количество фитонцидов – веществ, которые очищают воздух. Поэтому так легко дышится в сосновом лесу.
2. Заполнение “Паспорта дерева”
3. Творческое задание
Ведущая предлагает детям вспомнить и исполнить песни о деревьях (исполняется один куплет и припев каждой песни).
Паспорт дерева
Название дерева______________________________________________________________
Место “прописки” (название города или района,улицы и т. п.): ______________________
_____________________________________________________________________________
Краткое описание места, где растет дерево________________________________________
Примерный возраст____________________________________________________________
Окружность ствола на высоте 1 метра (с) __________________________________________
Диаметр ствола на высоте 1 м (d = C : 3, 14) ________________________________________
Примерная высота дерева_______________________________________________________
На какой высоте дерево начинает ветвится________________________________________
Ширина кроны________________________________________________________________
Форма кроны (нарисуй и закрась зеленым цветом):
Состояние почвы вокруг дерева в радиусе около 1,5 – 2 м от ствола
(почва рыхлая, уплотненная, вытоптанная; покрыта или нет травой и т.д.):______________
______________________________________________________________________________
Состояние дерева в момент заполнения карточки(отметь нужное, поставив “галочку”):
Отличное___
Хорошее___
Удовлетворенное____
Неудовлетворенное____
Другие сведения о дереве:_______________________________________________________
Конкурсная программа по экологии для 5 класса
Викторина для школьников с ответами по географии, 5 класс
Викторина для школьников с ответами по теме растения, 5-6 класс
Внеклассное мероприятие по экологии, 5 класс. Первоцветы
Внеклассные мероприятия по экологии в школе для 5 - 11 классов
Нет комментариев. Ваш будет первым!