Внеклассное занятие по экологии в начальной школе с презентацией. Белогрудая куница
Белогрудая куница и ее сестрицы. Внеклассное занятие по экологии для младших школьников
Описание: конспект занятия для учащихся младшего школьного возраста о диких животных семейства куньих и способах их охраны. Занятие основано на произведении В.П. Астафьева «Белогрудка». Может быть интересно учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических учебных заведений. Тема: Белогрудая куница и ее сестрицы. Хищные млекопитающие Кемеровской области (отряд куньи).
Цель: формирование представлений детей о животных отряда куньих. Задачи:
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к диким животным;
- развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, способность строить высказывание;
- актуализировать имеющиеся знания и углубить представления детей о диких животных семейства куньих, их внешнем облике, образе жизни, значении для человека.
Ход занятия:
Организация и начало:
Сегодняшнее занятие мы начнем с чтения рассказа Виктора Петровича Астафьева.
Виктор Петрович Астафьев – это один из первых писателей, который обратился к теме взаимоотношений природы и человека. Астафьев родился на русском севере, воевал на фронтах Великой отечественной войны, пережил все тяготы послевоенного времени, но не утратил тонкого и трепетного видения окружающего мира, красоты природы, ее красот, неуловимых связей. По мнению Виктора Петровича современный человек перестал вести себя как мудрый и доброжелательный хозяин, превратился в гостя на собственной земле, в равнодушного и агрессивного захватчика, которому безразлично будущее, который за выгодой сегодняшнего дня не способен увидеть проблемы, ожидающие его и планету в будущем.
Одно произведений В.П. Астафьева, в котором поднимаются проблемы взаимоотношений человека и природы – это рассказ «Белогрудка».
Посмотрите на обложку книги, в котором напечатано это литературное произведение. Как вы думаете, о ком в рассказе идет речь?
Правильно, Белогрудка – это куница,
маленький лесной хищник, питается она мышами, мелкими птицами, охотиться на белок. У куницы красивый и теплый мех: густой, пушистый, блестящий, приятного шоколадного оттенка. Желтоватое пятно на горле и груди лесной куницы дало ей второе название – желтодушка, белогрудка. Мех куницы издревле ценился очень высоко. На Руси, еще до появления денег, расчеты велись шкурками куниц. « Почем корова?» - « Двадцать куниц прошу». По привычке, вероятно, первые монеты славяне назвали «кунами» - от слова куница. Это название – куна – для своих денег сохранили жители Хорватии. На хорватской монетке, расшифровывая ее название, изображена куница. Основная часть:
Чтение произведения В.П. Астафьева «Белогрудка»
После прочтения фразы «…Белогрудка комочком сжималась на черёмухе…»
Беседа по вопросам:
- Какова первая реакция куницы на пустое гнездо?
- В каком предложении автор передал весь ужас создавшегося положения?
- Что еще делала Белогрудка ?
Дальнейшее чтение. После прочтения фразы «…Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут…»
Беседа по вопросам:
- Как ребята отреагируют на совет охотника?
- Как вы думаете, что будет дальше?
После прочтения рассказа беседа по вопросам:
Кого жалко: мальчишек, которые получили нагоняй от родителей, или собаку, которая погибла по вине мальчишек?
А может быть, хозяек, потерявших свою живность, или куницу, которая потеряла детенышей и погибла сама?
Какой вывод можем мы сделать после прочтения этого произведения?
Какой совет дать и детям, и взрослым, отправляющимся на прогулку в лес?
Какое правило поведения в природу нужно помнить и всегда соблюдать?
А я хочу сказать словами Виктора Петровича Астафьева: «Пусть будущие поколения не скажут с болью сожаления: «Жил-был смешной пушной зверёк, но мир его не уберёг…»
Тем более, что среди родственников куниц уже были случаи, когда зверей нещадно уничтожали ради их ценного меха.
Так случилось, например, с соболем.
В давние времена соболиные шкурки у коренного населения Сибири и Дальнего Востока стоили недорого, дешевле шкур выдры, рыси, росомахи и даже собаки. Но потом собольи шкурки стали очень цениться, их даже называли «пушным золотом». Соболей стали истреблять тысячами. И численность соболя стала неуклонно сокращаться, затем поголовье оказалось под угрозой; в Зауралье и Западной Сибири это случилось уже в XVII веке, в Восточной Сибири - в XVIII, в Якутии и на Охотском побережье - в XIX, в Амуро-Уссурийском крае - к началу XX века. Тогда же и начали бороться с истреблением соболя, еще во времена Екатерины II, издавались указы, запрещающие отстрел соболя. Но на соболя продолжали охотиться, и зверьков становилось все меньше и меньше. Некоторые ученые предсказывали скорое исчезновение соболя как вида. Только в 1935 году полностью запретили охоту на соболя, установили строгую охрану, стали разводить в тех местах, где он сохранился, и расселять там, где он был истреблен. В кемеровской области также был создан заказник «Бельсинский», основной задачей деятельности которого является восстановление численности соболя. Благодаря принятым мерам численность соболя начала быстро возрастать, разрозненные очаги обитания - расширяться. Зверек постепенно вновь заселял те леса, где обитал когда-то.
Не меньшая опасность грозила и выдрам.
Не смотря на то, что выдра живет около воды и питается рыбой, это тоже родственница куницы. Проблема ее уничтожения связана не только с отстрелом животных, но и загрязнением окружающей среды: выдры могут жить только в чистой воде.
Какое же правило поведения в природе надо соблюдать, чтобы помогать сохранять численность выдр? (не оставлять мусор в лесу и около водоемов).
Сейчас благодаря не малым усилиям ученых, численность выдр восстанавливается.
Сейчас соболю и выдре уже не угрожает полное исчезновение.
Однако эта угроза висит над другим представителем отряда куньих – европейской норкой.
Когда-то та территории Евразии обитал только вид европейская норка, а территории Северной Америки – американская норка. Но мех Американской норки считается более ценным, поэтому в 1920-х годах прошлого века их просто завезли в Европу, надеясь, что они будут размножаться. Но как оказалось, более крупная, агрессивная и жизнеспособная американская норка не просто размножилась, а постепенно вытесняет европейскую.
А еще в семействе куньих есть и свои рекордсмены. Например, самый маленький хищник нашей планеты – ласка. Летом она рыженькая, а зимой – снежно белая.
Ее часто путают с горностаем. Но они отличаются не только размерами – горностай больше, но и чем-то еще: сравните фотографии зверьков: чего нет у ласки, но есть у горностая?
Правильно, у горностая кончик хвоста черненький.
Горностаи, кстати очень хорошо приручаются, так же как и хорьки,
они тоже родственники куниц.
Есть в семействе куниц и маленькие родственники, такие, как солонгой и колонок,
есть и крупные – такие как барсук, росомаха.
И все представители семейства куньих очень важны для природы, для сохранения ее разнообразия, равновесия в ней. Заключение: сделаем вывод: что важного сегодня мы узнали. Можно ли брать животных или их детенышей из природы? Что мы должны запомнить?
Презентация на тему: Белогрудая куница и ее сестрицы. Хищные млекопитающие Кемеровской области
здравствуйте!
Очень интересный познавательный материал о кунице и ее сестрицах узнают ребята из Вашей публикации.
Материал наглядный, позволяет детям соотнести прочитанное и увиденное. Это поможет лучше усвоить полученную информацию.
Замечательная презентация, подойдет для дополнительных занятий по экологии и окружающему миру.
не забывайте указывать автора работы.
С удовольствием голосую №1! Творческих успехов!
С уважением!!!
Елена Викторовна, спасибо большое за внимание к моей работе. Учту рекомендации, обязательно буду указывать авторство, спасибо за совет. Надеюсь, что и разработка и презентация будут полезны педагогам.
Очень интересное грамотно построенное занятие, соединяющее в себе литературу и биологию. Хорошо подобраны иллюстрации. Вам большой плюс за то, что знакомите детей с животными своей страны. Обычно о слоне знают больше, чем о зайце. Увы!
Одно небольшое замечание по поводу слов из текста "Желтоватое пятно на горле и груди лесной куницы дало ей второе название – желтодушка, белогрудка." Существует 2 вида куниц: лесная (Горловое пятно от светло-желтого до оранжевого цвета) и каменная (Горловое пятно чисто белое или светло-палевое), а следовательно и Лесная -желтодушка, а каменная - белодушка.
Здравствуйте, Оксана Викторовна. С удовольствием прочитала Ваш материал. Даже поплакала. С каждым годом всё острее стоит вопрос экологии, охраны окружающей среды. Кто, как не мы и наши дети ответственны за сохранение жизни на Земле? Очень качественный материал. Конечно, мнения коллег очень важны для нас, поэтому всегда ценны как слова восторга, так и справедливые замечания. Однако, ещё раз хочу сказать, что этот материал очень важен для детей. Они, несомненно, правильно отреагировали и поняли, - для того, чтобы не навредить, нужно знать; для того, чтобы сохранить, нужно и знать, и любить. Я отдаю голос Вам.
Галина Владимировна,
Екатерина Викторовна, спасибо за детальное рассмотрение моей работы, это очень приятно, когда коллеги столь внимательны к деталям. Обязательно учту замечание о видовом разнообразии и разнице в народных названиях куниц. Спасибо за слова поддержки.
Здравствуйте, Оксана Викторовна. С удовольствием познакомилась с внеклассным занятием по экологии в начальной школе с презентацией. Белогрудая куница. Конспект составлен грамотно, логично, одна часть плавно вытекает из другой. Цель и задачи полностью реализованы. Вами использовалось большое количество наглядности. Я думаю, детям было интересно, они узнали много нового. Дальнейших творческих успехов! Примите голос .
Здравствуйте, Оксана Викторовна!Я как - будто побывала на уроке зоологии.Интересно было узнать много нового о куницах и её родственниках: соболе, выдре, норке,ласке и горностае и др.Спасибо за разработку, за красочную презентацию. Примите голос!
Здравствуйте, Оксана Викторовна! Спасибо за приглашение на Ваше мероприятие.Конспект занятия для учащихся младшего школьного возраста соответствует требованиям ФГОС. Информация доступна для возраста, интересна и разнообразна. Увлекательное путешествие с куницей позволит ученикам расширить свои знания о дикой природе, затронуть проблемы экологии. Спасибо за конспект. Удачи в работе!