Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе
«В зимнюю стужу»
Автор: Ельцина Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Ирдановский детский сад «Колосок», Вологодская область, Никольский район
Описание материала: Представляю конспект организованной образовательной деятельности «В зимнюю стужу», для детей старшего дошкольного возраста. Наблюдая за зимними явлениями в природе, за поведением животных и птиц, ребенок не может получить полноценные знания, в силу своего возраста. И в этом ему можем помочь мы – взрослые, читая книги Георгия Алексеевича Скребицкого, которые имеют огромную художественную ценность и содержат научные сведения о природе. Данный материал может быть полезен воспитателям, учителям начальных классов, родителям.
Конспект организованной образовательной деятельности: «В зимнюю стужу»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие (чтение художественной литературы), художественно – эстетическое развитие (художественное конструирование).
Предварительная работа: чтение рассказов Г. Скребицкого «На лесной поляне зима», «Маленький лесовод», «Митины друзья», беседа «Изменения в жизни лесных обитателей зимой».
Цель: Формирование знаний о жизни птиц и зверей зимой.
Задачи:
-Учить детей слушать чтение познавательного рассказа;
-Обобщить знания детей о жизни лесных обитателей зимой;
-Познакомить детей с зимующей птицей – клест, с особенностями ее жизни зимой;
-Расширить словарный запас детей (клест – еловик, стужа, ельник);
-Совершенствовать навыки ведения беседы;
-Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям;
-Воспитывать желание создавать поделки своими руками.
Развивающая среда:
Демонстрационный материал: Слайды: портрет писателя Г Скребицкого, рассказ « На лесной поляне зима», рассказ «Маленький лесовод», «Митины друзья»; презентация к рассказу «В зимнюю стужу», дидактическая игра «Кто зимой в лесу не спит?», магниты, 2 мольберта, пано: Елка с клестами.
Раздаточный материал: еловые шишки, шаблоны шишек из картона, пластилин и клеевой карандаш.
План работы:
1.Организационный момент. Воспитатель приносит в группу мешочек с еловыми шишками.
2.Писатель Г. Скребицкий и его рассказы о зиме. (повторение пройденного материала).
3.Дидактическая игра «Кто зимой в лесу не спит»
4.Чтение рассказа «В зимнюю стужу», с презентацией.
5.Анализ прочитанного.
6.Создание поделки из шишки.
7. Рефлексия.
Ход ООД:
Организационный момент: (Воспитатель приносит в группу мешочек с еловыми шишками.)
Ребята, отгадайте на ощупь, что у меня в мешочке?
А как вы думаете, где я их взяла?
Да, я их нашла в лесу, под елочкой, когда каталась на лыжах.
А кто их там бросил?
Вот об этом мы можем узнать из рассказа одного писателя, уже знакомого нам. Хотите узнать, о ком идет речь? Тогда садитесь поудобнее и смотрите на экран.
Кто это? (писатель - Георгий Скребицкий) Что мы узнали нового из его рассказов?
«На лесной полянке» (Как живут лесные обитатели на полянке зимой.)
«Юный лесовод» (Как дятел сажает деревья.)
«Митины друзья» (Как живут лоси зимой и спасаются от волков.)
А сейчас посмотрим, что вы запомнили из рассказов Георгия Скребицкого о жизни лесных обитателей, поиграем в игру «Кто в лесу зимой не спит».
Игра «Кто в лесу зимой не спит»
(Дети встают в круг, внутри круга два мольберта с магнитами, на одном изображен открытый глаз (схема), на другом схема – закрытый глаз. Воспитатель раздает карточки с изображением лесных обитателей. Дети идут по кругу. После слов воспитателя, по сигналу, дети прикрепляют карточки на мольберт.)
«Книжки разные читаем,
И уже так много знаем.
Можем, очень ловко,
Рассказать без остановки:
Кто зимой в лесу не спит,
А кто всю зимушку храпит»
Вот как много знаем мы о жизни лесных обитателей зимой, а хотите еще что-нибудь узнать? Тогда усаживайтесь поудобнее и слушайте.
2 часть. Чтение рассказа Георгия Скребицкого «В зимнюю стужу», с презентацией.
«В зимнем тумане встаёт холодное, тусклое солнце. Спит заснеженный лес. Кажется, всё живое замёрзло от этой стужи - ни звука, только изредка потрескивают от мороза деревья.
Я выхожу на лесную поляну.
За поляной - густой старый ельник. Все деревья обвешаны крупными шишками. Шишек так много, что под их тяжестью склонились концы ветвей.
Как тихо! Зимой не услышишь пения птиц. Теперь им не до песен. Многие улетели на юг, а те, что остались, забились в укромные уголки, попрятались от лютого холода.
Вдруг словно весенний ветерок прошумел над застывшим лесом: целая стайка птиц, весело перекликаясь, пронеслась над поляной. Да ведь это клесты - природные северяне! Им не страшны наши морозы.
Клесты облепили вершины елей. Птички ухватились за шишки цепкими коготками и вытаскивали из-под чешуек вкусные семена. Когда хорош урожай шишек, этим птицам не грозит бескормица зимы. Везде себе еду разыщут.
Я стоял на поляне и наблюдал, как хлопотали клесты в своей воздушной столовой.
Утреннее солнце ярко освещало зелёные вершины елей, грозди румяных шишек и весёлых, пирующих птиц. И мне почудилось, что уже пришла весна. Вот сейчас запахнет талой землёй, оживёт лес и, встречая солнце, защебечут птицы.
Любуясь клестами, я вдруг увидел, как один из них, подлетев к старой ели, скрылся в заснеженных ветках, словно юркнул в снеговую пещерку. И тут мне вспомнилась одна замечательная особенность из жизни этих птиц особенность, которой я никогда не мог поверить. А вот теперь представился случай самому проверить.
Крадучись, я подобрался к той ели и полез вверх по стволу. Острые иглы царапали лицо и руки, но я карабкался всё выше и выше.
Уже близка и вершина, а на дереве ничего нет.
Я начал спускаться и вдруг прямо перед собой увидел то самое, чего уже не надеялся найти:
среди обледенелых, покрытых снегом веток едва виднелось небольшое гнездо, а в нём, как весной, озабоченно распушившись, сидела зеленоватая птичка - самочка клеста.
Неловким движением я качнул ветку. Испуганная птица вспорхнула.
Я наклонился и замер от изумления: в гнезде копошились только что вылупившиеся, совсем голые птенцы.
Над самым гнездом свешивались заснеженные ветви. В лесу от мороза трещали деревья, а здесь, меж сучьев старой ели, будто уже наступила весна: заботливая мать выводила птенцов.
Я поскорее слез с дерева, чтобы не тревожить эту удивительную семью. Легко спрыгнул в снег, огляделся, и зимний лес уже не казался мне, как прежде, угрюмым и безжизненным.
Стоя под деревом, я тёр закоченевшие в шерстяных варежках руки, посмеивался над собой и всё думал о голых малышах в гнезде, которым не страшна зимняя стужа.»
Анализ прочитанного:
-Почему называется так рассказ?
-Как называется птица, про которую рассказывает автор?
-Где живут эти птицы?
-Какие деревья им больше нравятся?
-Чем питаются?
-Почему автор залез на дерево?
-Что увидел рассказчик, когда залез на ель?
-Какие были птенцы, а взрослая птица?
-Как поступил автор рассказа, когда увидел птенцов?
-Почему он в конце рассказа, когда слез с дерева, тер свои закоченевшие, в варежках руки и подсмеивался над собой?
-Какие новые слова вы узнали и запомнили?
(стужа, клест-еловик, ельник)
-Еще раз посмотрите на эту птицу, как она называется?
Физминутка.
«Покормите птиц зимой,
(ладошки вперед, покачивающие движения, вверх-вниз)
Пусть со всех концов,
(руки на пояс, посмотреть влево, вправо)
К вам слетятся, как домой,
(помахать руками, сделать «домик» над головой)
Стайки на крыльцо.
(присесть)
Не богаты их корма,
(сжать ладошки в кулачки)
Горсть зерна нужна,
(показать одну ладошку)
Горсть одна,
(показать вторую ладошку)
И не страшна будет им зима.»
(весело летают "птички" по группе)
- Сейчас, вы догадываетесь, кто набросал мне шишек с елки?
-Что из них можно сделать?
-Посмотрите на это пано, что тут изображено и чего не хватает?
(воспитатель прикрепляет на мольберт пано «Клесты на елочке»)
-А давайте сделаем из старых шишек новые, вот такие, и приклеим на наше пано.
Практическая деятельность: На картонную заготовку приклеиваем с помощью пластилина, чешуйки от старой шишки. Начинаем наклеивать снизу – вверх. Сначала приклеиваем две чешуйки и так продвигаемся вверх, постепенно увеличивая число чешуек, пока не заполним всю заготовку.
Анализ работы: У нас получилось много шишек, давайте приклеим на елочку угощение для клестов. Какой рассказ мы прочитали? О какой зимующей птице в нем рассказывается? Что вы сделали своими руками?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект ООД в старшей группе по теме «Что такое осень?»
Биография и творчество писателя Яшина для детей
Конспект ООД по физическому развитию для детей разновозрастной группы
Занятие по физкультуре. Старшая группа
Похожие статьи:
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы
Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада на тему «Зимние загадки»
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Волшебница - зима
Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Декабрь
Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Январь