Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Парки Республики Беларусь

Виртуальная экскурсия «ЛЕГЕНДЫ СТАРИННЫХ ПАРКОВ»

Описание. Публикация знакомит с некоторыми парками Республики Беларусь, с их историей и легендами. Материал предназначен для педагогов и учащихся, интересующихся историей и экологией.
Автор: Коледа Тамара Анатольевна, директор ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Цель: знакомство учащихся с историей возникновения некоторых парков Республики Беларусь.
1. История садово-паркового строительства в Республики Беларусь.

История садово-паркового строительства в Беларуси связана с усадебным паркостроением, в частности – с дворцово-парковыми ансамблями. Расцвет этого вида искусства приходится на VIII в. В большинстве парков представлен ландшафтный стиль, значительно меньшая часть сохранила регулярную планировку. В архитектуре преобладают барокко или классицизм.
Долог и по-своему сложен путь развития белорусского паркостроения: от травника, аптечных огородов, фруктовых садов до сложных произведений садово-паркового искусства, воплощающих лучшие черты великих художественных стилей. Идеи западноевропейской школы здесь использовались с учетом природных условий, бытовых и культурных традиций, а также образа жизни владельцев усадеб.
Начало паркостроению на территории Республики Беларусь было положено более трех столетий тому назад. Старинные сады и парки являются произведениями не только собственно-садового искусства, но и культуры в целом. История стилей паркостроения тесно переплетается с историей архитектуры, литературы и поэзии, философией, музыкой, живописью, с господствующими идеями и вкусами различных эпох. Со второй половины 17 века в белорусских имениях плодовые сады, огороды, а, иногда, и прилегающий участок леса стали приобретать парковый характер. В приусадебных парках появляется декоративная скульптура и архитектура малых форм. В садово-парковом искусстве различаются в основном те же стили, что и в общем развитии искусства. В Беларуси в 17-18 веках получили распространение регулярные парки эпохи барокко и французского классицизма. Барокко был первым стилем, доведшим увлечение садами до фантастических размеров. Такие парки должны были удивлять, поражать. Парки французского классицизма отличались парадностью. Здесь устраивались приемные празднества, торжественные приемы. Сад мыслился как продолжение дворца, а дворец непременно являлся центром сада.
До наших дней дожили некоторые элементы парков, которые закладывались в 18 и 19 веках. Лучше всего сохранились парки при небольших имениях на ровной местности, заложенные в основном в последней трети 18 века. Большинство из них построено в стиле борокко – в виде одной композиционной оси, некоторые являются местными вариантом мелко усадебных парков рядовых имений. Преимущественно эти парки имели форму вытянутого прямоугольника и симметрично-осевое построение. Прогулочные маршруты в них проходили по линейным насаждениям в виде двухрядных, реже однорядных липовых аллей. Ширина аллей от 3 до 6 метров, посадка деревьев в ряду густая (от 0,5 до 1 метра).Усадебно-парковые ансамбли западной части Республики Беларусь заметно отличались удлиненной осью, по которой располагается въездная аллея, парадный двор, дворец или усадебный дом. Ось обычно замыкалась водоемом.
В восточной части страны сохранившиеся объекты представлены регулярной планировкой с боскетами, симметрично расположенными вдоль оси.
2. Парк имени А. В. Суворова

Парк имени А. В. Суворова — парк культуры и отдыха в Кобрине, памятник природы республиканского значения. Назван в честь русского полководца Александра Суворова, которому некоторое время принадлежало имение Кобринский ключ, на территории которого и находился парк с усадебным домом. Является старейшим в Беларуси парком. Основан в 1768 году по распоряжению подскарбия Великого княжества Литовского Антония Тизенгауза. В 1795 году, после третьего раздела Речи Посполитой, имение Кобринский ключ вместе с парком было подарено Екатериной II Александром Суворову. В 1808 году имение продано майору Гельвигу, с середины XIX века центральная усадьба принадлежала Александру Мицкевичу — брату польского поэта Адама Мицкевича. С 1948 года является парком культуры и отдыха имени Суворова.

В 1768 г. в одном километре от Кобрина был заложен фольварк, названный Губернией, где помещалось управление Кобринского Ключа. 6 февраля 1779 года сюда, уволенный в отставку без права ношения мундира, находясь в опале, в штатском платье для знакомства прибыл А.В.Суворов. Владелец богатого имения, в котором числилось 7 тысяч душ, он вел очень скромный образ жизни, несмотря на свой возраст и положение, продолжал оставаться солдатом. Еще при жизни А.В.Суворов раздал часть имения своим приближенным. Трудно судить об облике парка при жизни А.В. Суворова, поскольку новые владельцы вносили изменения и переустанавливали. Однако общая композиционная структура существовала долго без коренных изменений.

Парк занимает ровную территорию, имеет симметрично-осевое построение, вытянут вдоль оси в виде прямоугольника. Основная композиция ось ориентирована в направлении север-юг. С северной стороны в парке ведет широкая, липовая аллея (до 10 м), заложенная в 1905 г. на месте прежней из черного пирамидального тополя. Она была оформлена в виде шпалеры из грабов и ели. Усадебный одноэтажный дом располагается на основной оси в глубине парка, он был небольшим и стоял одиноко. По распоряжению А.В.Суворова служебные постройки были вынесены за пределы парка, а недалеко от дома построена часовня. Вдоль композиционной оси вытянут небольшой прямоугольной формы пруд. От дома открывался вид на водоем с холмом на западном берегу. В перспективе просматривался канал, который отводил воды в р. Муховец. Две аллеи, расположенные симметрично центральной, и поперечные образуют в парке систему прямоугольных боскетов. В парке прослеживается 16 различных боскетов. В них использовались деревья различных возрастов.

Прежних липовых аллей не стало в годы Великой Отечественной войны. Некоторые боскеты по диагонали перерезаны посадками липы, клена. Наиболее изменена теперь последняя пара боскетов перед парадным партером с традиционным кругом. Симметрично дому в боскетах росли две липы. Одна их них сохранилась, ее возраст более 200 лет. Это видимо последнее дерево парка, которое видел полководец. Сегодня вокруг исторической части старинного парка на площади 40 га сформирован новый парк. На месте усадебного дома 1950 года к 150-летию со дня смерти А.В.Суворова вокруг памятника разбита цветочная клумба, окруженная с двух сторон небольшими древесными группами из ели колючей, кипарисовника, облепихи, туи западной, уксусного дерева. Границы бывшего фундамента дома подчеркнуты линейной посадкой ели колючей. Сегодня в парке около 70 наименований насаждений, он находится в хорошем состоянии.
3. Парк в Белыничах
Регулярный парк был заложен в середине 18 века в имении графа К.Т. Огинского на площади 6 га. Построение парка симметрично-осевое. В плане имел форму прямоугольника. В основу положен простой планировочный прием разбивки территории на систему квадратов, разделенными аллеями под прямым углом. Основа композиции – 5 липовых аллей шириной 6 м. В зеленых кабинетах боскетов хороший разнотравно-злаковый газон, сравнительно большое количество деревьев липы, которые, несомненно, образовывали определенный рисунок типа лабиринта. В одном из центральных боскетов хорошо сохранился искусственный видовой холм, в противоположном боскете – небольшой водоем, перед которым установлен памятник воинам и партизанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В боскетах не было, как обычно, плодовых деревьев. Сад занимал западную часть усадьбы, она служит теперь стадионом. В древостое преобладают местные виды, есть туя западная. Сохранился древостой лишь наполовину. Вход в парк оформлен линейной посадкой тополя канадского и берлинского, около пруда высажен клен остролистный. Парк сохранился частично. Сохранившаяся часть парка является памятником садово-паркового искусства. Привлекает хорошим древостоем и качественным разнотравно-злаковым газоном.
Каждому художественному стилю в паркостроении характерны свои особенности пластической обработки рельефа. Террасирование берет начало в Италии в эпоху Ренессанса, и было обусловлено, прежде всего, рельефом этой страны. Террасные ренессансные парки распространились во многих странах Европы, уже во второй половине 16 века они появились в Польше. Старейшим из числа известных террасных парков следует считать итальянский сад Кореличской усадьбы на трех террасах, где выращивались плодовые деревья и кустарники, имелись лабиринты, оранжерея. Чаще всего на нескольких уровнях оформлялись в виде нешироких полос речные террасы разной степени крутизны. У гребня верхней террасы обычно находился дворец или усадебный дом. За нижней террасой чаще всего сооружались искусственные водоемы. В виде узких террас с лестницами или уступов оформлялись спуски к воде.
4. Центральный детский парк им. А.М.Горького в г. Минске.

Новое, пейзажное, направление в паркостроении возникло в Англии в первой четверти 18 века. В парках того времени нашла яркое воплощение идея глубокого почитания натуральной, первобытной красоты природы. Разнообразие пейзажей достигалось охватом больших, наиболее живописных окрестных территорий на террасах рек, озер, среди лесных массивов. Особенности белорусских пейзажных парков определялись характером местной природы – чарующей, неброской красотой, лиризмом, привольным спокойствием.
К пейзажным паркам относится центральный детский парк им. А.М.Горького в г. Минске. Городской, или губернаторский, сад создавался на рубеже 18-19 веков во время правления губернатора Корнеева. Рядом с посаженным им деревом был установлен конусообразный обелиск в память закладки парка. В 1805 году городской парк был открыт для посещения. Парк имел площадь 15 га. Геоморфологические особенности местности определили своеобразие общей композиции. Парк занял пойму реки и часть живописного, пересеченного речной террасой, пологого склона. Ось композиции не была выражена. Сетью боковых дорожек аллеи увязывались с павильонами и беседками. В парке также были устроены купальня, грот, каналы с мостиками, цветники. Парадные места имели регулярное строение. Использовалась фигурная формовка растений. По мнению знатоков ландшафтного искусства парк оценивался, как один из лучших известных образцов садового искусства того времени.

Среди древесных пород, которые составляли основу видового состава, преобладали липы, конский каштан, ясень, лиственница. На небольших полянах и лужайках выращивались розы, астильба, хосты, пионы, колокольчики, лихнис, рудбекия, гейхера и др. многолетние цветочные растения. Основными композиционными элементами восточной части парка является древесный массив сосны обыкновенной на холме, подчеркнутый у основания неширокой кленовой аллеей. Старые, в возрасте 150 лет, сосны с притупленными вершинами, хорошо сохранились и под влиянием урбанизированной среды застыли в росте.
5. Коллекционные сады

В конце 19 начале 20 века некоторые парки приобрели характер коллекционных садов. Новые виды привлекались из естественной флоры и центров интродукции. Одновременно в парках получили распространение сорта отечественной и зарубежной селекции, гибриды. Процесс интродукции сопровождался отбором особей, наиболее распространенных к местным условиям. В этом заключалась большое практическое значение усадебных парков – первых очагов интродукции. В этот период в Беларуси получили распространение деревья с пирамидальной кроной (тополь черный итальянский, дуб черешчатый пирамидальный, туя западная пирамидальная), шаровидной (остролистный шировидный клен, ива ломкая шаровидная) и деревья с плакучими формами (ясень обыкновенный плакучий, береза плакучая Юнге). Большое место в качестве акцептирующих растений в группах или солитерах заняли разновидности с красноватой, пурпурной листвой или побегами (бук лесной пурпурнолистный, роза сизая, ива белая), золотистой (чубушник венечный золотистый, пузыреплодник калинолистный желтый), серебристые (лох серебристый, ива белая серебристая) и пестролистные деревья и кустарники (ясень пенсильванский, свидина белая пестролистная). В солитерах используются растения с причудливо измельченными листовыми пластинками (липа крупнолистная рассеченнолистная и винограднолистная, дуб черешчатый гребенчатый). Возрастает значение красивоцветущих кустарников.
6. Несвижский парк и Мирский замково-дворцово-парковый ансамбль.


К пейзажным паркам относятся и широко известные Мирский замково-дворцово-парковый ансамбль, Несвижский парк.
В насаждениях Мирского парка было использовано около 70 видов, форм и гибридов иноземных насаждений. Они высажены в виде солитеров, но больше всего в составе групповых композиций. В большом количестве в букетных посадках использовался ясень пенсельванский. Разнообразием отличались хвойные: ель сибирская, колючая, канадская, Энгельмана; сосна Веймутова, сибирская кедровая, черная; пихта фразера, сибирская и одноцветная; можжевельник казацкий; туя западная. От постоянных западных ветров усадьба защищалась тополями белыми. Многие деревья, как и в других парках Беларуси, вымерзли в суровую зиму 1939/40 гг., вырублены во время Великой отечественной войны или выпали по другим причинам. Сегодня до нас дошло около 50 наименований.
Мирский ансамбль – один из ценнейших культурно-исторических объектов республики, совмещающий зодчество разных эпох.
Один из самых древнейших дворцово-парковых ансамблей, дошедших до наших дней, является Несвижский. С 1513 г. Несвиж стал собственностью крупного магната Яна Радзивила и более 400 лет Радзивилы владели и переустраивали дворцово-замковый ансамбль и примыкающий парк. До наших дней он дошел с конца 17 века в неизменном виде. Первым деревом Несвижского парка был тополь канадский. Парк формируется на площади 16 га в пейзажном стиле, но его композиции включают кленовую, липовую, грабовую, каштановую аллеи. Основная масса деревьев была высажена в конце 19 века, дальнейшая обработка пейзажей велась до 20 годов 20 века. Кроме памятных камней-валунов, в старом парке есть Березовый домик и Голландская мельница, памятник верной собаке и др. А среди деревьев черной ольхи есть еще один камень с надписью «Студня Ундины». Колодец, питаемый родниковыми водами, засох и оформился как парковый элемент.
Новый участок парка, Марысин, самый большой и занимает 22 га, это левобережье пруда Дикий. Имеет прямоугольную форму и ограничен посадкой тополя. Создание парка связано с легендами о трагической судьбе княжны Марии, что нашла свое выражение в определенных парковых символах (источник «Следы любви», Остров любви). На восточной окраине парк смыкается с массивом Русского леса с преобладанием березы в древостое. Основные композиционные элементы Марысеного парка связаны кольцевой дорогой. Продолжением Марысиного парка является ипподром, площадью 10 га (когда-то назывался Английским парком). После завершения строительства Нового и Старого парка в 1913-1914 годах был заложен Японский сад (7 га). На сегодняшний день на его месте сохранились лишь остатки ивы белой. Крайним северо-восточным композиционным элементом парка являлась Попова горка с часовней. Она была соединена со Старым парком длинной аллеей из каштана и липы. Попова горка была очень выразительной частью дворцово-паркового ансамбля. Приподнятость территории обеспечивала живописную панораму на Дикий пруд, Японский сад и Новый парк. Основным акцентом восточной перспективы являлся павильон охотничьего домика Каролины.

Парк не имел искусственной ограды и визуально продолжался за своими пределами. В композициях Несвижского парка проявилась роль декоративного эффекта путем сочетания растений с разной окраской листвы. Но увлечение экзотическими видами его коснулось сравнительно умеренно. Экзоты здесь включались во многие композиции, но везде и всегда имели подчиненное значение по сравнению с местными видами.
На разных этапах формирования парка использовано около 110 видов интродуцентов. Самым большим разнообразием отличался Замковый парк, или парк Антония. В течение полувека здесь сложилась великолепная гармония архитектуры, воды и растений (деревья, кустарники). Основным строительным элементом Замкового парка является просторный и светлый парадный двор. В 30-х годах 19 века. Центральная часть дворца по эллипсу декорирована экзотическими растениями (ель голубая, сосна Веймутова, туя западная колоновидная, можжевельник пирамидальный) и декоративными кустарниками (гортензия, дейция, чубушник, сирень, магония). По туе на высоту до 7 метров поднимается лиана актинидия. На переднем плане расположен старый колодец, который теперь лишь малая архитектурная форма, а в прошлом снабжая замок питьевой водой. По валам в разное время были высажены кустарники – махровые формы боярышника, сирень, чубушник. Виноград девичий пятилисточковый, амурский и культурный, актинидия использованы в декорировании замковых стен и видовых беседок.

Въездная дорога в усадьбу, в отличие от других дворцово-парковых комплексов Беларуси, короткая. Она широкая и обсажена липой. Подъездная южная дорога была обсажена березой, а в более позднее время произведена посадка липы крупнолистной.
Несвижской дворцово-парковый ансамбль – ценнейший памятник архитектуры, истории, культуры и садово-паркового искусства. Сегодня согласно проекту восстановления здесь восстановлены отдельные ландшафтные композиции (лес, Лебяжий луг, Лебяжье озеро, Спортивная и выставочная поляны), малые архитектурные формы, производится очистка прудов, благоустройство территории.
На сегодняшний день на территории Беларуси относительно хорошо сохранились 107 парков, частично сохранились и видоизменены 68, более 130 представлены в виде фрагментов.
Проблема охраны, восстановления и рационального использования, памятников садово-паркового искусства остается весьма пунктуальной и очень сложной. Степень сохранности парков во многом зависит от их современного функционального использования.
Наиболее устойчивыми оказались насаждения с использованием дуба черешчатого, липы сердцевидной, ясеня обыкновенного, граба обыкновенного, клена остролистного, а также ряда интродукцированных растений – лиственницы европейской и польской, клена Явора, липы крупнолистной, боярышника, бука лесного, сирени обыкновенной. Хвойные оказались чувствительны (особенно пихта обыкновенная) к загрязнению атмосферы, вытаптыванию и уплотнению почвы. Со временем не оправдали себя в парках тополя. Сложные по составу насаждения оказались устойчивее однопородных.
Проблему садово-паркового искусства рассматривать на современном этапе следует в трех направлениях: творческое познание опыта создания старинных парков и использование его в современном паркостроении; организация мероприятий по охране, сбережению и восстановлению; приспособление парков и их функциональное использование.

Однако следует помнить, что полная реставрация в том эстетическом и познавательно-идеологическом аспекте, который был характерен для парка в прошлом, невозможна. Садовое искусство меньше других поддаются этому. Реставратор не возвращает произведения к определенному моменту его жизни, а продлевать его жизнь в культурном аспекте. Поэтому чаще всего приходиться говорить о проектах реставрации с элементами реконструкции.
Парки с наиболее ценным составом насаждений являются маточной базой. В старинных парках собран богатейший генетический фон деревьев и кустарниковых растений – более 300 видов, разновидностей, гибридов. Эти насаждения являются длительным экспериментом по испытанию в условиях культуры Беларуси иноземных видов. Исходя из таксономического состава насаждений, особую дендрологическую ценность представляют более 40 парков. Лучшие памятники садово-паркового искусства, дендропарки – это большие перспективы в качестве объектов туристского – экскурсионных маршрутов. Богатейший опыт белорусского садово-паркового зодчества должен сослужить службу современному паркостроению, развитию и качественному улучшению озеленения.
Заключение

Сегодня в нашей стране разработана концепция современного подхода к реконструкции старинных парков Беларуси, учитывающая их массовое посещение, восприятие людей с разными ценностями, ориентацией и культурой, демографические различия личности, осознание социально-интеграционной роли зеленых насаждений как мест объединения всех социальных групп населения, временные изменения в структуре и функционировании парков, необходимость сохранить старые части как парки определенных эпох, этнографические, мемориальные.
Определение культурно-исторической и ландшафтно-декоративной значимости старинных усадебных парков (или дворцово-парковых ансамблей) на современном этапе по сравнению с ранее полученными данными – основа для планирования работ по реставрации и реконструкции с целью определения перспектив использования, вовлечения в туристические маршруты. Осознание национальной специфики, в ряде случаев мемориальное, связь с именами выдающихся деятелей науки и культуры будут способствовать развитию самосознания, идеологии государства.
В заключение отметим, что первоочередная задача – сохранение старинных парков, организация действенной охраны, ограничение хозяйственной деятельности и застройки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексееў Л.В. Таленавіты даследчык Беларусі. // Помнікі гісторыі і культуры Беларусі – 1980 г. - № 1- с 12-14
2. Антипов В.Г. Садово-парковое искусство. //Памятники природы Белоруссии - Мн., 1970г. – с 13-72
3. Калинин В.В. Мирский замок. Мн., 1986 г. – с 63
4. Кулагин А.Н. Архитектура дворцово-парковых ансамблей Белоруссии. Мн., - 1981 г. – 118
5. Новікаў А.Л. Дрэвы і кусты паркаў і лясоў БССР. Мн., - 1933 г. – с 144
6. Тихомирова М.А. О восстановлении русских регулярных садов петровского времени.// Восстановление памятников культуры М. – 1981г. – с 122-144
7. Федорчук А.Т. Древесные растения садов и парков Белоруссии. Мн., - 1980г. – с 208
8. Федорчук А.Т. Старинные парки Белоруссии. Мн., Ураджай – 1986г. – с 57-144
9. Федорчук А.Т. Садово-парковое искусство Белоруссии. Мн., Ураджай – 1989г.
10. Якімовіч Ю.А. пытання аб будауніках Нясвіжа і Альбы у сярэдзіне 28 ст. // Помнікі старажытнай беларускай культуры – Мн., - 1984г. с 133 -134


Рекомендуем посмотреть:

Обзорная экскурсия по Франции для школьников Экскурсия для школьников в Музей Соловья Сценарий квеста про птиц для младших школьников Сценарий фестиваля «Птицы в фольклоре» в дополнительном образовании с презентацией
Экскурсия для школьников в Музей Соловья | Из опыта работы экологического клуба
Опубликовано: 1702 дня назад (25 марта 2020)
Просмотров: 3003
Рубрика: экскурсии
+29
Голосов: 29
Ольга Станиславовна Средина # 25 марта 2020 в 18:13 +5
Тамара Анатольевна, здравствуйте!
Благодарю Вас за чудесную прогулку по паркам и познавательную историческую экскурсию!
ГОЛОС!
Ирина Николаевна Кириллова # 25 марта 2020 в 19:43 +6
Здравствуйте, Тамара Анатольевна! Спасибо за приглашение! С удовольствием посетила Ваши красивые парки. Какая прекрасная природа, озеленение, замечательные зоны отдыха у Вас в Белоруси. С удовольствием голосую и желаю Вам всего доброго!
Людмила Александровна Козырева # 25 марта 2020 в 19:57 +6
Здравствуйте, Тамара Анатольевна. Очень интересно было узнать о истории парков, полюбоваться на красивые фотографии, узнать много полезной информации. Спасибо за экскурсию. Голос.
Олеся Александровна Лопаткина # 25 марта 2020 в 20:40 +7
Здравствуйте, Тамара Анатольевна! Спасибо за приглашение! С удовольствием ознакомилась с вашим материалом, посетила Ваши красивые парки-виртуально. Какая прекрасная природа,которая радует глаз. Великолепные зоны отдыха у Вас в Беларуси. Примите голос и желаю Вам всего доброго!
Людмила Николаевна Миронова # 25 марта 2020 в 20:58 +7
Здравствуйте,Тамара Анатольевна!Прекрасная экскурсия по вашему красивому городу.Интересно смотреть для сравнения старую архитектуру.Спасибо за познавательную экскурсию.Мой голос!
Ирина Владимировна Жабина # 25 марта 2020 в 22:13 +8
Здравствуйте,Тамара Анатольевна! С удовольствием " прогулялась" по паркам и садам Беларуси. Отличная виртуальная экскурсия. Кратко в рамках публикации , но ёмко о самом главном и интересном. И согласна с Вами в том, что проблему садово-паркового искусства следует рассматривать на современном этапе в тех трех направлениях, которые Вы указали. С уважением и голосом 9, И.В. Рисунок чудесный!
Ольга Васильевна Яковлева # 26 марта 2020 в 07:31 +8
Здравствуйте, Тамара Анатольевна! Огромное спасибо за интересную, увлекательную, познавательную экскурсию по паркам Республики Беларусь! Очень понравилось! Отличное оформление! Дальнейших творческих успехов! голос
Ирина Юрьевна Ручина # 26 марта 2020 в 12:25 +8
Добрый день, Тамара Анатольевна! Спасибо за приглашение. Очень интересные и красивые места в Республике Беларусь. С большим удовольствием отдаю свой голос
Юлия Васильевна Иванова # 26 марта 2020 в 22:02 +7
Здравствуйте, Тамара Анатольевна. Конечно, голос! Все, что касается сохранения природы и истории (традиций) заслуживает внимания. И вопросы эти надо с детьми обсуждать всегда и с самого раннего возраста. Сама публикация так же заслуживает внимания. Оформлена грамотно и интересно. Однако, я бы обратила Ваше внимание на постановку цели. Слово "знакомство", звучит, как-то не научно. К такому материалу хочется чего-то более серьезного. Например "Формирование представлений о..." или "Развитие патриотических чувств, через ознакомление..." Но, самое главное, что в Вашей публикации есть чудесные иллюстрации. Качественный демонстрационный материал помогает детям (и взрослым) лучше запоминать информацию, развивает эстетические чувства и способствует накоплению впечатлений.
Валентина Николаевна Матвиенко # 27 марта 2020 в 15:51 +5
Тамара Анатольевна, спасибо за интересную и познавательную экскурсию! Процветания Республике Беларусь! Вам успехов! С удовольствием голосую!
Ольга Константиновна Макарова # 29 марта 2020 в 15:50 +2
Интересная, познавательная, увлекательная экскурсия!+1! Удачи!
Тамара Михайловна Лавренко # 30 марта 2020 в 17:30 +4
Добрый вечер, Тамара Анатольевна! Спасибо за приглашение! С удовольствием посетила виртуально Ваши красивые парки. Какая прекрасная природа, озеленение, замечательные зоны отдыха! Очень понравилось,что и детей Вы знакомите с этой красотой,рассказываете им удивительные легенды старинных парков Белоруссии.Очень понравился в конце публикации рисунок,замечательно будет ,если его нарисовал ребенок под впечатлением вашего занятия. Желаю Вам всего доброго! Примите голос 15.
Тамара Анатольевна Коледа # 4 апреля 2020 в 10:19 +2
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВАШИ КОММЕНТАРИИ!
Ольга Анатольевна Котенко # 14 апреля 2020 в 14:20 +4
Здравствуйте, Тамара Анатольевна! С удовольствием познакомилась с Вашей публикацией "Виртуальная экскурсия «ЛЕГЕНДЫ СТАРИННЫХ ПАРКОВ»" Ваша публикация знакомит с некоторыми парками Республики Беларусь, с их историей и легендами. Фотографии позволяют увидеть красоту и величие природных и рукотворных ландшафтов, отдохнуть душой. Спасибо за экскурсию! Примите голос!
Анна Владимировна Леонтьева # 14 апреля 2020 в 14:26 +2
Добрый день. Интересная экскурсия! В каждой стране и городе есть свои памятные места. Очень интересно познакомиться с парками Беларусии. Вам голос! и творческих успехов
Марина Николаевна Власюк # 14 апреля 2020 в 15:36 +3
Здравствуйте! Какая красота! Спасибо за экскурсию "Легенды старинных парков"! Примите голос и наилучшие пожелания!
Виктория Александровна Лутковская # 14 апреля 2020 в 16:01 +3
Здравствуйте. Получилась прекрасная заочная экскурсия. Красивые архитектура и скульптуры, пейзажи. Много информации о разных парках Республики Беларусь, об их истории и ландшафтах. Очень привлекательная работа, вызывающая желание увидеть все своими глазами. Удачи в работе!
Ольга Валерьевна Прохорова # 14 апреля 2020 в 19:22 +2
Здравствуйте, Тамара Анатольевна! С удовольствием познакомилась с Вашей публикацией "Виртуальная экскурсия «ЛЕГЕНДЫ СТАРИННЫХ ПАРКОВ»" Республика Беларусь, как всегда, прекрасна своей историей и легендами. Замечательные Фотографии помогают увидеть красоту природы и творчество человека. Поздравляю с такой душевной работой. Примите мой голос!
Ирина Ивановна Гончарова # 14 апреля 2020 в 19:32 +1
Здравствуйте! Спасибо за приглашение. Экскурсия получилась увлекательной и познавательной. Фотоматериал позволяет полюбоваться прекрасными местами Республики Беларусь. Примите голос.
Татьяна Николаевна Дворецкая # 14 апреля 2020 в 22:08 +1
Тамара Анатольевна спасибо Вам за приглашение на публикацию которая познакомила с историей возникновения некоторых парков Республики Беларусь. Живописные места для отдыха людей! Голос +22
Ирина Викторовна Трубинова # 15 апреля 2020 в 06:12 +1
Спасибо за приглашение. Очень интересная и познавательная экскурсия. С удовольствием голосую.
Елена Викторовна Багрова # 16 апреля 2020 в 09:50 +1
Здравствуйте, Тамара Анатольевна!
Благодарю за приглашение на интересную, увлекательную, познавательную экскурсию по паркам Республики Беларусь!
Впечатляюще яркое зрелище!
Голос! Успехов!
С уважением!!!
Буковская Марина Юрьевна # 16 апреля 2020 в 11:59 +2
Доброе утро, Тамара Анатольевна! Благодарю Вас за приглашение, за чудесную прогулку по замечательным паркам. Интересно было пройти по парковым аллеям и услышать интересные истории и легенды.Такие публикации не только приобщают детей к природе и учат бережному к ней отношению, но и вызывают желание у зрителей побывать в этих красивых, старинных местах и прикоснуться к тайне...
Светлана Алексеевна Семенова # 20 апреля 2020 в 09:37 +1
Тамара Анатольевна, здравствуйте! Спасибо за возможность побывать в парках Белоруссии. Очень обширный и интересный материал Вами представлен. ГОЛОС!
Тамара Анатольевна Коледа # 23 апреля 2020 в 13:56 +1
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВАШИ КОММЕНТАРИИ! smile
Елена Ивановна Каменева # 26 апреля 2020 в 14:47 +1
Здравствуйте, Тамара Анатольевна! Спасибо за приглашение! С удовольствием посетила Ваши красивые парки! С удовольствием голосую и желаю Вам всего доброго!
Тамара Анатольевна Коледа # 18 ноября 2020 в 10:09 +1
Спасибо!