Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Виртуальная экскурсия «Природные комплексы республики Алтай». Презентация

Занятие по экологии в дополнительном образовании. Конспект с презентацией
Слайд 1
Виртуальная экскурсия «Природные комплексы республики Алтай»
Слайд 2
Цель: выяснить, какие природные комплексы представлены на Алтае. Познакомиться с особенностями флоры и фауны Алтая.
Слайд 3
Сегодня мне хотелось бы с вами отправиться в путешествие по уникальным уголкам природы Республики Алтай. Природа Алтая не однородна. Проехав, хотя бы по Чуйскому тракту от села Майма, которое расположено на границе с Алтайским краем, до села Ташанта, на границе с Монголией, мы увидим мелколиственные берёзовые леса и темнохвойную кедровую тайгу, межгорные опустыненные степи и высокотравные долинные луга, крутые горные вершины и ровные плато.
Слайд 4
Название «Алтай» по одним источникам происходит от монгольского «Алтаян оола» - «золотая гора», по другим от тюркского слова «Алтынтау» - «шестигорье», поскольку рельеф Горного Алтая составляют шесть основных горных хребтов. Выдающийся исследователь Алтая, этнограф и путешественник Василий Васильевич Радлов высказал иной взгляд на происхождение названия: по всей видимости, оно является производным от «Ал-тайга», употребляемое во многих сказаниях алтайцев как «Благородные каменные горы».
Слайд 5
Я думаю, к месту будет привести стихотворение Георгия Васильевича Кондакова «Колокол земли»:
Ту землю, что меня вскормила,
Не зря высокой нарекли,
Издалека Алтай мой милый
Похож на колокол земли.
Кто век свой дожил на чужбине,
Тот вспоминал и там, вдали,
Свой отчий край, Алтай любимый,
Свой вечный колокол земли.
Земля! Что там, за горизонтом,
Где вечный снег и облака?
Алтай мой, колокольный звон твой
Доносится издалека.
Земля и небеса святые,
Хлеба, хлеба за горизонт.
Звенят колосья золотые –
Твой вечный колокольный звон.
Алтай мой, вечный сын России,
Твои дела – мои дела.
Горят вершины ледяные,
Гремят вершин колокола.
Слайд 6
Алтай является самой приподнятой горной системой в центре Евразии – самого крупного материка земного шара. Горный Алтай – западный край мощного пояса гор юга Сибири, возвышающихся в виде огромного свода на высоту местами более 4000 м над уровнем моря.
Слайд 7
Первым источником, в котором есть упоминание об алтайских горах, следует считать анонимный труд начала XV века «Древняя Российская изография».
Слайд 8
Глубокий интерес к его богатейшему и разнообразнейшему природному миру проявляли деятели мировой науки. Первым можно считать Пётра Симона Паласа известного естествоиспытателя, географа и путешественника. Среди прочих исследователей Алтая необходимо упомянуть таких выдающихся личностей как: Александр фон Гумбольдт, Владимир Иванович Вернадский, Николай Константинович Рерих, Николай Иванович Вавилов, Василий Васильевич Сапожников и ещё много-много учёных и путешественников. Первым, кто подробно описал природные комплексы Алтая, был академик Пётр Петрович Сушкин – орнитолог, зоогеограф, палеонтолог, морфолог.
Слайд 9
Природный комплекс – это территория, обладающая определённым единством природы, обусловленным общим происхождением, историей развития, своеобразием географического положения.
Всего на территории Алтая выделяют семь природных (физико-географических) районов, которые объединяют ряд комплексов: Северный, Северо-Восточный, Восточный, Юго-Восточный, Южный, Западный, Центральный. Большая часть нашей республики расположена в Центральном Алтае (Онгудайский, Усть-Канский, Усть-Коксинский районы). Северную периферию занимает Северный Алтай (Майминский, Чемальский и Шебалинский районы) и Северо-Восточный Алтай (Чойский и Турочакский районы). Южнее находится Восточный Алтай (Улаганский район) и Юго-Восточный Алтай (Кош-Агачский район). Сегодня мы познакомимся с яркими, основными природными комплексами, которые сильно отличаются друг от друга - это Северный, Северо-Восточный, Юго-Восточный и Центральный Алтай.
Слайд 10
Северо-Восточный Алтай представлен таёжными лесами: сосново-берёзовыми, пихтовыми и кедровыми лесами, подлесок которых представлен высоким разнообразием папоротников. Изюминкой Северо-Восточного Алтая является Телецкое озеро.
Слайд 11
Для Северо-Восточного Алтая среди животного населения характерны представители таёжных лесов: глухарь, пухляк, дрозд-деряба. Из зверей отмечены марал, белка, соболь, росомаха. Росомаха внешне хоть и напоминает маленького медвежонка, но относится к семейству куньих отряда хищных животных. У неё мощные широкие лапы, которые не дают зверю проваливаться в снег.
Слайд 12
Северный Алтай характеризуется преобладанием мелколиственных лесов, большими территориями разнотравных лугов. Здесь протекает основная артерия республики река Катунь.
Слайд 13
Животный мир представлен очень знакомыми нам видами. Из земноводных, здесь многочисленна остромордая лягушка, из птиц сорока и большая синица. Большая синица интересна тем, что в стаях у птиц существует определённая иерархия. Чёрный галстучек в оперении при этом играет большую роль, чем он длиннее и шире, тем больше вероятность, что самец будет лидером в стае. Интересен факт появления на территории Северного Алтая обыкновенного ежа и бобра. Оба вида были интродуцированы. Но, если бобр был завезен сюда в рамках специальной программы по увеличению разнообразия охотничье промысловых видов, то ёжик был отпущен в дикую природу скорее всего случайно. В любом случае оба вида благополучно прижились и довольно широко расселились.
Слайд 14
Далее мы с вами переезжаем в Центральный Алтай, который очень мозаичен. Мы с вами можем побывать в кедровом лесу Семинского перевала, затем спуститься по дороге в Усть-Кан к лиственничным и еловым лесам, ощутить красоту межгорно-котловинных степей. Полюбоваться быстрым течением горных рек, таких как, например, Чарыш.
Слайд 15
Здесь мы встретим таких птиц как лесной конёк и кедровка, в Центральном Алтае это многочисленные виды. Интересно, что численность кедровки строго зависит от урожая кедра и от сезона к сезону сильно меняется. Так же мы увидим хозяина леса – бурого медведя. В Сайлюгемском заказнике в Юго-Восточном Алтае встречается его близкий родственник, краснокнижный подвид – белокоготный медведь. В степях полюбуемся уникальными, так же краснокнижными, видами – бабочкой апполон и самым крупным среди ястребиных птиц - беркутом. В скальных остепнённых местах, если повезёт, увидим снежного барса – ирбиса.
Слайд 16
Поднимаясь выше, по Чуйскому тракту, мы с вами доедем до Юго-Восточного Алтая (Кош-Агачский район). Юго-Восточный Алтай сильно отличается от предыдущих природных комплексов. Уже очень близко находится пустыня Гоби, поэтому мы наблюдаем здесь каменистые и опустыненные степи, да на вершинах гор благородные белки. Деревьев, кроме лиственницы по северным увлажненным склонам, здесь почти не встретишь. Часто, можно увидеть кораблей пустыни – верблюдов.
Слайд 17
В связи с суровыми природными условиями и заселением этих мест человеком, многие дикие животные Юго-Восточного Алтая в настоящее время, занесены в Красную книгу. Это дикая кошка манул, каменная куропатка кеклик, горный баран архар, практически вымершая ещё в начале ХХ-го века антилопа дзерен.
В конце виртуальной экскурсии для закрепления полученного материала обучающимся предлагается игра «Пирамида».

ИГРА «ПИРАМИДА»
Цель: закрепление нового материала по теме «Природные комплексы Республики Алтай».
Количество и возрастная категория участников: до 15 человек, средний и старший школьный возраст.
Материал: парные карточки пейзажей и животных.
Описание: парные карточки раскладываются на столе в хаотичном порядке рисунком вниз. Игра проходит в три этапа.
1 этап (ознакомительный)
Первый участник игры открывает (переворачивает) две карточки. Каждый следующий игрок – по одной. При совпадении картинок он забирает их и открывает любую другую. Если карточки парной нет, ход передается следующему игроку. И так по кругу. Выигрывает тот, кто набрал больше всех парных карточек.
Открытие картинок сопровождается комментариями играющего (произносятся названия пейзажей, животных, изображённых на карточках и природного района, к которому они относятся).
За подсказку игрок, который выкрикнул не к месту, пропускает ход!
При открытии первой карточки из пары, если игрок затрудняется назвать то, что на ней изображено, разрешается дать ответ любому, кто первым его вспомнит, при условии поднятия руки.
Но при открытии парной картинки требуется тишина!
Если в течение 5 секунд игрок не дал правильный ответ, то ход передается следующему игроку, пока не прозвучит точный ответ. Если ответ был не полным (например: игрок ответил только название пейзажа или животного, но забыл название природного района), то получает только одну карточку. А вторую получит, тот, кто даст правильный ответ первым.
После того, как все карточки открыты, начинается второй этап.
2 этап
Каждый участник располагает в ряд все заработанные карточки. И по очереди называет все названия пейзажей, животных и природный район.
Может оказаться и так, что окажутся игроки без карточек, им не стоит отчаиваться, так как еще есть шанс получить парные карточки.
Для этого они внимательно слушают каждого игрока, защищающего свой «улов». Если защищающийся игрок не дал правильного ответа, данная пара карточек переходит тому, кто раньше всех дал верное и полное название.
3 этап
После защиты карточек, игрокам предлагается:
• Сложить на столе все свои картинки в виде пирамиды,
• определить ее место среди других (все пирамиды из карточек выстраиваются в ряд по высоте)
Победителем оказывается тот игрок, чья пирамида оказалась выше других. Таким образом, определяются первые три места.
Презентация на тему: Природные комплексы республики Алтай

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по экологии в дополнительном образовании Опыт организации экологического просвещения Рабочая общеразвивающая программа ДОД "Юный эколог" Исследовательская работа в дополнительном образовании

Похожие статьи:

Программа дополнительного образования экологической направленности для младших школьников

Лабораторная работа «Строение клеток листа элодеи» | Особенности строения птиц в связи с способностью к полёту. Презентация
Опубликовано: 2151 день назад (1 февраля 2019)
Просмотров: 2091
+3
Голосов: 3
Наталья Александровна Моор # 1 февраля 2019 в 20:21 +1
Интересная виртуальная экскурсия. Мне очень понравилась идея.Главное спасибо за презентацию.
Анастасия Николаевна Малкова # 2 февраля 2019 в 03:59 0
Игру "Пирамида" я практикую и по другим темам. Дети с удовольствием играют и легко запоминают тему.
Надежда Борисовна Муханова # 2 февраля 2019 в 16:30 +1
Очень люблю краеведение. Интересная презентация, будто на Алтае побывала. Открыла для себя игру "Пирамида". Спасибо. Голосую
Анастасия Николаевна Малкова # 3 февраля 2019 в 12:20 0
Спасибо за комментарий. Рада, что Вам понравилась презентация.
Галина Валерьевна Ермилова # 3 февраля 2019 в 17:05 +1
Очень интересная работа, узнала много интересного. Спасибо за ваш труд