Экологическая познавательная программа для учащихся начальной школы
Эколого-познавательная программа «История домового и других сказочных героев»
Описание: Программа способствует изучению отношений человека и природы с древности до наших дней через знакомство с мифическими персонажами славян. Она адресована педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, биологии и русского языка. Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» Цель: способствовать расширению знания учащихся о славянских мифологических персонажах и их роли в охране окружающего мира. Задачи:
- способствовать формированию экологической культуры;
- воспитывать интерес к славянской культуре и истории;
- развивать наблюдательность, воображение, речь, память. Форма организации мероприятия: познавательная программа Методы обучения: словесный, игровой, наглядный, практический Материально-техническое обеспечение мероприятия: мультимедийная установка, презентация «Сказочные персонажи», подборка интерактивных игр, загадок, вопросов, заданий. Участники мероприятия: учащиеся 4-7классов Продолжительность мероприятия: 2 часа
Ход мероприятия 1. Вступительное слово педагога
Ребята, сегодня у нас очень важная встреча. Мы познакомимся с увлекательным миром сказочных персонажей и постараемся найти связь между ними и экологией.
Самые древние славянские верования и обряды основаны на обожествлении природы. В сознании древнего язычника жили одновременно два мира — реальный, человеческий мир и иной мир, населённый божествами (добрыми и злыми) и душами предков.
Иной мир воспринимался, с одной стороны, как очень далёкий и труднодостижимый (находящийся под землёй или на небе). Туда мог проникнуть только могущественный колдун, который возвращался обратно умудрённым, обучившимся магическим приёмам и приносил с собой различные чудесные предметы. А с другой стороны, иной мир мыслился как близкий, часто посещаемый человеком, как будто это знакомый лес, болото или горы. Хозяином иного мира у древних славян являлось божество — прародитель. 2.Выступления учащихся 2.1. Священные животные
В далёкую эпоху, когда основным занятием славян была охота, они верили, что их прародители — дикие животные. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени было своё священное животное (тотем).
Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Некоторые славянские племёна своим предком считали Волка и почитали его как божество. Во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племён надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение их в волков. Это означало общение со звериными предками, у которых просили силы и мудрости. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру. С принятием христианства отношение к языческим жрецам изменилось, и потому словом «волкодлак» (т. е. облачённый в длаку — волчью шкуру) стали называть злого оборотня; позднее «волкодлак» изменилось в «вурдалак».
Хозяином языческого леса был Медведь — самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия: с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Вплоть до XIX в. в некоторых областях сохранялась традиция держать в доме медвежью лапу как талисман-оберег, который должен был защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед. Славяне полагали, что медведь наделён большой мудростью, почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречён на гибель в лесу. Миф о Медведе — хозяине леса и могущественном божестве — сохранился в славянских сказках, где героиня, попадая к нему в дом в густой чаще леса, становится его женой. А их сын Медвежье Ушко становится могучим богатырём, победителем чудовищ. Медведь — это прозвище зверя, означающее «медоед»; в слове «берлога» сохранился и более древний корень — «бер», т. е. «бурый» (берлога — логово бера). Довольно долго медведя чтили как священного зверя, и даже намного позднее охотники всё ещё не решались произносить и слово «медведь», а называли его то Михайлом Потапычем, то Топтыгиным, то просто Мишкой.
Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха (Лосиха) — древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. В противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой; её рога были символом солнечных лучей. Поэтому оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу, либо внутри жилища.
По названию рогов — «соха» — оленей и лосей часто называли сохатыми. Русские женщины уподоблялись богиням, надевая головной убор с рогами, сделанными из ткани, — кичку.
Среди домашних животных славяне более других почитали Коня, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднее возник миф о боге Солнца, едущем по небу на колеснице. Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком — изображением одной или двух конских голов на стыке двух скатов кровли в сочетании со знаком солнца. Амулет с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам, считались могучим оберегом.
Священными животными у различных племен славян являлись и другие животные.
Из верований древних славян животные перешли в сказки, где сказочники наделили их человеческими качествами с учетом своих наблюдений за животными. 2.2. Роль сказочного персонажа с точки зрения эколога.
Сказки - веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказка – это вымышленная история, которая обычно представляет фольклорных героев, волшебство и предполагает неправдоподобную последовательность событий.
Многое можно узнать из сказок. В них отражается дух народа, его быт, образ жизни, национальный характер. Создавались они творческим воображением многих талантливых сказителей, шлифовались от поколения к поколению и обрели безукоризненную, совершенную форму, благодаря которой сказки пленяют нас в любом возрасте.
Читая славянские сказки, мы часто сталкиваемся с такими персонажами, как Змей Горыныч, Леший, Домовой, Баба Яга, Кощей Бессмертный и другие. Эти символические образы народная фантазия создавала на протяжении многих поколений, но берут они свое начало в славянской мифологии.
Появились они как следствие обожествления людьми природы.
Давайте теперь попробуем рассмотреть эти персонажи с точки зрения экологии. 3. Мифологические существа По ходу беседы о славянских мифологических существах демонстрируются их иллюстрации.
С течением времени на смену тотемным животным пришли боги и духи, обладающие человеческим обликом.
Учащиеся знакомятся с некоторыми мифическими существами древних славян и рассуждают о причинах их появления. Педагог:
Оборотень – мифическое существо. Оборотень - существо, обладающее способностью оборачиваться человеком или животным (обычно волком).
Леший – дух леса.
Он следит, чтоб сосны, ели
Молодёжь свою пригрели,
Чтоб росли в лесу грибы,
Чтоб трудились муравьи,
Чтобы всякое зверьё
Пропитаться бы смогло;
Лес - единая семья
И не любит чужака. Геннадий Дергачёв
Баба-яга – лесная старуха-волшебница.
Я облик сложившийся
Быстро разрушу:
Прошу заглянуть
В мою чистую душу.
И там вы такие откроете дали,
Каких никогда и нигде
Не видали.
Но если внутри я добра
И прекрасна,
То сверху, снаружи,
Хитра и опасна.
Я в жизни любого из вас
Одолею,
А то и убью...
Но в душе пожалею... Эдуард Успенский
Ребята попробуйте объяснить появления у древних славян оборотня, лешего, бабы-яги. Ответ учащихся:
- Значение леса в жизни человека неоценимо. Испокон веков лес укрывал человека от непогоды, спасал от стихийных бедствий, согревал и кормил. И Леший с Бабой-Ягой были призваны охранять лес от злых людей. Они были защитниками животным и растениям. Педагог:
Луговой – дух лугов. Луговой или Луговик – маленький, зелёный дух лугов и лесных опушек. Луговой помогает людям косить траву.
Водяной – дух воды. Водяной - дух, обитающий в воде. Народ представлял его стариком, покрытым болотной травой. Его любимая рыба- сом.
Болотник - злой дух болота Болотник - злой и опасный дух болота, где живёт со своей женой и детьми. Жена его Болотница, дева, утопшая в болоте. Он выглядит как седой старик с широким, желтоватым лицом. Любит гулять по берегу, пугать проходящих через болото, то резкими звуками, то вздохами, выдувает воздух водяными пузырями, громко причмокивает.
Русалка – дух в облике женщин, живущий в воде.
А поют они песни странные,
Песни страшные, но весёлые,
И резвятся, ухают совами...
Лица бледные, словно саваны,
А глаза, как у кошек, древние
И огнём горят, – адским пламенем…
Кто увидит их, станет каменным, –
Не спасётся полынью. Гребнями. Ира Арт
Славяне верили, что русалки - это души утопленниц. Иногда они могут выйти из воды на землю и увлечь встречных в воду.
Как вы думаете, какую роль играли луговик, водяной, болотник и русалки для охраны окружающего мира? Ответ учащихся:
- Вода – основа всей жизни. Роль воды в жизни человека неоспоримо высока. Она служит основой для хорошего функционирования всего организма. И болотник, водяной с русалками охраняют её источники, следят, чтобы рыба не перевелась. За порядком на лугах следит лугавик. Педагог:
Змей – мифическое существо.
Я сказочный, летучий,
Огнедышащий, могучий
Трёхголовый грозный змей.
Змей – существо, сочетающее в себе свойства пресмыкающегося и человека. Крылатый многоголовый змей, чудовище с 3, 6, 9, а то и с 12 головами, представитель злого начала. У белорусов был мифический персонаж – Смог.
Что, по-вашему, охраняют, змей Горыныч и Смог? Ответ учащихся:
Воздух играет очень важную роль в жизни каждого из нас, это самое ценное, что есть в жизни каждого человека, ведь если бы не было его, не было и жизни на планете Земля. Можно предположить, что Смог и Змей Горыныч, поэтому такие страшные, ведь им приходиться охранять жизнь всей планеты – воздух. Педагог:
Все рассмотренные персонажи охраняют природу от злых людей, воспитывают у них бережное отношение к окружающему миру. Тем, кто приходит с добром они помогают, а тех, кто наносит вред растениям и животным они наказывают.
В населенных пунктах были свои духи, которые «приучали» людей к порядку, к правильному ведению хозяйства, воспитывали доброту друг к другу, бережное отношение к окружающему миру. Кто они? Ответ учащихся:
-Банник, Домовой. Педагог:
Банник – дух, живущий в бане.
Овинник – дух-хранитель хлеба, хозяйственных построек. Он наблюдает за тем, чтобы не было пожара, следит за укладкою снопов, за тем, чтобы каждый рабочий инструмент был в порядке и на своём месте. Очень недоволен тогда, когда люди работают по праздникам.
Барабашка – хулиганистый домашний дух.
Кикимора - дух ночных кошмаров и домашней плесени. Домовой – домашний дух.
Он по-хозяйски шарит по кастрюлям,
Он по ночам коту мешает спать.
Порядки наведет, чистюля
И сядет песни тихо бормотать.
Из лунных лучиков сплетет косичку,
Прислушается к шорохам в ночи
И наколдует дочку иль сынишку
Хозяевам на пламени свечи.
Хранитель дома наш неугомонный,
Проказник и шалун. Да, он такой!
1 апреля – именины домового, которые надо всей семьей отметить за праздничным столом; в этот день домового надо поблагодарить и чем-нибудь одарить. 5. Игровая программа «Природа вокруг нас» Педагог:
Ребята, мы познакомились лишь с некоторыми мифическими персонажами славян которые стояли на страже окружающей среды. На самом деле их гораздо больше.
Сейчас мы поиграем в экоигры, которые подготовили для вас сказочные персонажи. 5.1.Игра от лешего «Утки летят»
Игра начинается с выбора водящего. Водящий произносит: «утки летят», «гуси летят», «журавли летят» и т.д., при этом остальные дети взмахивают руками (если перечисляются большие птицы, взмахи рук сильнее, если маленькие – двигаются только кисти). Когда же водящий в шутку скажет, например: «собаки летят» и т.п., руки следует держать опущенными. Кто ошибётся – входит из игры.
Утки летят, вороны летят, сороки летят, воробьи летят, бекасы летят, журавли летят, червяки летят, сойки летят, дятлы летят, кукушки летят, собаки летят, коровы летят, летучие мыши летят, корольки летят, зяблики летят, грачи летят, аисты летят, синицы летят, скворцы летят, огурцы летят, помидоры летят, кулики летят, совы летят. 5.2. Загадки от Домового
Домовой и по сию пору живёт в каждой деревенской избе, да не каждый об этом знает. Зовут его дедушкою, хозяином, соседкою, доможилом. Но это всё он – хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев. Конечно, он может и во сне щекотать, и посудой по ночам греметь, но всё это от озорства. Главное его дело – досмотр за хозяйством. Если ему жильё по душе, то он служит этой семье. Зато ленивым и нерадивым он охотно помогает запускать хозяйство.
1. Стоит девица в избе,
Коса на дворе.
Зимой всем мила,
А как лето наступает,
Все про неё забывают. (Печь)
2. Рогат – да не бык,
Хватает – да не сыт,
Людям отдаёт,
Сам на отдых идёт. (Ухват)
3. Железный конь
Скачет в огонь. (Кочерга)
4.Ни свет, ни заря
Пошло согнувшись
Со двора. (Коромысло)
5.Четыре братца
Под одной крышей живут. (Стол)
6. Сами не едим, а людей кормим. (Ложка)
7. На топтале был,
На кружале был,
На пожаре был,
На базаре был,
Пришёл домой –
Накормил весь рой. (Печной горшок)
8. Поле хрустальное,
Межи деревянные. (Оконная рама и стекла)
9.Всем, кто придет,
Всем, кто уйдет,
Руку подает. (Дверная ручка)
10. В маленьком
амбаре
Лежит сто пожаров. (Спички)
11. Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (Телефон) 12. Ходит-бродит по коврам,
Водит носом по углам.
Где прошел - там пыли нет,
Пыль и сор - его обед. (Пылесос) 5.3. Игра «Сети» от Водяного
Ведущий называет рыб и других животных. Если названа рыба – тишина, если другое животное – участники игры хлопают в ладоши.
Карп, карась, плотва, окунь, выхухоль, щука, мойва, лещ, линь, ёрш. дельфин, язь, судак, красноперка, сизоворонка, пескарь, плотва, сазан, фазан, колюшка. 5.4. Игра «Шапка банника» от Банника.
Игроки, стоя в кругу, передают, перекидывают друг другу красную шапку. По хлопку ведущего (Банник) игра останавливается. Тот, у кого осталась шапка задание Банника (рассказывает малые фольклорные жанры, поёт, танцует). Затем сам становится Банником. Игра продолжается. 5.5. Викторина от сказочных героев
Домовой, банник, водяной и леший были придуманы людьми, чтобы объяснить многие явления природы. По мнению людей, многое происходило только из-за вмешательства этих мифических героев. Если человек бережно относился к своему дому, семье, к окружающей его природе они помогали ему, если нет – вредили.
А сейчас экологические вопросы от сказочных героев.
1. Кого называют подводным санитаром? Ответ: Щуку.
2. Почему спинка рыбы гораздо темнее живота? Ответ: Хищникам снизу на фоне светлого неба труднее заметить рыбку, а сверху — на фоне темного дна.
3. Это – лиственное дерево. Белый ствол защищает дерево от солнечных лучей. Сок очень полезен. Лечебны также почки, листья, из коры делали посуду. Из древесины – мебель. Ответ: Береза.
4. Почему собака, когда ей жарко, высовывает язык, а лошадь нет? Ответ: У собаки на теле нет потовых желез, как у лошади. Она высовывает язык для охлаждения его поверхности, чтобы ей не было жарко.
5. Почему, ужалив кого-либо, пчела умирает? Ответ: У пчелы на жале есть зазубринки, наклоненные к ее тельцу. В тело жертвы жало входит легко, а вытащить его пчеле назад не удается. Вот так вместе с жалом отрывается часть брюшка пчелы, и она гибнет.
6. Почему все кошки (домашние и дикие) гораздо чистоплотнее собак, волков и лисиц? Ответ: Потому что кошки ловят добычу в прыжке, охотясь из засады. Они должны быть очень чистоплотны, чтобы от них не пахло, иначе те, за кем они охотятся, почуют их издали и не подойдут к засаде близко.
7. Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать? Ответ: Она имеет очень острое обоняние. Отфыркиваясь, она прочищает свой нос и может быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает.
8. Почему снег в городе начинает таять раньше, чем в лесу? Ответ: Потому что в городе снег грязный, а темные цвета притягивают больше солнечных лучей. Кроме того, в городе теплее из-за теплотрасс, машин, заводов.
9. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? Ответ: Птицы.
10. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? Ответ: Рыбы.
11. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? Ответ: Звери. 6. Заключительное слово педагога
Вот и подошло наше мероприятие к концу. Я надеюсь, что вы узнали на нем что-то новое. До новых встреч!
Презентация на тему: История домового и других сказочных героев
Прекрасное мероприятие! Я с удовольствием его прочитала и узнала впервые о связи мифологических героев с охраной природы. Спасибо! Возьму себе на заметку и буду использовать в работе с детьми данный материал. Нужно как можно больше знакомить детей со славянской культурой, с русским фольклорным материалом, чтобы не забывали мы, русские, свои корни!
Оксана Анатольевна, здравствуйте! Очень интересная и необычная тема мероприятия. Понравилось, что сообщения были разделены на два блока, учащиеся рассказали о священных животных, а педагог - о мифических существах. Присутствует и игровой блог, тесно связанный с темой мероприятия. Содержание мероприятия полностью способствует достижению поставленных целей. Очень хотелось увидеть картинки с этими существами, они очень украсили бы публикацию, помогли восприятию информации и привлекли внимание читателей. Спасибо за приглашение, с удовольствием голосую.
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Познакомилась с Вашим интересным материалом. Я работаю с дошкольниками, и одной из любимых литературных произведений дошколят по данной тематике является книга Александровой "Домовёнок Кузька". Да, люди раньше ощущали себя маленькой частицей большой природы, необъяснимой и могущественной гармонии. Поэтому экология и порядок не разделимы. Духи направляли людей, "заставляли" задумываться над своими будущими поступками, опасаться делать зло. В настоящее время безудержного потребления лишь дух внутри человека, его духовность поможет защититься от ошибок. Очень понравились игры. Материал обширный, но, тем не менее, в адаптированном виде может быть полезен и старшим дошкольникам. Мой голос - Вам.
Оксана Анатольевна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на экологическую познавательную программу «История домового и других сказочных героев».
Грамотно и последовательно выстроено мероприятие, много интересной информации. Публикация оформлена в соответствии с правилами сайта.
Вы способствуете расширению знаний учащихся о славянских мифологических персонажах и их роли в охране окружающего мира. Голосую +6, УДАЧИ ВАМ в конкурсе!!!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! С интересом прочитала Вашу публикацию об истории домового и других сказочных героев. Очень понравилась! Материал содержательный, познавательный для детей. Думаю, что и взрослым интересно услышать про необычную связь, (которую Вы представляете) между славянской мифологией и экологией. Вы знакомите учеников с ролью древних мифологических персонажей в охране окружающего мира. Таким образом, способствуете появлению интереса к культуре, формируя в то же время экологическую культуру детей. Вы пользуетесь игрой, загадками, викториной, что привлекает внимание детей и способствует запоминанию пройдённого на уроке. С удовольствием голосую! Успеха в конкурсе!
Оксана Анатольевна, спасибо за интересное необычное мероприятие! Игры, конкурсы, викторины увлекут детей в мир природы и сказочных героев. Голосую за Вас!
Оксана Анатольевна!
С интересом ознакомилась с публикацией «История домового и других сказочных героев». Сколько нового и интересного Вы сумели рассказать нам. Используя материалы познавательной программы, возможно обобщить и систематизировать знания детей о славянских мифологических персонажах и их роли в охране окружающего мира, развивать творческое воображение и фантазию, логическое мышление и внимание, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Жаль, что не оформили фотографиями, это придало бы больше живости публикации.
Спасибо за публикацию,
за новые интересные сведения,
голос!
Зоя.
Оксана Анатольевна, здравствуйте!
С интересом ознакомилась с публикацией «История домового и других сказочных героев».
Материал способствует обобщению знаний детей о славянских мифологических персонажах, развивает творческое воображение и фантазию, логическое мышление и внимание, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Спасибо за увлекательный информационно-познавательный материал.
Примите голос! Успехов!
С уважением!!!
Добрый день, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение на очередную интересную эколого-познавательную программу «История домового и других сказочных героев». Интересный и познавательный материал. Примите голос! С уважением Марина!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. С интересом посетила Ваше мероприятие «История домового и других сказочных героев». Представленный материал интересный, содержательный и познавательный. Мне понравилась активная роль учащихся в этой программе. Дети подготовили много интересного материала о священных животных. Увлекательно выяснялась роль сказочного персонажа с точки зрения эколога. Познавательная часть программы удачно была дополнена игровая программой «Природа вокруг нас». Викторины, игры, загадки разнообразили ход всего мероприятия. Думаю, что эту публикацию очень бы украсили иллюстрации. Мой голос!
Оксана Анатольевна! Я думаю самыми довольными от Вашего мероприятия остались Ваши ученики)))) Материал познавательный, расширяет кругозор ребят, дает пищу для дальнейшего более углубленного знакомства по теме. Ваш материал интересен не только школьникам,и мне было интересно узнать кто такой Луговик, Болотник...))). А игровая программа "Природа вокруг нас" включает подборку таких игр, варианты которых подойдут к играм со старшими дошкольниками. С Вашего позволения беру в закладки и голосую!
Добрый вечер! Познакомилась с материалом. Узнала много нового, интересного. Я уверенна, что Вашим ребяткам было интересно на занятии. Сам материал насыщенный, объемный, познавательный. Молодцы! Удачи и творческих успехов.
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение. С большим удовольствием познакомилась с вашей публикацией. Эколого-познавательная программа "История домового и других сказочных героев" очень интересная, мне понравилась. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Добрый вечер,Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение на интересную эколого-познавательную программу "История домового и других сказочных героев". Познавательно,много нового и интересного открыла для себя.Примите голос.
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение на программу "История домового и других сказочных героев"! Публикация полная, информационная: дает детям обширные представления о глубине народного сказочного мира и его истоков, игровая: подборка игр от сказочных существ очень динамичная и разнообразная.
Фотографии с мероприятия или подборка иллюстраций улучшили бы содержание материала!
Примите голос поддержки! Успехов на конкурсе!
Оксана Анатольевна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на экологическую познавательную программу «История домового и других сказочных героев».
Грамотно и последовательно выстроено мероприятие, много интересной информации. Публикация оформлена в соответствии с правилами сайта. Примите ГОЛОС!!! Удачи !!!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Очень интересная и необычная тема мероприятия. Понравилось, что сообщения были разделены на два блока, учащиеся рассказали о священных животных, а педагог - о мифических существах. Присутствует и игровой блог, тесно связанный с темой мероприятия. Цель и задачи выполнены полностью. Много интересной информации. Творческих успехов! голос
С удовольствием побывал на Вашем мероприятии. Узнал много интересного о домовом и других сказочных героях. Спасибо Вам, Оксана Анатольевна! Примите голос!!!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение. Очень увлекательная программа. Материал чрезвычайно интересен не только детям, но и взрослым. В таком разнообразном познавательном мероприятии главной нитью проходит экологическое отношение к окружающей среде. Играя и рассказывая, ребята учатся правильному поведению в природе. Как же хорошо всё это у Вас организовано. Спасибо за полезную публикацию. Успехов Вам! Голосую!!!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение на удивительное мероприятие! Мне разработка очень понравилась - составлена методически грамотно. а главное - полезна детям. Ведь часто в жизни они используют слова, не зная из толкования. А здесь Вы приводите лексические значения слов, которые мы часто употребляем, но в точности не знаем их значения. От меня голос!
Оксана Анатольевна, какая вы молодец, что уделяете Большое значение народной культуре и времени для знакомства ребятишек с ней! Работа очень основательная, продуманная, единственное, чего хотелось бы пожелать, это наличия иллюстративного сопровождения! Примите голос!
Большое спасибо Всем за поддержку и советы! Иллюстраций действительно не хватает, но к сожалению добавлять их уже нельзя. Учту на будущее. Спасибо за то, что нашли время для ознакомления с моей работой.
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Спасибо за приглашение на экологическую познавательную программу «История домового и других сказочных героев». Материал будет интересен не только детям, но и взрослым. Очень большое разнообразие игр и загадок. Играя и рассказывая, ребята учатся правильному поведению в природе.Примите голос поддержки! Успехов на конкурсе!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Мне очень понравилась Ваша Познавательная программа. Материал интересный, доступный для начальной школы- обязательно возьму себе в копилку (для малышей конечно нужны иллюстрации). Голосую с большим удовольствием!
Оксана Анатольевна, спасибо за приглашение. Материал интересный, познавательный, способствует расширению знания учащихся о славянских мифологических персонажах и их роли в охране окружающего мира. Успехов! +1
Очень интересная информация дается детям, многие дети названия мифических животных знают только по фильмам и думаю услышав правдивые исторические справки о них будут удивлены. Включены игры экологической направленности на внимания . Думаю 2 часа такого занятия пролетают для детей незаметно. Спасибо примите голос от меня.
Оксана Анатольевна, здравствуйте! Спасибо за приглашение на экологическую познавательную программу «История домового и других сказочных героев». Много интересной информации, что расширяет кругозор детей и взрослых. Примите мой голос.
Оксана Анатольевна, здравствуйте!
Эколого-познавательная программа имеет необычную тему и знакомит с мифическими персонажами славян. Содержание очень интересное, увлекательное. Беседа с детьми переходит в игровую программу «Природа вокруг нас», содержащую разнообразные интересные задания. Поставленные задачи в ходе мероприятия достигнуты. Примите голос!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! С удовольствием прочла Вашу познавательную программу и отметила, что в ней много интересной информации, которая насыщена разнообразием заданий. Продолжайте расширять кругозор деток!
Прекрасное мероприятие! Я с удовольствием его прочитала и узнала впервые о связи мифологических героев с охраной природы. Спасибо! Возьму себе на заметку и буду использовать в работе с детьми данный материал. Нужно как можно больше знакомить детей со славянской культурой, с русским фольклорным материалом, чтобы не забывали мы, русские, свои корни!Голос.
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Спасибо за приглашение на экологическую познавательную программу «История домового и других сказочных героев». Очень интересный, содержательный и познавательный материал. Дети подготовили много интересного материала о священных животных. Спасибо за публикацию, голос!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Вами представлена интересная познавательная программа на экологическую тематику, которая способствует развитию познавательного интереса у детей, фантазии, воображения, речи, что ведёт к достижению поставленной цели и решению задач. Спасибо за приглашение. Голос!
Интересный, познавательный материал, способствующий расширению кругозора детей, да и нас взрослых тоже, я также как и многие здесь не слышала о связи мифологических героев с охраной природы. Такой материал действительно заслуживает голос!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение.Благодаря ему я смогла познакомиться с прекрасным мероприятием! Я с удовольствием и интересом его прочитала и узнала много нового для себя о связи мифологических героев с охраной природы. Спасибо большое!Обязательно буду использовать в работе с детьми данный материал.Поднятая Вами проблема в разработке актуальна как некогда.Экология требует к себе большого внимания.Пусть дети ещё малы и не всё понимают, но..."первая страница этой книги" уже для них открыта и познана.А дальше ,взрослея, они сами разберутся в этой проблеме.Главное, чтобы мы, русские,не забывали свои корни! Предложенный Вами материал необычен,познавателен(жаль, что без иллюстраций-они усиливают познавательную деятельность),воспитателен и заслуживает внимания в оценке жюри.Ловите мой голос+1 Успехов и побед.С уважением Н.Н.
Добрый день, Оксана Анатольевна! Вы решили раскрыть детям интересную, но довольно сложную тему в литературе. Вы используете много теоретического материала, проводится словарная работа. Дети должны быть подготовлены к такой эколого-познавательной программе. Хорошо, что Вы используете межпредметные связи.
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! С удовольствием познакомилась с Вашей публикацией. Интересная информация о мифических существах в экологическом контексте, по моему мнению, дадут потрясающий эффект - ребята научатся бережно относиться к природе и прикоснутся к истокам славянской мифологии и культуры. Теоретический материал в сочетании с игровой программой помогут детям хорошо усвоить материал и получить удовольствие от процесса обучения. Успехов! Голос!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Ваша авторская программа не оставила меня равнодушной, отличная разработка, педагогически ценный материал.
Себе взяла на заметку.
Благодарю за опыт и обязательно голосую!
Доброго времени суток, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение на замечательное познавательное мероприятие. Прекрасный материал Вы подготовили. Дальнейших творческих успехов и удачи в конкурсе. Голос.
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение посмотреть Ваш материал. Очень интересная и замечательная разработка. Взяла себе на заметку. А Вам желаю творческих успехов! Голос!
Оксана Анатольевна, спасибо за приглашение.
С удовольствием познакомилась с предложенной публикацией.
Интересное, полезное и познавательное мероприятие Вы провели с детьми.
Вы способствуете формированию экологической культуры, развиваете наблюдательность, воображение, речь, память.
Узнала для себя много интересного!!!
Примите мой голос +1.
Желаю удачи!
Здравствуйте Оксана Анатольевна. Тема интересная. занимательная. Людей всегда привлекает что-то сказочное. необычное. Беседа раскрывает значение всех персонажей в деятельности древнего человека. Хотелось бы наглядно увидеть этих загадочных существ. Спасибо. Голос.
Доброе время суток! Ваши работы очень увлекательные и познавательные. Дети в занимательной форме знакомятся и историей славян и предков. А так же дети в увлекательной форме познают не только экологию, но и литературное творчество славян.
Доброго времени суток, Оксана Анатольевна, спасибо за приглашение. Мне очень понравился подготовленный Вами материал, он очень обширный, хорошо продуманный и увлекательный. Использование сказки в работе с детьми - это очень правильное направление,ведь сказка сама по себе экологична,так как она сама по себе не может навредить и одновременно пробуждает в детях потребность чувствовать, мыслить и развиваться. Еще раз спасибо и дальнейших Вам творческих успехов!!!
Оксана Анатольевна, здравствуйте! Спасибо за приглашение. Заинтересовали! С удовольствием познакомилась с предложенной публикацией. Материал продуманный и увлекательный. Голос.
Вопросы проблем экологии стоят очень остро в нашем обществе. Сложно заинтересовать детей этим. Именно игровая форма легко и просто учит детей тому, что важно. Мероприятие беру на вооружение. Спасибо за труд.
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! У Вас получилось очень интересное развлечение для детей, которое познакомило их с увлекательным миром сказочных персонажей. вы полностью достигли свою цель и показали связь мифологических существ с охраной природы. Очень хотелось бы увидеть иллюстрации с этими существами - они очень украсили бы публикацию, помогли восприятию информации и привлекли внимание читателей. С удовольствием отдаю Вам голос и желаю творческих успехов!
Уважаемая Оксана Анатольевна! Благодарю Вас за предоставленную мне возможность познакомиться с Вашими работами на такую важную для меня тему. Нынешний учебный год наша начальная школа посвящает теме славянской мифологии. Я с удовольствием прочитала Ваш материал очень содержательный, да ещё так удачно Вы связали всё с экологической направленностью. Востребован может быть и на уроках, и во внеурочное время. Ещё раз благодарю Вас! Голосую!
Огромное спасибо за столь увлекательное путешествие в мир наших родных славянских мифических героев. Огромный пласт материала подготовлен и имеется возможность его просто всем использовать. Ребята будут от этого всего просто в восторге!Хорошая игровая программа, все продумано, интересные подобраны персонажи. Особенно радует, что педагог во всем этом видит глубокую связь с экологией и старается во все это посвятить детей. Спасибо. Отдаю свой голос!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна!
У Вас получилась очень содержательная программа, которая знакомит ребят с мифическими персонажами славян и дает некоторые экологические знания. Радует, что дети постоянно вовлечены в процесс. им постоянно приходится отвечать на вопросы. Замечательная игротека предложена Вами. Много различных заданий! Материал будет интересен и полезен как в объединениях по интересам экологического профиля, так и в школе для проведения классных часов.
Спасибо за публикацию.
Шикарная работа, Оксана Анатольевна! Мне понравилось все от и до! Прекрасно подан материал, в интересной форме. С удовольствием беру себе в использование. Благодарю за приглашение. Голос.
Оксана Анатольевна, большое спасибо за приглашение на экологическую познавательную программу «История домового и других сказочных героев». Играя и рассказывая, ребята учатся правильному поведению в природе. Очень понравилось, что сообщения были разделены на два блока:священные животные, о которых рассказывали ученики и мифические существа, о которых рассказали Вы сами.Большое разнообразие загадок и игр. Примите мой голос! Успехов на конкурсе!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Очень серьёзную познавательную программу вы предложили учащимся начальной школы. Сказки, мифы и легенды являются достоянием наших прародителей, которых они сдерживали от неверных поступков, предостерегали от беды. На занятии ребята выступили с самостоятельно подготовленными к мероприятию сообщениями о священных животных, узнали новую информацию о мифологических существах: Луговом, Болотнике и Болотнице, о Смоге, Баннике, Овиннике, которые берегли окружающую природу, заботились о жилищах людей и местах обитания. Полезная информация дополнена игровыми заданиями от мифических и сказочных существ. Из далёкого детства запомнилась история из журнала "Наука и религия" про Бабу Ягу: по одной из легенд, передающейся из поколения в поколение, эти существа были мужского пола. Наши предки занимались охотой, раненые животными мужчины оставлялись своими соплеменниками в лесу или поле. Некоторые выживали, но оставались калеками. Со временем они обрастали волосами, и по внешнему виду напоминали зверя-человека, которого боялись и обходили стороной.
Из загадок ребята узнали о бытовавших в старину предметах: ухвате, печных горшках, кочерге. Кстати, в Измайловском дворце есть музей хлеба, где можно увидеть старинную домашнюю утварь, хлебные изделия в виде муляжей: пироги, пряники, которые пекли в старину, печь с ухватом и печной заслонкой, печные горшки.
Методическая разработка содержит цель и задачи, которые по ходу мероприятия выполняются. Есть описание материала и его назначение, материал интересный и полезный для любого возраста. Хочется увидеть в Вашей работе иллюстрации из сказок (наверно, так и было на Вашем замечательном мероприятии). Успехов Вам и творчества!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Спасибо за приглашение. Очень понравилась ваша публикация. Много новой информации, которая отлично предоставлена в вашем мероприятии. голосую с удовольствием.
Представленная публикация заслуживает внимания со стороны педагогов, воспитателей и родителей. Грамотно сформулированы цели и задачи, представлены интересные исторические моменты бытовой жизни наших предшественников, прослеживается связь современного мира с мифологическими существами. Поднятые вопросы о формировании экологической культуры с раннего возраста ребенка очень актуальны! Голос!
Оксана Анатольевна, спасибо за приглашение. Очень понравилась ваша работа, я думаю что данный материал можно использовать и на уроках ОРКСЭ как при изучение светской этики, так и при изучение модуля православная культура.
Очень интересные познавательные исторические факты бытовой жизни наших предков.Примите мой голос!
Оксана Анатольевна, я с удовольствием прочитала вашу публикацию и узнала впервые о связи мифологических героев с охраной природы.
Очень интересная программа, которая знакомит школьников с мифическими персонажами славян и дает некоторые экологические знания.Голосую! Удачи!
Добрый вечер, Оксана Анатольевна. Интересно и познавательно! Ведь всё в природе взаимосвязано. Сказки, мифы и легенды не возникали и не возникают на пустом месте. Мудрый народ был всегда наблюдателен и всегда видел ту незримую связь природы во всех её видах и проявлениях. Мне понравилась Ваша эколого-познавательная программа для учащихся начальной школы. Работа проведена большая, подобран интересный как теоретический, так и игровой материал, который увлёк и взрослых и детей. Благодарю за приглашение, примите и мой голос!
Оксана Анатольевна! У Вас такой разнообразный и интересный материал! Я в восторге! Мне с детства очень близки темы мифологии и экологии. С большим интересом познакомилась с тем, как вы вовлекаете детей в этот прекрасный мир. Вами проведена огромная работа! Мероприятия, которые Вы предлагаете грамотно составлены, содержательны, адаптированы к возрасту детей, красочно проиллюстрированы картинками и презентациями! Вы - Умница! Спасибо!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за интересную, содержательную эколого-познавательную программу «История домового и других сказочных героев» с замечательными стихами, загадками, играми. Содержание программы соответствует поставленным задачам и цели. Вы систематизировали большой материал, изложили его максимально просто и чётко. Желаю успеха! Примите мой голос!
Оксана Анатольевна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на экологическую познавательную программу «История домового и других сказочных героев».
Грамотно и последовательно выстроено мероприятие, много интересной информации. Публикация оформлена в соответствии с правилами сайта.
УДАЧИ ВАМ в конкурсе!!!
Оксана Анатольевна, здравствуйте! Яркое мероприятие, познавательно! Мне очень нравится как Вы связали фольклор с экологическими знаниями и так грамотно всё обыграли. Удачи Вам!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашими материалами. Вы провели очень большую работу. Материал изложен грамотно, цель и задачи соответствуют.
Благодарю за интересный материал. Желаю творческих успехов.
Оксана Анатольевна, спасибо. Я как фольклорист была увлечена прочтением сценария вашего мероприятия. Рекомендую поискать песни, они называются Календарные. Очень будут актуальны на вашем мероприятии так аак песни, приурочены к тем или иным праздн икам, а на этих праздниках кто-нибудь и является центральным лицом. Нарример, троицкая песня, исполняемая на русальной недели "На гряной недели, русалки седели"(орфография сохраняется)
С интересом прочитала ваш материал. Информация очень познавательная! Столько нового узнала из вашего материала! Забавные игры и задания поддерживают внимание детей к занятию, создают бодрое настроение. Материал красиво и грамотно оформлен. Примите голос.
Оксана Анатольевна, здравствуйте! Больше всего ценю в ваших материалах продуманность и педантность, а про экологическую составляющую каждого материала, публикуемого вами и говорить не приходится. Вами проведен прекрасный анализ и обучающий МК. Благодарю вас за материал и приглашение. Отправляю в копилку.
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение. Материал интересный, познавательный, способствует расширению знания учащихся о славянских мифологических персонажах и их роли в охране окружающего мира. Творческих Вам успехов. Примите голос
Очень понравилась Ваша программа: познавательно, интересно, увлекательно рассказали о славянских мифологических персонажах!+1!Спасибо за приглашение и материал, удачи!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Конечно голосую! С удовольствием присоединяюсь ко всем положительны откликам коллег, которые уже отметили все достоинства Вашего материала. У меня возникло лишь одно сомнение. Почему в названии публикации есть слово "программа"? Скорее всего это познавательное занятие или познавательное развлечение, или даже праздник.
Спасибо за приглашение.Материал обширный,содержательный, продуманный, познавательный.В увлекательной форме вы даете знания по экологии прекрасно сочетая и связывая с литературным творчеством славян.Игровая программа отлично помогает детям усвоить эти знания.Голос!
здравствуйте! Спасибо за приглашение. С интересом познакомилась с Вашей разработкой и презентацией. Познавательно, интересно, заявленная тема расширила мой кругозор в области мифологии. Думаю, что Ваши воспитанники тоже узнали много нового. Примите голос.
Оксана Анатольевна, здравствуйте! Очень интересное сказочное мероприятие. Работа проделана Вами огромная по подготовке и организации мероприятия. Содержание мероприятия полностью способствует достижению поставленных целей. Презентация прекрасно дополняет разработку. С уважением и голосом 86, И.В.
Великолепный сценарий. Очевидно, что пришлось немало потрудиться, чтобы собрать воедино сказки и живой мир, провести параллель "сказки - экология". Соответствует заявленному возрасту. Голос.
Интересная программа для детей, которая способствует расширению знания учащихся о славянских мифологических персонажах и их роли в охране окружающего мира. Мой вам голос + 88.УДАЧИ!
Оксана Анатольевна здравствуйте. С интересом прочитала сценарий. Много нового узнала для себя.Очень познавательно, интересно, не обычно. Желаю творческого вдохновения!
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Мне самой было очень интересно читать ваш конспект, и даже узнала кое-что новое. А ребятишкам то как интересно! Спасибо, что пригласили посмотреть материал!