Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия в дополнительном образовании в объединении "Юные исследователи" для 4 класса

Конспект занятия в объединении "Юные исследователи"
Тема: "Охраняемый объект природы Амурской области Хинганский заповедник".
Цель: познакомить обучающихся с охраняемым объектом природы Хинганским заповедником.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с понятиями "охрана природы", "заповедник", правилами поведения в природе;
- закрепить знания о Хинганском заповеднике;
- формировать у обучающихся понимание единства человека и природы.
Развивающие:
- учить детей определять причинно-следственные связи;
- активизировать мыслительную деятельность, память, внимание, наблюдательность;
- развивать познавательный интерес, расширять кругозор.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за сохранение природы;
- умение слушать и слышать друг друга в группе.
Оборудование: мультимедиа, презентация, памятки с правилами поведения в заповеднике (на природе).
Ход занятия
- Здравствуйте, ребята. Наше занятие сегодня посвящено ... сейчас вы сами угадаете, а вначале я загадаю загадку:
На этой территории животные живут,
Они здесь не боятся, что люди их убьют.
Пространство охраняется, и безопасно тут
Скажите же, ребята, как те места зовут? (Заповедники)
А именно занятие называется "Охраняемый объект природы Амурской области Хинганский заповедник".
Вначале я хочу дать определение понятию "охрана природы" - это комплекс мероприятий, охватывающих охрану, рациональное использование и восстановление объектов живой и неживой природы.
Заповедник — участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, полностью запрещена любая хозяйственная деятельность: охота, рыбная ловля, рубка и повреждение деревьев и кустарников, сенокошение, сбор ягод и грибов, добыча полезных ископаемых. Посторонние лица могут бывать в заповедниках только с разрешения администрации. Туризм здесь строго ограничен.
Мы сегодня с вами и побеседуем об охраняемом объекте.
Расскажу немного о заповеднике: государственный природный заповедник "Хинганский" был создан на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 3 октября 1963 г. с площадью 58.9 тыс. га [2]. В настоящее время общая площадь заповедника – 97,1 тыс. га. Особенность территориального размещения ООПТ – наличие двух охраняемых площадей.
Основная территория заповедника простирается от Транссибирской железнодорожной магистрали на юг, почти до р. Амур, а с запада и с востока ограничивается соответственно реками Урил и Мутная (рисунок 1). В 1978 году на левобережье реки Буреи, у места ее впадения в Амур, с целью сохранения даурского и японского журавлей, дальневосточного аиста, был образован филиал заповедника – Антоновское лесничество. Филиал (20.5 тыс. га) отделён от остальной территории заповедника на 50 км и находится в междуречье Буреи и Архары.
Центральная усадьба заповедника располагается на железнодорожной станции Архара, посёлок стоит на одноимённой реке и является районным центром [2].
Рисунок 1 – Карта-схема. Расположение государственного природного заповедника «Хинганский»

Хинганский заповедник – один из последних сохранившихся фрагментов некогда величественного, воспетого многими землепроходцами животного и растительного мира Среднего Приамурья [3].
Расположение территории заповедника в пределах двух типов ландшафтов, равнинного и низкогорного, обусловливает высокую контрастность растительного покрова. Равнинная часть заповедника – это, прежде всего обширные пространства осоковых, вейниковых, разнотравных лугов с вкраплениями между ними островков леса из березы плосколистной, березы даурской, дуба монгольского. Во второй половине июня начале июля, когда цветут ирис мечевидный, красоднев малый, купальница, подмаренник настоящий, вики, луга расцвечиваются целой палитрой красок.
Не менее значительны здесь по занимаемой площади осоковые, осоково-моховые болота из осоки Мейера и мхов рада сфагнум, приуроченные к наиболее пониженным элементам рельефа. Среди лугов, болот и лесов разбросаны многочисленные озера с оригинальной прибрежно-водной растительностью. Здесь произрастают такие реликтовые виды, как лотос Комарова, бразения Шребера, орех плавающий, кубышка малая, кувшинка четырехгранная.
В низкогорной части заповедника на фоне абсолютного преобладания лесов из дуба монгольского относительно небольшие площади занимают хвойно-широколиственные леса с кедром корейским. Они находятся на северо-западном пределе своего распространения. Помимо кедра в сложении древостоя участвуют пихта белокорая, ели сибирская и аянская, липа амурская, береза желтая, клены и другие виды.
Небольшими участками по крутым склонам и влажным долинам произрастают лиственничные леса. В мае их выдает сиреневое пламя цветущего рододендрона. По поймам рек, на падях, в истоках ключей встречаются ольховники. Русла горных рек, как правило, обрамлены густыми зарослями ив и черемухи, резко сменяющимися осоково-вейниковыми лугами в самой пойме.
Флора сосудистых растений заповедника к настоящему времени насчитывает 967 видов, из которых 19 занесены в Красную Книгу РФ. На территории заповедника зарегистрировано также 442 вида водорослей, 579 видов грибов, 63 вида лишайников, 149 видов мхов [3].
Разнообразие ландшафтов и флоры определяет видовой состав обитающих в заповеднике животных.
Список млекопитающих заповедника насчитывает 44 вида, относящихся к 35 родам и 14 семействам [5]. В териофауне преобладает комплекс восточноазиатской фауны, представленной в основном широко распространёнными видами, такими как волк, лисица, соболь. Однако эндемизм проявляется и у них (на уровне подвидов): уссурийские подвиды кабана и лося, амурские подвиды ежа и барсука [2].
К маньчжурскому типу фауны относят енотовидную собаку, гималайского медведя и кустарникового зайца. Природные комплексы характеризуются высокой численностью копытных животных (косуля, изюбр, кабан). Типичные речные обитатели в заповеднике – выдра, американская норка, ондатра [2].
Редкие и исчезающие виды: амурский тигр и гималайский медведь [6].
Хинганский заповедник населен птицами разных экологических групп.
На равнинной территории гнездятся многочисленные околоводные виды птиц, из которых наиболее характерны утка-косатка и кряква, дальневосточный кроншнеп, большой погоныш, трехперстка, серая цапля, большой баклан, дальневосточный аист, амурская выпь и десятки других видов. Певчие птицы наиболее обильны в горных лесах заповедника.
На обширных пространствах осоко-вейниковых лугов и болот гнездятся популяции редких птиц мира: японского журавля (Grus japonensis), и даурского журавля (Grus vipio) (рисунок 2, 3), дальневосточного аиста (Ciconia boyciana) (рисунок 4).
Рисунок 2 - Японский журавль
Рисунок 3 – Даурский журавль
Рисунок 4 – Аист Дальневосточный
Впечатляет разнообразие хищных птиц, среди которых встречается много уязвимых охраняемых видов, таких как большой подорлик, орлан-белохвост, пегий и болотные луни.
Ежегодно, весной и осенью, заповедник посещают сотни тысяч пернатых мигрантов. Среди мигрирующих через его территорию птиц регулярно отмечаются такие редкие виды как черный журавль, гусь-сухонос и пискулька. В целом, в заповеднике гнездится или бывает в сезон миграций более 20 видов птиц, занесенных в Красную книгу России. Особенно велика его роль в поддержании гнездовых популяций японского и даурского журавлей и дальневосточного аиста [3].
На территории заповедника отмечено 28 видов рыб, из них наиболее распространены гольяны, серебряный карась, ротан, вьюн, горчаки.
Амфибии представлены шестью видами. На равнине это сибирская лягушка, монгольская и дальневосточная жабы, сибирский углозуб, квакша. В горах к этим видам добавляется дальневосточная лягушка.
Рептилии представлены живородящей ящерицей, дальневосточной черепахой, 3 видами ужей (среди которых и самый крупный в России амурский полоз) и 2 видами щитомордников. Последние, хоть и ядовиты, но даже в отсутствии медицинской помощи, их укус не смертелен. Рассказы о длинных прыжках этих змей сильно преувеличены – змея может сделать выпад не более чем на треть длины своего тела.
Фауна насекомых заповедника слабо изучена, на сегодняшний день зарегистрировано более 1750 видов, относящихся к 97 семействам, но этот список, по мнению некоторых специалистов, можно смело увеличить в 2-3 раза [3].
- Ребята, я вам рассказала много интересного, а теперь хочу вас послушать:
- Что такое Красная книга? Что означает красный цвет книги?
(ответы детей).
Красная книга - это книга редких и исчезающих видов животных и растений. Красный цвет книги означает сигнал опасности, тревоги. Животные и растения на страницах Красной книги - это тревожный список, который призывает все государства принять срочные меры для спасения терпящих бедствие видов. В этой книге учёные дают рекомендации, что нужно предпринять для сохранения того или иного вида.
- Вспомните не менее трёх названий животных или растений, занесённых в Красную книгу и назовите их (ответы детей).
- Что такое Чёрная книга природы? (ответы детей).
В этой книге описываются животные и растения, которые навсегда исчезли с лица Земли за время существования цивилизованного человечества. В исчезновении большинства видов непосредственно виноват человек.
Назовите вымершее животное (ответы детей).
Их видели своими глазами древние люди, они же в большинстве случаев и приложили руку к их скорейшему вымиранию.
Правильный ответ: Мамонты.
Разгадаем ребусы:
Тигр
Лиса
Заповедник
Медведь
Ирис
Физкультминутка "Лес"
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки!
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут,
Тоже помашем –
Крылья сложили назад.
- А сейчас мы с вами представим себя на природе, в заповеднике и вспомним правила поведения на природе (ответы детей).
Правила поведения в заповеднике (на природе)
Не ломайте деревья!
Не бросайте мусор!
Не разоряйте гнёзда и муравейники!
Не шумите в лесу!
Не засоряйте водоёмы!
Не разводите костры в лесу!
Нельзя рвать редкие и полевые цветы!
Берегите насекомых, животных и птиц!
Раздаются памятки с правилами поведения в заповеднике (на природе).
Практическая часть занятия: делаем аппликацию из пластилина лотос Комарова (обучающимся раздаются листы картона, шаблон лотоса, пластилин, клей).
Итог занятия:
- Ребята, что нового вы узнали о Хинганском заповеднике? (ответы детей).
- Какие правила поведения в заповеднике (на природе) вы запомнили (ответы детей).
- Расскажите о животном и растительном мире Хинганского заповедника (ответы детей).
Выводы:
1. Хинганский заповедник – это один из последних сохранившихся фрагментов некогда величественного, воспетого многими землепроходцами животного и растительного мира Среднего Приамурья.
2. Давайте бережно относиться к природе!
Использованная литература
1. Флора и растительность Хинганского заповедника (Амурская область) / Владивосток, 1998. 224 с.
2. Ресурсы поверхностных вод СССР. Основные гидрологические характеристики /Л., 1966. Т. 18. 781 с.
3. Дарман Ю.А. Млекопитающие Хинганского заповедника / Ю.А. Дарман. – Благовещенск,1990. – 164 с.
4. Отчёт о НИР (промежуточ.): 65-70 / Динамика природных явлений и процессов в экосистемах заповедника (Летопись природы за 2006/2007 гг.). Том 31. Архара – 2008.
Скачать Конспект занятия "Охраняемый объект природы Амурской области Хинганский заповедник"


Рекомендуем посмотреть:

Самоанализ занятия в дополнительном образовании. Уличный танец Хип-хоп Конспект занятия по танцам. Элементы цыганского танца Занятие в дополнительном образовании. Конспект с презентацией. Красота глазами науки Виртуальная экскурсия «Природные комплексы республики Алтай». Презентация
Экологическая квест - игра на "День Земли" для детей 4-5 класса. Сценарий
Опубликовано: 1789 дней назад (5 мая 2019)
Просмотров: 1202
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!