Конкурсы

Беседа о культуре поведения в природе, 1 класс

Беседа о культуре поведения в природе для детей младшего школьного возраста в группе продлённого дня

Беседы - наиболее распространенные формы экологического воспитания. Они могут использоваться в качестве дополняющих компонентов по темам или просто по плану работы в группе продленного дня.

Одна из наиболее значимых - беседа о культуре поведения в природе. Ее целесообразно провести, готовя детей к весенним и летним прогулкам и экскурсиям, в сентябре-октябре, анализируя отношение детей к природе и безопасное поведение на улице. Чтобы беседа была разнообразной и насыщенной, воспитатель использует набор иллюстраций.

Цель беседы: воспитать у детей чувство ответственности за свое поведение в природе, сформировать у учащихся знания о нормах и правилах поведения в природе, выработать потребность в общении с природой.

Оборудование: выставка рисунков детей на тему: «Наша прогулка в природу», иллюстрации по правилам поведения в природе, пластинки «Голоса птиц в природе».

Участники: педагог, родители, дети.

Ход беседы

Воспитатель. Ребята! Мы с вами уже много знаем о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе? Все ли помнят эти правила?

Чтобы река и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились и птицы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правила знать не мешало.

Давайте подумаем, что нас радует в природе. Да, красота, чистый, воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой. Обратите внимание на выставку ваших рисунков.

Чем же вы больше всего занимаетесь, бывая на прогулках? Играете в мяч, ловите рыбу, катаетесь на лодке, купаетесь в реке, собираете грибы, отдыхаете у костра.

Всегда ли при этом вы выполняете правила поведения? Кто из вас, идя на прогулку, берет с собой приемник или магнитофон? Можно ли это делать? Почему? Посмотрите на плакат «Не шуми в природе!». Что нам хотел сказать художник? Когда дети шумят или слушают музыку, животные тревожатся, стараются убежать. Не стоит пугать лесных обитателей. Надо учиться слушать голоса природы. Вслушайтесь, разве это не музыка леса? (Прослушивание пластинки «Голоса птиц». Молено услышать и голос ручья.)

В глуши лесов,

В глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

И. Бунин

Человек много берет от природы, а чем он платит ей?

Воспитатель пересказывает рассказ И. Окильского из журнала «Юный натуралист»:

Трудно представить себе землю без леса, без деревьев, но есть люди, которые не понимают или не хотят это понять. Я часто вижу изуродованные стволы (разные рисунки, надписи на них). Те «любители» природы, которые это делают, наверное, даже не представляют, какой вред они наносят дереву, всему лесу. Ведь стоит сделать на коре дерева даже крохотную ранку, как гуда попадают споры грибов-трутовиков или поселяются вредные насекомые. Кроме того, дерево теряет много сока, может просто ослабнуть и погибнуть. Неужели это трудно запомнить?

«Любители» природы наносят и другой ущерб деревьям.

О чем нам говорит художник этим плакатом? (Иллюстрация «В лесу ты не один».)

Да в лесу нельзя разжигать костры. Почему? Это может вызвать лесной пожар. Погибнут не только деревья, но и птицы, звери, выгорит трава. Где же можно разводить костры? Вдали от деревьев, на опушках леса или у реки, используя для этого старые кострища.

Знаете ли вы, что место под костром не зарастает травой в течение 5-7 лет? Пожалуйста, не делайте новых кострищ!

Какие же дрова можно использовать для костров? Правильно, сушняк, валежник. Собирая их, вы очистите участок леса от отмерших деревьев и сухих веток.

Посмотрите на плакат, на котором изображен котелок с едой, висящий над костром. Что здесь изображено неправильно, какие грубые ошибки допустили отдыхающие? (Для костра выбрано новое место. На дрова и перекладину для котелка использованы молодые, здоровые деревца.) Что же останется на этом месте? А ведь под костром выгорит и верхний, плодородный слой почвы. Почва образовалась из минералов и горных пород, а также из разлагающихся органических веществ (остатков) 0,5-1 см почвы образуется за 100-300 лет. Берегите почву!

Умеете ли вы ходить в лесу? Оказывается, много растений погибает из-за вытаптывания.

Дуб черешчатый доживает до 500-1000 лет, достигает высоты 40 м, диаметра 1-1,5 м, начинает плодоносить с 40-60 лет. Молодая поросль погибает из-за вытаптывания. Не прокладывайте новых тропинок!

Дети, а как вы поступите, если в лесу на прогулке вам понадобится палка? Где вы ее возьмете? Объясните свой ответ. (Дети дают ответ на вопрос после просмотра иллюстрации «Не губи растения в природе!».)

А сколько погибает в лесу необходимых природе грибов от бездумного отношения человека! Посмотрите на плакат. О каком правиле напоминает нам художник? (Плакат: «Не сбивай мухоморы!».) Ни в коем случае нельзя уничтожать грибы, которые являются несъедобными для человека. Почему? Очень важно во время прогулок в лесу не обижать местных обитателей. Часто достается от детей муравьям. Чьи домики привлекают внимание?

Воспитатель читает детям рассказ А. Тумбасова «Дом- пирамидка», показывая иллюстрацию «Не разоряй муравейников»:

Муравьиные тропинки петляют в траве, разбегаются по лесу, и каждая ведет к муравейнику. По тропинке движутся муравьи. Одни волокут насекомых во много раз больше себя. Другие тащат хвоинки, чешуйки семян, различный лесной мусор. И поднимают все это на муравейник. День за днем муравьи настраивают свое жилье, возводят дом-пирамидку с покатой макушкой. Так что уж никакой дождик не страшен: вода скатывается с крыши-макушки, как с хорошо заметанного стога. Но случается, разворошит кто-нибудь муравейник, тогда вода проникает внутрь, хозяева растеряны: пришла беда. Какое жилье с худой крышей!? Муравьи не успевают быстро восстанавливать ее, и в ненастье гнездо погибает.

Муравьям нужно помочь: осторожно подровнять дом- пирамидку и исправить крышу-макушку. Конечно, это будет грубая работа, но все остальное муравьи доделают сами.

Понаблюдайте, как муравьи строят муравейник, как тащат травинку, что едят, как ведут себя перед дождем. Наблюдать природу надо уметь, не трогая ее, не разрушая красоты.

Чтение стихотворения П. Гвездослава:

Я сорвал цветок, - и он увял.

Я поймал мотылька, - и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

К сожалению, человек чаще относится к природе не бережно, не экономно, а эгоистично, расточительно. А теперь подумайте, почему так сказал поэт.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко

Поэт призывает нас бороться со своим бездушным отношением к природе.

Мы все любим отдыхать среди природы. Но всегда ли мы оставляем место своего отдыха в том виде, каким оно было до нашего прихода? Посмотрите на плакат «Не оставляй мусор в природе!». Люди, оставляющие после себя мусор, поступают непорядочно. Они не задумываются над тем, что губят красоту природы, наносят ей вред.

Дети, а что вы делаете с мусором, собирающимся у вас на прогулке? С банками, с бутылками, пакетами, бумагой и остатками еды?

Знаете ли вы, что бумага брошенная вами, будет лежать более 2-х лет, консервные банки - более 30 лет, полиэтиленовые пакеты - более 200 лет, стекло - 1 000 лет? Да, ребята, природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи, просит защиты.

А природа опять

То предельно проста,

То одета в цветастые перья...

Удивляет меня не ее красота,

Удивляет ее терпенье.

А когда сквозь асфальт

 

Лепестков пятерня

Продирается после полночи,

Я не радуюсь силе Земли,

Для меня

Это прежде всего -

Крик о помощи!

Р. Рождественский

Давайте сформулируем, запомним правила поведения в природе и постараемся следовать им. (Воспитатель слушает ответы детей, записывает их на доске.)

Правила поведения в природе

1. Никогда не наноси вред природе.

2. Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем, кто попадается в природе.

3. Не трогай домиков животных, их детенышей.

4. Не трогай птичьи яйца.

5. Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не режь кору).

6. Не разжигай костров в лесу, не делай новых кострищ. Береги почву.

7. Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.

8. Подкармливай зверей и птиц зимой.

9. Не мусори на месте своего отдыха.

10. В меру бери дары природы.

11. Не прокладывай новых тропинок в лесу.

12. Находясь на природе, учись наблюдать за ней.

13. Учись слушать голоса природы.

14. Не засоряй рек, родников, при необходимости расчищай места засоров.

15. Не шуми на прогулках, не пугай животных - наших меньших братьев.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий экологической игры в начальной школе

Экологические сказки для старших дошкольников и младших школьников

Сценарий экологического праздника в начальной школе

Экологический ринг в 3 классе. Сценарий

Особенности экологического образования младших школьников

Анастасия Олеговна Исачкова # 2 ноября 2016 в 11:21 0
Материал подобран в соответствии возраста, благодаря проведенной работы дети вполне могут придти к выводу о правилах поведения в природе и выделить правила. Спасибо за Вашу работу. Использую в своей работе.
Галина Дмитриевна Клинцова # 13 ноября 2016 в 23:07 0
Здравствуйте! Материал подобран грамотно и богато, развивается эмпатия детей и сочувствие ко всему живому. Благодарю!
Ольга Александровна Румянцева # 24 февраля 2017 в 09:02 0
Здравствуйте! Очень понравилась разработка классного часа. Материал рассматривается подробно. Удачно используются стихи, наглядность. В конце занятия есть рефлексия. Дети формулируют правила поведения в природе. Можно предложить ребятам в конце занятия или дома нарисовать условные обозначения для каждого правила. Спасибо автору за интересную работу.
Валентина Николаевна Шелепова # 4 июля 2017 в 08:19 0
Очень понравилась разработка , получилось мероприятие, а не беседа. Данное мероприятие развивает логику, мышление. Обязательно воспользуюсь.
Юлия Сергеевна Харламова # 23 июля 2017 в 11:29 0
Спасибо большое за интересно составленную беседу,фрагменты которой можно использовать не только в первом классе.Будет полезно и многим взрослым напомнить правила поведения в природе.Очень хорошо,что Вы включили поэтические строки,я всегда это приветствую.Творческих Вам успехов!
Светлана Михайловна Ситникова # 14 мая 2018 в 04:56 0
Очень понравилась разработка, много художественного слова, которое вызывает у детей эмоциональный отклик. Спасибо, использую в своей работе.