Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС
С введением ФГОС в дошкольное образование предъявляются определенные требования к развивающей предметно-пространственной среде , которая выполняет
образовательную, развивающую, воспитывающую и стимулирующую функции. Развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной.
Хорошо тем детским садам, которые построены под «ключ» в соответствии с требованиями ФГОС. А как быть тем детсадам, которые были построены в «советское время» и пространство для игровой, познавательной и конструктивной деятельности ограничено только одним помещением - групповой комнатой, которая содержит в себе еще и спальню? На реконструкцию и модернизацию, как всегда, денег нет. Выход один – обустройство и дооснащение (переоснащение) уже существующей предметно-пространственной среды силами педагогов и родителей.
Очень много говорится о насыщении предметно-пространственной среды, предъявляются требования к ее предметному содержанию, к обязательной сертификации и т.д. и т.п. Однако нет конкретных указаний,
с чего начать обустраивать предметно-пространственную среду.
А начинать нужно с основания. Вот как строят дом? Сначала ставят фундамент, а уже потом распределяют планировку дома – где какая комната будет находиться (спальня, холл, кухня и т.д.) Так-же и в данном случае – сначала нужно распределить помещение групповой комнаты по зонам (спокойная, умеренная и активная), а уже потом в этих зонах распределять уголки (центры) согласно деятельности детей.
Зоны могут быть гибкими (
принцип «трансформируемости»)– «расширяться» и «сжиматься» в размере, однако они не должны «вливаться» друг в друга, потому-что «вливание» зон ведет к смешению уголков. А это может привести к тому, что, например, уголок (центр) уединения может оказаться рядом с физкультурным уголком (центром), что крайне недопустимо.
Поэтому для того, чтобы педагогам привести свою предметно-пространственную среду к требованиям ФГОС, эту самую среду нужно обустраивать поэтапно:
I этап – определить зоны (спокойная, умеренная, активная);
II этап – определить, какие именно уголки (центры) можно распределить в каждой конкретной зоне;
III этап – в каждом уголке (центре) привести игрушки, дидактические игры, наглядно-демонстрационный материал к сертификации и эстетическому оформлению (
принцип «насыщенности» и «безопасности»). В состав перечней РППС для ДОО должны входить только те элементы, которые удовлетворяют установленным критериям качества, специальным требованиям, соответствующим профилю ДОО, и имеющие все необходимые сертификаты.
И, конечно, весь материал должен быть легко доступен детям (
принцип «доступности»)
Для мобильности пространства РППС возможно разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. При этом необходимо обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей. Между зонами можно установить модули или полифункциональное оборудование, которое возможно применить как для одного уголка (центра), так и для другого, рядом граничащего (
принцип «полифункциональности»)
Так-же при выборе мебели необходимо учитывать то, что могут быть дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья, требующие особого внимания и подхода в воспитании.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для педагогов. Эстетизация предметно-развивающей среды детского сада
Развивающая среда в ДОУ по ФГОС своими руками. Старшая группа
Организация предметно - пространственной среды группы в детском саду
Предметно-развивающая среда в средней группе ДОУ