Внеклассное занятие на летнюю тематику для учащихся 3-4 класса
Описание: внеклассное занятие по профилактике клещевого энцефалита. Содержание и методы достаточно универсальны: разные его части могут быть использованы для проведения занятий с детьми разного возраста, все занятие рассчитано на учащихся 3-4 классов. Может быть востребовано широким кругом педагогических работников, в том числе сотрудниками детских оздоровительных центров.
Тема: Профилактика нападения и укусов клещей.
Цель: учить узнавать клеща, отличать от других насекомых и паукообразных. Задачи:
- формировать представления детей о клещах и вреде, который они могут принести здоровью человека,
- вызывать эмоциональный отклик на паукообразных и возможность их причинить вред здоровью человека,
- учить беречь свое здоровье, способствовать формированию навыков профилактики нападения и укуса клеща, клещевого энцефалита. Оборудование: компьютер, проектор, спичка, клещи (инструмент), резьбовая отвертка, или шило с крючком, или длинный саморез, брусок мягкой древесины или лист ДВП, комплект одежды для похода в лес, длинная гибкая травинка или веточка, репиленты, брошюра для родителей «Профилактика клещевого энцефалита».
Ход занятия.
Организация и начало.
О многих животных мы с Вами говорили, но есть одно животное, о котором стоит поговорить отдельно.
Во-первых, потому, что это очень распространенное живые существа. Их известно больше 48 тысяч видов. Они бывают очень маленькие 0,08 мм, т.е. их только в микроскоп можно разглядеть, но бывают и крупные виды - до 5 мм в длину. Т.е. они могут быть размером со спичечную головку (демонстрация).
Во-вторых, потому, что одни из них живут в домах и могут спать в Вашей постели, другие обитают в лесах и питаются кровью животных и могут быть очень опасны для человека и животных.
Это не насекомое, хотя их часто путают с насекомым. В процессе развития это животное проходит не 3 стадии, как насекомые, а 4: яйцо, личинка, нимфа, взрослая особь. Возможно, их путают с насекомыми потому, что на стадии нимфы они имеют 6 конечностей, а взрослая особь - 8.
Это животное из класса паукообразных. Это клещ.
Основная часть:
1. Строение клеща.
Клещ это удивительное и немного пугающее создание.
У него, как и у паука два отдела тела: голова-грудь и брюшко, 4 пары ног, мощные челюсти – хелицеры, хоботок (гипостом) и специальный сенсорный орган, который называется орган Галлера (по имени ученого, которые его открыл и изучил). Этот орган позволяет клещу ощущать сразу запахи, температуру и влажность.
Благодаря своим необычным челюстям клещ и получил название. Его челюсти похожи на инструмент, который так и называется «клещи».
Давайте рассмотрим, как устроены клещи, какие действия можно совершать с их помощью (эксперимент).
Используя свои удивительные челюсти, клещи питаются. Они ведут паразитический образ жизни, т.е. питаются на теле хозяина. 2. Иксодовые клещи.
В 20-е годы прошлого века, т.е. почти 100лет назад ученые столкнулись с проблемой: люди, которые уезжали осваивать дальневосточную тайгу, вдруг массово заболевали неизвестной болезнью и умирали, а те немногие, кто выживал, оставались немощными инвалидами: они были парализованы, не могли ни ходить, ни говорить…
Перед учеными стояла задача выяснить причину этого заболевания и определить способы его лечения.
Ученые провели огромную работу и пришли к выводу, что возникновение массового заболевания связано с активностью какого-то животного или насекомого. Они составляли схемы активности разных обитателей тайги и сравнивали эти схемы со схемами заболеваемости. И когда дошли до схемы активности клещей, то оказалось, что, она точно совпадала с пиком заболеваемости страшной болезнью.
А ведь до этого укус клеща считался не страшнее, чем укус комара.
Но самое неприятное то, что если раньше с клещом, который переносит вирусный энцефалит, можно было встретиться только далеко в тайге, то сейчас такие клещи распространились на огромную территорию, а с недавних пор их можно встретить и в городских парках, скверах.
Расселиться на огромные территории клещи смогли благодаря птицам: клещ присасывался к птице в одном месте, а насытившись кровью, отваливался в другом.
А выжить в новой местности клещи смогли потому, что умеют отлично приспосабливаться к различным условиям:
- клещ может два года ничего не есть,
- самка может приостановить кладку яиц на несколько месяцев,
- она может отложить даже неоплодотворенные яйца, из которых вылупятся жизнеспособные личинки. Такое явление называется партеногенез, что позволяет продолжить свой род, если не удалось встретить полового партнера,
- клещи могут замедлять свое развитие на любой стадии, в зависимости от изменений климата. Такая способность позволяет переживать засуху, нехватку пищи или резкое понижение температуры,
- зимой клещи впадают в спячку.
А вот в том, что клещей, переносящих опасные заболевания, сейчас очень много связано с тем, что яйца, которые откладывает самка, уже заражены, например, бабезиоз передается клещами до 59 поколения. А самка откладывает несколько тысяч яиц!
Через несколько недель вылупляются личинки. Личинки питаются и, перелиняв, превращаются в нимф. Нимфы снова питаются, линяют и превращаются во взрослых клещей. При благоприятных условиях превращение яйца во взрослого клеща происходит за два месяца. Но, если условия жизни плохие, то клещ замедляет развитее и может прожить несколько лет.
Самое неприятное, что для перехода из одной стадии развития в другую, а также для откладки яиц клещу необходима кровь животного, т.е. и личинка, и нимфа, и взрослая особь могу напасть на человека или животное.
Клещ питается только кровью. В процессе питания масса самки увеличивается в 80-120 раз.
Если бы так кушал человек, то после обеда он бы весил 600-700 кг (как бегемот или слон)!
За жизнь клещи могут паразитировать на нескольких животных. Молодые особи обычно питаются на мелких грызунах, птицах и рептилиях, а взрослые на крупных животных, таких как олени, лоси, человек.
Но если первым, кто повстречался личинке, будет человек, то она нападет на человека! Но на разных стадиях развития у клещей разная длинна хоботка, поэтому они присасываются в определенных участках тела и на разных видах животных. То есть у каждого есть свои любимые места.
Присасываться клещам позволяет специфический ротовой аппарат.
У кровососущих клещей хоботок имеет особый аппарат из крючьев, направленных назад, которые позволяют клещам прочно прикрепиться к коже хозяина.
Он похож на эту отвертку.
Давайте попробует действовать как клещ, и сначала вкрутим ее… Когда клещ вводит хоботок в тело жертвы, то он впрыскивает в ранку слюну, содержащую иксодин – вещество, препятствующее свертыванию крови. В это же время со слюной в организм попадают возбудители многих заболеваний, которые переносят клещи, в том числе и вирус клещевого энцефалита.
А теперь попробуем просто выдернуть отвертку…
Не получается… потому что она, как хоботок клеща, крепко держится своими зазубренками. 3. Действия при обнаружении укуса.
Поэтому и нельзя выдергивать присосавшегося клеща. Его тело просто порвется, а челюсти останутся в коже, и вынуть их будет очень трудно.
Но все же важно быстро извлечь клеща из кожи, т.к. через некоторое время в кровь начнут проникать и вирусы, которые живут у клеща в желудочно-кишечном тракте (например, баррелиоз (болезнь Лайма), а они не менее опасны для здоровья и жизни человека.
Что же нужно сделать, если в обнаружили на своей одежде, коже клеща или другое, пусть даже не известное вам насекомое, паука? Или если вы обнаружили присосавшегося клеща?
Самое первое и главное – сразу сказать об укусе взрослым!
А второе – поехать в ближайшую больницу! Клеща должен удалять врач!
Потом пострадавшему проведут необходимый курс лечения, а клеща отдадут на исследование на вирусы. 4. Профилактика нападения клеща.
И все же лучше не подпускать клеща близко к коже.
Что же для этого можно сделать?
* обработать территорию специальными веществами, убивающими клещей. Мексиканские ученые выяснили, что городские птицы выстилают гнезда окурками от сигарет, отпугивая эти клещей из гнезд, т.е. не только человек борется с клещами.
* правильно одеться, отправляясь в лес. Потренируемся: выберите из этих вещей те, в которых вы отправились бы в лес…(длинной травинкой имитировать проникновение клеща под одежду через штанины, рукава, под воротник)
- обязательно взять головной убор - кепку, панамку, косынку, лучше косынку,
- надеть однотонную одежду светлых тонов (на ней лучше видно клеща) с длинными и полностью закрытыми рукавами с плотными манжетами и штанинами с затяжками,
- если на штанинах нет затяжек, заправить их в носки, в сапоги,
- обуть закрытую обувь, например, сапоги, ботинки.
Главное одеться так, чтобы перекрыть клещу все возможные пути наступления. Сейчас существуют даже специальные костюмы с ловушками для клещей.
* нанесите на тело и одежду специальные химические средства для защиты от клещей. Важно: на флакончике должно быть написано, что средство отпугивает или уничтожает именно клещей, а не только насекомых!
* Во время прогулки, пикника:
- не садитесь и не ложитесь на траву,
- регулярно и часто осматривайте себя и спутников, особенно внимательно надо проверять участки тела, покрытые волосами, подмышечные, паховые области,
- если обнаружили на себе клеща - сообщить взрослым, обратиться к врачу!
И еще один совет: если вы часто бываете в лесу, на даче, если планируете отдохнуть в детском оздоровительном лагере, поставьте прививку от клещевого энцефалита!
Вакцина действует минимум 3 года.
Заключение:
Много сегодня узнали о клещах?
Подведем итог: что надо делать, чтобы клещ не причинил вам вреда?
И запомним самое главное: о любом укусе, пусть даже неизвестно кого, должны знать взрослые!
Приложение
Презентация на тему: Профилактика нападения и укусов клещей
Здравствуйте, Оксана Викторовна!
Какой богатый и полезный информационный материал Вы представили для публикации!
Он очень актуален в период детского отдыха и летних каникул.
Оказание первой помощи, правильные действия при при попадании клеща на тело человека, профилактика вирусных и инфекционных заболеваний - все это поможет сберечь и сохранить здоровье.
Материал оформлен на самом высоком уровне, единственное, не забывайте указывать автора в начале статьи.
очень понравилась Ваша работа: и эстетически, и по содержанию представленного материала.
Спасибо! С удовольствием посылаю Вам голос №1! Успехов!
С уважением!!!
Здравствуйте, Оксана Викторовна. Вы выбрали важную тему для Вашего внеклассного занятия. Разработка насыщенная, красочно иллюстрирована. Прекрасно, что даётся алгоритм действий при укусе клеща. Памятка для родителей составлена качественно. Спасибо. Голосую.
Татьяна Николаевна, большое спасибо за положительную оценку моей работы. Занятие действительно получается эмоционально насыщенный, активным, запоминающимся. Педагоги, которые на нем присутствовали, всегда приводили и других детей с просьбой, провести занятие и для них.