Методическая разработка условий проведения районного конкурса-выставки «Экология и сказки»
Аннотация: Анализируя современную окружающую действительность, следует отметить, что главным в обучении школьников экологии является воспитание гармоничной и развитой личности, которая понимает ценность природы. Очень важно объяснить ребёнку «взрослые» проблемы на доступном для него языке. Народные сказки в воспитании экологической культуры школьников играют особую роль, так как в них отражено бережное отношение народа к природе. Поэтому идея конкурса-выставки может быть использована для стимулирования деятельности педагогических коллективов по развитию творческих способностей учащихся и педагогов, для повышения качества экологических знаний, интереса школьников к изучению экологии в устном народном творчестве. Разработанный автором материал был использован администрацией ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» для организации и проведения районного конкурса-выставки «Экология и сказки».
Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО"Слуцкий ЭБЦУ", г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь
Цель:
- совершенствование деятельности учреждений образования по повышению качества экологических знаний, экологического воспитания, выявление наиболее целеустремленных учащихся, интересующихся биологией и экологией.
Задачи:
- повышение интереса школьников к изучению экологии в устном народном творчестве;
- формирование экологической ответственности за состояние окружающей среды;
- развитие творческих способностей учащихся;
- расширение опыта взаимодействия ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» с учреждениями образования района;
- активизация всех форм внешкольной и внеклассной деятельности с учащимися по экологии и охране природы.
Организаторы конкурса-выставки:
- отдел образования, спорта и туризма Слуцкого райисполкома;
- государственное учреждение образования «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся».
Участники:
- учащиеся общего среднего и дополнительного образования детей и молодёжи.
Время и место проведения:
Выставка-конкурс проводится с 23 сентября 2015г. по 30 октября 2015г. Работы предоставляются до 30 октября 2015г. включительно в ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» (ул. М.Богдановича, д.134-а, т.6 69 16).
Творческий отчет конкурса-выставки «Экология и сказки» состоится 14 ноября 2015г в ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» (ул.М.Богдановича, 134А)
По итогам конкурса с 17 ноября 2015 года по 30 января 2016 года в ГУ"Слуцкая центральная районная библиотека" будет организована
выставка творческих работ "Экология и сказки".
Глобальный экологический кризис, характеризующийся напряженными взаимоотношениями между человеком и природой, усиливает внимание общественности на достижении высоких результатов в данном взаимодействии. Выход из сложившейся ситуации – в экологическом воспитании, в формировании убеждений в биологической и духовной связи человека и природы
Таким универсальным, на наш взгляд, языком являются сказки, где персонажи не нарушают экологических законов. Мир народной сказки своеобразен и загадочен. В нем можно повстречать не только людей, но и разнообразных зверей. Хотя сказки кажутся развлечением, у них есть воспитательный смысл. Дети с большим удовольствием и трепетом окунаются в волшебный мир сказок, где всегда побеждает добро. Сказки помогают детям усвоить некоторые экологические понятия, соотнести поступки героев с собственными поступками, больше узнать о взаимозависимости компонентов природы, сформировать бережное отношение к ней. Они иллюстрируют большую наблюдательность народов, неравнодушное отношение к природе, говорят о глубоких знаниях простых людей о природе, разнообразии строения растений и животных. Наши предки стремились донести эти знания до будущих поколений через сказки, которые служили одним из главных источников информации об окружающем мире в древности.
Сказки, созданные народом, содействуют развитию эмоционально-эстетического отношения к природе, что в определённой степени служит преодолению потребительского подхода к ней. Каждый народ бережно хранит экологические заветы предков.
Таким образом, многие народные сказки можно рассматривать как своеобразный источник информации о законах природы. В них отражены знания о природе, прослеживается желание предостеречь потомков от необдуманных поступках в отношении окружающего мира. И поэтому сказки имеют большое воспитательное значение и для современных детей, т.к. несут большой нравственный потенциал.
Условия проведения конкурса-выставки "Экологи и сказки":
Номинации 1. «Сказочный персонаж» - конкурс рисунков персонажей животных и растений по сказкам, которые содержат экологический момент (Например, сказка «Волшебная яблоня» показывает пользу яблок для здоровья человека).
Техника исполнения:
- работы могут быть выполнены в любых техниках;
- формат А-3, А-4.
Номинация 2. «Сказочная экология» - конкурс плоскостных сюжетных работ по сказкам, которые содержат экологический момент. В сюжетной композиции обязательно присутствие животного или растения.
- работы должны быть выполнены из природных материалов (соломка, лен, листья и т.д.);
- формат А-3, А-4.
Номинация 3. «Мифический славянский персонаж» - конкурс объёмных работ мифических славянских персонажей (леший, смок, кикимора и т.п.), которые встречаются в народных сказках славян.
- материал любой;
- размер от 20 см в высоту и больше.
Номинация 4. «Сказка ложь, да в ней намек…» - конкурс экологических мини-исследований по народным сказкам. Цель: найти экологический смысл в народной сказке, объяснить его значение и появление.
- работа предоставляется в виде презентации и сопровождающего её транслита;
- размер не больше 15 слайдов.
Порядок оценки конкурсных работ:
Работы, представленные в рамках районного конкурса-выставки, могут быть индивидуальными или коллективными.
Работы в каждой номинации оцениваются в 3-х возрастных категориях: от 6 до 10 лет, от 11 до 14 лет, от 15 до 18 лет.
Требования к оформлению конкурсных работ:
Конкурсные работы должны иметь сопровождающую информацию следующего содержания:
Номинации 1.и 2. «Сказочный персонаж» и «Сказочная экология» - две этикетки (вторая клеится с оборотной стороны работы) размером 5х10 см, с указанием Ф.И.О. автора, возраста, места учёбы (школа, класс, название объединения по интересам), Ф.И.О. руководителя, название сказки с указанием экологического момента (Например, сказка «Воробей, мышь и сокол», экологический момент – разные способы питания).
Номинации 3. «Мифический славянский персонаж» - две этикетки размером 5х10 см (вторая крепится к работе снизу), с указанием названия персонажа и сказки, в которой встречается выполненный персонаж, Ф.И.О. автора, возраста, места учёбы (школа, класс, название кружка), Ф.И.О. руководителя.
Номинация 4. «Сказка ложь, да в ней намек…»
Презентация - этикетка на диске с указанием названия мини-исследования, Ф.И.О. автора, возраста, места учёбы (школа, класс, название объединения), Ф.И.О. руководителя.
Транслит (текст по слайдам) презентации должен содержать на титульном листе название мини-исследования, Ф.И.О. автора, возраст, место учёбы (школа, класс, название объединения по интересам), Ф.И.О. руководителя. Шрифт транслита - Times New Roman, 14, межстрочный интервал – одинарный.
Подведение итогов и награждение победителей
Победители выставки-конкурса награждаются Дипломами отдела образования, спорта и туризма Слуцкого райисполкома соответствующих степеней.
Рекомендуем посмотреть:
Стихотворение на экологическую тему для учащихся начальной школы
Экологический квест для школьников 5-7 класса
Экологическая игра - викторина для начальных классов с презентацией
Экологическое исследование. Экология и сказка
Похожие статьи:
Сюжетно ролевая игра по экологии для 6 класса
Внеклассные мероприятия по экологии в школе для 5 - 11 классов
Внеклассное мероприятие по экологии, 7-8 класс. Экология и война
Внеклассное мероприятие, 8-9 класс. Охрана окружающей среды
Классный час по экологии «Земля наш общий дом», 10 класс