Занятие в дополнительном образовании. Конспект с презентацией. Красота глазами науки
В условиях модернизации образования, направленной на повышение его доступности остро встает задача профессиональной ориентированности школьников, готовности их к овладению той или иной профессией, интерес к ней… Предлагаемый опыт работы является результатом исследования и практической апробации подходов к активизации познавательной деятельности обучающихся, повышению уровня их мотивированности, формированию интереса к профессии врача.
Дополнительное образование не только позволяет учащимся овладеть новыми знаниями, но и помогает определиться с будущей профессией, способствует формированию совершенно новой модели обучения, когда педагог не просто сообщает своим слушателям какие-то сведения по вопросу изучаемой темы, но стимулирует к самообучению и творческому осмыслению изучаемого вопроса. Занятие не должно сводиться к пересказыванию учебника, в конце концов, его можно прочитать самостоятельно - занятие должно быть творческим, показательным и интересным не только для ученика, но и для самого преподавателя. Стараясь уходить от схоластического подхода к обучению, педагог тем самым способствует развитию креативности, нестандартности мышления, оригинальности в решениях тех или иных задач. Вот такими красивыми и правильными словами хочется начать свой рассказ о моей работе, моем скромном вкладе в формирование будущих поколений выдающихся ученых и врачей, коими непременно станут мои ученики. Моя задача заключается не в том, чтобы вложить в головы детей как можно больше информации, но в том, чтобы развить интерес детей к познавательной деятельности, познакомить их с основными моментами работы врача, а, главное, заложить основы нравственных ценностей, научить уважительному и бережному отношению к биологическому материалу, привить основные моменты этики поведения медицинского работника.
«…Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. Красота души разливается подобно таинственному свету по телесной красоте».
Виктор Мари Гюго
Тема урока: «Красота глазами науки. Практическая работа по определению основных морфометрических параметров лица»
Задачи урока:
1. Продолжить формирование знаний о строении костей черепа, их частях и отдельных структурах.
2. Рассмотреть набор параметров, которые описывают морфометрическое строение лица.
3. Изучить понятие «золотое» сечение, познакомиться с историей возникновения данного термина, познакомиться с примерами «золотого» сечения в строении тела человека.
4. Оформить результаты исследования в виде доклада и презентации. Оборудование. Компьютер, презентация, препарат черепа, поверенная линейка, двумерные портреты участниц и победительниц международного конкурса красоты «Мисс Мира». Ход занятия.
1.Организационный момент:
В начале занятия преподаватель рассказывает ученикам о теме занятия, знакомит с основными целями занятия, оглашает план работы. 2.Проверка знаний.
Проверка знаний проводится одновременно у всех учащихся. Для этого учащимся раздаются индивидуальные наборы заданий, которые состоят из тестовых заданий и вопросов, требующих развернутого ответа. Поскольку, в группе занимается 20 учеников, считается целесообразным использовать 5-6 вариантов индивидуальных заданий, для того, чтобы во время работы учащиеся не отвлекались и самостоятельно выполняли поставленную задачу. Время на выполнение данного задания рассчитывается следующим образом: 1 минута на решение каждого тестового задания и 10 минут на решение задания, требующего развернутого ответа. См. пример индивидуального задания для контроля знаний учащихся по теме: «Череп. Строение отдельных костей черепа» (см. примеры заданий для текущего контроля знаний). 3.Основной этап занятия.
Рассказ преподавателя (см. презентацию по теме занятия): Преклонение человека перед красотой на протяжении истории человечества выражалось в поиске идеального лица. Вопрос только в том, что параметры этого идеального лица периодически менялись, и красивыми, порой, называли прямо противоположные черты. До тех пор, пока не было найдено правило золотого сечения, которому подчинялись все морфометрические параметры лица.
На самом деле, золотое сечение – понятие намного более общее, чем лицо или внешность человека. Его также называют великой гармонией или божественной пропорцией. Соотношение золотого сечения мы можем найти в витках раковины и формах цветов, строении ДНК и в пропорциях тела человека.
Золотое сечение присуще всем объектам живой природы, называемым гармоничными. Большинство предметов искусства, архитектурных памятников и живописных шедевров также вписываются в каноны золотого сечения. Главное правило золотого сечения заключается в том, что любое целое можно разделить на неравные части. При этом, целое так же относится к большей его части, как большая часть относится к меньшей.
Понятие «золотого» сечения ввел Леонардо да Винчи в 16 веке, а первые представления о пропорциональности различных частей по отношению к целому встречались еще в трудах древних ученых Евклида, Пифагора и др. Интересно, что примеры «золотого» сечения мы встречаем повсеместно в природе, в известных архитектурных сооружениях и даже в строении тела человека. Все вы знаете, что сведения о физиологических особенностях живых существ хранятся в микроскопической молекуле ДНК, строение которой также содержит в себе закон «золотой» пропорции. Молекула ДНК состоит из двух вертикально переплетенных между собой спиралей. Длина каждой из этих спиралей составляет 34 ангстрема, ширина 21 ангстрема (1 ангстрем - одна стомиллионная доля сантиметра). 21 и 34 - это цифры, следующие друг за другом в последовательности чисел Фибоначчи, то есть, соотношение длины и ширины логарифмической спирали молекулы ДНК несет в себе формулу золотого сечения 1:1,618.
Удивительные числа были открыты итальянским математиком средневековья Леонардо Пизанским, более известным по именем Фибоначчи (род. ок. 1170 - умер после 1228). После его открытия числа эти так и стали называться именем известного математика.
Удивительная суть последовательности чисел Фибоначчи состоит в том, что каждое число в этой последовательности получается из суммы двух предыдущих чисел. Числа, образующие последовательность 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597, 2584, ... называются "числами Фибоначчи", а сама последовательность - последовательностью Фибоначчи. Это сделано в честь итальянского математика 13 века Фибоначчи. В числах Фибоначчи существует одна очень интересная особенность. При делении любого числа из последовательности на число, стоящее перед ним в ряду, результатом всегда будет величина, колеблющаяся около иррационального значения 1.61803398875... и через раз то пpевосходящая, то не достигающая его (иррациональное число - это число, десятичное представление которого бесконечно и не периодично). Более того, после 13-ого числа в последовательности этот результат деления становится постоянным до бесконечности ряда. Именно это постоянное число деления в средние века было названо Божественной пропорцией, а ныне в наши дни именуется как «золотое» сечение, «золотое» сpеднее или «золотая» пропорция. Не случайно величину золотой пропорции принято обозначать греческой буквой Ф (фи) - это сделано в честь Фибоначчи.
Ученые, беря в основу принцип «золотого» сечения, определили пропорции и строение «идеального» лица. Известный пластический хирург Стивен Марквардт 25 лет назад работал над тем, что бы сделать лица, деформированные от рождения или в результате несчастных случаев, более привлекательными. Но результат его не всегда устраивал. Он задался вопросом: «Что же такое привлекательность?» и стал детально изучать эту тему. Задав этот вопрос специалистам из индустрии красоты, он получил достаточно разные и весьма абстрактные ответы. Но он же пластический хирург и выражение как «красота это единство со вселенной» для него лишь пустой звук. Целеустремленный хирург продолжил свои поиски и вывел универсальные факторы описывающие красоту. Но на этом он не остановился, и, взяв за основу труды Пифагора, Леонардо да Винчи и немецкого профессора Цейзинга, соединил все знания о «золотом» сечении и вывел формулу идеального лица. Он создал «золотую» маску красоты для анализа симметрии и гармонии человеческого лица. Результаты такой маски справедливы для лиц любой расы и возраста. Всего разработано 4 типа масок: лицо в анфас, анфас с улыбкой, лицо в профиль, профиль с улыбкой.
Говоря об «идеальной» внешности, ученые определили универсальные критерии красоты, ряд из которых, также, имеет отношение к «золотому» сечению:
1. Высота лица, деленная на ширину лица, равна 1,618;
2. Ширина рта, деленная на ширину носа, равна 1, 618;
3. Расстояние между зрачками, деленное на расстояние между бровями, равно 1,618;
4. Расстояние между внутренними углами глаз равно длине глаза и ширине крыльев носа;
5. Лицо должно ровно делиться на 3 горизонтальных участка: лоб от нижней линии волос до линии бровей, средняя часть лица от бровей до кончика носа и нижняя часть лица от кончика носа до подбородка; нижняя треть лица делится пополам линией, проведенной на уровне каймы нижней губы Горизонтальная линия, проведенная через борозду между нижней губой и подбородком, должна делить расстояние от стомиона до ментона в соотношении 1:1.
6. Лицо должно ровно делиться на 3 вертикальных участка через прямые линии от зрачков к углам губ.
7. Лицо разделено на пять равных частей линиями, проведенными через наиболее выступающие вбок части головы, латеральные и медиальные углы глаз.
8. Ширина рта равна расстоянию от ротовой щели до подбородка
9. Расстояние от бровей до подбородка равно ширине лица на уровне скул
10. Расстояние от нижнего края орбиты до основания носа равно ширине основания носа или 1/2 высоты средней зоны лица
Сегодня я предлагаю вам провести эксперимент и проверить, насколько соответствуют современным канонам красоты известные модели-победительницы международного конкурса красоты «Мисс Мира». Быть может, красота – это не только идеальный набор правильных параметров лица, а нечто большее, что невозможно описать математическими формулами? Для этого я подобрала несколько фотографий общепризнанных красавиц в анфас для того, чтобы свести к минимуму ошибки при измерении параметров, а, также, линейку, которой мы будем проводить измерения. Давайте проверим, насколько внешность известных красавиц соответствует канонам красоты.
3. Работа с двумерными изображениями, морфометрия, формирование базы данных. Давайте проведем морфометрию основных параметров лица на наших двумерных изображениях, используя критерии, характеризующие лицо как «идеальное». Для того, чтобы нам было удобно работать, мы поделимся на пары, каждая пара получит двумерное изображение одной из победительниц конкурса красоты, которое исследует на соответствие критериям красоты (см. примеры портретов для исследования). Для удобства и наглядности результатов морфометрии давайте сформируем базу данных результатов и проанализируем полученные данные, сравнив их с эталонными (см. база данных исследования «Красота глазами науки»).. Какие критерии, характеризующие «идеальное» лицо справедливы для вашего конкретного изображения (отмечаем в предложенной таблице знаком плюс или минус)? Давайте подумаем какой вывод можно сделать, исходя из полученных результатов исследования? (красота – это не только правильные пропорции лица, красота – это понятие сборное, которое включает в себя и здоровый внешний вид, и внутреннюю привлекательность, и харизму, и умение общением расположить к себе собеседника). 4. Закрепление изученного.
- Для чего врачу - эстетическому хирургу необходимо учитывать пропорции лица (чтобы спрогнозировать исход косметической операции на лице, предотвратить нежелательные осложнения и эстетически неблагоприятный результат вмешательства) ?
- Какие еще специалисты пользуются канонами красоты или пропорциями «золотого» сечения (художники, антропологи, судебные эксперты)?
5. Задание для самостоятельной работы на уроке. Для того, чтобы наше исследование было законченным, мы должны сформулировать его актуальность, цель, а главное, на основании полученных результатов, сделать соответствующие выводы. Поэтому сейчас постарайтесь сформулировать актуальность данного исследования в виде 2-3 предложений, цель исследования, описать материал и методы, на основании полученных данных сделать выводы. Запишите все в свои тетради (см. пример работы «Красота глазами науки одной из учениц секции).
6. Домашнее задание. Подготовить мультимедийную презентацию на тему: «Пропорции «золотого» сечения в строении лица», используя результаты работы, проделанной сегодня на уроке. Прошу к данному заданию отнестись творчески, сделать свои презентации яркими и интересными. Ваши работы мы с удовольствием посмотрим на следующем уроке.
Пример практической работы, выполненной одной из учениц
Практическая работа: «Красота глазами науки» ученицы очно-заочной школы «ДоРМанум», секция «Медицина» (начальный уровень обучения) Гудзикевич Алины.
Актуальность темы: На протяжении всех веков человек проявлял интерес к красоте, или, может быть, лучше сказать: к привлекательности. В прежние времена стандарты и нормы красоты создавали художники, писатели и те, кто обладал властью в обществе. Для того чтобы стать образцом красоты и представлять собой идеал, необходимо было быть на виду, поэтому идеалы красоты в прошлом представляла в основном знать. Сегодня порядок вещей изменился. На нас оказывают мощное влияние средства массовой информации и кино, и наши стандарты в большой степени формируются в мире кино и моды.
Несмотря на то, что стандарты красоты в какой-то степени подвержены изменениям, у человека существует также и базовое подсознательное и, возможно, врожденное предпочтение, отдаваемое определенным типам внешности. Такая привлекательность обусловлена определенными пропорциями в строении лица, близкими к пропорциям «золотого» или «божественного» сечения. Насколько же сильно влияние современных тенденций моды на восприятие красоты?
Цель работы: проверить соответствуют ли параметры лица Владиславы Евтушенко (мисс Россия-Вселенная 2015) общепринятым стандартам красоты.
Материал методы: Материалом для работы служило 2-мерное изображение лица Владиславы Евтушенко, сделанное во фронтальной проекции. В ходе практической работы были подвергнуты морфометрии и анализу значения параметров фронтальной нормы лица. Полученные морфометрические параметры сравнивали с общепринятыми эталонами красоты. Результаты исследования могут быть полезны художникам, пластическим хирургам, судебным медикам и другим специалистам, интересующимся антропометрическими особенностями лица.
В исследовании были использованы стандартные методики. В соответствии с рекомендациями были измерены следующие параметры:
1. Скуловой диаметр – ширина лица на уровне скул;
2. Ширина рта – расстояние между наиболее удаленными точками правого и левого уголков рта;
3. Стомионо-ментонное расстояние – расстояние от стомиона до ментона;
4. Стомионо-носовое расстояние – расстояние от самой нижней точки до стомиона;
5. Расстояние между медиальными кантусами – расстояние между внутренними углами правого и левого глаз;
6. Ширина основания носа – расстояние между наиболее удаленными точками крыльев носа;
7. Продольное расстояние глазной щели (длина глазной щели) – расстояние между внешним и внутренним уголками глазной щели;
8. Нижнечелюстное расстояние – расстояние между наиболее удаленными точками контуров лица.
Результаты исследования: В ходе работы было установлено, что ряд изученных параметров фронтальной нормы лица не отличаются от установленных стандартов, за исключением ширины рта, которая по общепринятым критериям должна быть равна расстоянию от стомиона до подбородка, а в нашем случае она оказалась несколько больше.
Вывод. Таким образом, можно сказать, что морфометрические параметры лица Владиславы Евтушенко попадают под общепринятые стандарты красоты и привлекательности, а, значит, мода не властна над восприятием нами прекрасного.
Примерные фото для исследования:
Для облегчения фиксации результатов работы предлагаю готовую таблицу для заполнения обучающимися
База данных исследования «Красота глазами науки».
Анализ двумерного изображения лица _____________________________ в анфас.
Морфометрию провела____________________________________ Таблица 1
Исследование параметров «золотого» сечения в строении лица
Ширина рта Ширина носа Отношение между показателями 1,618 (+или -) Расстояние между зрачками Расстояние между бровями Отношение между показателями 1,618 (+или -)
Примечание: Ширина рта, деленная на ширину носа, равна 1, 618. Расстояние между зрачками, деленное на расстояние между бровями, равно 1,618.
Таблица 2
Исследование пропорций лица
Расстояние от нижней линии волос до бровей Расстояние от бровей до основания носа Расстояние от основания носа до подбородка (ментон) Отношение между тремя частями равно (+ или -) Расстояние от основания носа до ротовой щели (стомион) Расстояние от ротовой щели (стомион) до подбородка Отношение этих параметров как 1:2 (+или -)
Примечание: лицо разделено на трети линиями, проведенными через ментон, основание носа, точки на уровне верхних краев орбит (бровей); нижняя треть лица разделена линией, проведенной через стомион, на 1/3 и 2/3
Таблица 3
Исследование пропорций лица
Правая треть лица Средняя треть лица Левая треть лица Отношение между этими частями как 1:1:1 (+ или -)
Примечание: Лицо должно ровно делиться на 3 вертикальных участка через прямые линии от зрачков к углам губ.
Таблица 4
Исследование пропорций лица
Расстояние между наиболее выступающей вбок точкой головы и латеральным углом глаза (справа) Расстояние между латеральным и медиальным углом глаза (справа) Расстояние между медиальными углами глаз Расстояние между латеральным и медиальным углом глаза (слева) Расстояние между наиболее выступающей вбок точкой головы и латеральным углом глаза (слева) Отношение между этими частями как 1/5:1/5:1/5:1/5:1/5
(+ или -)
Примечание: Лицо разделено на пять равных частей линиями, проведенными через наиболее выступающие вбок части головы, латеральные и медиальные углы глаза
Таблица 5
Исследование пропорций лица
Ширина рта Расстояние между ротовой щелью и подбородком Отношение между этими частями как 1:1 (+ или -) Ширина лица на уровне скул Расстояние от бровей до подбородка Отношение между этими частями как 1:1 (+ или -)
Примечание: Ширина рта равна расстоянию от стомиона до подбородка. Расстояние от бровей до подбородка равно ширине лица на уровне скул Таблица 6
Исследование пропорций лица
Расстояние от нижнего края глазницы до основания носа Ширина основания носа Отношение между этими частями как 1:1 (+ или -) Отношение между этими частями как 1:1 (+ или -)
Примечание: Расстояние от нижнего края орбиты до основания носа равно ширине основания носа или 1/2 высоты средней зоны лица Таблица 7
Исследование пропорций лица
Расстояние от основания носа до нижнего края каймы губ Расстояние от нижнего края каймы губ до подбородка Отношение между этими частями как 1:1 (+ или -)
Примечание: Нижняя треть лица делится пополам линией, проведенной на уровне каймы нижней губы Таблица 8
Исследование пропорций лица
Расстояние между внутренними углами глаз Длина глаза Ширина крыльев носа Отношение между этими частями как 1:1:1 (+ или -)
Примечание: Расстояние между внутренними углами глаз равно длине глаза и ширине крыльев носа
Общее количество параметров, совпавших со стандартами красоты в результате морфометрии изображения:
Вывод: Желаю Вам интересных и познавательных уроков!!!
Скачать Занятие в дополнительном образовании. Конспект. Красота глазами науки
На своем интересном, увлекательном и познавательном, уроке вы не только даете детям знания о строении костей черепа, их частях и отдельных структурах, но и рассматриваете набор параметров, которые описывают морфометрическое строение лица, т.е. даете понятие «золотое» сечение, знакомите с историей его возникновения и с примерами «золотого» сечения в строении тела человека.
Творческих вам успехов!
Голос!
Здравствуйте, Юлия Викторовна! Спасибо за приглашение! Я чуть было не прошла мимо Вашего интереснейшего материала! Я во время участия в конкурсе давала мастер-класс для коллег по рисованию портрета и показывала, как знакомлю детей с пропорциями лица. Мы в качеств "измерительного прибора" используем ладошку. Это весло и очень удобно. высота лица - 3 ладошки (от линии волос до бровей, от бровей до кончика носа, от кончика носа до подбородка) и так далее.
У Вас все серьезнее. Но и возраст обязывает!
Голосую с удовольствием.Желаю Вам творческих успехов и побед!
Юлия Викторовна, с удовольствием ознакомилась с Вашим материалом. Удивительно, занимательно, познавательно. Проделана огромная работа, весь материал систематизирован и представлен в удобной форме. Примите голос №8.
Прекрасная методическая разработка, так познавательно разобрано такое далекое от интеллекта, казалось бы, понятие, как красота. Четкая структура занятия, проблемные вопросы, практическая работа и продуманное домашнее задание вовлекают детей в работу, развивают интерес детей к познавательной деятельности. В конспекте занятия не прописана цель, но педагог в преамбуле к работе написала, что старается заложить в учениках основы нравственных ценностей, научить уважительному и бережному отношению к биологическому материалу, привить основные моменты этики поведения медицинского работника. Мне кажется, что такие занятия способствуют достижению заявленного результата.
В конспекте, по-моему, не совсем раскрыта задача занятия - продолжить формирование знаний о строении костей черепа, их частях и отдельных структурах. Вопросы строения костей черепа предполагаются в опросе, но нет ссылки на тестовые задания, нет их и в конспекте занятия, предназначенном для скачивания, поэтому невозможно оценить, как они вписываются в логику работы. Примите мой голос и пожелания дальнейших успехов в деле воспитания и обучения подрастающего поколения.
Спасибо за замечания, побоялась. что конспект будет слишком объемный - не добавила контрольные задания. Это занятие одно из нескольких, посвященных строению черепа. Обязательно учту все Ваши замечания, спасибо еще раз.
Юлия Викторовна, добрый вечер! Такая необычная тема занятия, после дошкольников!! Но такая занимательная, поучительная !! С огромным интересом познакомилась и много узнала интересного для себя!!!Спасибо за приглашения и примите голос!!
Юлия Викторовна,я так далека от Вашего учебного предмета,но с удовольствием познакомилась с содержанием занятия.Чёткая последовательность,этапы взаимосвязаны и логически завершены.Проблемный и исследовательский методы занятия активизируют познавательную деятельность обучающихся,способствуют формированию интереса к профессии.Спасибо!Примите голос!Успехов!
Очень хорошо построенное занятие в соответствии с требования новых стандартов образования! Узкое профориентационное направление, но возникло желание стать эстетическим хирургом.
Здравствуйте, Юлия Викторовна. Конспект с презентацией "Красота глазами науки" очень насыщенный и интересный.Грамотно подобраны фотографии, есть индивидуальные задания и преведены таблицы. Занятие соответствует всем требованиям, цель и задачи выполнены.Удачи вам и дальнейших успехов.
Добрый вечер!!!
Здравствуйте, Юлия Викторовна!
Спасибо за приглашение!
Конспект с презентацией "Красота глазами науки" очень насыщенный и интересный.
Грамотно подобраны фотографии, есть индивидуальные задания и преведены таблицы.
Я, так далека от Вашего учебного предмета.
Но с удовольствием познакомилась с содержанием занятия
ВЫ! МОЛОДЕЦ!!!
.Чёткая последовательность,этапы взаимосвязаны и логически завершены.
Занятие соответствует всем требованиям, цель и задачи выполнены.
Удачи вам и дальнейших успехов.
Конечно ГОЛОСУЮ!!!
Здравствуйте, Юлия Викторовна! Очень увлекательная тема занятия, которая должна вызвать большой интерес учащихся. В молодом возрасте внешность всегда выходит на первый план и каждому хочется быть красивым, идеальным и совершенным. Конспект Вашего занятия выстроен грамотно, динамично меняется деятельность, смена заданий и знакомство с новым материалом. Формирование представления о красоте и пропорции с научной точки зрения будет очень полезна и познавательна для учащихся. Примите мой голос!
Здравствуйте, Юлия Викторовна!
Вы представили очень полезный и интересный конспект с презентацией. Красота глазами науки - это хорошо продуманное до мелочей занятие в дополнительном образовании. Материал адаптирован соответственно возрасту детей. Примите мой голос +1. Желаю успеха в конкурсе!
Здравствуйте, Юлия Викторовна!
Спасибо за приглашение на ознакомление с конспектом развивающего занятия.
Интересно, подробно представлено.
Соответствует всем современным требованиям образовательного процесса,решает поставленные задачи.
С удовольствием голосую за Вашу работу! Успехов!
С уважением!!!
Здравствуйте, Юлия Викторовна!
Поздравляю Вас с дебютом на сайте! Мне было интересно читать Вашу разработку, узнала много нового. Материал урока представлен четко, лаконично, последовательно. Информация систематизирована, структурирована, есть описание этапов урока. Презентация является хорошим наглядным сопровождением и правильно является приложением к основному тексту Вашей работы. По оформлению публикации могу порекомендовать Вам указывать свое авторство в самом начале; а "вводную часть" можно оформить, например, как "описание". Надеюсь на понимание. С уважением и голосом 19, И.В.
Добрый день, Юлия Викторовна! Обычно старшеклассников достаточно сложно "расшевелить", заинтересовать на некоторых серьезных занятиях; но такое занятие, однозначно, не оставит равнодушным ни одного ученика.
Спасибо за разработку! Нашла и для себя интересные моменты.
Здравствуйте, Юлия Викторовна!
Замечательный урок для будущих врачей! Ребята изучали понятие «золотое» сечение, историю его возникновения, примеры симметрии и гармонии в природе и творениях рук человеческих, пропорциях «идеального» лица. В практической работе определяли соответствие внешности привлекательных женщин канонам красоты. Думаю, все было очень интересно.
Благодарю Вас за приглашение и голосую с пожеланием успеха!