Особенности строения птиц в связи с способностью к полёту. Презентация
Презентация к занятию «Особенности строения птиц в связи с способностью к полёту»
Автор: Малкова Анастасия Николаевна, методист, педагог дополнительного образования, АУ ДО РА «Республиканский центр дополнительного образования»
Слайд 1
Тема нашего сегодняшнего занятия «Особенности строения птиц в связи с способностью к полёту» Слайд 2
Цель: познакомиться с особенностями строения птиц в связи с приспособлением их к полёту. Слайд 3
Птицы – высшие позвоночные животные, приспособленные к полёту.
Класс включает около 8,5 тысяч видов, после рыб наиболее богатый класс позвоночных. Слайд 4
Основные особенности строения связанные с приспособлением к полёту:
• Лёгкость и прочность костей.
• Особенности строения мускулатуры.
• Степень развития отделов головного мозга и органов чувств.
• Строение воздушных мешков.
• Появление перьевого покрова. Птицы – высшие позвоночные животные. Внешние отличительные признаки птиц – перья, которых нет более ни у одного живого существа. Появление перьев, как и другие особенности строения тела и образа жизни птиц, связано с приспособлением к полёту. Слайд 5
Птичье перо часто называют чудом инженерного искусства природы. Ему свойственны лёгкость, прочность, пластичность, упругость, способность к восстановлению нарушенной структуры. Строение пера сложно – от его стержня отходят бородки, каждая из которых несёт на себе бородочки, снабжённые, в свою очередь, выростами-крючочками, которые и обеспечивают сцепление бородок между собой. Эта сложная конструкция очень совершенна и таит в себе большие возможности. На одном пере птицы можно сосчитать сотни тысяч бородочек и миллионы их ответвлений с крючками. В результате перо представляет собой роговую пластинку, почти непроницаемую для воздуха. Слайд 6
У летающих птиц перья покрывают тело не сплошным слоем, а только в определённых местах. Число перьев у птицы любого вида огромно. Максимальное количество их отмечается у пингвинов. Так, у королевского пингвина лишь на наружной поверхности крыла около 3800 пёрышек, из них 400 перьев соответствует маховым. Отмечаются и сезонные изменения числа перьев. Так, у домового воробья зимой насчитывали 3550 перьев, а летом примерно на 400 меньше. У щеглов разница в числе перьев зимой и летом достигает 1000. Слайд 7 Классификация пера по форме и строению:
• Контурные перья – определяют форму тела птицы.
• Пуховые перья – обычно сидят под контурными и отличаются тонким стержнем и лишены бородок.
• Пух – пуховое перо, стержень которого укорочен так, что все бородки отходят от него пучком.
• Щетинка и нитевидное перо- пуховое перо, представленное стержнем, но все бородки утрачены. Слайд 8 Название перьев по месту роста:
1. маховые первого порядка (большие),
2. маховые второго порядка (малые),
3. надхвостовые,
4. рулевые,
5. кроющие уха,
6. грудные. Слайд 9 Строение передних конечностей полностью адаптировано к полёту. Кости конечностей пневматичны, т.е. содержат в себе полости, занятые воздухом. Грудина очень велика и имеет вид широкой пластинки – киль. Череп – лёгкий, тонкий, прочный. Огромные грудные мышцы, их вес достигает 1/5 общего веса птицы – опускают крыло. Подключичные мышцы – поднимают крыло. Слайд 10 Головной мозг и органы чувств:
• Очень развит мозжечок и зрительные доли.
• Глаза достигают больших размеров, зрение развито хорошо. Птицы обладают двойной аккомодацией глаза. Слайд 11 Воздушные мешки:
• Располагаются между внутренними органами птицы, а многочисленные отростки их проникают между мышцами, под кожу и в полости костей.
• Служат для согревания тела и для облегчения веса, а так же дыхания во время полёта. Слайд 12
Особенности полёта дневных хищников семейства ястребиных:
эти птицы парят на воздушных потоках тёплого воздуха. Слайд 13 Колибри: это очень маленькие птички. Они делают за 1 секунду 8-10 взмахов своими крыльями. Такое ощущение, будто они зависают на одном месте перед цветком. В России зафиксирована встреча охристого колибри.
Презентация на тему: Особенности строения птиц в связи с способностью к полёту
Спасибо большое за отзыв. Буду очень рада если мои наработки пригодятся другим педагогам в их работе. Поэтому с удовольствием делюсь ими. Как будет время обязательно ещё опубликую свои материалы.