Внеурочное занятие по окружающему миру "Жигули заповедные" для учащихся начальной школы. Конспект
Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 городской округ Самара
Описание материала Данный материал можно использовать на уроках окружающего мира по теме "Заповедные места", для внеклассного материала учителям начальной школы и средней школы
Цель Формирование представления о заповедниках, национальных природных парках.
Задачи
-Расширить объем интереса к природе, формировать бережное отношение к природе.
-Научить детей формулировать правила поведения в заповедниках, осуществлять самопроверку.
-Углубить изучение учебной программы.
-Воспитывать нравственную культуру.
Ход занятия
Учитель
Добрый день, ребята. Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию в одно замечательное место нашего красивого Самарского края.Чтобы ответить на вопрос что это за место послушайте стихи.
1 ученик
Как прекрасен этот мир,
Где царит покой и нега,
Звонко где журчат ручьи,
И ноги не ступали человека.
Подобны сказки там края,
Прекрасны и чисты озера,
Повсюду девственна земля,
Не оторвать оттуда взора.
Ответы детей
Учитель
Да, вы угадали, конечно же мы сегодня попадем в заповедные места, в национальный парк Самарская Лука, который находится в нашем замечательном крае.
На территории Самарской Луки кроме национального парка функционирует еще одна особо охраняемая природная территория - Жигулёвский государственный природный заповедник им. И.И.Спрыгина, один из старейших природных заповедников России.
С каждым годом на Земле остается все меньше нетронутых уголков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей и пустынь. Чтобы сохранить типичные или редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками. Территория заповедника навсегда останется в своем естественном виде, и наши потомки смогут увидеть здесь природу во всей красоте богатстве.
Заповедники - это прежде всего научные лаборатории в природе. Здесь ученые исследуют законы природы. В каждом заповеднике есть особенно ценные объекты, охране которых уделяют особое внимание.
2 ученик
О, горы Жигулевска вы прекрасны
Вы так красивы и сильны,
И от вашей красоты
Иссякли силы все мои.
Я вам дарю поклон свой низкий
И на вершину заберусь,
Взгляну я с высока на Волгу
И тихо богу помолюсь.
Рукою дотянусь до неба
И посижу на облаках
И вспомню как раньше в детстве,
Меня носили вы на своих хребтах.
Я вами любовался б вечно
От вас бы глаз не оторвал,
О заповедник, заповедник
Тебя я снова повидал.
3 ученик
Что же такое Жигули? По справочникам, это небольшая возвышенность на правом берегу Волги, огибаемая излучиной. Жигули как и в жизни, так и в сознании неотделимы от Волги-матушки. А Волга - это Россия, Родина...
Когда смотришь с высочайшего из волжских утесов - горы Стрельной- на Жигули, Волгу, забываешь обо всем на свете.
Разукрашены Жигули каменными выступами- утесами, гридами сосняков по хребтам и кудрявой зеленью липняков.
4 ученик
Своеобразие Жигулей и причудливость течения Волги по самарской Луке издавна поражали воображение наших предков - и родилась легенда о богатырях Жигуле и Соколе, некогда пытавшихся удержать красавицу Волгу. Да обманула их лукавая красавица: прикинулась, будто идет на восток, а сама неожиданно прорвалась между ними в Жигулевских Воротах и снова вернулась на свой прежний путь к далекому любимому Каспию...
Правая сторона Жигулевских ворот гора Серная
Левая сторона ворот гора Тип-тяф
Учитель
Самарская Лука- это национальный парк. В отличие от заповедников, где деятельность человека практически полностью запрещена (запрещены охота, туризм и т. п.), на территорию национальных парков допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность.Уникальная местность, образованная излучиной (изгибом) самой большой европейской реки Волги в ее среднем течении и Усинским заливом Куйбышевского водохранилища.
Еще в конце 18 века на Самарской Луке произрастали вековые и дремучие леса. Это были дубово-липовые и сложные сосново-дубовые леса, по склонам сосновые боры, а по широким днищам древних долин - вековые березняки. Но эти леса впоследствии были пройдены многократными рубками, отдав людям свои силы и красоту.
1 ученик
Растения
Из-за большого разнообразия растений с ранней весны до поздней осени каменистые степи покрываются то одними, то другими цветами, и чуть ли не каждую неделю меняют этот свой цветной наряд.
Прекрасен зеленый наряд Луки, да не на голой скале растет он. Тысячи лет должны были растения вгрызаться корнями в горные породы, накапливать в своем теле силу солнечных лучей.
Красивы каменистые степи ранней весной, когда вспыхивают огоньки лютика многокорневого.
Когда рассыпается по ним белым снегом цветущая шиверекия.
Хороши они и позднее, когда зажелтеют от подушечек цветущих бурачков , когда разольется молоко зарослей степной вишни.
Зарумянится от дикого миндаля.
Так каменистые степи и живут.
2 ученик
Жарким летом они радуют глаз зеленью и обилием кремовых соцветий василька русского.
В конце лета каменистые степи одеваются в лиловый наряд из цветущего чабреца
и мордовника настоящего.
Да никаких слов не хватит , чтобы описать все разнообразие цветочных нарядов каменистых степей.
Физминутка
Мы немножко отдохнем, Встать, ноги вместе, руки
Встанем, глубоко вздохнем. через стороны –вверх- вдох,
опустить вниз-выдох.
Дети по лесу гуляли, Ходьба на месте,
За природой наблюдали. Повороты головой влево-право
Вверх на солнце посмотрели Встать на носки, руки через стороны
И их лучики согрели. вверх и посмотреть вверх.
Чудеса у нас на свете Присесть, руки на поясе.
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали Встать на носочках, руки на поясе,
Великанами мы стали. спина прямая, тянемся вверх.
Бабочки летали, Бег на месте, плавно махая руками.
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, Хлопки в ладоши,
Ногами топаем. Притопы на месте.
Хорошо мы погуляли Дети присаживаются на свои места
И немножечко устали. И слушают пение птиц.
Животные
3 ученик
В самарской Луке обитает немало видов животных: более 50 видов млекопитающих, свыше 150 видов птиц, 9 видов пресмыкающихся, 8 видов - земноводных, до 40 видов рыб и т.д.
Разнообразен и современный животный мир млекопитающих - кабан, рысь, барсук и другие...
лось
заяц русак
заяц беляк
лисица
косуля
куница
волк
4 ученик
История Самарской Луки тесно связана с именами известных исторических личностей - Александром Меньшиковым, братьями Орловыми, казацкой вольницей Ермака, Степана Разина, Емельяна Пугачёва.
Пещера Степана Разина
Живописная восточная оконечность Жигулей с вершинами Верблюд-горы
Западная оконечность Жигулей с прославленным Молодецким курганом.Эта вершина, овеянная множеством легенд и преданий, как молчаливый страж Жигулей вздымается из вод Волжского водохранилища недалеко от входа в Усинский залив. Высота кургана чуть более 200 метров.Молодецкий курган издавна неоднократно привлекал внимание многих знаменитых учёных и путешественников. Здесь бывали Ян Стрейс, Пётр Паллас, Иван Лепёхин и другие. В народе о нём слагали песни, легенды и баллады. Молодецкий курган тесно связан в преданиях с именами и деяниями Степана Разина, его атаманов и вольницы
Много красивых мест мы можем увидеть здесь:
Каменная чаша, святой источник Никольский
родник
Чертов мост
Утес Шелудяк
Учитель
Вот и пройден наш маршрут по Жигулям заповедным. Все что вы увидели и услышали,-малая частица уникальной природы Жигулей, Самарской Луки, которая объявлена национальным парком.
Хочется надеяться, что в ближайшем времени национальный парк даст возможность нам с вами познакомиться с памятниками природы, истории и культуры, со славным прошлым и сегодняшним днем этого замечательного уголка природы нашей Родины. И мы посетим настоящую экскурсию.
Не правда ли, сегодня на планете,
Куда ни кинь свой взгляд, куда ни посмотри,
Живо¬е гибнет. Кто ж за то в ответе?
Что ждёт людей через столетья три?
Что будет с теми, кто совсем не в силах
Оружие прижать к своей груди,
Кричать¬ и бить в набат, что мочи было,
Одно и то же слово: «Помоги!»
Увы, цветы безмолвны и деревья,
Увы, молчат и горы, и поля.
И лишь по плачу чёрных рек мы понимаем:
Льёт¬ слёзы горя Матушка-земля.
Мы – люди, мы – природы дети.
Мы – часть её. И что же мы творим?
Ей объявив войну, забыв про всё на свете,
В конце концов, себя мы истребим.
И нам теперь одно лишь остаётся:
Бере¬чь, что есть, хранить как дивный сад,
Свой дом, свой край родной, свой заповедник,
Св¬ою природу, свой бесценный клад!
А сейчас скажите мне, почему нельзя в заповедниках и национальных парках рубить деревья, ловить рыбу, добывать зверя?
Ответы детей.
Творческое задание
Вспомните, что можно и чего нельзя делать в заповедных местах. Составьте свод правил поведения в таких природных уголках.
Дети оформляют плакаты с правилами поведения в природе, заповеднике
Рефлексия
Рекомендации для занятий дома
Вместе со взрослыми найти дополнительную информацию о заповедниках и национальных парках, написать рассказ о них, проиллюстрировать или приготовить презентацию.
Рекомендуем посмотреть:
Внеурочное занятие для начальной школы
Конспект тематической прогулки в начальной школе
Конспект тематической прогулки в начальной школе. У природы нет плохой погоды
Сценарий внеклассного занятия для детей начальной школы. Путешествие в Читай - город
Похожие статьи:
Турнир знатоков русского языка, 2-3 класс