Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рабочая общеразвивающая программа ДОД "Юный эколог"

Рабочая общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Юный эколог»
Возраст обучающихся: 11-14 лет
Срок реализации: 1 год

Содержание программы.
Пояснительная записка……………………………………………………. ….. .3
Направленность программы…………………………………………………...... ..3
Актуальность………………………………………………………..………….......3
Новизна……………………………………………………………………………..4
Педагогическая целесообразность………………………………………………..4
Практическая значимость………………………………………………………….4
Цель и задачи программы…………………………………………………….........5
Отличительные способности данной ДОП…………………………………….. ..5
Возраст обучающихся………………………………………………………….......5
Срок реализации программы……………………………………………………... 5
Режим занятий…………………………………………………………………… ..5
Формы работы……………………………………………………………………...5
Ожидаемые результаты обучения……………………………………...................6
Критерии оценки………………………………………………………………..….7
Форма подведения итогов реализации программы………………………...…….7
Апробация программы……………………………………………………………..8
Учебно-тематический план……………. …………………......………….. .9 - 10
Содержание программы……………. …………………......……………...11 - 21
Методическое обеспечение программы………………………………… .…..22
Список литературы ………………………………………………………….…23

Пояснительная записка
Кружок «Юный эколог» ведётся по адресу: 669417, Россия, Иркутская область, Нукутский район, с.Хареты, ул. Центральная, 32 на базе МБОУ Харетская СОШ.
Направленность программы: эколого – биологическая.
Действующий закон «Об экологическом образовании» принят во многих регионах России. Его первейшей задачей является поиск и разработка эффективных средств экологического образования населения. Для наших сельских школьников экологическая программа, разработанная специально для младшего и среднего возраста, является дополнительной литературой, приобщающей детей к живому взаимодействию с окружающим миром, позволяющей глубже изучать природу своей местности и, наконец, воспитывающей в детях такие свойства характера, как любознательность и активность.
Актуальность программы. В программе есть темы, которые сейчас очень актуальны и важны. Большое внимание уделяется заботе о своем здоровье, как экологическом факторе. (тема вреда наркомании, токсикомании, курения, алкоголизма и др). В 6-8 классах лабораторные и практические работы предусматривают формирование умения наблюдать — это важнейший навык в биологии и экологии. При этом основной упор делается на умение вести наблюдение по выявлению «длинных» взаимозависимостей (например, зависимость урожая от количества солнечных дней в конкретной местности). При этом предполагается, что более «короткие» взаимозависимости учащиеся уже научились наблюдать в начальной школе (например, смену сезонных явлений). Большинство практических работ проводится в составе комбинированных уроков или уроков-экскурсий и наличия большого теоретического материала при ограниченном количестве часов на изучение каждой темы.
Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природоведение». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.
От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.
Новизна программы – неразрывность теоретического материала и практической деятельности; экскурсии в полевых условиях, в процессе которых обучающиеся знакомятся с реальными живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе, приобретают навыки исследовательской работы, умения проводить мониторинг, изучать влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы.
Педагогическая целесообразность – формирует определённую эколого-этическую позицию, ответственность за свою жизнь, осмысленное отношение ко всему живому, развивает творческую деятельность и креативное мышление у обучающихся, способствует формированию активной патриотической позиции
Практическая значимость: Программа предусматривает: привлечение к совместной экологической деятельности родителей; проведение общешкольных тематических праздников; озеленение классных комнат, включая кабинет биологии, и пришкольной территории; работа на пришкольном участке в летнее время и выполнение летних заданий.
Цель программы:
формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.
Задачи программы:
- углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;
-формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;
-воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий.
Отличительные способности программы.
Данная программа предполагает обучение в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей.
Возраст обучающихся. 11-14 лет..
Сроки реализации программы: один на учебный год – 128 учебных часов. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю (по 40 минут, с перерывом 10 минут.)
Формы организации учебной деятельности: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы; экскурсии.
Учащиеся должны знать :
-наиболее типичных представителей животного мира;
-какую пользу приносят представители животного мира;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования;
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов;
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); - значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
-разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
Учащиеся должны умет ь :
-узнавать животныхи птицв природе, на картинках, по описанию;
- ухаживать за домашними животными и птицами ;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
-заботиться о здоровом образе жизни;
-заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе;
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в объединении "Юный эколог", являются:
- умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
- умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
- активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки.
Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.

Программа адаптирована. Настоящая рабочая программа курса «Юный эколог» для 6-8 классов основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования и авторской программы автора И. М. Швец (Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 33-176 с.).

Учебно-тематический план
№ п/п

Наименование тем Количество часов
теория практика Всего
1 Введение. Экология растений. Экскурсия: «Живой организм, его среда обитания и условия существования». Инструктаж по технике безопасности 2 2 4ч
2 Свет в жизни растений. Практическая работа: «Изучение потребностей в количестве света у растений своей местности» 2 2 4ч
3 Тепло в жизни растений. Практическая работа: «Изучение (по справочникам) сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности». 2 4 6ч
4 Вода в жизни растений . Практическая работа: «Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности». 2 4 6ч
5 Воздух в жизни растений 4 4 8ч
6 Экскурсия «Человек и природа» - 4 4ч
7 Животные и растения 2 2 4ч
8 Влияние растений друг на друга 2 2ч
9 Грибы и бактерии в жизни растений 2 2 4ч
10 Сезонные изменения растений. Экскурсия: «Приспособление растений к сезонам года». 2 2 4ч
11 Изменение растений в течение жизни 2 2ч
12 Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений. Практическая работа: «Воздействие человека на растительность». 2 2 4ч
13 Жизненные формы растений. Практическая работа: «Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке» 2 2ч
14 Растительные сообщества. Экскурсия: «Строение растительного сообщества» 2 2 4ч
15 Охрана растительного мира. Практическая работа: «Охраняемые территории России» 2 2 4ч
16 Экология животных: раздел науки и учебный предмет 2 2ч
17 Условия существования животных. Экскурсия «Условия обитания животных 2 4 6ч
18 Среды жизни. 2 2 4ч
19 Жилища в жизни животных. 2 2ч
20 Биотические экологические факторы в жизни животных 2 4 6ч
21 Вода в жизни животных. 2 2 4ч
22 Свет в жизни животных. 2 2ч
23 Температура в жизни животных. 2 2 4ч
24 Кислород в жизни животных. 2 2ч
25 Сезонные изменения в жизни животных 2 2 4ч
26 Численность животных 2 2ч
27 Изменения в животном мире Земли. 2 2 4ч
28 Человек и животные 2 2ч
29 Охрана животных 2 2ч
30 Окружающая среда и здоровье человека 2 2 4ч
31 Влияние факторов среды на системы органов 2 10 12ч
32 Репродуктивное здоровье 2 2ч
33 Итоговое занятие 2 2ч
Итого: 58 70 128
Содержание программы
1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.
Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества.
Экскурсия. Живой организм, его среда обитания и условия существования. (Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с любым растительным организмом и его средой обитания: парк, лес, луг, живой уголок.)
Лабораторная работа. Изучение микроскопа. Рассматрение под микроскопом клеток зеленого листа.
2. Свет в жизни растений
Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных.
Основные понятия: среда обитания, условия существования, изменчивость условий, автотрофы, гетеротрофы, пассивное питание, активное питание.
Практическая работа. Изучение потребностей в количестве света у растений своей местности.
Опыт в домашних условиях. Влияние света на рост и развитие растений. (В ходе работы доказывается, что солнечный свет оказывает непосредственное влияние на рост и развитие растений. Сравниваются выросшие на свету и в темноте проростки.)
Лабораторная работа. Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом. (Под микроскопом изучаются микропрепараты листьев камелии и герани. Делается вывод о связи строения листа с его функцией и его расположением относительно направления световых лучей.)
3.Тепло в жизни растений
Для чего нужно тепло в жизни растениям. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле. Температура тела растений. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды. Приспособления растений к высоким и низким температурам. Улучшение температурных условий для растений.
Основные понятия: тепло — необходимое условие жизни, тепловые пояса, теплолюбивые растения.
Практическая работа. Изучение (по справочникам) сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности.
4. Вода в жизни растений
Для чего нужна вода растениям. Как поступает и удерживается вода в растениях, на что расходуется. Экологические группы растений по отношению к воде. Водные растения. Влаголюбивые растения. Растения требующие умеренного увлажнения. Засухоустойчивые растения. Обеспечение растений водой.
Основные понятия: влажность, вода — необходимое условие жизни, влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение, осушение.
Практическая работа. Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности.
Опыт в домашних условиях. Влияние воды и тепла на прорастание растений.
Лабораторная работа. Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями. (По гербарным экземплярам или рисункам проводится работа, в ходе которой выявляются особенности строения растений с разным отношением к влаге.)
5. Воздух в жизни растений
Газовый состав воздуха в жизни растений. Ветер в жизни растений. Приспособления растений к опылению ветром. Приспособления растений к распространению ветром. Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха.
Основные понятия: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветроустойчивые растения.
Лабораторные работы. Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром. (Изучение проводится по коллекции плодов и семян с помощью лупы.) Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха. (С помощью ленты-скотча определяется степень запыленности воздуха.)
6. Почва в жизни растений
Что представляет с собой почва. Для чего растениям нужна почва. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Улучшение почв человеком. Как надо оберегать почву.
Основные понятия: минеральные и органические вещества почвы, гумус, почвенное питание, плодородие почвы, солевыносливые (солеустойчивые) растения, органические и минеральные удобрения, эрозия почв.
Домашняя практическая работа. Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков. (Проращиваются семена, например, фасоли, в типах почвы: песке; глине; почве, принесенной из сада или с огорода. В ходе работы доказывается, что сроки прорастания семян и развития проростков зависят от типа почвы.)
Экскурсия. Человек и почва. (Экскурсия проводится в тепличное хозяйство, где в это время идет подготовка почвы к выращиванию рассады. При отсутствии тепличного хозяйства с процедурой подготовки почвы можно познакомиться на примере выращивания комнатных растений.)
7. Животные и растения
Животные-опылители. Как распространяют плоды и семена люди и животные. Растения и растительноядные животные. Растения-хищники.
Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животные-опылители и распространители семян растений. Лабораторные работы. Способы распространения плодов и семян. (С помощью коллекции плодов и семян и лупы изучаются приспособления семян и плодов к распространению животными.) Изучение защитных приспособлений растений. (На гербарных экземплярах растений доказывается, что у растений имеется пассивная защита от поедания их животными, например: у крапивы — жгучие волоски, у барбариса или боярышника — колючки.)
8. Влияние растений друг на друга
Прямые влияния растений друг на друга. Влияния растений друг на друга через изменения среды.
Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.
Лабораторная работа. Взаимодействие лиан с другими растениями. (С помощью гербарных экземпляров, например гороха, чины, плюща и других, изучаются приспособления лиан, обеспечивающие им преимущество в выживании.)
9. Грибы и бактерии в жизни растений
Круговорот веществ. Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений.
Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.
Лабораторная работа. Грибные заболевания злаков. (Изучаются на гербарных экземплярах.)
10.Сезонные изменения растений
Осень и зима в жизни растений. Весна и лето в жизни растений. Фенологические фазы. Фенология.
Основные понятия: лесная подстилка, озимые однолетники, глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники, фенология, фенологические фазы.
Экскурсия. Приспособление растений к сезонам года. (Для разных местностей экскурсия может проходить как зимой, так и весной. В ходе экскурсии нужно познакомиться с сезонными изменениями в жизни растений, научиться наблюдать взаимосвязи растений в природе, находить доказательства влияния условий среды на живой организм; отметить, каким образом разные растения приспособились переносить зимние условия; какие условия способствуют весеннему пробуждению растений.)
Лабораторная работа. Знакомство с минералами и горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.
11. Изменение растений в течение жизни
Как долго живут растения и как определяют их возраст. Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значения для растений разных периодов жизни и возрастных состояний.
Основные понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.
Практическая работа. Изучение влияние хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды.
12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений.
Где и как обитают растения. Как могут меняться размеры растений (жизненное состояние растений)
Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая и узкая приспособленность.
Практическая работа. Воздействие человека на растительность.
13. Жизненные формы растений
Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев.
Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи. Практическая работа. Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке. (Изучаются особенности различных жизненных форм растений на пришкольном участке или в любом природном комплексе. Делаются выводы о преимущественном распространении определенных жизненных форм и обсуждается их санитарное состояние.)
14. Растительные сообщества
Что называют растительным сообществом. Состав растительных сообществ. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Разнообразие растений одного вида в растительном сообществе. Строение растительных сообществ. Изменения растительных сообществ. Воздействие человека на растительность.
Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.
15. Охрана растительного мира
Редкие и охраняемые растения. Красные книги. Охраняемые территории и их значение.
Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории.
Практическая работа. Охраняемые территории России. (С помощью пособия «Экология растений» и атласа с географической картой «Охрана природы России» учащиеся знакомятся с разнообразием охраняемых территорий России и, если есть возможность — с охраняемыми растениями своей местности.)
16. Экология животных: раздел науки и учебный предмет
Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой.
Основные понятия: экология животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей средой.
17. Условия существования животных.
Среда обитания и условия существования. Пища животных. Способ добывания пищи.
18. Среды жизни.
Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей.
Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособления животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоёмах.
Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы.
Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах.
Основные понятия: видовое разнообразие, природно-химические зоны Земли, суша, водоёмы как жилище, бентос, планктон, почва как специфическая среда обитания животных.
19. Жилища в жизни животных
Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ.
Основные понятия: жилище животного, многообразие жилищ: дупло, нога, логово, лежбище, лежка, гнездо.
20. Биотические экологические факторы в жизни животных.
Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных.
Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни. Лидерство и подчинённость.
Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения «паразит-хозяин». Нахлебничество. Квартирантство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными.
Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных.
Основные понятия: внутривидовые взаимоотношения, территориальные взаимоотношения, жизненное пространство, хищник и жертва, пищевые связи, взаимное приспособление, сожительство, взаимопомощь.
21. Вода в жизни животных
Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Влажности как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и её выделение.
Основные понятия: содержание воды, поступление воды в организм, выделение воды из организма.
Лабораторная работа. Реакция дождевых червей на различную влажность почвы. (Работа предполагает наблюдение за поведением дождевых червей в садках-террариумах в условиях недостатка и нормального количества влаги в почве – формируется умение ставить цель наблюдения).
22. Свет в жизни животных.
Отношения животных к свету. Свет как экологический фактор. Дневные и ночные животные. Особенности распространения животных в зависимости от светового режима.
Основные понятия: органы зрения и органы свечения, дневные животные, ночные животные, световой режим.
23. Температура в жизни животных.
Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу. Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных.
Основные понятия: холоднокровные животные, двигательная активность, спячка, оцепенение, теплокровные животные.
Лабораторная работа. Движение амёбы при разных температурах. (Определяется время образования ложноножек амёбы при комнатной температуре и при охлаждении – формируется умение ставить цель эксперимента).
24. Кислород в жизни животных
Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных.
Основные понятия: окисление, газовый состав атмосферы, содержание кислорода в воде, дыхание водных животных.
Домашняя практическая работа. Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни. (С использованием пособия «Экология животных» и учебника для 7 класса «Биология. Животные» (авт. В.М. Константинов и др.) учащиеся заполняют таблицу, в которой должны быть отражены экологические группы млекопитающих, представители этих экологических групп и черты приспособленности к среде обитания.)
25. Сезонные изменения в жизни животных
Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.
Основные понятия: оцепенение, спячка, длина светового дня, миграции.
Лабораторная работа. Влияние сезонных изменений на развитие насекомых, встречающихся на пришкольном участке.
Домашняя практическая работа. Фенологические наблюдения за животными зимой и весной. (Учащиеся, объединившись в группы, описывают изменения во внешнем виде и поведении любых домашних животных – формируется умение вести долгосрочные наблюдения.)
26.. Численность животных
Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных.
Основные понятия: область распространения, неоднородность среды, плотность населения, численность популяции, динамика численности.
27. Изменения в животном мире Земли
Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных.
Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных.
Основные понятия: многочисленные виды, малочисленные виды, деятельность человека, загрязнения. Красная книга, исчезающие виды, охрана животных, жильё человека как среда обитания для животных, заказник, национальный парк.
28. Человек и животные
Дикие животные и человек. Одомашнивание животных. Животные в населенных пунктах.
Основные понятия: Дикие животные. Одомашненные животные.
29. Охрана животных
Красная книга. Заповедники.
Основные понятия: Красная книга. Животные и растения занесенные в Красную книгу. Заповедники.
30. Окружающая среда и здоровье человека
Вред наркомании, табакокурении, употребление спиртного.
Основные понятия: Вред наркомании, табакокурении, употребление спиртного.
31. Влияние факторов среды на системы органов
Вредные привычки. Воздействие двигательной активности на организм человека. Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье. Профилактика нарушений деятельности сердечнососудистой системы. Правильное дыхание. Пища. Средства и способы закаливания. Стресс как негативный биосоциальный фактор. Гигиенический режим сна - составляющая здорового образа жизни.
Основные понятия: Вредные привычки. Скелет человека. Состав крови. Иммунитет. Сердечнососудистая система. Дыхательная система. Пищеварение. Витамины. Закаливание. Стресс. Режим сна.
32. Репродуктивное здоровье
Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов. Проблемы взросления и культура здоровья. Факторы риска внутриутробного развития. Биологические и социальные причины Ответственное поведение как социальный фактор.
Основные понятия: Культура здоровья. Заболевания.

Методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение:
1. Компьютер
2. Телевизор
3. DVD диски
4. Плакаты и таблицы
5. Макеты
6. Микроскопы
7. Гербарии
8. Влажные препараты
9. Комнатные растения
10. Таблицы
11. Макеты
12. Плакаты
13. Дидактический материалы
14. Журналы
15. Карточки
16. Лупа
17. Скальпель
18. Пинцет
19. Спиртовки
20. Чашки Петри
21. Семена
22. Черенки
23. Кора
24. Коллекции насекомых
Список литературы для педагога:
1. Программы: И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М. Вентана-Граф, 2008. – 176 с.);
2. Винокурова Н.Ф. и др. Природопользование.- М.,1994.-255 с.
3. Лобанова З.М. Основы экологии.- Барнаул,1997.-94 с.
4. Опарин Р.В. Как организовать экологические исследования?. - Горно - Алтайск, 2002. - 70 с.
5. Сапунов В.Б., Легков В.В. Основы экологии.-С.Пб.,1998.-136 с.
6. Агеева Г.А., Лаврова К.Г. Цветы в вашем доме. - Петрозаводск., 1992. -174 с.
7. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. - М.,1996.-192 с.
8. Алексеев С.В. Экология.-С/П.,1999.-240 с.
9. Атлас комнатных растений. -М., 2005.-432 с.
10. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.-М.,2000.-388 с.
11. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М., 1951. -348с.
12. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России.-М.,1995.-232 с.
13. Новиков Ю.В. Природа и человек.-М.,1991.-223 с.
14. Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. -Л.,1982. -192 с.
15. Экология России. Хрестоматия. /Сост. Кузнецов В.Н./. - М., 1995. - с.221 - 243.
Список литературы для обучающихся:
1. Экология растений: 6 класс: учебн. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. - М. Вентана-Граф, 2009, - 192 с.;
2. Экология животных: 7 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ (В.Г. Бабенко, Д.В. Боговой и др.); под ред. Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. - М. Вентана-Граф, 2009, - 128 с.;
3. Экология человека: Культура здоровья: 8 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина. – М.: Вентана-Граф, 2010, - 144 с.;
4. Окружающая среда. Энциклопедический словарь-справочник.- М.,1993.-640 с.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по экологии в дополнительном образовании Опыт организации экологического просвещения Исследовательская работа в дополнительном образовании Программа работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

Похожие статьи:

Программа дополнительного образования экологической направленности для младших школьников

Исследовательская работа в дополнительном образовании
Опубликовано: 2192 дня назад (29 марта 2018)
Просмотров: 1438
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Валентина Петровна Радушкевич # 30 марта 2018 в 09:24 0
Замечательная программа ДОД! Содержательное тематическое планирование. Интересные формы работы намечены. Грамотно поставлены цель и задачи. Молодцы! Удачи! Примите мой голос!
Надежда Викторовна Хамадаева # 30 марта 2018 в 14:35 0
Спасибо
Светлана Викторовна # 30 марта 2018 в 23:38 0
Здравствуйте
У Вас в тексте есть таблицы (табличные формы), поэтому Вам необходимо выслать весь материал по электронной почте на адрес sv@ped-kopilka.ru
Обязательно в тексте письма укажите ссылку на Ваш материал.
Мы разместим материал так, чтобы текст в таблицах можно было увидеть и комфортно прочитать.
Это всё прописано в правилах.
С уважением, Администратор сайта
Ольга Валерьевна Еремеева # 2 апреля 2018 в 20:46 0
Очень интересная программа.Только мне кажется что назвать её нужно как-то по другому.Эта слишком заезжина, как у Николаевой. У вас больше знакомство с неживой природой, можно назвать "Загадки матушки- природы, Чудо- всюду.Это моё мнение, решайте сами.