Программа объединения по интересам экологической направленности в дополнительном образовании детей
Программа объединения по интересам «Теремок»
Пояснительная записка
Любовь к природе у детей не приходит сама собой – её нужно пробудить. В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме». Чтобы научиться любить и беречь свой дом, его надо узнать. В психолого-педагогической науке дошкольный и младший школьный возраст рассматривается как первая ступень экологического воспитания, на которой закладываются основы экологической культуры личности. На современном этапе это весьма актуально.
Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Продуманная организация обучения, наблюдения, опыты развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие объектов природы, замечать изменения в окружающем мире. Размышляя о природе под влиянием взрослых, дети обогащают свои знания, чувства, у них формируется правильное отношение ко всему живому, желание созидать, а не разрушать.
Программа «Теремок» рассчитана на поиск более интересных, увлекательных и познавательных для ребенка методов, и способов усвоения и использования знаний о природе в повседневной жизни, которые помогут выразить себя, научат думать, проявить творчество. Мир выдумки и фантазии раскрывается через творческие работы с природным и бытовым материалом.
Программа объединения по интересам «Теремок» предназначена для учащихся младшего школьного возраста 7-8 лет. Программа составлена как дополнение к предмету «Человек и мир». Данная программа рассчитана на год, на ее выполнение отведено 144 часа. Два раза в неделю по два часа. Форма организации учебно-воспитательного процесса – групповая (фронтальная)
Программа кружка «Теремок» по направлению деятельности эколого-эстетического характера. По функциональному назначению – познавательная. Направлена на формирование у младших школьников знаний о природе, развитие выдумки и фантазии. Позволяет ребёнку удовлетворить свои интересы и потребности в познании окружающей среды. Основными методами преподавания являются практический и наглядный: игра, наблюдение, демонстрация наглядных пособий и опытов. Цель реализации программы: расширение и углубление экологических знаний младших школьников. Задачи:
- формировать у детей понятие о природе;
- формировать культуру поведения в природе;
- развивать творческое воображение, познавательные возможности детей;
- развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
- расширять знания о растениях и животных;
- воспитать бережного отношения к природе;
- воспитать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
- воспитать потребность в общении с природой;
- способствовать укреплению здоровья ребят посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Для проведения занятий необходимо:
• просторное, регулярно проветриваемое помещение;
• наличие аудио- и видеотехники;
• наличие необходимого материала.
Материалы и оборудование: Цветная бумага. Пластилин, салфетки. клей ПВА, кисти для клея, картон, рамки, шпагат, карандаши, бумага, мешковина, природный материал и прочее.
Инструменты: ножницы, кусачки, иголки, стеки.
Дидактические материалы: гербарии, коллекции, раздаточный материал, иллюстрации и пр.
С детьми регулярно проводится инструктаж по технике безопасности и охране труда, правилам дорожного движения, противопожарной безопасности.
Материальная база для обеспечения занятий:
• добровольные родительские взносы;
• спонсорские поступления.
• помощь предприятий и частных лиц.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Содержание программы
• Вводное занятие (Организационная деятельность) Обсуждение работы объединения. Подготовка плана работы на учебный год, оформление журнала, подбор дидактического материала, проведение организационного собрания с родителями и детьми. Знакомство с программой. Цель и задачи программы на год. Правила поведения в учреждении, учебных кабинетах. Давай знакомиться «Кто в теремочке живёт?» (игра).
• Что такое природа.
Теория. Понятие природа. Предмет - природоведение. Природа: живая, неживая. Дары природы.
Неживая природа. Солнце. Вода. Почва. Воздух. «Невидимка».
Практика. Опыты с водой, почвой, воздухом. Загадки неживой природы.
Живая природа. Растения. Группы растений. Животные. Виды животных. Загадки о живой природе.
• Осень в природе
Теория. Осенние явления. Изменение погоды. Изменения в жизни животных. Изменения в жизни растений. Народные приметы. Игра-путешествие «Много дней в году, каждому своя примета»
Практика. В кладовых осени. Сбор листьев для художественных работ. Игра «Разведка осенних примет».
• Понятие о растениях.
Теория. Садово-огородные растения. Зерновые культуры. Цветочно-декоративные растения. Значение растений Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы (экскурсия)
Практика. Знакомство с растениями на территории учреждения образования. «Не ходите по газонам».
• Комнатные растения. Знакомство с комнатными растениями. Уход. Полив. Зелёные ёжики. Не рыночный букет.
• Зима в природе.
Теория. Зимние явления в природе. Приметы зимы. Снег и лед - твердое состояние воды. Значение снега в природе. Зимующие птицы.
Практика. Загадки морозных узоров (рисунки). Изготовление простейших кормушек. Незнакомые знакомцы (деревья зимой). Новогодняя ёлка - проект бережливых.
• Понятие о животных.
Теория. Основные отличия растений от животных. Разнообразие животного мира. Звери. Птицы Рыбы. Амфибии рептилии. Насекомые. Ода земляному червю.
Практика. Коллекция увиденных животных (проект).
• Домашние животные.
Теория. Сельскохозяйственные животные и птицы. О Жучках и Мурках. Именная книга. Грызуны. Золотая рыбка. Птицы в доме.
Практика. Фестиваль кино и мультизвёзд. Животные в истории моей семьи.
• Природа Беларуси. Беларусь – край лесов и озер. Растения Беларуси. Животные Беларуси. Не сорока, не ворона. В гостях у Лесовичка. Фенология – наблюдение за природными явлениями. Лесная азбука. Зелёная аптека. Прогулка по лесу. По страницам «Красной книги».
• Весна в природе.
Теория. Весенние явления в природе. Приметы весны. Наблюдения за сменой погоды. Дождик.
Практика. Наблюдение за птицами. Перелётные птицы. Первоцветы. Наблюдения за насекомыми. Берёзкины слёзки. Не разжигай огня в траве. Дачные хлопоты.
• Лето в природе.
Теория. Приметы лета.
Практика. Наблюдения за насекомыми. Какие разные цветы. Разведка прекрасного и удивительного.
• Человек – часть природы. Мальчишки и девчонки. Строение тела человека. Здоровье в ладошках. По следам Робинзона. Удивительная печка. Взаимосвязь человека и природы. Фея Вежливость. Кто такая «Гигиена»? Если хочешь быть здоров - закаляйся.
• Мир выдумки и фантазии (Творческие работы с природным и бытовым материалом). Изготовление подарков к праздникам. Работа с природным материалом. Бумажная пластика и аппликации (открытки-трансформеры, панно из бумажных шариков). Тестопластика. Работа с пластилином. Аппликации из круп и макаронных изделий. Рисование.
• Итоговое занятие. Подведение итогов за учебный год. Творческие планы на будущее. Конкурс творческих работ «Я и природа».
Прогнозируемый результат
С учётом возраста, жёстких требований к знаниям и умениям детей не предъявляется. Развивается эмоциональная сфера ребенка, построенная на сочувствии, сопереживании, сострадании ко всему живому, восприятии красоты природы. Именно эти эмоции лежат в основе экологического и эстетического сознания младшего школьника.
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
- что такое природа;
- некоторые особенности природы своего края;
- основные признаки времён года;
- значение природы для человека;
- группы растений и животных;
- животные и растения, занесенные в Красную книгу Республики Беларусь;
- правила поведения в природе;
- особенности труда людей в разное время года.
Кроме того, обучающиеся должны уметь:
- различать объекты живой и неживой природы;
- различать изученные растения и животных;
- выполнять правила личной гигиены;
- вести наблюдения в природе под руководством педагога;
- подкармливать птиц в простейших кормушках;
- ухаживать за животными живого уголка;
- соблюдать правила поведения в живом уголке и в природе;
- ухаживать за комнатными растениями;
- использовать приобретенные знания и умения в жизни.
Формы и методы работы:
Программа ориентирована на активное «пробуждение» и развитие эмоциональной сферы ребёнка, развитие его личностного потенциала, психическое становление посредством экологического и художественного образования, на удовлетворение потенциальных творческих потребностей детей. В ней учитывается индивидуальный подход к процессу обучения.
В процессе выполнения программы необходимо:
• создать творческую атмосферу, доброжелательные взаимоотношения;
• поощрять познавательную инициативу детей, самостоятельность суждений и интересов, успехи на всех этапах обучения;
• активизировать стремление ребят к познанию самих себя, своих особенностей и способностей;
Оформление кабинета должно соответствовать тематическому плану. Содержание кабинета постоянно обновляется новыми работами. Обязательно наличие ученических столов, демонстрационный стол для педагога, фотоматериалы, схемы, специализированные журналы, лекала, книги, рекомендации к практическим занятиям.
Формы организации обучения:
• занятия по ознакомлению с природой (основная форма работы)
• массовая (конкурсы, утренники, игры, викторины);
• групповая (прогулки и экскурсии с целью знакомства с многообразием форм живой и неживой природы);
• индивидуальная
В организации учебного процесса используется основной метод - игровое моделирование. Также такие методы обучения как мотивация и стимулирование + интерес, методы эмоционального стимулирования.
• рассказ, беседа;
• игровое моделирование;
• упражнения;
• практический;
• демонстрация (демонстрируются рисунки, схемы, фотографии);
Предусмотрены занятия на природе.
По своему назначению используются следующие типы занятий:
• комбинированный;
• первичного ознакомления с материалом;
• усвоения новых знаний;
• применения полученных знаний и умений на практике;
• закрепления, повторения;
• итоговое.
Система контроля освоения программы:
• Раз в год проводится итоговое занятие.
• Результатом обучения является: сумма экологических знаний.
Литература и информационные ресурсы Для педагога:
1. Тарабанина, Т.И. И учеба, и игра:природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов./Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова.- Ярославль: Академия развития, 2006.-240с.
2. Живой уголок в детском саду/ Для дошк. Возраста.- Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2000._144 с. –(Мамина школа)
3. Михайлова, А.В. Природоведение: учебник для 2 класса/ А.В. Михайлова, -Мн. «Народная Асвета»,1985.
4. Букин, А.Л. В дружбе с людьми и природой: книга для учителя / А.Л. Букин. – М.: Просвещение, 1991. – 174 с.
5. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений и учителей начальных классов / Л.И. Егоренков. – М.: Аркти, 2000. – 128 с.
6. Катович, Н.К. Экологическое воспитание школьников программа и опыт / Н.К. Катович, М.А. Станчиц. – Минск: НИО, 1993. – 53 с.
7. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие / С.С. Кашлев. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 224 с.
8. Корнелл, Д. Детям о природе, или как научить детей чувствовать и понимать природу / Д. Корнелл // Вестник АсЭкО. – 1999. – № 2. – 96 с.
9. «Энциклопедия для детей. Том 2. Биология», 8-ое издание, переработанное и дополненное. Главный редактор М. Д. Аксёнова. М. «Аванта +» 2000. – 704 с.
10. Тарасов, А.И. «Эколого-ботанические экскурсии в природу» (Учебно – методическое пособие) / Тарасов, А. И. /-Сургут: информационно-издательский концерн. Х –
М. «Северный дом» 1995 г.- 88 с., ил.
11. Рохлов, В., Теремов, А., Пестрова. Р. Серия «Занимательные уроки»
«Занимательная ботаника» (Книга для учащихся, учителей и родителей) / Рохлов, В., Теремов, А., Пестрова. Р. // М. «Аст – пресс» 1999г., 430 с +2 Для учащихся:
1. Бабакова, Т.А. 500 экологических задач / Т.А. Бабакова. – М.: МНЭПУ, 1995. – 121 с.
2. Вологдина, Е.В. Живая природа. / Е.В. Вологдина – Москва: Росмэн, 2011. – 96 с.
3. Гладкий, Ю.Н. Дайте планете шанс!: кн. для учащихся / Ю.Н. Гладкий – М.: Просвещение, 1995. – 204 с.
4. Колбовский, Е.Ю. Экология для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке / Е.Ю. Колбовский. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 256 с.
5. Экологическая азбука для детей и подростков. – М.: МНЭПУ, 1996. – 163 с.
6. Живой уголок в детском саду/ Для дошк. возраста. - Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.144 с. – (Мамина школа))Учебно-методический комплекс.
Скачать Программа объединения по интересам «Теремок» эколого-эстетического направления