Конкурсы

Беседа в начальной школе о погоде

Беседа-диалог по экологии для младших школьников «Чудо рядом с тобой»

Цели и задачи: развивать познавательный интерес к природе, чувство удивления и восхищения, учить видеть необычное в привычном; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе.

Оборудование: иллюстрации, слайды, открытки, банка с медицинскими пиявками, набор открыток с изображением разных цветов и растений.

Беседа о погоде

Учитель. Сегодня вы узнаете много удивительного о природе. Но прежде отгадайте несколько загадок.

Летит по небу —

Крылья распластала,

Солнышко застлала.   (Туча)

 

Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает?   (Дождь )

 

Он всюду — в поле и в саду,

Но в дом не попадет.

И никуда я не пойду,

Покуда он идет.   (Дождь )

Итак, сегодня мы поговорим о погоде. Как мы узнаем о том, что будет дождь и ветер, похолодание или потепление? Да, мы слушаем прогноз погоды по радио и телевизору. Эти сведения нам дают синоптики. Кто такие синоптики? А как еще можно узнать об изменениях погоды? Перемену погоды чувствуют некоторые люди, особенно пожилые. У них меняются самочувствие, настроение.

Как вы думаете, можно ли еще как-то узнать о предстоящих изменениях погоды? Оказывается, можно. Наблюдательный человек — настоящий друг природы — сумеет предсказать погоду по изменениям в поведении животных и растений.

Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Их называют растениями и животными-синоптиками, и мы сегодня познакомимся с ними: пчелы, бабочки, муравьи, пауки, пиявки, дождевые черви и многие другие... Могут предсказывать погоду и рыбы. (Учитель показывает иллюстрации по ходу беседы.)

Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами.

Ситуация «Народные приметы о погоде»

Учитель. Посмотрите, чей это домик? (Показывает изображение улья.) Да, в этом чудо-домике живут трудолюбивые пчелы. Пчелы — верные предсказатели погоды. Утром, перед дождем, они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, значит будет хороший день.

Узнаете это насекомое? Это бабочка-крапивница. Она безошибочно предсказывает дождь. Перед дождем она среди дня начинает готовиться к ночлегу — прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья.

Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник: ведь если вода попадет в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики-пирамидки.

Кого можно назвать лесными кружевницами? Кто видел тонкие шелковые кружева в лесу? Оказывается, пауки — тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье: они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается кормом, следовательно, смело можно предсказывать грозу. А если увидели паука вечером, можно сказать, что дождя не будет.

Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюет? Почему? Оказывается, в засуху перед дождем рыба в водоемах перестает клевать.

Вы знаете, кто это? (Демонстрирует медицинских пиявок в банке.) Где вы видели их? Как вы относитесь к пиявкам? Пиявки издавна используются в медицине, облегчая страдания людей, помогая снижать давление. Умеют пиявки и предсказывать погоду. Их помещают в стеклянную банку, заполненную водой, с песком на дне. В ясную погоду пиявки спокойно лежат на дне, перед дождем держатся у стенок банки, чуть высунувшись из воды, а беспокойное и быстрое плавание пиявок предвещает сильный ветер. Особенно тревожно ведут себя пиявки перед грозой.

Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары перед дождем становятся назойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы:

- Паук усиленно плетет сети — к сухой погоде.

- Паук забился в угол — к ветру.

- Лягушки расквакались — к непогоде.

- Муравьи прячутся в муравейник — к грозе.

- Ласточки летают низко — перед дождем.

Предсказывают погоду и растения. Чаще всего они реагируют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождем закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка.

Отгадайте загадку: о каком синоптике пойдет речь?

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый,

Потом померк, потух

И превратился в пух.

На нем платок пуховый,

Всегда слететь готовый.   (Одуванчик)

Одуванчики складывают перед дождем свои пушистые шарики. Поникает перед дождем мальва, сгибает стебелек фиалка, наклоняется и опускает листья клевер. Акация и жимолость за 15—20 часов до дождя усиленно выделяют нектар.

А есть растения, которые перед дождем «плачут» — выделяют лишнюю влагу. К таким растениям относится клен, который предсказывает сильное ненастье за трое-четверо суток. «Льют слезы» при хорошей погоде овес, пшеница. Если в солнечный день на перышках молодого овса или пшеницы выступили капли влаги, надо ждать дождя. Будьте наблюдательны, ребята, и расскажите друзьям о своих наблюдениях.

А как мы с вами определяем время? По часам. А еще как? Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться во времени нам помогут растения. Их называют цветочными часами.

Ученик.

Выйди летом за село —

От цветов светлым-светло.

Можешь смело здесь играть

И не бойся опоздать.

Вовремя придешь домой —

Здесь часы всегда с тобой.

Глянь вокруг — и каждый раз

Будешь знать, который час.

Время точное растенья

Знают все без исключенья.

От росы и до росы

Счет часам ведут часы.

На все лето каждый год

Солнце им дает завод.

В. Лукин

Учитель. Послушайте внимательно и постарайтесь отгадать, о каком растении идет речь. Встретить его можно на пустырях и лугах, по берегам рек, среди кустарников, близ изгородей. Растение опушено жесткими волосками, стебель у него твердый, как у кустарника, цветки похожи на стайку голубых мотыльков, которая присела отдохнуть в зеленом кустарнике.

Игровая ситуация «Найди нужный цветок»

Учитель. Чтобы правильно назвать это растение, давайте поиграем в игру «Найди нужный цветок».

Учитель предлагает ученикам набор карточек с изображением разных цветов: василька, клевера, ромашки, цикория, колокольчика, ветреницы, мака, незабудок, кувшинки, одуванчика, фиалки, календулы. Перед детьми ставится задача найти описанное растение.

Учитель. Это цикорий. Цветки его раскрываются рано утром, а после полудня смыкают лепестки и к 15 часам полностью закрываются. Цикорий — лекарственное растение, а порошок из его корневищ добавляют в кофейные напитки.

Нельзя не любоваться красотой белой кувшинки. В народе ее ошибочно называют лилией. Все красиво в ней — круглые, как блюдца, листья и белоснежные цветки. Это растение стало редким и занесено в Красную книгу, поэтому рвать ее нельзя. Без воды оно быстро увядает. Цветки кувшинки раскрываются утром.

В восемь — нежно, как снежинка,

Распускается кувшинка.

А к вечеру, в 18—19 часов, растение закрывает лепестки. Кувшинка может предсказать погоду: она не раскрывается перед дождем.

Сегодня вы узнали много удивительного о животных и растениях — наших верных друзьях и помощниках.

Сейчас мы с вами еще раз поиграем в игру «Найди растение».

Учитель использует указанные выше карточки, но задание усложняется. Детям предлагается разделить карточки на три группы; растения-синоптики, охраняемые растения и цветочные часы.

Подведение итогов игрового занятия. После повторного проведения игры учитель благодарит учеников за активность и в краткой беседе закрепляет знания. Можно предложить второклассникам привести примеры народных примет о погоде.

Рекомендуем посмотреть:

Экологический классный час в 3 - 4 классе

Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения

Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание

Елена Валерьевна Черных # 6 ноября 2015 в 18:06 0
Очень познавательная беседа! Развивает чувство восхищения, воспитывает любовь к окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе.
Надежда Александровна Юнг # 12 ноября 2015 в 15:58 0
Работа с народными приметами учит наблюдательности, единению с природой. Современным детям этого не хватает. Ваше мероприятие достигло своих целей. Спасибо.
Анастасия Олеговна Исачкова # 2 ноября 2016 в 11:24 0
ВАша беседа-диалог очень актуальна. Способствует воспитанию уважения к окружающему миру. Очень познавательный материал. Спасибо