Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста
На данный момент население должно обеспокоиться проблемами экологической обстановки. Всё чаще можно заметить людей, не задумывающихся о будущем нашей планеты.
Экологическое воспитание детей происходит редко и чаще всего этому вопросу не уделяют много времени. Нужно прививать экологическое поведение с раннего возраста. Дети дошкольного возраста уже способны находить различия и делать сравнения. Для этого хорошо подойдут картинки нетронутой природы и природы, пострадавшей от рук человека. Детям необходимо задавать вопросы, касающиеся не только того, что мы увидели на картинке, но и пытаться прийти к умозаключениям, вариантам решения проблемы, подвести итог.
Цель экологического воспитания – формирование элементов экологической культуры.
К задачам экологического воспитания учащихся относятся:
- формирование бережного отношения к окружающей среде
- умение сопереживать природе
- развитие личности ребенка
- формирование знаний о взаимосвязях в природе
Экологическое воспитание взаимосвязано с экологическим сознанием и поведением. Без осознания проблемы не последует действие.
Давайте задумаемся:
зачем нам биологическое разнообразие?
В результате неграмотной деятельности человека возможно уменьшение видового разнообразия животных и растений. Это может привести к нарушению баланса видов в экосистеме, что повлечет за собой экологическую катастрофу. Поэтому нужно сохранять биологическое разнообразие, заботиться о природе, беречь её от негативных воздействий человека. Для наглядности можно сформировать из карточек животных пищевую цепь, а потом убрать несколько звеньев. Спросить учащегося: что же изменится? Педагогу следует внимательно выслушать все варианты и озвучить ответ с разъяснениями.
Другая экологическая проблема:
проблема мусора и избытка отходов.
На упаковках продуктов встречается знак с тремя стрелками, образующими треугольник. Мало кто задумывался, что он обозначает? Оказывается, некоторую упаковку можно сдать в переработку. Не все об этом знают. Поэтому должна произойти информационная революция в области экологии. Волонтёры объединяются, чтобы организовать вывоз мусора на переработку и сделать чище наш мир. А педагогам неплохо бы рассказать об этом подрастающему поколению.
Детям в детском саду провести мастер-класс по разделению отходов не составит труда. Главная задача педагога – подготовить эти отходы (помыть и проверить, чтобы не было острых краев) и провести беседу по технике безопасности. Это мероприятие будет уместно провести в День Земли, призывая к действиям во имя сохранения мира и жизни на Земле. Кроме переработки имеются и другие способы утилизации отходов. Процесс компостирования очень легко объяснить детям, а также провести эксперимент. Понаблюдать компостирование опавшей листвы или кожуры от банана. Ещё обязательно нужно сделать акцент на повторном использовании и покупке действительно необходимых вещей. Так как многие вещи используются один раз, а потом вынуждены годами пребывать на свалке.
С детьми младшего школьного возраста будет уместно разыграть сценку по ролям, придумать и нарисовать плакаты, знаки, предупреждающие о вреде мусора. Также возможно приурочить это ко всемирному дню охраны окружающей среды и завершить день рисунками на асфальте.
Педагог может являться связующим звеном между природой и ребёнком. Показывая взаимосвязь человека с природой, мы открываем мир полный чудес. Кто бы мог подумать, что природа порой сама подсказывает нам решения, которые важно заметить, разглядеть и применить на практике. Примером может послужить исследование под микроскопом колючек различных растений. Они имеют маленькие крючки, которые расположены так, что волосы или одежда цепляются за них. Ученые воссоздали эффект крючков, используя двусторонний материал, который мы называем липучкой.
Ответы на такие вопросы: как растут грибы, что делать если птенец выпал из гнезда, почему трава зелёная наверняка интересуют каждое юное создание. Наиболее развит познавательный интерес в возрасте 5-10 лет. Педагогу следует поддерживать учащихся, направлять, задавать дополнительные вопросы, наталкивать на мысли, появление идей и новых точек зрения в, казалось бы, элементарных и простых ситуациях.
Таким образом происходит стимулирование детей задавать вопросы. Но педагогу не нужно просто отвечать на них. Желательно попытаться направить ребёнка к самостоятельному познанию мира и найти ответ совместными усилиями.
Экологическое воспитание невозможно без организации экскурсий на природу, проведении экологических игр и субботников. Во время прогулок хорошо наблюдать за окружающим миром: за сезонными изменениями, природными явлениями, за растениями, животными, перелетными птицами и слушать их пение.
Экологическое воспитание отчасти диагностируется посредством педагогического наблюдения. Используя творческую деятельность, педагог сможет выделить учащихся, которые обладают высоким уровнем экологического воспитания, знают правила поведения на природе, технику безопасности в походах, могут оказать помощь природе, проявить уважение к себе и идеям других людей. Поэтому роль педагога в экологическом воспитании детей очень велика.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе
Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке»
Конспект НОД в средней группе по теме Осень
Экологический проект во 2 младшей группе
Похожие статьи:
Экологическое воспитание детей дошкольников
Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины
Конспект занятия по экологии в старшей группе