Культура, взрастившая технократическую, потребительскую цивилизацию, оказалась неадекватна природе. Духовное мировоззрение человека привело к отчуждению человека от природы... На смену потребительской психологии, природопокорительскому взгляду на мир должна прийти новая система ценностей.
С. Н. Глазачев
Глобальные проблемы современности, несущие угрозу человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. В современном обществе прослеживается явное противоречие между позитивными установками и реальным уровнем экологического воспитания личности. Поэтому в начальной школе идет процесс поиска новых подходов для формирования экологической культуры младших школьников.
Действенность любых мер по спасению природы определяется поведением людей, их отношением к окружающей среде, природе. А основы этого отношения закладываются в детстве, «поэтому дошкольный и младший школьный возраст должны стать объектом пристального внимания и педагогов, и психологов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания» (С. Д. Дерябо).
Обостренные эмоциональность и чувственность младших школьников создают особые предпосылки для проявления интереса к самому себе, окружающим людям, к своему здоровью, природе, что создает определенные условия для эффективного экологического образования на этом возрастном этапе.
В реализации программы экологического воспитания учителю необходимо разрешить следующие педагогические противоречия:
Противоречия |
Задачи |
Между позитивными экокультурными установками и интенсивностью накопления детьми негативного экологического опыта в результате стихийного взаимодействия с социумом |
Обеспечение более разнообразной деятельности по накоплению опыта общения с природой, социумом |
Между активной природой младшего школьника и преобладанием вербальных методов в практике экологического воспитания |
Разнообразие форм работы по экологическому воспитанию, повышение материально-технического уровня учебно-воспитательного процесса |
Между потребностью формирования у учащихся патриотического отношения к малой родине, бережного отношения к родной природе и отсутствием эколого-краеведческих знаний |
Изучение истории своего края, его природы, культуры, народных промыслов и этнографических особенностей |
Между развитием навыков здоровьесбережения младших школьников и недостаточностью знаний и навыков по данной проблеме у учеников и родителей |
Внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения. Разработка материала для работы с родителями |
Эти противоречия создают проблему, заключающуюся в необходимости развития и становления экологической культуры младших школьников. Решение этой проблемы можно осуществить через развитие экологического мировоззрения в процессе обучения, воспитания и практической деятельности на основе изучения эколого-краеведческого материала.
С. Н. Глазачев писал: «Экологическую культуру нельзя привезти в страну, как... французскую косметику. Она рождается как результат взаимодействия природы и человека, культуры и ландшафта».
В качестве основных структурных компонентов экологического образования называются:
- экологическая образованность, или система экологических знаний;
- экологическое сознание, мышление, мировоззрение, экологические отношения, система ценностей, культура чувств;
- культура экологически оправданного поведения.
Сообразуясь с данными структурными компонентами, определяются следующие цели:
- расширение экологических знаний;
- развитие экологического сознания, мышления, мировоззрения;
- развитие потребностей гармоничного общения с природой;
- воспитание эстетического отношения к природе;
- воспитание устойчивого интереса к истории и экологическим проблемам родного края;
- воспитание потребности поддерживать экологическое здоровье личности.
Добиться наилучшего результата для достижения поставленных целей помогает включение в систему работы четырех взаимосвязанных компонентов (познавательного, ценностного, нормативного, деятельностного), являющихся ядром экологического образования, а также следующие дидактические принципы:
- гуманизации;
- культуросообразности;
- природосообразности;
- интеграции;
- системности и целостности;
- обратной связи.
Необходимым условием становления экологической культуры является связь экологического обучения и воспитания. Она осуществляется за счет системы ведущих идей.
Система ведущих идей экологического обучения и воспитания
На современном этапе идеи экологического образования активно внедряются в практику обучения и воспитания начальной школы.
Существует много вариантов факультативных курсов по экологии. Новизна этого подхода заключается в том, что возникла необходимость в ведении курса со 2-го по 4-й класс в связи:
- с актуальностью экологического образования и воспитания в начальной школе;
- с проявлением большого интереса к данным проблемам учащимися начальных классов;
- с необходимостью систематизации, углубления экологических знаний.
Содержание программы факультатива основано на краеведческом материале, более близком учащимся; это помогает понять детям, что экологические проблемы существуют не там, далеко от нас, а здесь - рядом. И уже сейчас мы можем охранять природу, экономя воду, энергию и т. д.
Экологическое образование и воспитание может осуществляться по следующим направлениям:
- базовое образование: курс «Окружающий мир» (автор - А. А. Плешаков) и использование межпредметных связей;
- базовое образование дополняется авторской программой факультативного курса «Экология и краеведение» для 1-4 классов;
- разработка и реализация экологических проектов;
- организация внеклассной работы по экологии;
- вовлечение в практическую деятельность по взаимодействию с природными объектами;
- организация экологической работы в школьном летнем лагере;
- организация пропедевтических экологических мероприятий для дошкольников;
- организация работы по популяризации здорового образа жизни среди детей и родителей.
Для достижения лучших результатов по программе курса А. А. Плешакова «Окружающий мир» используются разнообразные формы проведения уроков: урок-исследование, урок- игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-КВН и др.
Краеведческий и экологический материал включается в содержание почти всех предметов, изучаемых в начальной школе.
Русский язык:
- использование текстов из произведений местных авторов для списывания, изложений, диктантов;
- сочинения на темы: «Что меня удивило на экскурсии», «Мой город в будущем», «Могу ли я помочь природе» и др.;
- сочинения сказок, например: «О чем шепчет березка», «Подслушанный разговор животных» и др.
Литературное чтение, внеклассное чтение:
- чтение и обсуждение книг о родном крае;
- чтение рассказов и стихов местных писателей;
- знакомство с русскими поэтами.
Математика:
- решение и составление задач экологического содержания, использование цифровых данных о родном крае.
Изобразительное искусство:
- знакомство с картинами И. Левитана, И. Шишкина и др.;
- знакомство с произведениями художников, родиной которых является область (край);
- знакомство с произведениями современных художников проживающих на территории области (края).
Технология:
- работа с природным материалом;
- использование ненужной упаковки, старых вещей для поделок.
Программа факультатива «Экология и краеведение для младших школьников» предполагает расширение и углубление знаний курса «Окружающий мир», экологических знаний, знакомство с краеведческим материалом и изучение истории, природы, культуры данной области.
Ведущая тенденция программного изложения - интеграция, которая предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности (наблюдение, исследование, беседа, игра и т. д.).
При реализации программы используются различные формы проведения занятий. Главное - как можно больше использовать формы, отличающиеся от классно-урочной системы занятий. Это могут быть экскурсии, занятия в парке, на поляне, на «экологической тропе», в школьном живом уголке и в зимнем саду, практические занятия по уходу за растениями, приготовление «витаминной пищи», экологический тренинг по укреплению здоровья и др.
Экологическое воспитание должно обеспечить личности потребность собственного здоровья. Так как проблема здоровьесбережения школьников очень актуальна, в систему работы включен «Эколого-валеологический лекторий для учеников и родителей».
Работа лектория предполагает:
- занятия факультатива;
- включение в уроки здоровьесберегающих материалов;
- лекции на родительских собраниях;
- индивидуальные беседы с родителями.
Темы лектория охватывают взаимосвязанные компоненты здоровья:
- физический;
- психоэмоциональный;
- социальный;
- личностный;
- духовно-нравственный.
Лекторий в основном предполагает информационные формы проведения занятий, но в работу включаются и оздоровительные мероприятия:
- физкультурные паузы;
- физкультурные минутки:
а) оздоровительные (гимнастика для глаз, гимнастика для пальцев, танцевальные);
б) когнитивные (дидактические игры с движениями, развивающие игры);
в) креативные (оригинальные движения, пантомимическая гимнастика).
Работа по здоровьесбережению осуществляется совместными усилиями педагогов, детей, родителей, медработников. Главная цель этой работы — формирование культуры здоровья, которая является частью экологического мировоззрения, экологической культуры, создание условий сопричастности к решению экологических проблем, расширение экологических знаний учащихся.
Внеклассная работа по экологии продолжает, дополняет процесс обучения, закрепляет полученные экологические знания, умения, навыки. Внеклассная работа помогает более широко приобщать ребенка к природе, дает больше возможностей для практической деятельности.
В процессе этой работы проводятся:
- экскурсии в музей, центр ИЗО, на станцию юннатов;
- экскурсии по городу, поездки в другие города и по историческим местам области (края);
- экскурсии по охраняемым территориям области (края);
- декады по природоведению;
- олимпиады;
- конкурсы стихов о природе;
- турниры эрудитов;
- выставки рисунков и творческих работ;
- праздники (День птиц, День Земли и др.).
Особая форма работы - «Экологический театр». Темы спектаклей: «Лесной огород», «Сказка весеннего леса», «Волшебница-осень» и др.
Практическая деятельность учащихся.
Это озеленение класса, школьных коридоров, школьного двора, уборка территории, сбор макулатуры.
В процесс воспитательной работы включаются мероприятия, посвященные знаменательным датам, событиям. Особое внимание уделяется патриотическому и гражданскому воспитанию младших школьников. Проводятся классные часы и беседы на темы:
- «Наши знатные земляки».
- «Наш город в годы Великой Отечественной войны» и др.
Мониторинг отслеживания результатов.
Отслеживание результатов проводится в 4 направлениях, что соответствует 4 компонентам экологического образования.
1. Познавательный.
Уровень сформированности данного компонента у учащихся выявляется с помощью контрольных работ и тестов, позволяющих определить глубину знаний о родном крае.
Текст контрольной работы можно найти в тетрадях «Проверь себя» (А. А. Плешаков) или составить его самостоятельно.
2. Ценностный.
Уровень сформированности этого компонента экологического образования отслеживается с помощью творческой работы (сочинение). Учитель предлагает детям темы на выбор: «Человек — царь природы?», «Что дает человеку природа?»
3. Нормативный.
Учащимся предлагается заполнить анкету следующего содержания:
1. Загрязняется ли почва в нашей области (крае)?
2. Принимаешь ли ты участие в сохранении почвы? Как?
3. Ты с друзьями приехал на пикник на берег реки. Каковы ваши действия?
4. Придумай запрещающие и разрешающие знаки, связанные с поведением человека у воды.
5. Напиши памятку туристам «Как надо вести себя в лесу».
6. Если бы ты был составителем Красной книги, то кого бы нарисовал на ее страницах?
7. Что ты можешь сделать для сохранения птиц и животных?
4. Деятельностный.
Это самый сложный компонент экологического образования для диагностирования, поэтому используется собственно-эмпирический метод исследования - наблюдение.
Если в 1-2 классах практическую деятельность учащихся направляет учитель, то к концу 3 класса и в 4 классе учащиеся проявляют самостоятельность при осуществлении общественнополезной практической деятельности экологического характера.
На оборудованном стенде «Панорама добрых дел» отображается практическая деятельность детей. Это участие в поддержании чистоты школьной территории и территории дворов, где живут дети, озеленение класса и школьных коридоров, уход за животными школьного музея природы, подкормка птиц и изготовление кормушек, уход за деревьями и кустарниками школьного двора, привлечение внимания к экологическим проблемам своих сверстников, например постановка спектакля «Если природу не будем беречь...»
Автор: С. И. Варламова
Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения
Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание
Внеклассные занятия по экологии для младших школьников
Нет комментариев. Ваш будет первым!