Конспект занятия «Птицы нашего двора», 2 класс

Виртуальная экологическая экскурсия для младших школьников. Тема: птицы нашего двора

Цели: расширить представления о жизни птиц (из отряда воробьинообразных: воробей, ворона; голубиных: голубь) в условиях города, о приспособленности, особенностях их поведения, значении птиц в жизни человека, помощи птицам в трудные времена.

Оборудование: иллюстрации с изображением птиц.

Ход занятия

I. Вводная часть.

Учитель. Мы с вами совершим экскурсию в птичью галерею.

Учитель сообщает цель занятия и распределяет роли директора птичьей галереи, экскурсоводов, помощников экскурсоводов.

II. Виртуальная экскурсия.

«Директор» встречает посетителей и знакомит с птичьей галереей. «Экскурсоводы» (их заранее подготовил учитель) рассказывают о птицах.

ВОРОБЕЙ

В нашей стране существует два вида воробьев: городской (обитает в городе) и полевой, или деревенский (в селах). Деревенский воробей меньше, но наряднее, ярче, чем городской. У него есть приметная «шапочка» коричневого цвета, за что его иногда зовут красноголовым. На белых щеках у него - по одному черному пятну в форме скобочки. У домового воробья на сложенных крыльях по одной светлой поперечной полоске, а у полевого - по две. И крик разный. Домовой кричит «джив-джив», а полевой - «чирр-чирр». Воробьи зимой ночевать под открытым небом не могут, так как когда-то они были обитателями южных стран. Поэтому воробьи держатся вблизи жилья человека.

Птицы сооружают себе особое «зимнее гнездо» для ночёвок- в щели дома, под крышей сарая, в пустом скворечнике. Всюду воробьи перемещались за человеком, а главное - за лошадьми: непереваренные зёрна овса в навозе служили им пищей. Когда машины почти вытеснили с планеты лошадей, сразу повсюду стало меньше воробьев.

Эти юркие птички собирают в огородах вредных насекомых, чем приносят большую пользу. Однако в садах они объедают фруктовые деревья, особенно вишни. Вредят они и зерновым культурам. Воробей - умная птица. Поймать его труднее, чем многих совершенно диких птиц. Натуралист В. Гусев подметил интересное положительное качество: как бы ни было голодно, если воробей нашел корм, он, прежде всего, издает призывное «чив... чив», которое служит для его собратьев приглашением к обеду. За едой в воробьиной стае гораздо меньше раздоров, чем, скажем, у голубей.

За месяц стая воробьёв уничтожает около восьми килограммов сорняков и до 600 насекомых, которые вредят растениям.

ВОРОНА

Вороны бывают черной окраски с металлическим синим или пурпурным отливом. Но чаще всего встречаются серые вороны. У них только черная голова, крылья и хвост, остальные перышки серые. Встретить ворон можно на опушке леса, в роще, саду, парке, поселке, городе. Живут постоянными парами. Они ловят жуков, муравьев, мышей, мелкую рыбешку, иногда воруют яйца других птиц. Гнезда ворон часто можно встретить на деревьях, растущих в черте города. Даже в Москве гнезда ворон часто встречаются на деревьях, расположенных вблизи шумных магистралей. Строят гнездо вороны из толстых веток, внутри выстилают шерстью, тряпьем. В последние годы вороны стали вплетать в свои гнезда обрывки проводов, а кое-где сооружают «дома» даже почти целиком из проволоки. Такие гнезда лучше поглощают солнечные лучи и, нагреваясь, помогают птице высиживать яйца. В городе ворон можно увидеть около мусорных контейнеров или свалок. Вороны - птицы сильные, смышленые. В неволе ворона может научиться «разговаривать», как попугай. На свободе ворона часто подражает крикам других птиц.

ГОЛУБЬ

Голубь отличается от других птиц. Одной из характерных особенностей голубей является наличие зоба, своеобразного «мешка» пищевода, куда попадает только что проглоченная пища. Зоб помогает быстро собрать много корма, не заботясь об его измельчении. Когда голубь пьет, он не только утоляет жажду, но и размачивает твердые семена, скопившиеся в зобу. Эти птицы даже пьют воду иначе: погрузив голову в воду, сосут ее. Голубь глотает песок, который помогает ему истирать в желудке твердые семена. Самая замечательная особенность голубей - кормление своих детей «птичьим молоком». «Молочком» называют жидкую кашицу, вырабатываемую стенками желудка. В нем есть все полезные вещества - белки, жиры, углеводы, витамины. Каждая птица может прокормить только одного птенца, потому в гнезде обычно два яйца. Голуби хорошо бегают и собирают корм на земле, отлично летают. Они ищут места, где много корма: семян различных растений, ягод и др. Селятся голуби, как правило, рядом с человеком. Люди приручили этих красивых птиц. Существуют различные породы почтовых, спортивных, декоративных голубей. У многих народов голубь является символом мира.

III. Викторина.

«Директор» галереи задаёт вопросы посетителям птичьей галереи.

1. Где сооружает себе особое «зимнее гнездо» для ночёвок воробей? (В щели дома, под крышей сарая, в пустом скворечнике, на балконе.)

2. Чем отличается домовой воробей от полевого? (Приметная «шапочка» коричневого цвета, на белых щеках у него — по одному черному пятну в форме скобочки.)

3. Почему воробьи держатся вблизи жилья человека? (Когда- то они были обитателями южных стран.)

4. Почему полевой воробей не селится в городах? (В городе ему не хватает насекомых.)

5. Чем кормятся воробьи? (Насекомыми, зерновыми культурами, клюют вишню, смородину, виноград и др.)

6. Какую пользу приносят воробьи? (За месяц стая воробьёв уничтожает около восьми килограммов сорняков и до 600 насекомых.)

7. Какой вред наносят они зерновым культурам, садам? (Клюют зерно, фрукты.)

8. Что произойдет, если истребить воробьев? (Увеличится количество вредных насекомых.)

9. Как понимаете пословицу: «Старого воробья на мякине не проведешь»?

10. Какие виды ворон наиболее распространены в России? (Черная и серая.)

11. Где их можно встретить? (На опушке леса, в роще, саду, парке, поселке, городе.)

12. Из чего вороны делают свои гнезда? (Из толстых веток, обрывков проводов, иногда — целиком из проволоки. Внутри выстилают гнезда шерстью, тряпьем.)

13. Чем питаются вороны? (В их рационе - жуки, муравьи, мыши, мелкая рыбешка, яйца других птиц.)

14. Умеет ли ворона «разговаривать»? (Ворона часто подражает крикам других птиц.)

15. Какой вред наносят вороны заповедникам и охотничьим хозяйствам? (Разоряют гнезда других птиц.)

16. Какую пользу приносят вороны человеку? (Уничтожают вредных насекомых и мышей.)

17. Где селятся голуби? (Как правило, рядом с человеком.)

18. Чем они питаются? (Семенами различных растений.)

19. Что такое зоб? (Своеобразный «мешок»-пищевод, куда попадает только что проглоченная пища.)

20. Для чего пьет голубь? (Утоляет жажду, размачивает твердые семена, скопившиеся в зобу.)

21. Как пьют воду голуби? (Погружают голову в воду и сосут ее.)

22. Для чего голубь глотает песок? (Он помогает ему истирать в желудке твердые семена.)

23. Чем кормят голуби своих птенцов? («Птичьим молоком».)

24. Что называют «птичьим молочком»? («Молочком» называют жидкую кашицу.)

25. Какие полезные вещества содержит «птичье молочко»? (Белки, жиры, углеводы, витамины.)

26. Сколько птенцов может прокормить голубь? (Одного птенца.)

27. Сколько яиц в гнезде? (Два.)

28. Какие породы голубей вывели люди? (Декоративных, спортивных и почтовых голубей.)

29. В чём польза голубей для человека? (Почтовые голуби доставляли различные сообщения, кроме того, голубь считается символом мира.)

Домашнее задание.

1. Нарисовать рисунок на тему «Птицы нашего двора», принять участие в выставке рисунков.

2. Придумать рассказ «Веселые и интересные случаи поведения птиц», «Как помочь птицам в трудные времена», принять участие в конкурсе «Проба пера».

Авторы: Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н. В. Николаева

Рекомендуем посмотреть:

Сообщение про бакланов, 4 класс

Доклад про птицу Гага

Сообщение про голубя, 2-3 класс. Окружающий мир

Доклад про аиста, 2 класс. Окружающий мир

Доклад про птицу глухарь, 3-4 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!