Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию для детей старшей группы 5-6 лет «Путешествие в песочную страну»
Автор: Бумарскова Ирина Владимировна, учитель- логопед МБДОУ «Центр развития ребёнка –детский сад с. Старые Бурасы» Базарно –Карабулакский район, Саратовская область.
Описание: Предлагаю вам конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию для детей старшей группы 5-6 лет «Путешествие в песочную страну». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы, а также логопедам в детском саду.
Конспект НОД «Путешествие в песочную страну».
Цели: Развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности и игре. Активизировать социально- эмоциональный опыт детей путём решения их представлений об окружающем мире.
Задачи: Образовательные:
1.Формировать фонематические представления, умение соотнести букву и звук 2. Формировать умение придумывать слова с заданным звуком. 3 .Закрепление образа букв, правильное написание букв. 4.Закрепление лексических тем. 5.Способствоватьб проявлению детского творчества в работе с нетрадиционным материалом. Развивающие:
1. Развитие связной речи, упражнение в словообразовании и словоизменении.
2. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря
3. Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза
4. Развитие тактильных ощущений
5. Развитие пальчиковой моторики рук
6. Развитие памяти, внимания
7. Развитие познавательных психических процессов
8. Обучение искусству расслабления
9. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.
На этих занятиях дети получают возможность реализовать свои творческие способности, повысить интеллектуальную деятельность.
Воспитательные:
1.Воспитывать способность сопереживать, сочувствовать
2.Воспитывать аккуратность
3.Воспитывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Материал: песочница с песком, силуэты букв, цветные трубочки, ёмкости с водой, силуэты цветов с разным покрытием, ватман с картинкой радуга, цветной песок, кисточки, клей на каждого ребёнка, пульверизаторы с водой на каждого ребёнка.
Ход занятия
Звучит спокойная, тихая музыка. Дети заходят, здороваются.
Педагог: День добрый, милые друзья, сюда пришли совсем не зря, я приглашаю в сказку всех! Вас ждут преграды и успех. Тихонько отворяем двери, и каждый в сказку пусть поверит! Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю. Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я хочу вам рассказать одну сказку. Где-то далеко- далеко за морем- океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живёт себе, поживает Песочная Фея. И эта фея- не простая, она добрая волшебница, которая очень любит детей и хочет с вами познакомиться. А вы хотите попасть в сказку и познакомиться с ней? Да.
Педагог: Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и всем вместе произнести волшебные слова. Я сейчас скажу вам заклинание, вы повторите за мной:
Песочная Фея нам помоги, В страну волшебную перенеси, в ладоши мы хлопнем раз, два и три, Сердце своё для добра распахни!
Звучит музыка. (Слайд Песочная страна )
Педагог: Вот мы и очутились в сказочной стране. Посмотрите, здесь какое- то письмо . Давайте прочитаем. Написано «Детям старшей группы». Это письмо написала песочная Фея, она просит нашей помощи. Здесь написано, что во вселенной была песочная страна с зелёными лесами, красивыми цветами, голубыми озёрами и солнечными городами. Жители этой страны были очень счастливы, потому что им никто ничего не запрещал. Они могли кататься на каруселях, бегать по лужам, разговаривать с необычными животными, птицами и цветами, дружить с гномами, петь и танцевать. Но однажды злой волшебник заколдовал всё в песочной стране. И стала песочная страна тёмной и безжизненной. Не стало солнышка, и радугу злой волшебник окрасил в чёрный цвет. И нам нужно с вами разукрасить радугу в разноцветные цвета и помочь песочной фее расколдовать всех жителей песочной страны. (слайд бесцветное солнце и радуга)
Педагог: Добрые мои друзья, готовы ли вы помочь Фее разукрасить радугу и расколдовать жителей песочной страны? Ответы детей.
Педагог: Спасибо, что вы согласились помочь Фее. Нам в пути помогут: верность, доброта, смекалка, смелость и дружба. Давайте крепко возьмёмся за руки и произнесём волшебные слова:
Песочная Фея нам помоги, В страну волшебную перенеси, в ладоши мы хлопнем раз, два и три, в песочной стране окажемся мы! Дети подходят к песочнице. Педагог: А вот и песочная страна, где живут друзья песочной Феи. Посмотрите, как здесь пусто и тоскливо. Нет ни солнышка, ни радуги. Один песок. Но этот песок не простой, он волшебный. Он может чувствовать прикосновения, слышать. Прежде чем подойти и потрогать песочек, нам нужно с вами повторить правила пользования песком. (Слайды правила пользования песком)
1.Нальзя брать песок в рот. 2.Нельзя бросать песок в глаза.
3.Нельзя кидаться песком. 4.Нельзя высыпать песок из песочницы.
5.Перед работой с песком нужно одевать фартуки. 6.После работы с песком нужно мыть руки. Надеюсь, что вы эти правила запомнили и будете их выполнять. Давайте повторим.
Индивидуальные ответы детей.
Педагог: А теперь давайте потрогаем песочек.
Дети различными способами дотрагиваются до песка.
(слайд пустая песочница)
Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок?
Дети: сухой, шершавый, мягкий.
Педагог: Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй, песок!» . Послушайте, он с вами здоровается. Вы все слышите? Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом. А давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. А теперь давайте покажем, как змейка пробежала по песку
(дети водят по песку ребром ладони).
Молодцы! А теперь покажите, как медведь идёт по песочку
(дети кулаками нажимают на песок).
А теперь как зайчик прыгает по песочку (двумя пальчиками медленно).
А теперь муравей пробежал по песочку (двумя пальчиками быстро)
Дети повторяют. Педагог: Ребята, а давайте с вами нарисуем свой портрет на песке.
Когда вам дарят новую игрушку? Когда вас обидели? Когда вы испугались? Когда вы увидели радугу? Вот, молодцы! Вы отлично справились с заданием!
Для того, чтобы вернуть радугу и расколдовать жителей песочной страны, нам с вами нужно преодолеть первое препятствие. Игра « Нарисуем буквы»
Педагог показывает буквы, дети называют их, а затем пишут на песке сначала указательным пальцем правой руки, затем указательным пальцем левой руки, как усложнение двумя руками одновременно.
Молодцы, ребята! Вот мы и справились с первым заданием!!!! Но посмотрите, у нас так и не появилась радуга. Значит, нам нужно идти с вами дальше. Дети приходят на цветочную полянку.
Педагог: Ребята, посмотрите, куда это мы свами попали? Это цветочная поляна. Отгадайте, кто здесь хозяйка?
Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет,
звонче птичьи голоса. Значит, к нам пришла …. Дети: весна! (слайд весна)
Педагог: Ребята, посмотрите, как постаралась хозяйка Весна. Взгляните, чем она украсила весеннюю полянку?
( на полу расположены изображения весенних цветов с различными тактильными покрытиями: соль, песок, рис, фольга, чай)
Дети : Весенними цветами. ( слайд первые весенние цветы)
Педагог: Выберите себе любой цветок и расскажите о нём.
Какой у тебя цветок? А у тебя? На что он похож. Потрогайте свои цветочки, что вы ощущаете? Ответы детей.
Педагог: Ребята, я предлагаю вам превратиться в весенние цветы.
Психоэтюд: «Первые цветы» Педагог под музыку произносит строки, дети с помощью пластических движений выполняют действия.
Наши первые цветки распускают лепестки. Руки перед грудью, ладонь прижата к ладони, поднимаем вверх, раскрываем руки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Медленно раскачиваемся из стороны в сторону.
Наши нежные цветки закрывают лепестки. Ладони рук над головой соединяются. Опускаются к груди.
Головой кивают, тихо засыпают. Киваем головками, закрываем глаза, голову кладём на ладони.
Молодцы, ребята! Но весенняя полянка нам не помогла. Посмотрите, у нас так и нет цветной радуги. И жители песочной страны всё ещё заколдованы.
На полу лежит синяя ленточка (имитация ручейка)
Посмотрите. Ребята, а что это? Это весенний ручей. Но он не журчит, не поёт, наверное злой волшебник и здесь побывал. Попробуем оживить ручеёк?
Дети подходят к столу, на котором стоят стаканчики с водой.
Дети с помощью цветных трубочек имитируют песенку ручейка.
Педагог: Ребята, какими словами можно описать песенку ручейка?
Дети: озорной, задорный, шумный, игривый, журчащий, быстрый.
Педагог: Ручей, ручей, ты не знаешь где нам найти краски радуги и оживить жителей песочной страны? Ребята, ручей не знает, как вернуть радугу, но он сказал мне , что у него волшебные капли воды, и с помощью этих капель мы с вами можем оживить наш песочек.
Дети и педагог подходят к песочнице.
Педагог: Ребята, посмотрите, у нас здесь с вами ничего не изменилось. Жителей в песочной стране так и нет. Ребята, а какой песок в песочнице?
Дети: сухой. А из такого песка можно что - нибудь построить?
Дети: нет.
Педагог: Но нам нужно с вами оживить песок. А что нужно всему живому- растениям, птицам, животным, людям для жизни?
Дети: вода!
Педагог: Конечно, вода. Но нам нужны будут помощники, так как мы одни не справимся. Давайте позовём дождик, который поможет нам всё оживить, ведь у дождика все капли волшебные.
Упражнение «Песочный дождик»
Каждому ребёнку выдаётся пульверизатор, с помощью которого они опрыскивают песок.
Педагог: Посмотрите, сколько волшебных капель нам приготовил дождик. Начинаем поливать песок:
Дождик, лей веселей! Тёплых капель не жалей
для лесов для полей и для маленьких детей
и для мам и для пап кап-кап-кап!
Педагог: Вы чудо - помощники! Песок вам очень благодарен. Посмотрите, какой стал песок? Ответы детей.
Педагог: Но жителей всё ещё нет.
Давайте поиграем в игру « Дежурная буква»
Логопед на песке рисует букву, а дети придумывают слово на этот звук, кто быстрее придумает – пишет букву и говорит задание : придумать название посуды, животного и т.д. чтобы звук был в начале слова, и т. д.
Назовите слово на букву М из раздела - животные.
Назовите слово на букву Ш из раздела – одежда.
Назовите слово на букву К из раздела – посуда.
Назовите слово на букву У из раздела – профессии.
Молодцы, ребята, вы все справились с заданием. Но радугу у нас с вами так и не появилась.
Ребята , посмотрите, у нас появилась радуга. Но она бесцветная, грустная, как вы думаете. Что нужно сделать, чтобы радуга засияла снова своими разноцветными красками? Я думаю, что нам нужно самим разукрасить радугу в разноцветные цвета, и жители песочной страны обязательно вернуться.
Дети с педагогом подходят к отдельному столу, где лежит бесцветная радуга. Дети с помощью клея, кисточек, цветного песка рисуют разноцветную радугу. В это время в песочнице появляются жители песочной страны.
(звучит фонограмма песни Н. Королёвой «Маленькая страна»)
Педагог: Ребята, посмотрите, мы избавились от чар злого волшебника, разукрасили радугу, помогли песочной феи вернуть жителей в песочную страну. (слайд цветная радуга)
Дети строят песочную страну, расставляют фигурки песочных жителей, обыгрывают постройки.
Педагог: Песочная страна ожила! Спасибо, мои маленькие волшебники!
Педагог: Дети, сегодня мы с вами познакомились с волшебной страной, спасли жителей песочной страны, оживили саму страну. Узнали, какой бывает песок, чем отличается сухой песок от влажного. Сами приготовили влажный песок. Мы с вами сегодня совершили много хороших поступков. У меня радостное настроение, я рада помочь жителям Песочной страны. А какое у вас настроение и что нового узнали вы? Ответы детей.
Занятие окончено.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в Страну Вежливых Слов»
Конспект НОД по художественному творчеству в старшей группе на тему Весна
Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе