Использование фольклора в изучении экологии. Из опыта работы
Педагогический опыт по использованию фольклора в изучении экологии
Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь. Аннотация:
Работа посвящена обобщению педагогического опыта по использованию фольклора в изучении экологии учащимися.
В статье анализируются возможности изучения экологии учащимися различного возраста посредством знакомства со сказками через игровую и исследовательскую деятельности, а также при организации экологических мероприятий.
Значительное внимание уделяется организации самостоятельной работы учащихся: сочинение ими экологических сказок, проведение исследования народных сказок с целью нахождения в них экологического смысла и изучения отношения славян к природе в древности.
Приводятся примеры использования славянских сказок, легенд и мифов в экологическом образовании и воспитании. Автором предложены возможности презентации учащимися своих творческих работ в области фольклора и экологии на Международных образовательных сайтах.
В статье автор прослеживает возможности формирования у ребят представлений об экологической культуре, о правилах и нормах поведения человека в мире через изучение фольклора. Педагог считает, что ведущим личностным достижением учащегося должно стать гуманное отношение к окружающей среде и к человеку как его части. Природа и человек неразделимы, они составляют единое целое. И оттого, что заложено в детстве, будет зависеть отношение к природе и во взрослой жизни.
Таким образом, публикация представляет интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, воспитателей дошкольных учреждений, классных руководителей и учителей биологии, студентов педагогических вузов.
Цель: обобщение опыта по формированию у ребят представлений об экологической культуре, о правилах и нормах поведения человека в мире через изучение фольклора.
Задачи:
обобщить опыт знакомства учащихся с историей взаимоотношений человека и природы;
рассмотреть возможности презентации учащимися своих творческих работ в области фольклора и экологии;
показать возможные пути воспитания экологически грамотного человека.
Современный педагог обязан быть творчески думающим, обладающим современными методами и технологиями образования. Его главная задача раскрыть способности каждого ученика, воспитать инициативную личность, способную творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовую к жизни в конкурентном мире, умеющую выбирать профессиональный путь, готовую обучаться в течение всей своей жизни.
Одной их приоритетных задач в современном обществе является воспитание экологически грамотного человека.
Педагоги ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» стараются в процессе обучения и воспитания сформировать ответственное отношение к окружающей среде, экологическую культуру мышления и поведения, здоровый образ жизни, гигиенические нормы и правила, что без сомнения помогает учащимся правильно оценивать своё место в жизни, ответственно относиться к себе и окружающему миру. Они развивают познавательную активность учащихся, что создает такую атмосферу обучения, при которой учащиеся совместно с педагогом активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Я в своей эколого-педагогической деятельности отвожу особую роль сказкам.
Изучение сказок через исследовательскую или игровую деятельность, через создание художественных творческих работ – дело очень увлекательное и как показала практика очень захватывающее.
Знакомясь со сказками важно понять истоки их вымысла и фантазии.
В течение долгого времени человек воспринимал природу как нечто враждебное, таящее опасность, неопознанное. Люди населяли окружающий мир злыми и добрыми духами: домовой, леший, водяной. До наших дней они дошли в легендах и сказках.
Со временем природа становилась все более понятной человеку, он постигал ее законы, учился использовать ее ресурсы. Теперь он выражал в сказках не только свою зависимость от окружающей среды, но и благодарность природе. Например, земля называется «матерью-кормилицей». Бережное, уважительное отношение к природе предполагает, что она отплатит человеку тем же, удовлетворит его потребности в пище, крове.
Чем старше становилось человечество, тем активнее оно стремилось покорить природу, взять у нее как можно больше богатств. Теперь человек – царь природы.
К 21 веку у детей и взрослых сложился стереотип по отношению к окружающей среде: человек – мера всех вещей, «властелин и хозяин» природы, имеющий право изменять ее для своих потребностей.
Такое отношение привело мир к множеству природных катастроф, к исчезновению многих видов животных и растений.
Сегодня пришло время менять стереотипы. И помочь в этом могут сказки, легенды и мифы, которые являются исторической памятью народа. Они наполнены глубоким содержанием, отражающим всю размеренную жизнь людей в древности, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
Именно поэтому фольклор в воспитании учащихся может сыграть важную роль. Умелое применение его педагогом позволяет обогащать духовный мир, развивать патриотизм, усваивать правила бережного отношения к природным объектам.
Сказок придумано и написано очень много. В них отражается взаимоотношение людей с окружающим миром. Они впитали исторический опыт всего человечества. Сказки бывают народные и авторские, бытовые и волшебные. В последнее время появляются экологические сказки.
Задачи педагога-эколога в дополнительном образовании использовать в своей работе с учащимися сказки, легенды и мифы с позиции естественнонаучных представлений, с учетом взаимосвязи человека и природы.
Самое важное, на мой взгляд, на занятиях объединения по интересам, что бы ребенку было интересно. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека.
Сухомлинский писал: «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине»
Славянские мифы, легенды и сказки учат любить и понимать окружающий нас мир, а значит любить Родину.
Я, как педагог дополнительного образования, в свои программы объединений по интересам обязательно включаю темы по изучению славянского фольклора.
В своей работе предпочтение отдаю игровой деятельности, основная цель которой создание условий для проявления познавательной активности учеников. Использование проблемных ситуаций заставляет учащегося мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету. Для учащихся на занятии по теме «Славянские мифические существа» организуется экологический квест «Лукоморье» (https://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-anatolevna-danilchenko/yekologicheskii-kvest-lukomore.html), который помогает ребятам в игровой форме прикоснуться к волшебному миру наших предков и понять, что человек и природа одно целое.
Для учащихся 10-14 лет в программе объединения по интересам «Эврика» есть занятие «Экология и сказки». На нем ребята изучают такие понятия как экология, экологические аспекты в сказках, а также современные авторские экологические сказки.
Чтение сказок, мифов, легенд, и анализ их сюжетов с интересом воспринимается всеми детьми от детского сада до школы. Поэтому их можно очень широко использовать в работе по экологическому воспитанию и образованию детей любого возраста: в совместной и в самостоятельной исследовательской и игровой деятельности, при проведении экологических мероприятий.
Пример совместной деятельности педагога и учащихся может служить организация работы над конкурсной разработкой «Сценарная разработка устного орнитологического журнала «Птицы в народном календаре» (https://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-anatolevna-danilchenko/scenarnaja-razrabotka-ustnogo-ornitologicheskogo-zhurnala-pticy-v-narodnom-kalendare.html), которая была разработана для выступления ребят из объединения по интересам «Эврика» ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» на районном орнитологическом вернисаже «Птицы в народном календаре». В ходе работы над сценарием ребята познакомились с народными праздниками «Герасим Грачевник», «Георгий Победоносец», «День Зиновия» и с птицами, которые народ связывал с ними: грач, синица, ласточка, кукушка. На конкурсе работа заняла первое место, а ребята получили знания об отдельных представителях орнитофауны Республики Беларусь и о том, как к этим видам относились в старину.
При знакомстве с различными экологическими проблемами часто используется исследовательская деятельность учащихся. Она направлена на развитие у них навыков самостоятельной работы, умение ставить эксперимент, вести наблюдение, обрабатывать результаты, делать выводы, то есть позволяет им овладеть алгоритмом исследовательской работы.
При изучении сказочной экологии я так же широко использую исследования, целью которых ставлю нахождение экологического смысла в народных сказках, объяснение его значение и появление.
Кононович Екатерина, учащаяся объединения по интересам «Эврика» с экологическим исследованием «Скажем, сказке заходи» (https://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-anatolevna-danilchenko/yekologicheskoe-mini-isledovanie-skazhem-skazke-zahodi.html) приняла участие в Международном творческом конкурсе «Живой мир», который проводил Международный образовательный сайт «Учебно-методический кабинет» и получила сертификат участника. Эту же работу она отправила для участия в Международном конкурсе лингвокультурологических исследовательских проектов «Читаем сказки по-новому», который был организован сетевой кафедрой ЮНЕСКО «Экологическое образование для устойчивого развития в глобальном мире» при ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», «Межрегиональным сетевым партнерством: Учимся жить устойчиво в глобальном мире. Экология. Здоровье. Безопасность» (программа УНИТВИН/ЮНЕСКО) совместно с МАУ Информационно-методическим центром г. Томска и Общественным советом базовой организации государств-участников СНГ по экологическому образованию. Учащаяся получила диплом 1 степени.
В основе организации воспитательной работы с ребятами объединения по интересам «Эврика» я практикую «горизонтальный процесс» передачи знаний. Своими знаниями, полученными на занятиях, ребятами активно делятся с другими учащимися Центра и учащимися учреждений образования Слуцкого района. На индивидуальном уровне это помогает каждому участнику стать на ступеньку выше в развитии у себя столь необходимого сегодня дружественного отношения к природе.
Юные экологи этого объединения принимали активное участие в мероприятиях, организуемых в рамках областного педагогического проекта «Формирование экологического мировоззрения учащихся путем изучения истории взаимоотношений человека с природой», который реализовывался педагогами ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» с2015/2016 учебного года по 2017/2018 учебный год. В течение первого года учащиеся экологического центра, и в том числе объединения по интересам «Эврика», активно изучали отношение человека и природы в древности и проводили для воспитанников дошкольных учреждений образования различные экологические программы, основанные на сказках и мифах. Примером может служить эколого-литературная программа «В гостях у домовёнка Кузи», на которой ребята знакомили дошкольников со сказочными мифическими персонажами и их экологической ролью в древности.
Одним из результатов моей многолетней работы по использованию сказочной экологии в обучении и воспитании учащихся стало участие их в различных Международных конкурсах и публикация их сказок в журналах.
Ребята объединений по интересам «Занимательная биология» и «Эврика» принимали активное участие в Международном творческом конкурсе «В гостях у сказки», который проводился Международным образовательным сайтом «Учебно-методический кабинет». Двое учащихся стали дипломантами:
Абдигапирова Арина, учащаяся объединения по интересам «Занимательная биология» со сказкой «Аист по имени Белое перо» (https://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-anatolevna-danilchenko/yekologicheskaja-skazka-aist-po-imeni-beloe-pero.html) заняла 1 место, а Цыганов Арсений, учащийся объединения по интересам «Эврика» и его сказка «Приключение львенка» (https://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-anatolevna-danilchenko/skazka-priklyuchenie-lvenka.html) - 2 место.
Изучение фольклора позволяет формировать у ребят представления об экологической культуре, о правилах и нормах поведения человека в мире. Ведущим личностным достижением учащегося должно стать гуманное отношение к окружающей среде и к человеку как его части. Природа и человек неразделимы, они составляют единое целое. И оттого, что заложено в детстве, будет зависеть отношение к природе и во взрослой жизни.
Таким образом, опираясь на знания учащихся и используя сказки, можно в увлекательной форме, знакомить их не только с историей взаимоотношений человека и природы, но и способствовать воспитанию экологически грамотного человека.
Презентация на тему: Использование фольклора в изучении экологических дисциплин с учащимися в объединениях по интересам
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Интересный опыт работы по использованию фольклора в изучении экологии учащимися Вы представили. Все мероприятия в игровой увлекательной форме. Уделяете внимание и исследовательской деятельности. Участвуете в конкурсах. Очень понравилась публикация. С уважением и голосом 1, И.В.
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Впечатлил ваш педагогический опыт по использованию фольклора в изучении экологии. Я в своей эколого-педагогической деятельности, тоже как и вы отвожу особую роль сказкам. Спасибо большое. Мой вам голос.
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Интересный опыт работы по формирования у ребят представлений об экологической культуре, о правилах и нормах поведения человека в мире через изучение фольклора. Молодцы что выбрали эту тему.Голосую!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Чувствуется , что Вы "прокопали эту тему вдоль и поперёк"! Продумано всё до мелочей, хотя и мелочей нет. Каждая мысль важна и необходима. Сама тема - благодатная! Желаю Вам Удачи и Успехов. Примите мой голос.
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! С интересом познакомилась с Вашей публикацией "Использование фольклора в изучении экологии." Спасибо, за то что делитесь с нами своим педагогическим опытом! Работа Вами проделанна большая. Все мероприятия представлены Вами в увлекательной, игровой форме, формируют у детей представления о культуре, правилах поведения человека , через изучение фолклора! Желаю успехов в Ваших начинаниях! Голос!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Из вашего педагогического опыта взяла кое-что для себя. Видно, что ведется огромная работа по этой теме. Спасибо и успехов! Голос!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо, что делитесь своими наработками с коллегами. Чтобы обобщить этот опыт, Вами было проведено и представлено достаточно большое количество мероприятий. Примите голос.
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! С удовольствием познакомилась с Вашей публикацией "Использование фольклора в изучении экологии." Интересный опыт работы по формированию у детей представлений об экологии через изучение народного фольклора.Все ваши материалы по экологии заслуживают серьезного внимания всех педагогов,работающих с детьми.Тема экологии касается всех нас! Даже мы,педагоги художественной направленности, очень часто рисуем с детьми рисунки на экологические темы. Примите голос!
Оксана Анатольевна познакомилась с Вашей публикацией направленной на обобщение опыта по формированию у ребят представлений об экологической культуре, о правилах и нормах поведения человека в мире через изучение фольклора. Экология приоритетное направление работы с детьми, в современном быстро меняющимся мире важно научить детей бережно относиться к объектам природы. Ваши публикации вызывают внимание и интерес. Удачи! Голос 11
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей публикацией. Педагогический опыт по использованию фольклора в изучении экологии очень интересный, мне понравился. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос
Здравствуйте, Оксана Анатольевна!
Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок!
То, что Вы мастер подать в новом ракурсе всем знакомый, впитанный материал, как говорится, с "молоком матери", все убедились, знакомясь с Вашими предыдущими работами. У вас хорошо классифицированная система по экологическому образованию подрастающего поколения. Голос!
Оксана Анатольевна, здравствуйте!
Благодарю за приглашение на знакомство с Педагогическим опытом работы по использованию фольклора в изучении экологии. Через сказку Вы создаёте условия для формирования у воспитанников представлений об экологической культуре, правилах и нормах поведения человека в мире, это доступно и замечательно.
Примите мой голос, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Спасибо педагогу за обобщение опыта по использованию фольклора в экологическом образовании и воспитании учащихся. Презентация хорошо дополняет публикацию, а ссылки на сценарии помогают не только оценить работу, но и использовать её в своей педагогической практике. ГОЛОС! Удачи в педагогическом творчестве!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Интересный опыт работы по формирования у ребят представлений об экологической культуре, о правилах и нормах поведения человека в мире через изучение фольклора. Творческих успехов! голос
Здравствуйте, Оксана Анатольевна!
Благодарю за приглашение на знакомство с Вашей публикацией "Использование фольклора в изучении экологии."
Вы проделали огромную работу по формированию экологической культуры у детей на основе изучения фольклора.
Спасибо за успешный опыт, голос!
С уважением!!!
Спасибо за приглашение, Оксана Анатольевна.Очень интересен в Ваших исследованиях анализ поведения человека, от страха перед природой, следующее за этим осознание своей зависимости от ее богатств и щедрости к нему и благодарение к ней, до безудержного потребления и полного отсутствия разумных ограничений. Согласна с Вами, что важно формировать у ребенка ответственное отношение к окружающему миру и в этом может помочь мир сказочный. Спасибо, желаю Вам дальнейших творческих озарений и успеха!
Здравствуйте. Прекрасный материал о познании мира и взаимоотношении с природой через сказки и фольклор. Через сказку дети лучше и глубже проникаются серьезными проблемами экологии, развиваются эмоционально и духовно, учатся быть ответственными. По результатам Вашей деятельности видно, насколько хорошо это действует.Успехов Вам. Голос!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Очень интересный опыт работы Вы представили в экологическом плане. Читая с детьми сказки,редко когда уделяется таким моментам время. Чаще работаем над содержанием сказки, над характеристикой героев и прочее. А на экологический компонент времени всегда не хватает. А это,оказывается,очень интересно. С удовольствием голосую и желаю успехов! ГОЛОС.
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Очень интересный материал вы представили в экологическом воспитании детей - раньше не встречалась со сказочным подходом к экологии. Думаю, ваш опыт будет полезен для всех педагогов, работающих с младшим школьниками и дошкольниками. Примите мой голос. Творческих успехов!
Здравствуйте, уважаемая Оксана Анатольевна! Роль правильного экологического воспитания очень важна, так как не секрет, что наша Земля, да и сам человек, как показывают последние события, нуждаются в экстренной помощи. И если этим воспитанием занимается талантливый педагог, привлекающий многовековую народную мудрость для более яркого восприятия темы, то и результат работы виден налицо: заботящиеся об окружающей среде подрастающее поколение, желающее развиваться и жить в гармонии с окружающим миром. Именно так я вижу Ваши устремления и генеральное направление Вашей работы. Голосую с удовольствием!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! С интересом познакомилась с вашей публикацией. Примите голос за ваш педагогический опыт, за ваше творчество. Очень правильно, что вы делитесь своим опытом с коллегами. Творческих Вам успехов!
Оксана Анатольевна, впечатляют масштабы Вашей работы по экологическому воспитанию с использованием фольклора. Очень важно уже в детстве формировать правильное отношение к окружающему миру. Спасибо, что делитесь с нами своим опытом работы! Творческих успехов! Голос!
Здравствуйте! Спасибо за приглашение! С интересом изучила Ваш опыт. Проведена очень большая и эффективная работа. При подборе и разработке материала учтены особенности каждой возрастной группы.Продуман подход экологического воспитания от прошлого к современности. результаты впечатляют! Успехов Вам в вашей творческой деятельности!
Оксана Анатольевна, у меня создаётся впечатление, что вы работаете 24 часа в сутки! Вы так часто публикуете свои разработки и не просто небольшие конспектики, а работы актуальные, значимые и масштабные! Респект!
И в очередной раз вы представили практически значимую разработку на экологическую тему. Очень интересный материал, причём новая идея - фольклор в изучении экологии. В своей работе вы подробно проанализировали возможности изучения экологии учащимися различного возраста посредством знакомства со сказками через игровую и исследовательскую деятельности, а также при организации экологических мероприятий.
Спасибо за опыт работы. Возьмём себе в копилочку... Голос! Удачи вам!
Оксана Анатольевна, спасибо за приглашение. Очень интересная работа. С удовольствием голосую. Вы просто молодец. Желаю вам всего самого наилучшего в вашем нелёгком труде, особенно в сегодняшней трудной ситуации. Пусть творческий потенциал не иссякает. Здоровья вам и благополучия.
Добрый вечер!Знакомство с экологической культурой,жизнью и отношением к природе древних славян-сохранит желание ребят относиться бережно к природе сейчас и во взрослой жизни.Творческих успехов!
Оксана Анатольевна, Ваша публикация по обобщению педагогического опыта характеризует Вас, как человека, ЖИВУЩЕГО СВОЕЙ РАБОТОЙ, РАБОТОЙ С ДЕТЬМИ! Вы целеустремлённый педагог, понимающий как надо выстраивать отношения с детьми, чтобы получить максимальный эффект. Вы представили ценные наработки по экологическому воспитанию, показав, как оно может успешно интегрироваться с фольклором. СПАСИБО.
Мой ГОЛОС "ЗА" +40
Оксана Анатольевна, вы представили интересный опыт работы по формированию у детей представлений об экологической культуре, о правилах и нормах поведения человека в мире через изучение фольклора. Публикация грамотно оформлена, поставленные задачи выполнены. Очень понравилась презентация. Ваша публикация актуальна и найдёт отклик у пользователей сайта. Голос.
Здравствуйте Оксана Анатольевна! Фольклор как одно из средств формирования экологических знаний и игровая форма подачи материала способствуют экологическому образованию детей. Ваш опыт работы актуален, так как сложная экологическая обстановка в мире желает лучшего и кто как не наши дети должны ее сохранять. спасибо вам. Пришли в голову слова К.Д.Ушинского "Если педагогика не хочет быть бессильной, она должна быть народной." Спасибо за то . что поделились.
Здравствуйте, Оксана Анатольевна!
С большим интересом ознакомилась с педагогическим опытом по использованию фольклора в изучении экологии. Работа проделана масштабная. Молодцы! Уверена, материал будет востребован! Благодарю Вас за приглашение и голосую с пожеланием успеха!
Актуально, значимо и масштабно!Плодотворная работа по формированию экологической культуры на основе изучения фольклора.Презентация хорошо дополняет публикацию. Продумано всё, что говорит о большом профессиональном опыте.Голос!
Очень полезный материал, который мрожно использовать в изучении экологических азов для ребят разного возраста. Спасибо за ссылки на готорые разработки занятий и мероприятий по теме "Экология и сказки". Удачи в педагогическом творчестве.
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Интересный материал Вы представили, опыт работы по формирования у ребят представлений об экологической культуре, о правилах и нормах поведения человека в мире через изучение фольклора. Прекрасная презентация. Голосую!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна!
Спасибо за приглашение. Мне понравилась ваша публикация, Вы поделились своим опытом организации работы в данном направлении. Подробно описали методологические основы (методы, способы ...)и её результаты. Проведена большая работа. Примите голос.
Желаю успехов!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Интересный и необычный опыт работы по использованию фольклора в изучении экологии учащимися Вы представили. Все мероприятия в игровой увлекательной форме. Непременно голос!