Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Экологический проект с презентацией «Экология воздуха в городе Слуцк»

Экологическое исследование школьников «Экология воздуха в г.Слуцк»
Описание. Экологический проект по экологии, направленный на изучение проблемы загрязнения воздуха. Исследование может представлять интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей биологии и всех кому небезразлично будущее планеты.

Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования, ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Соавторы: Чуксина Кристина, Зубович Карина, учащиеся объединения по интересам «Эврика» ГУО «Слуцкий ЭБЦУ»
ВВЕДЕНИЕ

Человек на всех стадиях своего развития тесно связан с природой и окружающим его миром.
Основой любой природной экосистемы являются зеленые растения. В процессе фотосинтеза они создают органическое вещество и выделяют в атмосферу кислород, чем и обеспечивают жизнь экосистемы в целом. Кроме этого растения выполняют следующие функции: очищение атмосферы от загрязнений, предотвращение эрозии почвы, снижение запыленности и загазованности воздуха, обладание фитонцидным действием, влияние на тепловой режим и влажность воздуха, борьба с шумом.
Находясь в лесу или парке, можно почувствовать, что воздух совсем другой, не такой, как на пыльных городских улицах. В тенистой прохладе деревьев дышится намного легче. Дело в том, что поверхность листьев способна захватывать находящиеся в воздухе частицы и удалять их из воздуха (по крайней мере, временно). Микроскопические частицы, находящиеся в воздухе, могут попасть в легкие, что может привести к серьезным проблемам со здоровьем или к раздражению тканей. Поэтому необходимо снижать их концентрацию в воздухе. Деревья могут удалять как газообразные загрязняющие вещества, так и твердые частицы пыли. Пылевые частицы, не достигнув земли, оседают на листьях деревьев, и под их пологом воздух становится намного чище, чем над кронами.
Актуальность проекта:
Загрязнение атмосферы влияет на функционирование окружающей природы и здоровье человека. Выбросы промышленных предприятий и выхлопные газы, пыль и испарения раскаленного асфальта делают очень актуальной проблему очистки воздуха от загрязнений. Большую роль в ее решении играют деревья. Хвойные растения очищают воздух в течение всего года, а не только в теплое время. Ель обыкновенная обладает высокой чувствительностью к различным видам загрязнителей, что обуславливает её широкое использование в качестве биоиндикаторов при оценке качества окружающей среды. Чтобы уменьшить количество вредных веществ, попадающих в воздух, необходимо привлечь к решению этой проблемы максимальное количество людей. Сделать это можно через экологическое информирование населения.
Предмет исследования: атмосферное загрязнение в г.Слуцк.
Объект исследования: хвоя ели обыкновенной и ели голубой, автомобильный транспорт.
Гипотеза: в воздухе на территории г.Слуцк присутствуют вредные вещества антропогенного происхождения.
Цель: выяснить наличие атмосферного загрязнения в г.Слуцк и изучить пути его сокращения.
Задачи:
1. провести кабинетное исследование влияния загрязнения воздуха на человека;
2. организовать и провести анкетирование среди учащихся ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся»;
3. изучить влияние автомобильного транспорта на окружающую среду г.Слуцк;
4. провести биоиндикацию атмосферного воздуха на отдельных участках г.Слуцк;
5. привлечь внимание учащихся учреждений образования г.Слуцк к проблеме атмосферного загрязнения.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Здоровье человека и загрязнение воздуха
Медики давно выявили связь между атмосферой городов с вредными веществами и увеличением количества болезней системы дыхания.
Городской житель ежедневно вдыхает огромное количество газов, пыли, твердых частиц. Они непосредственно соприкасаются с поверхностью легких, и во много раз быстрее, чем через желудок, проникают в организм, а действуют в несколько десятков раз сильнее.
Поэтому развитие астмы, появление аллергии непосредственно связывают с вдыханием воздуха, в котором присутствует двуокись серы, окислы азота и пыль, а также имеются углеводороды, в составе которых имеются хлор и фтор.
Хронические болезни верхних дыхательных путей, некоторых кожных заболеваний могут появиться по причине наличия в атмосфере сернистого ангидрида. С этим химическим соединением связывают также появление стенокардии.
Наличие в воздухе повышенного содержания железа является одной из причин развития мочекаменной болезни, а наличие меди способствует ожирению, приводит к возникновению патологий костно-мышечной системы.
Кроме того, регулярное вдыхание наполненного различными вредными веществами воздуха, провоцирует нервные расстройства, снижает работоспособность, оказывает негативное влияние на иммунную систему, ослабляет организм в целом.
Согласно статистическим данным, примерно пять процентов всех случаев госпитализации в мегаполисах происходит именно вследствие того, что есть прямое влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека.
В Республике Беларусь ведется большая работа по очищению атмосферы и профилактике ее загрязнения. Так, с принятием Закона об охране атмосферного воздуха, проводятся различные мероприятия, в частности, по предупреждению загрязнения атмосферы городов автомобильным транспортом.
Населенные пункты озеленяются деревьями и кустарниками, так как зелёные насаждения способствуют поддержанию чистоты атмосферы – насыщают ее кислородом, очищают от пыли и твердых частиц (вредные вещества оседают на листьях).
1.2. Воздействие автотранспорта на окружающую среду
Автомобильный транспорт: наибольшую протяженность в Беларуси имеют автомобильные дороги общего пользования, длина которых превышает 63 тыс. км, в том числе 61 тыс. км - дороги с твердым покрытием.
На автомобильные дороги республики ложится основная нагрузка по перевозке товаров и пассажиров на близкое и среднее расстояния. Автотранспортом перевозится более 80% всех грузов и пассажиров.
В общем грузообороте транспорта общего пользования доля автотранспорта составляет 24% и по этому показателю он уступает только железнодорожному транспорту. В пассажирообороте автомобильный транспорт лидирует, его доля 47,6% (2007).
Автомобиль, едва успев стать помощником человека, превращается в его врага, который насыщает воздух выхлопными газами. Ученые приводят впе¬чатляющие цифры: двигатель одного автомобиля потребляет в 45 раз больше ки¬слорода, чем это необходимо для одного человека, так же он является одним из главных за¬грязнителей атмосферного воздуха.
Загрязнение воздуха автомобильным транспортом происходит в результате сжигания топлива. Химический состав выбросов зависит от вида и качества топлива, технологии производства, способа сжигания в двигателе и его технического состояния.
Наиболее неблагоприятными режимами работы являются малые скорости и «холостой ход» двигателя, когда в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества в количествах, значительно превышающих выброс на нагрузочных режимах. Отработавшие газы двигателя внутреннего сгорания содержат около 200 веществ.
Из рассмотренных источников мы узнали, что не сгоревшие или не полностью сгоревшие компоненты топлива - это углеводороды и угарный газ. Их доля резко возрастает в момент увеличения скорости при старте. Именно в момент нажатия на педаль газа или тормоза выделяется больше всего не сгоревших частиц. Выхлопные газы содержат вещества, обладающие резким запахом и раздражающим действием, и отравляющие вещества, которые могут вызывать рак и различные опухоли в организме человека.
В результате неполного сгорания топлива в двигателе автомашины часть углеводородов превращается в сажу, содержащую смолистые вещества. Особенно много сажи и смол образуется при технической неисправности мотора. В этих случаях за машиной тянется видимый хвост дыма. Такой неисправный двигатель выделяет в воздух в 15-20 раз больше угарного газа, чем исправный.
При движении и, особенно при торможении (то есть при трении покрышек об асфальт) стираются тысячи тонн резины, которая затем в виде мельчайшей пыли поднимается в воздух.
Подсчитано, что в среднем один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы около 5 т кислорода, выбрасывая при этом с отработанными газами более 1 тонны угарного газа и других вредных веществ. Если это умножить на число автомобилей в мире, то можно представить себе степень угрозы для окружающей среды.
Автомобили выделяют кроме углекислого газа многие тяжелые металлы (свинец, кадмий), сажу, которые отрицательно воздействуют на дыхательную и кровеносно-сосудистую системы человеческого организма. Человек недополучает кислород из-за его уменьшения по вине автомобилей. Выхлопные газы и сажа вызывают приступы удушья, астму, рак и другие болезни.
Определяющее влияние транспорта на состояние окружающей среды требует особого внимания к применению новых экологически чистых видов топлива. К ним, например, относится сжиженный или сжатый природный газ, который в отличие от других видов топлива, нетоксичен.
Можно рекомендовать следующие действия, направленные на сокращение загрязнений от автомобильного транспорта, а, следовательно, и уменьшение опасности заболевания людей, это:
- увеличение озеленения вдоль дорог;
- организация санитарно-защитных зон, отделяющих жилые кварталы от дороги;
- регулирование дорожного движения таким образом, чтобы реже создавались автомобильные пробки;
- усиления контроля за состоянием двигателей на станциях технического обслуживания;
- усиление контроля руководителями автотранспортных предприятий за исправностью выпускаемых на линию машин.
1.3. Хвойные растения – биоиндикаторы
В растения токсичные вещества поступают различными способами. Установлено, что выбросы вредных веществ действуют как непосредственно на зеленые части растений, попадая через устьица в ткани, разрушая хлорофилл и структуру клеток, так и через почву на корневую систему. Так, например, загрязнение почвы пылью токсичных металлов, особенно в соединении с серной кислотой, губительно действует на корневую систему, а через нее и на все растение.
Загрязняющие газообразные вещества по-разному влияют на состояние растительности. Одни лишь слабо повреждают листья, хвоинки, побеги, другие действуют на растения губительно. Особенно опасен для растений диоксид серы, под воздействием которого гибнут многие деревья, и в первую очередь хвойные: сосны, ели, пихты, кедр.
Автомобиль загрязняет атмосферный воздух не только токсичными компонентами отработанных газов, парами топлива, но и продуктами износа шин, тормозных накладок. Загрязняющие вещества оседают как в непосредственной близости от дороги, так и на значительном расстоянии от нее и загрязняют придорожную почву, поверхностные воды и растительность. В атмосферный воздух постоянно поступают пары топлива из баков, которые более заметны в летний период в местах массовых стоянок автомобилей. Наибольшее количество вредных (загрязняющих) веществ выбрасывается в воздух при запуске и прогреве двигателя, а также на режимах холостого хода, набора скорости и торможения.
Известно, что на загрязнение среды наиболее сильно реагируют хвойные древесные растения. Характерными признаками неблагополучия окружающей среды и особенного газового состава атмосферы служат появления разного рода пятен на листьях, уменьшение размеров длины хвои, побегов текущего года и прошлых лет, их толщины, размера шишек. Последнее является предпосылкой уменьшения ветвления. Наблюдается утолщение самой хвои, уменьшается продолжительность ее жизни (1-3 года в загрязненной зоне и 6 -7 лет - в чистой). Влияние загрязнений вызывает также уменьшение всхожести семян. Все эти признаки не специфичны, однако в совокупности дают довольно объективную картину.
В качестве биоиндикаторов мы в своей работе выбрали ель европейскую (аборигенный вид) и ель голубую (чужеродный вид), которые очень чувствительны к выхлопным газам автомобилей, и могут служить биоиндикаторами круглогодично.
1.4. Ель обыкновенная
В настоящее время изучено более 45 видов елей, произрастающих в естественных условиях и имеющих высоту ствола от 30 см до 50 м, различное строение кроны и разнообразные цвета хвои.
В лесах Республики Беларусь произрастает ель обыкновенная или европейская. Это одно из самых распространённых деревьев в стране. Ею занято около десяти процентов лесного массива.
Средняя продолжительность жизни ели европейской 250-300 лет. Дерево легко переносит тень, что является преимуществом перед другими видами деревьев, но почвенные условия более важны, чем, к примеру, для сосны.
У молодого елового дерева в течение первых 15 лет роста корневая система имеет стержневое строение, но затем она развивается как поверхностная, так как по мере взросления главный корень отмирает.
Из-за поверхностной корневой системы на песчаных почвах ель не растет, так как, не выдерживает долгого отсутствия влаги и шквалистых ветров, которые легко вырывают дерево с земли вместе с корнями.
В первые годы жизни дерево растет ввысь и практически не дает боковых ответвлений. Прямой ствол ели имеет круглую форму и серую кору, расслаивающуюся на тонкие пластинки. Древесина ели малосмолистая и однородная, белого цвета с легким золотистым оттенком.
Пирамидальная или конусовидная крона ели состоит из мутовчато-расположенных веток. Короткая хвоя ели расположена на ветках в спиральном порядке. Цвет хвои ели обыкновенной зеленого цвета. Листья сохраняют жизнеспособность в течение 6 лет, а опавшая хвоя ежегодно обновляется. Таким образом, ель и выглядит вечнозелёным растением.
Размножается ель семенным путем. Шишки ели имеют слегка заостренную, чуть удлиненную цилиндрическую форму. Они могут достигать в длину 15 см и имеют диаметр около 4 см. Созревание семян ели происходит в октябре, после чего семена разносятся ветром и сохраняют всхожесть в течение 8-10 лет.
Ель, как и другие хвойные растения, превосходно очищает воздух. Фитонциды ели являются летучими и постоянно воздействуют не только на дыхательную, но и на нервную системы. Облако таких веществ, окружающее дерево, оберегая ее от вредителей, болезнетворных бактерий, приносит пользу и человеку. Попадая в легкие вместе с воздухом, фитонциды обеззараживают грибки, бактерии, вирусы, затаившиеся в организме и ожидающие активного этапа развития. Ели способны снизить даже количество возбудителей туберкулеза, подавить золотистый стафилококк.
В озеленении населенных пунктов Республики Беларусь чаще всего встречается ель голубая или колючая, реже ель европейская и другие виды.
Известна высокая чувствительность хвойных растений к различным видам загрязнителей, что обуславливает их широкое использование в качестве биоиндикаторов при оценке качества окружающей среды.
1.5.Ель голубая
Ель голубая — вечнозелёное хвойное дерево высотой 25—30 м, редко до 46 м. Диаметр ствола — до 1,5 м. Кора тонкая, чешуйчатая. Крона узкоконическая у молодых деревьев, у старых деревьев становится цилиндрической. Листья длиной 15—30 мм, ромбической формы в сечении, интенсивно окрашены в серо-голубой цвет, плотные, располагаются во все стороны вокруг побега почти под прямым углом, в верхней части ветки, более плотно прилегающие к побегу, несколько загнуты вперед и вверх. У первоначальной формы ели колючей хвоинки были темно-зеленые. Толстый восковой налет на хвоинках, придающий более светлый оттенок окраске хвои – специфическое приспособление растения к очень суровым зимам и засушливым летним периодам у себя на родине в скалистых горах Северной Америки. В благоприятных условиях иголки держатся на побеге до 7-9 лет, в городе 3-5 лет, с возрастом сизая окраска хвои тускнеет и утрачивается.
Ель голубая - наиболее часто встречаемая в озеленении населенных пунктов хвойная порода. Среди многочисленных представителей своего рода она выделяется стройностью и красотой, нетребовательностью к условиям произрастания, морозостойкостью и устойчивостью к воздушным загрязнениям, превосходя по этому показателю большинство своих собратьев. Декоративна в любое время года. Для украшения ландшафта существует множество декоративных форм голубых елей, которые различаются окраской кроны, формой хвои, типам ветвления.
Особенно привлекательна сизая форма, распространенная в культуре под названием голубой или серебристой ели. Пик декоративности в 30-40 лет, когда хвоя наиболее интенсивно окрашена. Как ни странно, темно-зеленая форма встречается в садах и лесничествах очень редко, в то время как голубо-зеленая встречается повсеместно, хотя первая не менее декоративна. И та и другая разновидность – это экотипы одной популяции деревьев, среди которых в исходном регионе обитания встречаются голубоватые, серо-зеленые и темно-зеленые экземпляры.
В озеленении используется одиночно и группами, а так же для создания живых изгородей, так как хорошо переносит обрезку, после чего крона сильно загущается. Рекомендуется сажать в некотором отдалении от дорог и промышленных предприятий, на фоне газона, предпочтительно на освещенных местах. Обычно одиночные экземпляры или небольшие группы высаживают на парадных местах сада. Особенно хорошо смотрится в сочетании с елью сербской, пихтой одноцветной и т.д.
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Этап 1. Подготовительное исследование
1. Для изучения проблемы загрязнения воздуха было проведено кабинетное исследование. В ходе, которого проводился поиск и анализ информации в интернет-источниках о влиянии антропогенного фактора на атмосферу в населенных пунктах, особое внимание уделялось автомобильному транспорту. Также было изучено влияние загрязнений воздуха на хвойные растения и метод биоиндикации.
2. Выбрали участки для мониторинга количества автомобильного транспорта в городе Слуцке: участок дороги по ул. М.Богдановича рядом ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», участок дороги по ул. Ленина рядом с РУП «Минская Фармация» Центральная районная аптека № 80 Слуцкого района, участок дороги на перекрестке улиц Ленина, 14 Партизан и Социалистическая.
3. Выявили места произрастания ели европейской и голубой в г.Слуцк.
Мы выяснили, что ель широко используется в озеленении улиц нашего города. Отмечены отдельные деревья как ели голубой, так и ели обыкновенной в разных местах города, в том числе и на участках жителей города.
При подробном изучении 14-и мест произрастания елей был сделан вывод, что ель голубая больше используется в озеленении города, чем ель обыкновенная.
Этап 2. Анкетирование

Объект опроса — учащиеся объединений по интересам ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» в возрасте от 11 лет до 14 лет.
Предмет опроса — информация, которая выражает мнение респондентов по проблеме загрязнения воздуха в г.Слуцке.
Нами были проведены два анкетирования «Чистый воздух» и «Автомобиль и окружающая среда», в которых участвовали 50 учащихся ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» в возрасте от 11 до 14 лет.
При обработке анкеты «Чистый воздух» мы выяснили, что 70% опрошенных считают воздух в г. Слуцке загрязнённым. Причину его загрязнения 90% респондентов видят в автомобилях и промышленности города.
Экологическое состояние воздуха в городе Слуцке 53% оценили как удовлетворительное, 29% - как неудовлетворительное, 12% учащихся - как хорошее и только 6% - как отличное. Никто из опрашиваемых не считает состояние воздуха в городе очень плохим (рисунок 1).

Рисунок 1. Оценка экологического состояния воздуха в г.Слуцк по мнению респондентов.

На вопрос «Что можно сделать, чтобы воздух в городе стал чище?» 30% респондентов ответили – «правильно утилизировать бытовые отходы», а 20% - «увеличивать количество зеленых насаждений в городе» (рисунок 2).

Рисунок 2. Способы улучшения воздуха в г. Слуцк по мнению респондентов.

Согласно нашему анкетированию «Автомобиль и окружающая среда» 100% опрошенных уверенны в том, что автомобили влияют на окружающую среду. 70 % уверенны в том, что по вине автомобильного транспорта можно заболеть, а 68 % считают, что уменьшить вредное влияние выхлопных газов автомобилей можно с помощью увеличения зеленых насаждений в городе (рисунок 3).

Рисунок 3. Результаты анкетирования «Автомобиль и окружающая среда»
Этап 3. Исследования
Согласно данным, полученным в ходе опроса учащихся ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» мы пришли к выводу, что, по их мнению, в г.Слуцк есть атмосферные загрязнения. Чтобы выяснить так ли это на самом деле, провели два исследования.

3.1. Первое исследование «Выбросы угарного газа автомобильным транспортом в г.Слуцк»

Для изучения влияния автомобильного транспорта на загрязнение окружающей среды мы провели мониторинг количества автомобилей на улицах города.
Для этого 1 раз в месяц проводили подсчет автомобильного транспорта на выбранных участках городских дорог в течение часа с 15.00 по 16.00 каждое первое число месяца в течение года (март 2018 – февраль 2019).
Затем определили среднее количество единиц автотранспорта, проходящего по каждому участку за 1 час в течение года и провели расчёт количества выбросов угарного газа в воздух от автотранспорта.

Исходя из полученных результатов, сделали выводы.
1. Количество автомобилей на точке наблюдения, расположенной на перекрёстке улиц Ленина, 14 Партизан и Социалистической (остановка «Молодёжный центр»), самый большой из исследуемых мест, и, как результат, здесь наибольшее загрязнение угарным газом.
2. Наименьшая загрузка автомобильным транспортом была на точке наблюдения расположенной на ул. М. Богдановича (остановка «Эколого-биологический центр учащихся»), и, как следствие, здесь наименьшее загрязнение угарным газом.
3. В среднем на изученных участках улиц выбросы угарного газа составили 17324,4 грамм за один час исследования.

3.2. Второе исследование «Ель – биоиндикатор загрязнения воздуха в г. Слуцк»

Чтобы узнать влияет ли загрязнение воздуха на окружающую среду и здоровье человека мы использовали метод биоиндикации. Биоиндикатором послужили ели: обыкновенная и голубая.
Исследовалась хвоя, срезанная на высоте 1,5 м, с 3-х ветвей с одного дерева каждого местопроизрастания. Исследуемые побеги брали одинаковой длины.
Для выявления степени повреждения хвои с ветвей собирались все листья, и визуально анализировалось их состояние. Степень повреждения хвои определялась по изменению окраски, в том числе наличию пятен.
Был проведен подсчет здоровых и поврежденных хвоинок с каждого дерева, результаты занесены в таблицы данных с расчетом процентного соотношения здоровых и поврежденных листьев.
Если исключить тот фактор, что сами деревья были разного возраста, а учитывать, только то, что возраст хвоинок составлял от одного до трех лет, то получаем диаграммы.

Рисунок 4. Состояние хвои ели обыкновенной в зависимости от загрязнения атмосферного воздуха

Рисунок 5. Состояние хвои ели голубой в зависимости от загрязнения атмосферного воздуха

На диаграммах видно, что наибольшие повреждения хвои было выявлены у ели обыкновенной в дендрарии ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» (ул. Богдановича, 134-а) - 17,0% и в центре города недалеко от остановки автобусов «Молодежный центр» (ул. Ленина, 207) - 23,8%. Это можно объяснить тем, что в этих местах присутствует значительное антропогенное загрязнение. В первом случае – котельная ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» и автомобильный транспорт, во втором – большой поток автомобильного транспорта на перекрестке 3-х улиц (ул.14 партизан, ул.Социалистическая и ул. Ленина).
Наименьшее повреждение листьев ели обыкновенной наблюдалось у деревьев в глубине городского парка (ул. Виленская, 10), где влияние автомобильного загрязнения не большое.
У ели голубой наибольшее повреждение хвои наблюдалось по ул. Виленская, 10 (городской парк) - 8,6%. Обследуемая ель растет на окраине городского парка (недалеко от дороги). Наименьшее повреждение было у ели произрастающей по ул. Ленина, 144 (рядом с Домом культуры) на удалении от дороги.
По результатам исследования сделали выводы:
1. Хвоя ели обладает большой способностью накапливать вредные вещества из воздуха. При накоплении в ней токсичных веществ проявляются внешние изменения, которые являются показателями загрязненности атмосферы.
2. Листья ели обыкновенной и ели голубой в разной степени подвергаются загрязнению атмосферного воздуха, что отраженно на рисунке 6.

Рисунок 6. Сравнение состояния хвои ели голубой и ели обыкновенной в г.Слуцке
Этап 4. Экологическое просвещение

Чтобы экологическая ситуация на планете перестала ухудшаться, нужно перестать вырубать лесные массивы, осушать водоёмы и начать разумно использовать полезные ископаемые, правильно утилизировать мусор. Помнить, что зелёные насаждения в населенных пунктах способствуют очищению воздуха и обогащению его кислородом.
Результаты исследования показали, что атмосферное загрязнение в нашем городе есть и оно влияет на окружающую среду, а, следовательно, и на здоровье человека.
Чтобы уменьшить это негативное влияние необходимо мотивировать жителей к практическим шагам: посадке деревьев, использованию преимущественно общественного транспорта и так далее.
А для этого необходимо повышать информированность населения через выступления, распространение буклетов, листовок и т.д.
Рассказывая школьникам об экологической проблеме загрязнения воздуха в г. Слуцк, мы просили их поделиться полученной информацией с друзьями, родителями, знакомыми.
Нами были организованы и проведены ряд информационных мероприятий с учащимися учреждений образования г.Слуцк, чтобы через ребят рассказать взрослым о проблеме загрязнения воздуха и возможных путях её решения:
1. Декабрь 2018 года – декабрь 2019 года – проведение экскурсий «Хвойные растения в г.Слуцк» для учащихся начальных классов учреждений образования г. Слуцк.
2. Февраль 2019 года – создана мультимедийная презентация, с которой мы выступили перед учащимися ГУО «Слуцкий ЭБЦУ».
3. Март 2019 года – создан буклет «Хвойные растения и загрязнение воздуха» и распространен среди жителей г. Слуцк.
4. Апрель 2019 года – создана листовка «Откажись от автомобиля» и распространена среди родителей учащихся ГУО «Слуцкий ЭБЦУ».
5. Ноябрь 2019 года – проведены информационные часы для учащихся начальных классов учреждений образования г. Слуцк.
6. Январь 2020 года – разработаны рекомендации автовладельцам.
Мы приняли участие в нескольких конкурсах с целью знакомства их участников с проблемой загрязнения воздуха в г. Слуцк:
1. Апрель 2019 года – оформленный проект исследования «Зависимость количества повреждённых хвоинок ели обыкновенной от атмосферного загрязнения в городе Слуцке» принял участие в областном этапе республиканского конкурса экологических проектов «Зеленая школа» в номинации «Зеленые следочки».
2. Май 2019 года – выступление на конкурсе работ исследовательского характера учащихся учреждений образования Слуцкого района (Диплом 2-й степени управления по образованию Слуцкого райисполкома).
3. Декабрь 2019 года – выступление на районном конкурсе научных биолого-экологических работ/проектов учащихся учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи Слуцкого района (Диплом 1-й степени управления по образованию Слуцкого райисполкома).
4. Март 2020 года – участие в республиканском конкурсе детских научно-практических проектов эколого-биологической тематики «Прозрачные волны Нарочи».


ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
В будущем мы планируем продолжить работу по информированию жителей нашего района о необходимости уменьшения попадания в атмосферу вредных веществ и необходимости увеличения зеленых насаждений с целью улучшения экологии в населенных пунктах. Для этого будут разработаны информационные листовки для распространения среди населения города, организованы и проведены информационные часы для учащихся средних классов школ г. Слуцка, в интернете и в СМИ размещены заметки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, загрязнение воздуха и здоровье человека находятся в прямой зависимости – наполненная химическими отходами атмосфера является одним из главных факторов развития многих опасных заболеваний. С развитием промышленности, ростом транспорта на душу населения, атмосфера в городах стремительно загрязняется, люди дышат воздухом, отравленным различными ядовитыми химическими соединениями. Именно поэтому эта проблема касается непосредственно каждого из нас.
В результате исследования мы выяснили, что деревья ели с наиболее поврежденной хвоей расположены вблизи источников антропогенных загрязнений (автомобильные дороги, стоянки автотранспорта, котельная), а с менее поврежденной – на удалении от дороги. Таким образом, наличие атмосферного загрязнения в г.Слуцк подтвердилось.
ВЫВОДЫ:
1. Большинство участвующих в анкетировании учащихся знают о существовании атмосферного загрязнения в г. Слуцк.
2. Одним из основных загрязнителей атмосферного воздуха в г. Слуцк является транспорт, поэтому автовладельцам необходимо следить за исправностями своего транспорта и по возможности пользоваться городским транспортом. Это поможет уменьшить количество выхлопных газов, попадающих в атмосферу.
3. При проведении исследования мы выяснили, что листья ели имеют повреждения, и там, где влияние автотранспорта больше, их тоже больше. Следовательно, в атмосфере г. Слуцк есть токсичные вещества.
4. Листья ели голубой меньше подвергаются повреждениям атмосферными загрязнениями в отличии ели обыкновенной, поэтому в озеленении городов можно рекомендовать использовать ель голубую, посадки которой дольше будут украшать наши населенные пункты и очищать воздух от загрязнений. Однако следует помнить, что эта ель не является аборигенным видом Республики Беларусь и её посадки должны находиться под контролем человека. Использование ели голубой в сельских населенных пунктах, расположенных рядом с лесопосадками, может быть не желательным, вследствие вероятности расселения её в биоценоз леса и нарушения его целостности.
4. Информируя о результатах своих исследований, мы привлекали внимание к проблеме и, тем самым, способствовали изменению потребительского подхода людей к окружающему миру на бережное отношение к нему.
5. Привлечение внимания учащихся учреждений образования г.Слуцк к проблеме атмосферного загрязнения приводит к мотивированию их решать проблему через раздельный сбор мусора, посадку деревьев и кустарников.

Скачать Экологическое исследование школьников «Экология воздуха в г.Слуцк»

Презентация на тему: Экология воздуха в г.Слуцк

Рекомендуем посмотреть:

Экологический проект с презентацией «Деревья в городе» Исследовательский экологический проект, 5-7 класс. Травы у нас под ногами Экологический проект на тему: Насекомые, 8 класс Экологическое исследование школьника
Мероприятие про грибы для школьников. Сценарий с презентацией | Экологическое исследование школьников про уличных кошек
Опубликовано: 679 дней назад (20 марта 2020)
Просмотров: 1452
+61
Голосов: 61
Ольга Васильевна Яковлева # 20 марта 2020 в 14:37 +10
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение! Проект важный, нужный, интересный и очень ценный! Актуальную тему Вы затронули. Сам проект грамотно составлен. Спасибо за отличный материал! Творческих успехов! голос
Ирина Николаевна Кириллова # 20 марта 2020 в 16:13 +9
Добрый день, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение! Вы провели очень масштабную, актуальную и полезную работу. Это прекрасный опыт работы, которым может воспользоваться любой педагог. Экологический проект играет большую роль в воспитании, образовании школьника, развивает исследовательские умения, умение искать путь решения поставленной цели и задач, развивает творческие способности, повышает мотивацию к обучению, способствует формированию новых взаимоотношений сотрудничества между учителем и учениками. Творческих Вам успехов и примите голос!
Людмила Александровна Козырева # 20 марта 2020 в 18:07 +9
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Вы организовали интересный, полезный экологический проект. Дети провели масштабное, грамотное исследование экологической ситуации в городе, что, конечно, отразится на их дальнейшей жизненной установке, воспитает чувство ответственности. Проект содержит много полноценной информации, которую необходимо знать и помнить каждому современному человеку. Проблемы экологии показаны настолько ярко, что невольно взгруснулось по лошадкам. Такой замечательный проект будет востребован педагогами и интересен детям и родителям. дальнейших успехов в Вашей деятельности и голос.
Ирина Ивановна Гончарова # 20 марта 2020 в 20:27 +8
Здравствуйте! Спасибо за приглашение. Работа проведена интересная и полезная. Актуальность поставленной проблемы присуща в наше время для всех городов: увеличение количества транспорта, бытовые отходы, загрязнение рек - все это в конечном итоге влияет на состояние окружающей среды и здоровье людей. Отрадно, что Вы занимаетесь проблемами экологии, информируете об этом жителей. Примите голос.
Татьяна Михайловна Каргаполова # 20 марта 2020 в 23:47 +6
Какая огромная работа! Столько много исследований! Вы- молодец. Материал актуален и познавателен. Голос!
Оксана Анатольевна Данильченко # 23 марта 2020 в 10:04 +5
Большое спасибо Всем за Ваши комментарии!
Ольга Константиновна Макарова # 21 марта 2020 в 07:17 +7
Очень важную и нужную работу Вы и ребята провели!+1! Спасибо Вам и ребятам! Удачи!
Тамара Михайловна Лавренко # 21 марта 2020 в 12:33 +9
Здравствуйте, Оксана Анатольевна!
Ваша публикация "Экологический проект с презентацией «Экология воздуха в городе Слуцк» очень интересная и актуальная. Проведена огромная предварительная работа при создании этого проекта. Сам проект очень грамотно и профессионально составлен. Отличная презентация! Творческих успехов! Примите мой голос 6.
Светлана Алексеевна Семенова # 21 марта 2020 в 13:13 +9
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Однозначно - ГОЛОС! Огромная и нужная работа Вами проделана!
Валентина Николаевна Матвиенко # 21 марта 2020 в 21:32 +9
Проект масштабный и актуальный! Профессионально! Грамотно! В проекте впечатляет всё, но особенно--этап 4 "Экологическое просвещение"!Впечатляет разнообразие информационных мероприятий, участие в конкурсах по экологии города Слуцка! Отличная презентация! Ольга Анатольевна,Кристина и Карина, вы молодцы! Спасибо! ГОЛОС!!!
Ирина Викторовна Трубинова # 22 марта 2020 в 09:17 +9
Очень насыщенная, интересная работа. Много исследований, и выводов. Голосую с удовольствием. Вы молодцы! Самое главное детям было очень интересно, они почувствовали свою значимость и оценили свою силу и умение. Спасибо за работу.
Оксана Анатольевна Данильченко # 23 марта 2020 в 10:04 +6
Большое спасибо Всем за Ваши комментарии!
Галина Васильевна Егорова # 22 марта 2020 в 11:35 +9
С большим интересом прочитала и посмотрела ваш материал. Ваш кружок занимается важным и полезным делом. Ребята всегда находятся в продуктивном поиске: информации, способов решения проблемы, исторических моментов. Проделана огромная работа в изучении вопроса! Подведены итоги, намечены пути дальнейшего развития. Примите голос.
Марина Николаевна Власюк # 22 марта 2020 в 14:13 +10
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Интересная проектная работа, представлен региональный компонент. Проект грамотно оформлен: цель, задачи, актуальность и новизна исследования четко сформулированы и весьма актуальны. Голос!
Софья Владимировна Юхнина # 22 марта 2020 в 14:27 +11
Оксана Анатольевна, здравствуйте!
Благодарю за приглашение на знакомство с экологическим исследованием школьников «Экология воздуха в г.Слуцк».
Тема проекта очень важная, интересная, и безусловно, актуальна на данный момент.
Работа проведена грандиозная, прослеживается реализация всех задач, все этапы подробно описаны и грамотно выстроены. Фотооотчёт - это яркая реализация проделанной работы. Экологическое просвещение школьников, родителей, населения, очень важно. Мой голос +12, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Олеся Александровна Лопаткина # 22 марта 2020 в 14:43 +10
Добрый день, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение! Вы проделали очень огромную,полезную и актуальную работу. Это хороший проект, которым может воспользоваться каждый педагог. Экологическая разработка играет немалую роль в воспитании и образовании школьника. Прекрасная презентация. Творческих Вам успехов и примите голос!
Ирина Юрьевна Ручина # 22 марта 2020 в 16:35 +10
Добрый день, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей публикацией. Экологический проект с презентацией "Экология воздуха в городе Слуцк" очень интересный, актуальный, мне понравился. ВЫ проделали большую работу с хорошим результатом. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос
Оксана Анатольевна Данильченко # 23 марта 2020 в 10:05 +5
Большое спасибо Всем за Ваши комментарии!
Людмила Васильевна Биткова # 22 марта 2020 в 16:38 +6
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Ваш экологический проект "Экологический воздух в г Слуцк" актуален. Проблему вы подняли необходимую для вашего города. По диаграмме видно, что экологическое состояние воздуха в городе удовлетворительное. Проект составлен методически правильно. Все этапы рассмотрены. Большую работу вы с ребятами провели. Успехов в работе. Голос
Лариса Владимировна Валитова # 22 марта 2020 в 16:47 +5
Голос!
Елена Викторовна Багрова # 22 марта 2020 в 20:02 +6
Здравствуйте, Оксана Анатольевна!
Благодарю за приглашение на знакомство с вашей публикацией "Экологический проект с презентацией «Экология воздуха в городе Слуцк».
Грандиозная работа, которая, безусловно, заслуживает внимания и поощрения.
Все этапы проекта четко прописаны, приведены интересные факты и диаграммы.
Все задачи решены, цель достигнута, намечены перспективы дальнейших наблюдений.
Спасибо. Голос. Успехов!
С уважением!!!
Людмила Николаевна Миронова # 22 марта 2020 в 20:14 +6
Здравствуйте.Оксана Анатольевна!Спасибо за приглашение.Читая Ваш проект,невольно думаешь за все города и страны.Проделана большая работа,выполнены важные задачи.Прекрасная презентация.Успехов Вам!Мой голос!
Оксана Анатольевна Данильченко # 23 марта 2020 в 10:05 +5
Большое спасибо Всем за Ваши комментарии!
Валентина Петровна Чурепкина # 23 марта 2020 в 12:36 +6
Отличная разработка экологического проекта, направленная на изучение проблемы загрязнения воздуха в вашем городе. Вы учите детей понимать экологические проблемы и возможные пути их решения, способствуете развитию экологически целесообразной культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за ее сохранение, умение принимать решения и разрешать экологическое проблемы.
Сам проект разработан грамотно и интересно. Замечательно, что вы вместе с учащимися наметили перспективы дальнейшего развития проекта. Голосую и желаю УСПЕХОВ в реализации всех планов! + 20.
Ирина Владимировна Жабина # 23 марта 2020 в 13:29 +5
Добрый день, Оксана Анатольевна! Экологический проект интересный и актуальный. Вы с ученицами проделали огромную работу. Мне интересно было читать разработку.Творческих Вам успехов и примите голос 21! С уважением, И.В.
Оксана Анатольевна Данильченко # 24 марта 2020 в 13:28 +5
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ВСЕМ!
Тамара Анатольевна Коледа # 24 марта 2020 в 13:50 +5
Исследовательская деятельность школьников - это один из способов вырастить любознательных, думающих ребят! Экологические исследования учат детей экологическому подходу в жизни. Данная публикация замечательная. При желании можно повторить исследование в других населенных пунктах. Цель и задачи выполнены. Педагог и его юные исследователи - молодцы. ГОЛОС!
Юлия Васильевна Иванова # 24 марта 2020 в 20:24 +5
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Многие педагоги думают, как найти интересную тему. А что может быть проще! Все интересное вокруг нас. Воздух - замечательно! Очень мне нравится, что Ваша тема дает педагогам идеи для творчества. Можно добавить что-то свое. Какие-то опыты с воздухом, или развить литературную линию, или химическую... Голос!
Оксана Анатольевна Данильченко # 26 марта 2020 в 11:02 +6
Спасибо Всем за Ваши комментарии.
Елена Васильевна Бычкова # 28 марта 2020 в 22:11 +5
Уважаемая Оксана Анатольевна, добрый вечер. Можно быть уверенными, что для Ваших учеников проблема загрязнения воздуха не останется лишь декларацией факта. Грандиозный проект; руководителем грамотно спланированы этапы проекта; учащимися была проведена информационно-аналитическая и практическая работа. Важно, что работа по результатам проекта будет продолжена. ГОЛОСУЮ "ЗА" +24
Марина Дмитриевна Солодова # 29 марта 2020 в 12:52 +5
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Ваш экологический проект "Экологический воздух в г Слуцк" актуален в наше время. Проблему вы подняли необходимую для вашего города. Много информации, которую можно применить и в других проблемных городах я загрязненным воздухом. Проект составлен методически правильно. Большую и плодотворную работу вы с ребятами провели. Голос!
Оксана Анатольевна Данильченко # 30 марта 2020 в 11:35 +6
Спасибо ВСЕМ!
Татьяна Георгиевна Бибеева # 31 марта 2020 в 19:12 +5
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Огромная и очень важная работа проведена Вами. Ваш опыт с успехом можно применять всем педагогам. Удачи Вам и мой голос! С уважением, Татьяна.
Оксана Анатольевна Данильченко # 1 апреля 2020 в 09:15 +5
Спасибо!
Лариса Борисовна Бугакова # 1 апреля 2020 в 13:08 +6
Грандиозная работа.Тема проекта важна, интересна и актуальна. Проведено масштабное, грамотное исследование экологической ситуации в городе.В проекте много полноценной и полезной информации.Голос!
Наталья Геннадьевна Завалишина # 4 апреля 2020 в 10:20 +6
Добрый день, всем участникам проекта.
Нужное и важное дело вы решили организовать- даю вам 5. Молодцы, удачи.
Тамара Анатольевна Коледа # 4 апреля 2020 в 10:30 +6
ГОЛОС за грандиозный проект, который реализовали школьники. Этапы отлично продуманы и каждый выполняет свою цель. Материал хорошо оформлен. Сама идея пригодиться многим педагогам и учащимся, занимающимся экологией.
Регина Сириновна Сабирзянова # 4 апреля 2020 в 10:33 +5
Здравствуйте, Оксана Анатольевна.
Спасибо за приглашение.
Тема проекта актуальна и важна в современном мире. Проведена кропотливая большая работа. Дети на практике понимают, что нужно заниматься экологически и проблемами.
Голосую. Успехов.
Наталья Александровна Лучкина # 4 апреля 2020 в 11:11 +4
Добрый день, Оксана Анатольевна. Спасибо за приглашение. Ваш проект в настоящее время очень актуален и интересен для человека любого возраста,так как в нем много полезной и нужной информации. Ведь не секрет, что в каждом городе есть проблемы по охране экологии. Вы проделали большую работу. Молодец! Успеха Вам в педагогической творческой деятельности. Конечно отдаю Вам свой голос.
Оксана Анатольевна Данильченко # 20 апреля 2020 в 08:58 +2
Спасибо Всем!
Оксана Анатольевна Данильченко # 20 апреля 2020 в 08:58 +2
Очень приятно читать Ваши комментарии, которые окрыляют не только меня, но и моих ребят.
Татьяна Анатольевна Шилкина # 4 апреля 2020 в 11:12 +4
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Очень большая работа проведена вами и тема проекта выбрана актуальная. Голос!№ 31
Ольга Станиславовна Средина # 4 апреля 2020 в 13:49 +4
Здравствуйте, Оксана Анатольевна!
С большим интересом познакомилась с работой по экологии. Город Слуцк уже как родной стал! Столько про него за последнее время узнала. Вы очень профессионально работаете с детьми. Они берут интересные и актуальные темы, готовятся, изучают литературу, вникают в суть вопроса, делают опросы, занимаются наблюдениями, систематизацией. Все, как у настоящих ученых!
Да еще и рассказывают потом, делятся полученными знаниями. Из них наверняка вырастут как минимум неравнодушные люди, а как максимум- неплохие исследователи.
ГОЛОС!
Светлана Сергеевна Утюжникова # 5 апреля 2020 в 06:50 +3
Здравствуйте, Оксана Анатольевна!
Хотелось бы Вас поблагодарить за ваш труд и профессионализм в вашей работе.Тема проекта очень актуальная,полезная,познавательная. Желаю Вам и вашим ученикам новых идей и стремительного развития в вашем деле.Публикация супер,всё понравилось!
Елена Юрьевна Деришева # 5 апреля 2020 в 08:46 +3
Голос. Успехов!
Ирина Котова # 5 апреля 2020 в 17:41 +3
Добрый вечер, Оксана Анатольевна. Спасибо за приглашение.
Проблемы сохранения окружающей среды занимают ведущее место. Данным проектом Вы развиваете у обучающихся экологическую культуру через личное участие в разных видах природоохранной деятельности. Проект очень понравился.
С удовольствием голосую. Желаю успехов!
Оксана Анатольевна Данильченко # 20 апреля 2020 в 08:59 +2
Спасибо Всем!
Ирина Ивановна Жабина # 6 апреля 2020 в 12:59 +3
Добрый день! Спасибо за приглашение. Отличная разработка экологического проекта! Хочу отметить профессиональный подход при воплощении данного проекта. Примите голос, желаю успеха!
Тамара Александровна Новичкова # 6 апреля 2020 в 17:36 +3
Оксана Анатольевна, вы провели колоссальную исследовательскую работу по теме "Экология воздуха в городе Слуцк" и представили замечательный, грамотно оформленный проект и презентацию. Выбранная для исследования тема очень актуальна, она существует в каждом городе. Замечательно, что вместе с детьми вы заботитесь об охране окружающей среды. Вы растите думающих, любознательных детей, которым не безразлично, в какой среде они живут. Молодцы! принимайте и мой голос.
Татьяна Григорьевна Соколова # 6 апреля 2020 в 17:51 +2
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение. Проект важный, нужный, интересный и очень ценный. Спасибо за хороший материал. Творческих успехов. Примите мой голос
Елена Ивановна Каменева # 7 апреля 2020 в 14:14 +3
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение! Ваш проект очень актуальный,полезный,познавательный. Он еще раз показал ваше профессиональное мастерство. С удовольствием оставляю свой голос!
Антонина Сергеевна Юдович # 8 апреля 2020 в 21:11 +3
Здравствуйте! Спасибо за приглашение! Проект очень познавательный, интересный. Читала с удовольствием.Мой голос Вам!
Оксана Анатольевна Данильченко # 20 апреля 2020 в 09:00 +3
Спасибо Всем!
Светлана Владимировна Иванова # 10 апреля 2020 в 23:04 +3
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение. Вами проделана масштабная работа! Тема очень актуальная! Ребята, которые принимали участие в данном исследовательском проекте, приобрели навыки работы над исследовательским проектом, которые пригодятся им в жизни. Проект выполнен грамотно, без единого замечания. Я преклоняюсь перед вашей работой! Творческих Вам успехов и примите мой голос.
Валентина Васильевна Гильманова # 13 апреля 2020 в 09:52 +2
Оксана Анатольевна!Вы, не равнодушный человек. Взялись за такую важную и актуальную тему. Привлекли к исследованию детей. Вами проделана большая практическая и теоретическая работа.Грамотно и наглядно оформленна работа. Ваша работа будет полезна многим педагогам.
Оксана Анатольевна Данильченко # 20 апреля 2020 в 09:00 +3
Спасибо Всем!
Татьяна Юрьевна Суховерша # 20 апреля 2020 в 14:18 +4
Здравствуйте, Оксана Анатольевна!
Очень интересный и социально значимый проект, масштабная работа! Проведены исследования влияния загрязнения воздуха на окружающую среду и здоровье человека, организовано экологическое просвещение учащихся учреждений образования, определены перспективы дальнейшего развития проекта. Молодцы!
Благодарю Вас за приглашение и голосую с пожеланием успеха!
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 20 апреля 2020 в 15:09 +3
Здравствуйте, Оксана Анатольевна!
С удовольствием познакомилась с вашим грандиозным проектом. Экологическое исследование школьников «Экология воздуха в г.Слуцк» учит детей ответственно относится к миру, в котором мы живём, начиная с родного города. Огромная работа имеет продолжение, а последействие проекта положительно скажется на всех участниках. Голос!
Ирина Михайловна Ивлева # 20 апреля 2020 в 15:54 +3
Здравствуйте, Оксана Анатольевна!
Очень интересный и значимый проект! Вами проведена огромная работа! Молодец!
Ольга Леонидовна Карепина # 20 апреля 2020 в 15:58 +3
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение. Очень интересный, масштабный,информативный проект!Молодец! Творческая личность! Успехов! С удовольствием голос!
Татьяна Николаевна Бунтури # 21 апреля 2020 в 08:49 +3
Оксана Анатольевна, здравствуйте! Вами проделана огромная творческая работа, экологические вопросы актуальны в наши дни как никогда! Дальнейших Вам успехов и вдохновения! голос +
Оксана Анатольевна Данильченко # 22 апреля 2020 в 15:06 +2
Спасибо ВСЕМ!
Оксана Михайловна Жидикина # 21 апреля 2020 в 12:07 +3
Здравствуйте.Очень интересный материал. Вами проведена огромная исследовательская работа, которая заслуживает внимания коллег.Все цели и задачи выполнены.Молодцы. Желаю дальнейших творческих успехов.Голос!
Гульнара Михайловна Тузова # 21 апреля 2020 в 12:28 +3
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение.С большим интересом познакомилась с Вашей публикацией, которая вдохновляет на экологические исследования родного края по любому вопросу, так как тема "экология" в наше время актуальна. Ценна работа тем, что Вы привлекаете детей к выяснению и изучению проблемы родного города, тем самым, прививая им любовь к окружающей природе, родному краю, учите быть не равнодушными по отношению к людям, животным. Спасибо за творческий подход в развитии подрастающего поколения и улучшении окружающей среды родного края! Примите мой голос.
Ольга Вячеславовна Варламова # 21 апреля 2020 в 15:12 +2
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение! Проект важный, нужный, интересный! Вами проделана огромная работа. Спасибо за отличный материал! С большим удовольствием голосую!!!Творческих успехов!!!
Оксана Анатольевна Данильченко # 22 апреля 2020 в 15:07 +2
Спасибо Всем за Ваши комментарии!
Ольга Анатольевна Котенко # 22 апреля 2020 в 17:04 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение!
С большим интересом познакомилась с Вашей публикацией. Детьми вместе с Вами проделана масштабная работа! Тема очень актуальная! Работа оформленна грамотно и наглядно. Голос!
Ирина Викторовна Ануфриева # 23 апреля 2020 в 09:07 +1
Замечательный грандиозный проект, Оксана Анатольевна, как, впрочем, и все ваши экологические проекты! Огромная значимая работа!
Проект разработан профессионально, представлен богатый фотоматериал, шикарные выводы...
Голосую! Удачи!
Анна Александровна Улисных # 23 апреля 2020 в 09:13 +1
Интересный проект, тема актульна, представлена работа красочно, эстетически, профессионально. Голос!
Светлана Викторовна Морозова # 23 апреля 2020 в 10:34 +1
Добрый день, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение! Вы провели масштабную и полезную работу. Экологический проект развивает исследовательские умения. Творческих Вам успехов и примите голос!
Светлана Викторовна Морозова # 23 апреля 2020 в 10:34 +1
Добрый день, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение! Вы провели масштабную и полезную работу. Экологический проект развивает исследовательские умения. Творческих Вам успехов и примите голос!
Оксана Анатольевна Данильченко # 2 мая 2020 в 10:18 +1
БОЛЬШОЕ ВСЕМ СПАСИБО!
Ольга Анатольевна Маткова # 23 апреля 2020 в 11:59 +1
Здравствуйте! Очень большая работа проделана. Молодцы!
Тытюк Светлана Сергеевна # 23 апреля 2020 в 12:24 +1
Добрый день, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение! Очень интересный проект и трудоемкий. Обработано очень много материала. Побольше бы таких проектов для наших деток.
Гульнур Миниаграфовна Султанова # 23 апреля 2020 в 13:45 +1
здравствуйте, Оксана Анатольевна!Спасибо за приглашение!С глубоким увлечением просмотрела Ваш проект.Тема очень актуальна, очень значима на сегодняшнее время. Это колоссальный труд с вашей стороны!И тем более с привлечением подрастающего поколения!Сколько полезной информации,новых знаний , умений и трудовых навыков и самое главное,душевного удовольствия получили они работая совместно Вами! Проект оформлен как надо,в нужной форме,на доступном языке.Очень много использовано материала и источников. Желаю Вам дальнейших вдохновений!ГОЛОС!
Мария Андреевна Колибабчук # 23 апреля 2020 в 20:48 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение! Я с интересом и восхищением ознакомилась с вашей публикацией. Тема экологии окружающей среды с современном городе актуальна и важна в наше время.Тема отношения молодежи к состоянию окружающей среды является особенно
популярной в наше время, когда ситуация с каждым годом все больше и больше ухудшается.Однако подобные действия могут привести нас к экологической катастрофе, а потом и всему человечеству, поэтому так важно подтолкнуть детей в юном возрасте к изучению и сохранению экологии воздуха родного края, начиная с города, чтобы сформировать надлежащее отношение к окружающей среде.
Спасибо за вашу огромную работу. Удачи и творческих успехов!
Ольга Андреевна Зубарь # 26 апреля 2020 в 13:10 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение!работа масштабная, интересная.Тема актуальная.Цель достигнута, задачи решены.
Оксана Анатольевна Данильченко # 2 мая 2020 в 10:18 +1
БОЛЬШОЕ ВСЕМ СПАСИБО!
Павлова Анна Анатольевна # 11 мая 2020 в 08:21 +1
Хорошая исследовательская работа. Ребята и педагог большие молодцы!
Оксана Анатольевна Данильченко # 11 мая 2020 в 11:54 +2
Спасибо
Наталия Владимировна Пуханова # 3 июня 2020 в 14:23 +3
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение! Ваша публикация "Экологический проект с презентацией «Экология воздуха в городе Слуцк» очень интересная и актуальная.Вами проделана масштабная работа! Прекрасно, что вместе с детьми вы заботитесь об охране окружающей среды.Примите голос и пожелания успехов!
Наталья Алексеевна Коршунова # 7 июня 2020 в 16:20 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна!
Ваша публикация "Экологический проект с презентацией «Экология воздуха в городе Слуцк» очень интересная и актуальная. Проведена огромная предварительная работа при создании этого проекта. Сам проект очень грамотно и профессионально составлен. Отличная презентация! Творческих успехов! Примите мой голос.
Оксана Анатольевна Данильченко # 7 июня 2020 в 17:33 +1
Спасибо Всем!