Конспект урока технологии в 5 классе на тему "Вышивка"
Данный материал будет полезен учителям технологии, педагогам дополнительного образования в обучении учащихся выполнению простых ручных швов.
Тема урока «Вышивка»
Автор: Жаркова Ирина Павловна, учитель технологии МБОУ Ижевская сош имени К.Э.Циолковского, Рязанская область.
Продолжительность урока: 45минут
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: объяснительно-демонстрационный с практической работой Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная Межпредметные связи: ИЗО, история
Цифровые образовательные ресурсы урока: компьютерная презентация «Вышивка»
Оборудование, материалы и инструменты: компьютер, проектор, экран, рабочая тетрадь, ткань,рабочие шкатулки для ручных работ.
Цель для учащихся.
В ходе урока учащиеся должны:
-освоить понятие вышивание и значение вышивки в русском народном костюме; -приобрести умение различать ручные швы по их изображению;
- приобрести умение выполнять простейшие ручные швы.
Задачи.
Учащиеся должны:
- познакомиться с изделиями, оформленными вышивкой;
- познакомиться с инструментами и материалами для вышивания; -познакомиться с правилами техники безопасности при выполнении ручных швов; -рассмотреть образцы ручных швов;
- воспроизвести самостоятельные действия по выполнению ручных швов;
- осуществлять контроль своих действий;
-осуществлять рефлексивную оценку хода и результатов учебных действий.
Цель урока педагогическая:
-организовать учебную деятельность учащихся по формированию знаний об одном из видов декоративно-прикладного искусства - вышивке;
-организовать учебную деятельность учащихся по формированию первичных умений выполнения ручных работ.
Задачи:
-организовать мотивацию учащихся на освоение новых знаний и умений; -организовать осмысление целей и задач урока; -организовать освоение новых знаний по теме урока;
-организовать отработку первичных умений по выполнению простейших ручных швов; -организовать контроль действий учащихся;
-организовать рефлексивную оценки учащихся своих самостоятельных действий.
Ход урока.
1.Мотивация на освоение новых предметных знаний и умений. Формулировка целей и задач урока.
-Что вы видите на слайде? (одежду)
(на экран проецируется женская одежда украшенная вышивкой)
- Можете ли вы утверждать, что эта одежда красивая? (Да)
- Что делает ее такой? (???)
- По моему мнению, красивой ее делает вышивка. А знаете ли вы, что такое вышивка? (Нет)
- Умеете ли вы вышивать? (Нет) -Хотите научиться? (Да)
- Зачем? (Чтобы украшать свою одежду)
- Таким образом, темой сегодняшнего урока... .(Вышивка)
- Что для этого необходимо знать? (какие изделия оформляют вышивкой, виды вышивки, инструментами и материалы для вышивания, виды ручных швов)
Это и будут цели нашего занятия.
-Какие же умения вы должны приобрести? (научиться выполнять простейшие ручные швы)
На Руси умение искусно вышивать передавалось из поколения в поколение. Рязанская земля славилась своим кружевом и вышивкой. Русский народный костюм всегда был украшен вышивкой.
Слайд проецирует изображение русского народного костюма Рязанской губернии.
- Как выдумаете, когда начинали обучать ребенка этому ремеслу? ( с 4-5 лет).
Крестьянская девочка должна была к своему совершеннолетию - 15-16 годам сама себе приготовить приданое. В ее сундуке, к приходу сватов, накапливалось до 100 изделий.
- На свадьбе из девичьего приданого устраивалась своеобразная выставка, и гости строго оценивали умение и художественный вкус невесты.
- О каких еще качествах девушки можно было судить по ее рукотворным вещам? (трудолюбие, усердие, терпение)
-Сейчас времена меняются, но быть хорошей хозяйкой - это современно? (да)
2. Формирование новых знаний. Первичный контроль и коррекция усвоения материала.
Задание. Собрать определение вышивки по карточкам.
ВЫШИВКА — искусство создания изображений на ткани с помощью нитей и иглы.
- Как вы думаете, какие изделия можно украсить вышивкой?
Слайд. На экран проецируются изделия, украшенные вышивкой: скатерти, наволочки, салфетки, предметы интерьера.
Слайд. На экране проецируется изделия, выполненные по контуру рисунка и по счету нитей.
Виды вышивок:
-Чем, по-вашему, отличаются эти изделия?
1. Свободные (по контуру рисунка)
2. Счетные (по счету нитей в ткани)
Слайд проецирует виды ручных швов: "вперед иголку", "назад иголку", "стебельчатый", "тамбурный", "петельнвы", "крест", "гладь"
- Какие же виды ручных швов используются в вышивке?
3. Практическая работа.
- Какие инструменты и материалы необходимы для вышивки мы узнаем, отгадав загадки.
Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (иголка и нитка)
Пара острых, тонких ног
Без туфлей и без сапог.
На ногах — по голове
Для чего, скажите мне?
По бумаге ходят ноги,
Режут все, что на дороге. (Ножницы)
На пальце одном ведерко вверх дном (наперсток)
Ткань держать устали пальцы
Мне пришли на помощь (пяльцы)
- Что мы не назвали?
Что является основой для вышивки? (ткань)
Как получают ткань? (путем переплетения через одну нитей основы и утка)
Как называется это переплетение? (полотняное)
-Давайте с вами вспомним правила безопасной работы с этими инструментами. Выберите только те правила, которые необходимо соблюдать при выполнении ручных швов?
1. Рабочие инструменты следует держать в специальных коробочках, иглы и булавки - в игольнице.
2. При шитье пользоваться наперстком, защищающим пальцы от прокола иглой.
3. Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками.
4. Нельзя пользоваться неисправными вилками и розетками.
5. Нельзя брать иглы или булавки в рот или вкалывать их в сою одежду.
6. Передавать ножницы кольцами вперед, держа за сомкнутые лезвия.
7. Нельзя оставлять включенный электроприбор без присмотра.
-Назовите те пункты, которые у вас получились. (1,2,3,5,6)
4. Выполнение ручных швов.
Слайд проецирует изображение закрепления нити на ткани.
1. Закрепление нитки на ткани.
Чтобы изнанка вышитого изделия была чистой и аккуратной, на рабочей нитке не делают узелков. Нитку всегда закрепляют на лицевой стороне ткани в том месте, где будет располагаться вышивка. Нить складываем вдвое и вдеваем в иглу двумя концами слайд
2. Выполнение шва «вперед иголка»
На слайде изображен процесс выполнения шва "вперед иголку"
3. Выполнение шва «назад иголка».
На слайде изображен процесс выполнения шва "назад иголку"
4. Выполнение стебельчатого шва.
На слайде изображен процесс выполнения стебельчатого шва
5. Выполнение тамбурного шва.
На слайде изображен процесс выполнения тамбурного шва
5. Домашнее задание.
Выполнить по инструкционным картам швы. Оформить на альбомном листе и подписать.
4. Подведение итогов урока, анализ результатов.
1.Доволен ли ты тем, как прошло занятие?
2.Было ли тебе интересно?
3.Сумел ли ты показать свои знания и умения?
4.Сумел ли ты получить новые знания и умения?
5.Был ли ты активен на уроке?
5.Был ли учитель внимателен к тебе?
6.Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
Спасибо!
Рекомендуем посмотреть:
Открытка с вышивкой крестом на картоне. Мастер-класс с пошаговыми фото
Мастер-класс. Сердечко в технике Барджелло
Декоративно – прикладное творчество для младших школьников
О народной вышивке для старших дошкольников 5-7 лет
Похожие статьи:
Новогодняя вышивка крестом