Экологический проект с презентацией «Деревья в городе»
Экологический проект для школьников «Деревья в городе»
Описание: Экологический проект «Деревья в городе» направлен на привлечение учащихся к изучению деревьев своей местности, воспитанию у них бережного отношения к окружающему миру. Он был реализован в течение 3-х лет и включает в себя различные формы работы: мониторинг, исследование, работу с литературой и т.д.
Опыт организации и реализации экологического проекта представляет интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей биологии, географии, начальной школы, классных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений.
Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Цель: знакомство учащихся с деревьями своей местности.
Задачи:
- познакомить ребят с древесными растениями, показать их особенность;
- сформировать понятие взаимосвязи растений, животных и компонентов неживой природы;
- познакомить ребят с особенностями произрастания деревьев в городе;
- воспитать у ребят бережное отношение к природе, желание самим совершать исследования и открытия, оказывать помощь взрослым в охране природы.
Оборудование: шагомер, бумага, ручки, ноутбук и т.д.
Участники проекта: учащиеся объединения по интересам «Эврика» ГУО "Слуцкий ЭБЦУ"
Место проведения: г.Слуцк, Слуцкий район.
Сроки проведения: 3 года
Организационный момент:
1. Участники проекта изучают правила поведения на городских улицах, в парке, в лесу.
2. Изучаются меры безопасности при проведении экскурсий (соответствующая форма одежды и обуви, чтобы предотвратить укусы клещей, комаров и т.п.).
Этапы проекта
Предварительный этап
Цель: изучение знаний участников проекта о составе дендрофлоры Республики Беларусь. Форма: тестирование, анкетирование.
Для изучения знаний участников о составе дендрофлоры Беларуси, дважды проводятся анкетирование, тесты (приложение 1) в начале проекта и в его конце.
1 Этап. Знакомство с деревьями Слуцкого района
Цель: знакомство с деревьями своего края Форма: экскурсия в Воробьево лесничество, экскурсия в дендрарий ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», работа с интернет источниками, беседы.
1. Для изучения деревьев проводились беседы: «Деревья Беларуси» (приложение 2), «Аборигенные и чужеродные виды деревьев».
2. Изучение литературы и интернет источников
3. Экологическая игра «Что? Где? Когда?» на тему «Чужеродные и аборигенные виды деревьев Республики Беларусь»
4. Экскурсия в Воробьевское лесничество (приложение 3)
5. Экскурсия в дендрарий ГУО «Слуцкий ЭБЦУ».
6. Экологическая программа для дошкольников «Зеленые великаны»
2 Этап. Изучение деревьев парка культуры и отдыха г.Слуцка
Цель: изучение видового состава деревьев парка культуры и отдыха. Форма: мониторинг, интервью с директором парка, работа с документами, исследование, сбор интересных фактов о деревьях и кустарниках парка г.Слуцка.
1. Экскурсия в городской парк.
2. Интервью с директором парка культуры и отдыха.
3. Экологическое исследование «Мониторинг дендрофлоры городского парка» (/blogs/oksana-anatolevna-danilchenko/yekologicheskoe-isledovanie-monitoring-dendroflory-gorodskogo-parka-kultury-i-otdyha-g-slucka.html)
4. Изучение истории городского парка по документам (презентация)
5. Экологическая игра «Устами младенца» на тему «Городской парк»
6. Деловая игра «Парк моей мечты»
7. Конференции «Зеленые насаждения в населенных пунктах: вчера, сегодня, завтра» (приложение 4)
Цель: подведение итогов проекта и мониторинг полученных в результате его знаний у учащихся. Форма: Тестирование, анкетирование (приложение 1)
Планы на будущее
Использование во время реализации проекта материала для просвещения школьников и населения Слуцкого района.
Приложение 1
Тест «Деревья»
1. У какого дерева листья похожи на ладошки?
Дуб Клён
Берёза
2. На каких деревьях растут жёлуди?
Берёза
Ясень
Рябина Дуб
3. У какого дерева вместо листьев растут иголки?
Берёза
Каштан Сосна
Дуб
4. Какие деревья называют хвойными? Ёлка, сосна, пихта
Дуб, берёза, клён
Каштан, ясень, ива
5. У какого дерева кора белая в чёрную полоску?
Дуб
Ива
Клён Берёза
6. На каком дереве листья осенью не только желтеют, но и краснеют? Клён
Каштан
Берёза
7. Под какими деревьями растут грибы, название которых включает в себя название этого дерева? Осина и берёза
Дуб и клён
Ива и каштан
8. Про какое дерево поется самая известная новогодняя детская песня?
Дубок
Рябинка
Берёзка Ёлочка
Осинка
9. Как называется дерево, на котором растут яблоки? Яблоня
Яблочное дерево
Яблонь
10. На каком дереве растут гроздья ярких красных ягод?
Берёза Рябина
Тополь
11. С какого дерева летом летит пух похожий на снег?
Клён
Липа Тополь
12. Какое хвойное дерево сбрасывает хвою? Лиственница
Ель
Сосна
Пихта
Приложение 2
Информация для беседы «Деревья Беларуси»
Деревья растут почти везде, и мы к ним быстро привыкаем.
Ученые подсчитали, что вырубка леса в северных широтах будет способствовать охлаждению планеты. Дело в том, что деревья впитывают тепло в дневное время и ночью согревают собой окружающее пространство. Если лес вырубить, то в холодное время года покрытые снегом огромные территории, освобожденные от темной листвы и хвои, будут отталкивать солнечные лучи, не позволяя земле впитывать тепло.
Дерево – живой организм. На сегодняшний день в мире насчитывается порядка 100 000 разновидностей деревьев. Но при этом их все можно поделить на несколько простых классов. Например, хвойные и лиственные, вечнозеленые и листопадные. Деревья – это одни из самых старых обитателей Земли. Они появились на планете задолго до первых людей и пережили не один десяток глобальных катаклизмов. За это время они успели создать крепкий союз с другими обитателями планеты.
Лес – это дом для многих видов животных, от самых больших (зубр), до самых маленьких (бактерии). Из-за того, что деревья поглощают углекислый газ и выделяют кислород, лесные массивы часто называют легкими планеты.
Для многих животных лес является главным источником пищи. Так, одни звери нагибают ветки деревьев и поедают с них листья. Другим же приятней собирать упавшие на землю плоды или шишки.
Деревья могут «дружить» друг с другом и наоборот находиться во враждебном состоянии. Например, в березовом лесу прекрасно растут маленькие елочки, а с дубом «дружат» не многие деревья.
Человек также научился использовать дары природы себе во благо. Для большинства жителей мегаполиса поездка в лес – мечта. Все больше людей не выбираются на природу на разу за целый год.
Поэтому своеобразной отдушиной становятся деревья на улицах городов, аллеи и парки.
На территории Беларуси произрастают 28 пород деревьев, самыми распространёнными из которых являются сосна и ель (хвойные), берёза (лиственные). После них по численности стоят: осина, липа, рябина, ольха, клён, дуб, ясень. На территории республики различные породы деревьев распределены неравномерно. Сосна растёт повсеместно, но больше всего её в центральных районах и на Полесье. На севере Беларуси много ели, а дуб предпочитает расти в южных районах, и считается рекордсменом по продолжительности жизни — возраст этого дерева достигает нескольких сотен лет. Наука, занимающаяся изучением деревьев, называется дендрологией.
Ребятам предлагается составить список деревьев, которые, на их взгляд, произрастают на территории Республики Беларусь и сравнить с официальными данными. Деревья, произрастающие в Республике Беларусь
1.Сосна
2. Ель
3. Пихта
4. Лиственница
5. Береза
6. Тополь
7. Клен
8. Граб
9. Бук
10. Дуб
11. Рябина
12. Черемуха
13. Ольха
14. Ива
15. Вяз
16. Каштан
17. Ясень
18. Осина
19. Яблоня
20. Осина
21. Абрикос
22. Липа
23. Вишня
24. Слива
25. Робиния
26. Бархат
27. Сумах
28. Шелковица
Приложение 3
Репортаж об экскурсии в Воробьевское лесничество
Ребята из объединений по интересам Слуцкого эколого-биологического центра учащихся посетили Воробьевское лесничество.
Поездка оказалась очень увлекательной и насыщенной.
Специалисты лесничества показали ребятам, как выращивается молодые деревья для возобновления лесного фонда, рассказали о русской и финской технологиях.
Учащиеся посадили сами по елочке - теперь у каждого из них есть своя елочка на территории лесничества.
Как небольшой сувенир ребятам вручили по саженцу елочки, которые они смогут посадить: на даче, в деревне или на территории нашего Центра.
Встреча с Лешим, роль которого играл лесничий, также принесла море эмоций.
Ребята смогли понаблюдать за целым стадом ланей.
Одним из захватывающих блоков экскурсии оказалась стрельба из лука. Каждый смог попробовать свои силы, а самые смелые и отважные даже устроили соревнования. И не остались без призов!
В город возвращались веселые и довольные!
Приложение 4
Репортаж о конференции «Зеленые насаждения в населенных пунктах: вчера, сегодня, завтра»
Во время конференции инженер охраны и защиты леса государственного лесохозяйственного учреждения «Слуцкий лесхоз» Сечка Александр Владимирович не просто рассказал ребятам, чем занимается учреждение, в котором он работает и поделился проблемами наших белорусских лесов, но и продемонстрировал интересную техническую новинку, которая с недавних пор помогает в охране леса.
Ребята с интересом наблюдали, как на территории нашего Центра готовится подняться в воздух и продемонстрировать свои технические возможности квадрокоптер. Пока ждали возвращение аппарата на землю со 100-метровой высоты, Александр Владимирович познакомил с его характеристиками и возможностями, раскрыл некоторые секреты лесной аэросъемки и ответил на многочисленные вопросы ребят. Прежде всего, гостю пришлось рассказать, где можно получить такую интересную профессию и как долго нужно учиться управлять квадрокоптером. При расставании Александр Владимирович еще раз напомнил ребятам, что самое важное в отношении к лесу со стороны человека не навредить ему.
Вот с этими мыслями и вернулись ребята в класс, где уже директор Центра Коледа Т.А. и учащиеся объединения по интересам «Эврика» Зубович Карина и Калинина Юлия продолжили с ними беседу о роли древесно-кустарниковых растений в городском мегаполисе. А в завершении конференции ее участники, а ими были учащиеся ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» и ГУО «Гимназии №2 г. Слуцка», заглянули в дендрарий нашего Центра, где смогли не только увидеть местные и инвазивные виды деревьев, но и прикоснулись к ним и даже попробовали ягоды некоторых кустарников.
Этот субботний осенний день подарил и гостям, и нам, организаторам, новые знания и впечатления, которые забудутся не скоро.
Приложение 5
Результат мониторинга дендрофлоры на улицах г.Слуцка - Видовой состав деревьев на улице М.Богдановича г.Слуцка
Примечание:
Аборигенные виды — виды, возникшие или с давних времен живут на данной территории, часто реликтовые.
Аборигенные растения — растения природной флоры данной местности (не интродуцированные).
Интродуцированный, или чужеродный вид — некоренной, несвойственный для данной территории, преднамеренно или случайно завезённый на новое место в результате человеческой деятельности.
Инвазионный вид, или инвазивный вид — распространившийся в результате деятельности человека биологический вид, распространение которого угрожает биологическому многообразию.
Приложение 6
Экологические игры с деревьями.
Цель: привить учащимся любовь к деревьям при помощи игры. 1. Встреча с деревом.
Учащемуся завязывают глаза и предлагают обнять дерево. Затем просят рассказать, что он почувствовал. Предлагают потереться о кору. Затем повязку снимают, и учащийся ищет свое дерево. Можно рассказать дереву свою тайну. Уходя, поблагодарить дерево и попрощаться с ним. Такое «свое дерево» становиться незабываемым. 2. Рисунки коры.
Учащемуся предлагается сделать отпечаток коры дерева. Для этого прижимается к коре дерева лист белой бумаги и карандашом делаются штрихи. При помощи мягкой бумаги можно перерисовать и листья дерева. Затем ребята отгадывают по рисункам друг у друга, чья кора и листья.
Презентация на тему: История парка культуры и отдыха г.Слуцка
Оксана Анатольевна, здравствуйте! Я с интересом и удовольствием прочитала публикацию о Вашем экологическом проекте «Деревья в городе»! Вы представили материал, свидетельствующий об огромной работе, которую Вы провели вместе со своими воспитанниками. В течение проекта Вы проводили беседы, читали литературу по данной теме, организовали экскурсии, проводили мониторинг, конференции, исследования, организовали экологические игры. Замечательная работа! Ребята ознакомились с разными видами деревьев в городе, проявили исследовательские умения, активизировались в охране природы. Молодцы! Проект превосходно продуман и проведён! С большим удовольствием голосую! Успехов!