Конспект организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе на тему «Игрушки наших прабабушек и прадедушек»»
Автор: Ельцина Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Ирдановский детский сад «Колосок», Вологодская область, Никольский район
Описание материала: Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Игрушки наших прабабушек и прадедушек», для разновозрастной группы. С введением ФГОС ДО, повысилось внимание к введению регионального компонента, как одного из средств социализации дошкольников. Приобщение детей к региональной культуре связано с понятием «интерес», дети любого возраста проявляют интерес к игрушке, тем более дошкольники, поэтому тематика ООД, данного конспекта, полностью соответствует принципам ФГОС. Данным материалом могут воспользоваться, как воспитатели, так и учителя начальных классов.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель: Знакомство с игрушками, в которые играли прадедушки, прабабушки.
Задачи:
Младшие: Дать детям представление о глиняной, деревянной и соломенной игрушке; расширить словарный запас детей (глиняная, деревянная, соломенная); воспитывать желание играть в игрушки прошлого.
Старшие: Обогатить представление детей об игрушках прошлого; закрепить представление о деревянной, глиняной, соломенной, тряпичной игрушке; формировать интерес к старинным игрушкам; учить, как можно их изготовить; развивать ретроспективный взгляд на предметы прошлого (игрушки); развивать гендерные представления у детей; пополнить словарный запас детей: зыбка, соломенная, деревянная, глиняная, тряпичная, глина, солома, дерево, ткань; воспитывать любовь к Родному краю и бережное отношение к национальному достоянию.
Развивающая среда:
Демонстрационный материал: ТСО, презентация «Старинные игры и игрушки», соломенная кукла, тряпичная кукла, глиняные игрушки, игрушки из дерева, изображение люльки (зыбки).
Раздаточный материал: небольшие картонные коробочки, бельевая резинка, платочки, косыночки, вязальные нитки.
План работы:
1.Организационный момент. Рассматривание игрушек, принесенных из дома, в кругу.
2.Сказка о Ванечке и Манечке, с показом старинных игрушек.
3.Вопросы для детей младшей подгруппы, дети старшей подгруппы помогают, если младшие не справились.
4.Дети младше подгруппы идут играть.
5.ООД продолжается с детьми старшей подгруппы. Просмотр презентации «Старинные игры и игрушки».
6.Рассказ воспитателя об игрушках нашего региона.
7.Рассматривание игрушки и анализ. (кукла, колыбелька - зыбка)
8.Девочки делают кукол, мальчики колыбельки.
9.Заключительная часть (объединяются в пару и качают, по очереди, куклу в колыбельке)
Ход ООД:
Организационный момент: (перед детьми выставка любимых игрушек, принесенных из дома) Ребята, как много красивых игрушек вы принесли! Хотите рассказать, из чего сделана ваша игрушка, откуда появилась, почему нравится с ней играть? Давайте встанем в круг и расскажем о своей игрушке. (первыми рассказывают младшие) У вас современные, интересные игрушки, а как вы думаете, раньше были такие игрушки? А во что играли наши прадедушки, прабабушки? Я хочу рассказать вам одну историю, про то, как и чем играли дети очень давно, когда игрушки в магазинах еще не продавали. «Жили – были Ванечка и Манечка. Каждый день их мать ходила на сенокос и детей с собой брала. Ваня был старше и присматривал за сестрой. Нечем развлечь Ване Манечку. Взял он пучок сухой травы – соломы, повязал его лоскутком и получилась забавная кукла. (воспитатель показывает куклу)
А сам стал играть сучком дерева, похожим на зайку. Когда они вернулись с сенокоса, отец привез им, с ярмарки, новые игрушки: кукла тряпичная – для Манечки,
глиняный конек – для Ванечки.
(воспитатель задает вопросы детям младшей подгруппы)
- Из чего сделана эта игрушка? Какая она? (Соломенная, деревянная, глиняная, тряпичная.)
- Как с ней можно поиграть?
- А вы хотите поиграть с этими игрушками?
(Дети младшего возраста идут играть, ООД продолжается со старшей подгруппой)
- Как вы думаете, как еще играли дети раньше?
Презентация «Старинные игры и игрушки»
Посмотрите на эти картины, с чем и как играют дети.
Где вы видели такие игрушки? Из чего они сделаны?
Посуда.
Лошадка, поросенок, уточка – свистульки. Из чего сделаны все эти игрушки?
Бирюльки. Мелкие деревянные игрушки, которые нужно было подцепить крючком и перенести себе. Кто больше соберет, тот и выиграл.
Деревянный конек.
Изготовление деревянных игрушек. Кто делает игрушки? Какие игрушки делают? Из чего эти игрушки?
Самолет.
Посуда.
Волчки. Как с ними можно играть?
Деревянный желобок. Как дети здесь играют? Как вы думаете, какие правила в этой игре? (Нужно выбить, как можно больше яиц. Скатить яйцо по желобку так, чтобы столкнулось с другим) Можно было так играть и с камушками.
Каталка – бычки и тележка. Из чего сделаны эти игрушки? (из дерева) Кто делает, на этой картине, игрушки?
Дети играют в войну. Из чего у них сделано оружие?
Лошадка везет детей в тележке.
Повозка с лошадками.
Солдатики.
Матрешки.
Паровозик. Во что играют дети. Как вы думаете, из чего сделан паровоз?
Соломенный бычок.
Соломенная кукла. А из чего сделаны эти игрушки?
Тряпичная кукла.
Тряпичная кукла – полено. У таких кукол, лицо было не прорисовано, считалось, что кукла с прорисованным лицом приносит вред. Из чего сделаны эти игрушки?
Эта картина называется «Варька». Что вы видите в руках у девочки? Из чего сделана кукла?
Ребята, я хочу еще кое-что рассказать вам. Когда я была маленькая, то часто ездила в деревню погостить к бабушке, у бабушки не было игрушек. Она была очень старенькая, и придумывала мне игрушки из своего детства. И я хочу вас научить делать такую куклу, из платков, как делала моя бабушка.
- Как вы думаете, что нужно сначала сделать, чтобы получилась такая кукла?
- Скатать из одного платочка бревнышко, укутать его так, чтоб не размоталось ниточкой или лентой, завязать платочек или закутать как маленького ребенка. Ребята, вспомните, почему у таких кукол было не прорисовано лицо?
- Как можно с ними поиграть?
- Я, например, делала для куклы вот такую колыбельку – зыбку, из коробки и веревочки.
- Давайте повторим, это новое для вас, слово зыбка. Так называлась детская кровать, для младенцев, подвешенная к потолку.
- В такой колыбельке мне, маленькой, приходилось в гостях у бабушки спать.
- Как можно сделать такую колыбельку?
Хотите попробовать сделать такие игрушки? Сами поиграете и дадите малышам. Мальчики будут делать зыбки, так как их делали только мужчины, а девочки сделают кукол.
(самостоятельная работа детей)
Итог:
- Давайте покачаем наших куколок в новых зыбках.
(дети объединяются парами) У вас получились замечательные игрушки! Что вы нового узнали?
( В какие игрушки играли наши прабабушки.) Что научились делать?
(зыбку, куклу)
Рекомендуем посмотреть:
Куклы топотушки своими руками
Мастер-класс. Поделки к празднику 8 марта из ниток
Кукла из шпагата своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото
Интерьерные куклы своими руками. Мастер-класс
Похожие статьи:
Кукла из кукурузных листьев