Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное занятие на тему "Комнатные растения и способы ухода за ними. Размножение растений», 1 класс. Конспект с презентацией

Конспект занятия "Комнатные растения и способы ухода за ними. Размножение растений»
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Предназначен для учителей, педагогов дополнительного образования. Применяетя для углубления знаний детей в области растениеводства.
Тема занятия: «Комнатные растения и способы ухода за ними. Размножение растений»
Цель: систематизировать представления детей о комнатных растениях, правилах ухода и способах размножения
Задачи:
Образовательные:
- расширить и закрепить знания детей о месте обитания и способах ухода за ними;
Развивающие:
- развивать представление детей о разнообразии растений;
- развивать память, внимание, кругозор;
- развивать логическое мышление
Воспитательные:
- воспитывать любовь к растениям
- способствовать развитию коммуникативных способностей
Виды деятельности:
- познавательная;
- коммуникативная;
- двигательная;
- игровая;
Методическое оснащение занятия: лото, картинки «Комнатные растения», сказка о комнатных растениях, посадочный материал, садовые инструменты, стаканчики, грунт, презентация и видеоматериалы.
Методы обучения: метод иллюстраций, метод демонстраций, практическая работа
Формы организации учебного процесса: фронтальная (беседа), групповая (дидактические игры), индивидуальная (посадка растений)
Форма подведения итогов занятия: опрос

План занятия
I. Организационный момент.
1. Приветствие обучающихся.
2. Проверка готовности к занятию.

II. Теоретическая часть. Изучение нового материала.
1. Переход к теме занятия. Чтение стихотворения педагогом.
2. Рассказ педагога.
3. Какие растения вы знаете?
4. Лото «Комнатные растения»
5. Продолжение рассказа педагога с элементами беседы.
6. Вывод

III. Закрепление изученного материала.
1. Слова педагога.
2. Практическая работа. Инструктаж.

IV. Подведение итогов занятия.
1. Беседа с детьми.
2. Посещение «Зимнего сада».
3. Вывод педагога.
Конспект занятия
I. Организационный момент.
1. Приветствие обучающихся.
2. Проверка готовности к занятию.
Здравствуйте, ребята и гости, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие.

II. Теоретическая часть. Изучение нового материала.
1. Переход к теме занятия. Чтение стихотворения педагогом.
- Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение, вы внимательно слушайте, а потом подумайте о чём идёт речь.
В нашей группе на окне,
Во зелёной во стране,
В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
Их польём мы спозаранку.
Я и все мои друзья. (автор Нищева Наталия)
– Молодцы, мы поговорим с вами о комнатных растениях (Слайд1).

2. Рассказ педагога.
– Самый первый вопрос, который у нас возникает, почему растения называются комнатными? (Предположения детей)
– Комнатными растениями называются такие растения, которые пригодны для выращивания в жилище.

Как же растения попали в жилище? Первые попытки создать «дома для растений» были сделаны в Древнем Риме. Это были небольшие, обнесенные стенами садики. Стены защищали растения от сухих горячих ветров, а по трубопроводу в сады поступала вода для полива. На этом развитие «комнатного» растениеводства остановилось на долгие годы.
Окончательному переселению растений в дома мешало отсутствие больших оконных стекол. Чтобы сохранить тепло, окна в домах делались маленькими, и света от них было очень мало. Сохранилось упоминание о том, что в 1570 г. лондонский аптекарь Морган выращивал в витрине свой аптеки несколько кактусов «для удовольствия». Такая ситуация сохранялась вплоть до изобретения листового стекла в конце XVI в. Дальше появились оранжереи для выращивания экзотических фруктов (Слайд2). Некоторые растения выращивали ради цветов, не употребляли в пищу (помидор, картофель, подсолнечник).

В 1834 г. английский садовод по фамилии Уорд предложил выращивать нежные влаголюбивые растения в специальных стеклянных ящиках, которые он называл террариумами. Эти емкости могли долго сохранять постоянную температуру и высокую влажность.

Где мы можем найти нужное растение в данное время? (Заказать, купить в магазине, вырастить самому). А раньше люди путешественники привозили растения из экспедиций. Селекционеры выводили новые сорта растений, устойчивых в нужных условиях.

3. Какие растения вы знаете?
– Какие названия растений вы знаете?
– Роза, ромашка, алоэ…
– Что нужно растениям для того чтобы они хорошо росли?
– Вода, земля…
– Правильно, ребята. Растениям необходим свет, вода, грунт (Слайд3).

Все растения нуждаются в уходе. Одним растениям нужно много света, они называются светолюбивыми, соответственно те растения, которые лучше переносят тень, называются тенелюбивые. Также и с водой: существуют влаголюбивые и засухоустойчивые растения (Слайд 4,5).

Давайте сейчас я прочитаю сказку, вы слушайте внимательно и запоминайте способы ухода за растениями.
(Сказка о комнатных растениях)

– Итак, как Маша ухаживала за растениями? (поливала, протирала пыль)

4. Лото и карточки «Комнатные растения» (Приложение 1)
(Во время игры педагог может добавлять информацию о растениях)
1) Игра «Лото»
Дети работают в группе по 2-3 человека. каждой группе раздаётся бланк с 6 комнатными растениями. Педагог называет растение и показывает его на карточке. Ребята, у кого присутствует данное растение на бланке поднимают руку, описывают растение.

2) Игра «Угадай растение» (*)
Ребятам раздаются карточки, таким образом, чтобы никто не видел картинки.
Педагог по очереди подзывает ребенка, тот смотрит свою карточку и описывает растение, остальные дети отгадывают, что это за растение.

3) Игра «Собери растение»
Детям раздаются разрезанные карточки-пазлы, ребята собирают их и называют растение.

4) Игра «Соотнеси»
На стол раскладываются карточки с растениями и отдельно названия. Задача – правильно соотнести название и растение, изображённое на карточке.

5. Продолжение рассказа педагога с элементами беседы.
Существуют два основных способа размножения растений: семенное размножение и вегетативное размножение (Слайд 6).

При семенном размножении вся информация о будущем растении заключена в семени - небольшой коробочке с твердым покрытием, которое защищает информацию и содержит в себе запас питательных веществ. Семя может долгое время ожидать благоприятных условий для развития, а затем быстро начинает развиваться.

Второй способ размножения растений - вегетативное размножение. Здесь новое растение образуется от части старого. Бывает достаточно срезать побег или ветку, чтобы получить новое растение. К вегетативному размножению относится размножение клубнями, луковицами, черенками (частями стебля, листа, корня).
(Видео о способах размножения растений)

6. Вывод.

III. Закрепление изученного материала.
1. Слова педагога.

Игра «Угадай растение по описанию»
- Педагог описывает растение, остальные угадывают название.
1. Растение похоже на маленькое дерево. Листья некрупные, но толстые и гладкие. В народе называют “денежное дерево” (Толстянка)
2. Это комнатное растение рекомендовано для школ, так как хорошо очищает воздух. Выглядит оно забавно: из высоко подвешенных горшков от материнского растения свисают дугами плети – стрелки. На них расположены пучки молоденьких растений – дочек с толстенькими белыми корешками (Хлорофитум хохлатый)
3. Говорят, что это не растение, а просто заколдованный карлик, состарившийся, съежившийся, заросший щетиной. Немногим приходилось видеть, как он зацветает. Растение называют “зеленым верблюдом” за свойство стеблей накапливать воду. Может долго жить без полива. В Мексике из него делают пастилу, сыр, сироп. Что это? (Кактус)
4. В Англии его называют “тещин язык”, в США – “змеиная кожа”, у нас в стране – “щучий хвост”. Это неприхотливое растение заслужило репутацию практически неистребимого. Листья могут достигать в длину 1 м. Существует много разновидностей. Как оно называется? (Сансевьера)
5. Цветки этого растения могут быть разного цвета. Один из видов, душистый, рекомендован для школ, так как хорошо очищает воздух от микробов. В народе считается, что аромат листьев лечит от головной и ушной боли. Что это за растение? (Герань)
6. Считается, что расцветает он один раз в сто лет. Оттого и называют его столетником. Это не так. На Родине, в Африке, цветет ежегодно. У нас в комнатах почти не цветет. Его другое название в переводе с арабского означает “горький”. Горький сок этого растения с медом – лекарство. Как называют столетник иначе? (Алоэ)

- Что-то мы устали, разомнемся, ребята? (да)

Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Пальчиковая гимнастика Подсолнух
У подсолнуха ладонь о-го-го! (показать левую ладонь)
Сто семян в ладони щедрой у него (постучать пальцами)
В тесноте, да не в обиде все сидят, (сжать левую ладонь в плотный кулак)
С ясным солнышком о лете говорят. (Поднять обе руки наверх, растопырить пальчики).

2. Практическая работа. Инструктаж.
Составим алгоритм посадки комнатного растения (раздаются карточки, дети составляют в нужном порядке) (Слайд 7, Приложение 2).
- Молодцы, ребята. Сейчас мы с вами проведем черенкование толстянки и посадим черенки в землю.

Инструктаж: правила работы садовыми инструментами и инвентарём (Слайд 8).
– перед началом работ нужно проверить исправность инструментов (режущие части должны быть остро заточены, рукоятки – надежно закреплены);
– использовать инструменты можно только по их прямому назначению;
– при обработке почвы и обрезке кустарников следует беречь руки и ноги, чтобы не поранить их острыми краями инструментов;
– нельзя бросать инструменты, лучше передавать их из рук в руки;
– после окончания работы следует убрать инвентарь в отведенное для него место.
Ребята черенкуют, рассаживают черенки по стаканчикам.

IV. Подведение итогов занятия.
1. Беседа с детьми.
Сегодня мы с вами побывали в маленьком путешествии. Молодцы, ребята, вы так хорошо занимались.
Вы получили много полезных знаний. Сегодня мы с вами узнали о мире растений.
– Что вы запомнили? (Названия комнатных растений, как садили толстянку, способы ухода за растениями)
Детям раздаются раскраски.
2. Посещение «Зимнего сада».
3. Вывод педагога.


Источники:
• Игра «Угадай растение по описанию»
• Физминутки о растениях
Презентация на тему: Комнатные растения и способы ухода за ними. Размножение растений

Приложение 1. Карточки-лото Комнатные растения
Приложение 2. Алгоритм посадки растений
Скачать Карточки-лото Комнатные растения. Алгоритм посадки растений


Рекомендуем посмотреть:

Внеурочное занятие по окружающему миру для учащихся начальной школы. Заповедные места Внеклассное занятие для начальной школы по окружающему миру с элементами арт-терапии и презентацией Беседа по окружающему миру на тему «Дерево - мой друг». Начальная школа
Участник №72 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с февраля по 20 мая 2020 года
Экологическое воспитание в дополнительном образовании. Из опыта работы
Опубликовано: 493 дня назад (19 мая 2020)
Просмотров: 3609
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!