Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Роль центра по экологическому воспитанию учащихся по продвижению идей устойчивого развития

Роль районного ресурсного центра по экологическому воспитанию учащихся Слуцкого района «Экомир» по продвижению идей устойчивого развития
Автор: Коледа Тамара Анатольевна, директор государственного учреждения образования «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Описание: Опыт работы ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» по экологическому воспитанию учащихся.

Задача образования для устойчивого развития состоит в утверждении новых ценностей и жизненных смыслов, которые должны изменить ориентиры потребительского общества и стать духовной основой нового типа цивилизационного развития. Вариантов модели образования для устойчивого развития много. Однако все они должны и имеют один общий идеологический фундамент, направленный на достижение одной главной цели: дать шанс жить нынешнему поколению людей в нормальных экологических и социально-экономических условиях, без войн и насилия, и предоставить такой же шанс будущим поколениям.

Сегодня уже никто не сомневается, что будущее планеты в целом решается в сфере образования. Главная задача современной школы – научить детей жить в быстро меняющемся мире, а именно перейти от передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к формированию у молодежи готовности жить в мало предсказуемом будущем мире, в быстро меняющихся экологических и социоприродных условиях. Все чаще и больше становятся востребованными умения выпускников проектировать свою деятельность в окружающей среде с учетом ее социальных, экономических и экологических последствий, участвовать в планировании социального развития территории с учетом ее экологической безопасности. Поэтому от компетентности школьников в различных областях деятельности зависит возможность существования цивилизации вообще. И здесь особая роль отводится экологическому образованию и деятельности по формированию экологической культуры, как способности людей пользоваться знаниями и умениями в повседневной жизни.

В нашей стране экологическое образование развивается активно, в том числе и через работу учреждений дополнительного образования эколого-биологического профиля. Слуцкий эколого-биологический центр учащихся – это одно из таких учреждений дополнительного образования. Начиная с 2020 года учреждение еще работает и как районный ресурсный центр по экологическому воспитанию учащихся Слуцкого района. Его цель- формирование единого образовательного пространства по эколого-биологической деятельности, координация и повышение уровня эколого-педагогической компетентности педагогов, научно- и информационно-методическое обеспечение процесса экологического образования учащихся.

Центр проводит большую работу среди учащихся и педагогов Слуцкого района по продвижению идей устойчивого развития по следующим направлениям: сохранение природного и культурного наследия Республики Беларусь, формирование культуры «зеленого» потребления и экологически безопасного устойчивого образа жизни; формирование экологически сообразного здорового образа жизни; трудовая и профессиональная ориентация молодежи к включению в «зеленую» экономику страны.

В основе работы совместная с учреждениями дошкольного, общего среднего и дополнительного образования деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию, приобщение к нашим национальным ценностям: патриотизму (любовь к Родине, семье, бережное отношение к природе); гражданственности (осознание себя гражданином, уважение к старшему поколению), труду (целеустремленность, упорство, трудолюбие, бережливость), национальному искусству и литературе (духовное богатство, нравственный выбор, смысл жизни).

Ежегодно центром проводится около 20 мероприятий для обучающихся района: конкурсы, акции, фестивали, просмотр и обсуждение видеоматериалов, благотворительные акции, работа творческих мастерских, публичные презентации, экологические тематические игры. В рамках районного ресурсного центра организована деятельность детских экологических клубов «Слуцкие соловушки» и работа в рамках образовательного проекта «Зеленые школы». С педагогами района налажена система консультаций, проходят образовательные, обучающие семинары и семинары –практикумы.

Все формы организации мероприятий в рамках плана работы районного ресурсного центра направлены на решение, в основном, следующих целей устойчивого развития: цель №1 «Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах», цель 2 «Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства», цель №3 «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте», цель №6 «Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех», цель №7 «Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех», цель №12. «Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства», цель №13 «Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями», цель 14. «Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития», цель №15 «Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия».

Вот несколько ярких примеров из практики организации мероприятий в рамках работы районного ресурсного центра «Экомир» за 2022/2023 учебный год: районная экологическая акция «Сделай подарок музею –сохрани природу», районный экологический фестиваль «Зеленый своп», районная акция «Модная клумба», районная экологическая неделя «Им нужна наша помощь!», районная экологическая выставка-конкурс «Краснокнижные истории», посвященная исчезающим биологическим видам.

Задачей-минимумом в работе ресурсного центра в направлении образования для устойчивого развития является:
- освоение участниками понятийного аппарата образования для устойчивого развития;
- распространение идей и ценностей образования для устойчивого развития среди педагогической общественности, детей и их родителей;
- оказание консультационной помощи педагогам и воспитателям, участвующим в мероприятиях;
- разработка и апробация моделей управления образовательным учреждением на основе идей устойчивого развития (зеленые школы) и др.

Задачей-максимумом (стратегической направленностью деятельности) является готовность педагогических работников к формированию у учащихся:
- культуры устойчивого развития (зеленое потребление, устойчивый здоровый и безопасный образ жизни),
- трехмерного экосистемного мышления, экологической составляющей духовнонравственной, эстетической, правовой культуры, культуру учебы и труда;
- социального поведения личности; культуру здоровья и быта; а также оценки своих возможностей и осознания своего места в созидании социальных
отношений общества устойчивого развития;
- экологической ответственности, приверженности общенациональным ценностям;
- гражданственности;
- готовности к соблюдению законности, социальному партнерству, социальной толерантности, соблюдению демократических форм принятия согласованных действий по комплексному решению экологических, социальных и экономических проблем;
- негативного отношения к любым формам неравенства – экономического, расового, гендерного, возрастного, образовательного – как источников неустойчивого развития.

Литература
1. Богданова Е.П. Формирование экологической компетентности у детей младшего школьного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5.
2. Несговорова Н.П. Из анализа готовности педагогов к осуществлению экологического образования // Открытое образование. – М., 2007. – № 1. – С. 75–78.
3. Несговорова Н.П. Интегрированный подход к определению готовности педагогов к осуществлению экологического образования // Вестник Адыгейского университета.–Майкоп, 2009. – № 1. – С. 98–104.
4. Несговорова Н.П. Формирование культуры экологической безопасности: содержательно-методический аспект /Н.П. Несговорова, В.Г. Савельев, Г.В. Иванцова, Е.П. Богданова, Г.Г Недюрмагомедов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1.

Рекомендуем посмотреть:

Опыт работы педагога дополнительного образования. Работа с природным материалом как средство формиро Экологическое воспитание в дополнительном образовании. Из опыта работы Образовательный кейс по экологическому воспитанию в дополнительном образовании, 5-6 класс Программа объединения по интересам эколого-биологического профиля для подростков
Из опыта работы экологического клуба
Опубликовано: 347 дней назад (10 января 2024)
Просмотров: 311
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!