Проект для школьников средних классов. Полевой определитель "Травы у нас под ногами"
Горелова Елена Валерьевна, педагог дополнительного образования Детского технопарка "Кванториум" города Комсомольска-на-Амуре.
Данный материал предлагаю как пример написания проектной работы с учащимися среднего звена. Данный проект реализовался летом 2018 года на полевом практикуме и успешно был защищен на Открытой научно-технической конференции проектов и исследовательских работ "Шаг в науку" в городе Комсомольске-на-Амуре.
Пояснительная записка
«Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книги»
М.В. Ломоносов
Мы учащиеся объединения «Малая Родина» Детского технопарка «Кванториум» занимаемся краеведением, где изучаем наш край и город Комсомольска-на-Амуре. Каждое лето мы участвуем в летнем экологическом практикуме, где изучаем растительный и животный мир города и его окрестностей. Летом 2017 года мы подробно занимались изучение древесных растений города и разработали экологическую тропу «Тайны древесных растений» на пришкольной территории МОУ СОШ №34.
Летом 2018 года на экологическом практикуме мы занялись более подробным изучением травянистых растений в нашем городе, потому что увидели на газонах вдоль улиц, в скверах и парках множество разнообразных трав. Многие из них цвели красивыми, яркими цветами, многие колосились, но из всего разнообразия мы узнавали только подорожник, одуванчик и полынь. Мы предложили нашему руководителю создать полевой определитель трав города и решить несколько проблем:
во-первых, мы знаем, что многие ученики нашей школы не знают травянистые виды растений, произрастающих в нашем городе, и мы им о них расскажем;
во-вторых, изучая травянистые растения, мы надеемся воспитывать в себе и своих друзьях экологическую культуру и биологическую неграмотность;
в-третьих, мы сделаем простой полевой определитель трав, который может приобрести себе любой житель нашего города, обратившись в Детский технопарк Кванториум.
Цель проекта: исследование травянистого покрова города Комсомольска-на-Амуре и создание полевого определителя.
Задачи проекта:
1. Найти в литературе информацию о жизненной форме растений – трава.
2. Сфотографировать и определить травы, произрастающие на улицах города.
3. Найти разнообразную информацию о травах и присвоить каждому виду qr-код.
4. Разработать и выпустить полевой определитель «Травы у нас под ногами».
Особенности проекта
По сроку реализации проект является долгосрочным. Реализовался проект в течение 4-х месяцев.
По количеству участников проект групповой. Выполняли проект группа учащихся МБОУ ДО Кванториум объединения «Малая Родина».
По доминирующей деятельности проект является практико-ориентированным, так как нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта (учащихся объединения «Малая Родина», учеников МОУ СОШ №34). Кроме того, проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников (исследование травянистых растений, создание определителя и т.д.), который будет использован в жизни класса, школы. Ценность данного проекта заключается в реальности использования продукта – полевого определителя - на практике – на уроках биологии, краеведения, окружающего мира.
По комплексности проект является межпредметным, так как реализовался во внеурочное время под руководством Гореловой Елены Валерьевны, ПДО МБОУ ДО Кванториум, Савчук Натальи Александровны, учителя биологии МОУ СОШ №34, Слесаревой Татьяны Эдуардовны, ПДО МБОУ ДО Кванториум.
Результаты проекта
Основная цель проекта – создание полевого определителя «Травы у нас под ногами» и все задачи проекта были выполнены.
1. Мы изучили теоретические основы травянистых растений и выяснили, что трава — жизненная форма растений, появившаяся на заре эволюции высших растений, когда они осваивали сушу. Главным показателем этой жизненной формы является отсутствие многолетних надземных частей, способных переживать неблагоприятный сезон. Травы образуют корневую систему и побег (стебель, листья и цветочную часть).
Травянистые растения подразделяются на группы:
- травы однолетние (односезонные), полностью отмирающие после вегетации и плодоношения. Возобновление их осуществляется семенами. Например, это виды: Марь белая (Chenopodium album), Укроп (Anethum graveolens), Рыжик посевной (Camelina sativa), Редька дикая (Raphanus raphanistrum) и другие.
- травы двулетние живут два года. В первый год из семян развивается побег с розеткой прикорневых листьев и стержневой корень; на второй год образуется цветоносный побег. После цветения и плодоношения двулетники отмирают. Двулетники отличаются от однолетников наличием остатков прошлогодних листьев у основания стебля, а от многолетников — отсутствием корневищ, клубней и луковиц; у них нет и следов отмерших прошлогодних стеблей.
- травы многолетние имеют подземные органы более длительных сроков жизни с почками возобновления. Подземные органы представлены корневищем, луковицами или клубнями.
Размер трав. Высота трав — от нескольких миллиметров до нескольких метров. В горах Сихотэ-Алинь трава часто достигает высоты 3—3,5 м. Есть также особенные случаи гигантизма трав в Саянах (Красноярский край). В черневой полосе Западного Саяна средние размеры трав обычно больше 2 метров. Есть и отдельные рекорды: Живокость высокая (Delphinium elatum) с размером стебля около 4,5 м; Кипрей узколистный (Chamerion angustifolium) — 2,92 м; Чемерица Лобеля (Veratrum lobelianum) — 2,86 м; Полынь однолетняя (Artemisia annua) (Красноярск, 2005 год) — 3,22 м; Марь белая (Красноярск, 2005 год) — 2,02 м.
Самое высокое (достигает 15 метров высоты) и мощное травянистое растение — банан, часто принимаемое за дерево, однако его мощный стебель не является стволом. По другим данным (если степень одревеснения не считать ключевым признаком) — наиболее высокими травами являются некоторые бамбуки. Их стебель — соломина — может достигать высоты 35 м.
2. Мы сфотографировали и определили 20 видов травянистых растений, произрастающие на улицах города.
Список травянистых растений:
1. Бахромчатолепестник (звезчатка) лучистый
2. Валериана ползучая
3. Вейник
4. Вика (горошек)
5. Кизляк кистецветный
6. Клевер ползучий
7. Клевер луговой
8. Лапчатка скученная
9. Люцерна
10. Марь белая
11. Молочай острый
12. Пастушья сумка
13. Полынь красноножковая
14. Полынь веничная
15. Смолевка ползучая
16. Сурепка прямая
17. Тысячелистник обыкновенный
18. Хвощ полевой
19. Чистотел азиатский
20. Ячмень гривастый
3. После того, как мы определили название трав, мы нашли в различных источниках информацию о них – начиная от биологического описания растения до интересных фактов.
4. После того, как нами были определены травы, мы разработали и выпустили полевой определитель, который назвали «Травы у нас под ногами».
Оценка эффективности реализации проекта
Практическая значимость проекта – полевым определителем «Травы у нас под ногами» могут пользоваться все жители города. Кроме того, эта информация нужна на уроках окружающий мир, биологии и на занятиях по краеведению. Учителя начальных классов, биологии, географии, краеведения могут проводить по данному определителю мини-экскурсии по пришкольному участку или по ближайшей улице.
Инновационная значимость проекта – в полевом определителе «Травы у нас под ногами» были использованы QR-коды травянистых растений, чтобы пользователи определителем могли узнать более подробную информацию по каждому растению.
Трансляционная привлекательность проекта состоит в том, что, используя данный полевой определитель, каждый житель нашего города сможет пополнить свои знания о травянистых растениях города.
Перспективы дальнейшего развития проекта
В дальнейшем мы планируем пополнять полевой определитель «Травы у нас под ногами» новыми видами травянистых растений. Каждому виду трав мы будем присваивать свой qr-код, чтобы пользователи могли узнать не только внешний вид растения, но и посмотреть более подробную информацию.
Использованная литература
1. Ван В.М., Шеенко П.С. Иллюстрированный определитель растений Комсомольского заповедника. Издание 2-е, испр. и доп. – Хабаровск: АО «Хабаровская краевая типография», 2016. – 304 с. – ил. – ISBN 978-5-88570-405-2.
2. Еремеева Е.Ю. Растения: Справочник школьника /Е.Ю. Еремеева. – СПб.: Издательский Дом «Литера». – 2005. – 96 с. – ISBN 5-94455-428-2.
3. Растительный мир Уссурийской тайги: полевой атлас-определитель /В.Ю. Баркалов, А.Э. Врищ, П.В. Крестов, В.В. Якубов; ДВФУ, Фонд «Феникс», WCS; отв. ред. А.Э. Врищ. – Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2011. – 476с.: ил. – ISBN 978-7444-2296-7.
4. Шорыгина Т.А. Травы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей /Т.А. Шорыгина. – М.: «Издательство ГНОМ и Д». – 2004. – 72 с.. – ISBN 5-296-00466-3.
5. Травянистые растения [Электронный ресурс]
Рекомендуем посмотреть:
Экологический проект для школьников. Бездомные животные
Экологический проект с презентацией «Деревья в городе»
Экологическое исследование школьника
Экологический проект с презентацией «Экология воздуха в городе Слуцк»