Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с творчеством и биографией писателя - А. Я. Яшина
Конспект организованной образовательной деятельности: «Наш земляк - А.Я. Яшин»
Автор: Ельцина Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Ирдановский детский сад «Колосок», Вологодская область, Никольский район
Описание материала: В наше время, уделяется большое внимание, в воспитании детей, региональному компоненту, знакомству с культурой Родного края, но для детей дошкольного возраста не всегда понятно творчество писателей - «земляков», у воспитателей часто возникает вопрос: «Как рассказать детям биографию писателя?» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Наш земляк - А.Я. Яшин», для детей старшего дошкольного возраста. На примере, данной разработки, можно познакомить детей с биографией и творчеством писателей, поэтов. Данный материал может быть полезен как воспитателям, так и учителям начальных классов.
Конспект организованной образовательной деятельности «Наш земляк - А.Я. Яшин»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Развитие речи», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество»
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Цель: Знакомство с жизнью и творчеством писателя - «земляка», Александра Яковлевича Яшина.
Задачи: Познакомить с жизнью и творчеством поэта – писателя А. Яшина;
Развивать речь детей, активизировать словарь: земляк, образование из полных старинных имен коротких: (Александр – Саша, Яков – Яша, Евдокия – Дуня, Дуся, Авдотья – Дуня, Антип - Антипка, Антипушка, Типа); слова из стихотворения (холмы, увалы…);
Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Добрый праздник» и выразительно его рассказывать;
Помогать детям символически отображать ситуацию, проживать ее основные смыслы и выражать их в образной форме (стихотворение);
Воспитывать интерес к искусству родного края, чувство гордости за достигнутые успехи наших земляков, любовь к родному краю.
Планируемые результаты: имеет представление о жизни и творчестве писателя – земляка А. Я. Яшина, знает фамилию, биографию, название некоторых произведений. Эмоционально реагирует на красоту весенней природы, описанной в стихотворении, учит наизусть стихотворение под руководством педагога и самостоятельно его рассказывает.
Оборудование: выставка книг А. Яшина, модель – схема «Как он стал поэтом», подставки для карточек - схем можно смастерить из конструктора «лего», презентация стихотворения «Добрый праздник» под музыку Р. Анселми «Птичьи голоса», ноутбук, картина Н. Мишуста «Обитель поэта», схема стихотворения (мнемотаблица) «Добрый праздник», для детей поменьше размером карточки.
Содержание организованной образовательной деятельности детей:
1. Вводное слово воспитателя.
2. Беседа на тему «Как он стал поэтом».
3. Заучивание отрывка стихотворения «Добрый праздник».
4. Итог занятия.
Ход:
1. Вводное слово.
1.Воспитатель приносит в коробочке портрет (который нужно сложить из частей и также целый, заменяется после того, как дети сложат картинку)
-Ребята, кто из вас умеет очень быстро и правильно складывать пазл?
У меня есть очень необычный, и его нужно быстро сложить.(Дети складывают пазл, магнитный, на мольберте)
2.Беседа на тему «Как он стал поэтом»
- Кто это?
- Это наш земляк, что означает слово «земляк»?
- Он тоже с Никольского района, из д. Блудново, может кто-то из вас там и был, это совсем недалеко от нас. - Это известный во всем мире поэт, писатель Александр Яковлевич Яшин. Давайте вместе повторим.
- Что вы знаете о нем? (ответы детей)
Вы многое рассказали, а хотите узнать, как он стал поэтом?(вдоль стены стоят два стола с заранее построенными из «Лего» подставками для карточек - схем, во время рассказа воспитатель располагает модель – схему)
1карточка - схема. Родился А. Яшин в д. Блудново 27 марта 1913 года и тогда у него была еще настоящая фамилия – Попов Александр – значит, как звали этого мальчика? (Саша). (схема: дом и маленький ребенок)
2.(схема дедушка с бабушкой) Дедушка – Михаил Михайлович,( Михаил – Миша) был кузнецом, лудил котлы, самовары, был известным в своих местах мастером. Бабушка – Авдотья Павловна, (Авдотья - ……….)одна из лучших сказочниц в деревне. Благодаря ей мальчик рано познакомился с фольклором и полюбил его на всю жизнь. Как вы думаете, почему сказочников, даже не грамотных в деревне ценили? ( они своими сказками скрашивали невыносимо тяжелый крестьянский труд на дальних сенокосах, куда уезжали семьями на пол месяца. А также на сплаве, рубке леса и других артельных делах)
3. (схема мать и отец) Отец – Яков Михайлович Попов, кузнец, охотник, его имя и стало позднее фамилией поэта. Яков это полное имя, а как сокращенно (Яша). Мать – Авдотья Григорьевна (Дуня)
4. (схема мать, плачущая с двумя детьми) Когда А. Яшину было 2 года отец погиб на 1 мировой войне, и он остался сиротой, с мамой и сестрой – Ниной.
5. (схема мать, отчим и 5 детей) Позднее мать снова вышла замуж и А. Яшин жил с отчимом (Антипом Ивановичем Горчаковым). У него появилось еще 5 братьев и сестер (Саша (девочка), Миша, Вася, Тоня, Маша) + Саша и Нина.
6. (схема ребенок косит траву и думает об учебе) Детские годы будущего поэта были очень трудными, семья бедствовала, отчим рано стал считать Сашу старшим работником. Шура, так звали его в деревне, очень любил и знал деревенскую работу, но очень хотел учиться.
7. (схематично изображены различные виды деятельности) В 9 лет, как вы думаете, что он уже умел делать? (пахать плугом землю, косить косой, метать стога, жать серпом, плести лапти и даже прясть лен и ткать из него ткань на самодельном станке.)
8. (дед, жители деревни) В деревне Блудново он окончил 3 класса и уже писал стихи, а сколько сейчас учатся? Хотел учиться дальше, но отчим не отпускал его в Никольск, тут на помощь ему пришел дед, он собрал всю деревню на собрание и все решили, отправить Сашу Попова на ученье.
9. (газета и аэроплан) До девяти лет жил в деревне, а потом учился в Никольске. Когда Саше было 12 лет, в Никольске все встречали аэроплан «Юнкерс», что такое Аэроплан (деревянный самолет)? А. Яшин написал первое стихотворение в газету. Как называется наша газета? А раньше она называлась «Никольский комммунар»
Вот я из школы воротился,
Уроки не идут на ум
Мне в мысли аэроплан забился,
Который скоро прилетит.
10. Что писал А. Яшин?
(стихи, рассказы о близком, знакомом, о жизни, что видел – сенокос, деревня, город, друзьях, родных)
11. (схема со стрелочками учитель, годы учебы, война) После школы стал учиться на учителя сначала в Никольске, и даже работал учителем в некоторых наших деревнях. В Вологде, в Москве учился. Потом началась ВОВ и А. Яшин добровольцем ушел на фронт, и там он не прекращал писать стихи и рассказы, но все они почти были о войне. Там был ранен и вернулся снова на Родину, в Блудново.
12. (схема домик на угоре) При помощи жителей деревни он строит охотничий домик на своем любимом месте в бору, на Бобришном угоре, сейчас там мемориальный музей – заповедник, там все сохранилось, как при жизни поэта. (на экране слайд)
Завихряется стружка,
Пахнет ягодным бором
Вырастает избушка
Над Бобришным угором.
Помнят об А. Яшине и другие поэты и даже художники. (слайд 4: картина «Обитель поэта» Н. Мишуста»)
Полотно изображает ничем не примечательный уголок природы – маленький домик, приютившийся в зеленой рощице на берегу реки. Но Николай Мишуста, как будто, раскрывает нам глаза – мы видим, как удивительно красиво то, что мы много раз видели. На переднем плане полотна изгородь, за которой располагается домик – обитель поэта. День. Вокруг как будто разливается тишина, и природа медленно погружается в настроение покоя, отдыха. Солнечное освещение, переданное Мишустой, точно отражает ощущение тишины, мира и какой-то задумчивости. Общее настроение картины – тихая радость. Ощущение красоты мгновения, так тонко подмеченной художником, наполняет картину особым обаянием.
Физминутка (отрывок из стихотворения Олега Борисова)
А другой поэт про это сказал так:
Я этой сторонке русской
Четырежды поклонюсь (наклоны вперед)
Короче тропинкой узкой
Я к домику поднимусь, (ходьба на месте)
На берег выйду высокий. (руки вверх, встаем на носочки)
Внизу будет Юг-река (наклон вперед, показать рукой течение реки)
Мелькнет огонек издалека (ладонь к голове, «смотрим вдаль», встаем на носочки)
Рыбацкого костерка. (показать руками волну вверх – «огонек»
(Слайд: памятник поэту)
11 июня 1968 года А. Яшин умер от тяжелой болезни, похоронили его на Бобришном угоре, возле родной деревни Блудново, на его могиле стоит памятник. А. Яшин продолжает жить в своем творчестве, его стихи и проза учат людей открывать свое сердце добру. (посмотрите, вот некоторые его книги) И вы должны помнить и гордиться, что он ваш земляк.
Заучивание стихотворения.
Какие стихи А. Яшина вы знаете? Какое время года наступило? Какие признаки весны вы знаете? Послушайте, какое стихотворение написал для вас А. Яшин «Добрый праздник»
(воспитатель читает стихотворение под презентацию)
О каком времени года написал Яшин? О каком событии (признак) этого времени года хотел рассказать поэт? Воспитатель спрашивает, понятен детям этот отрывок? Давайте вспомним,- предлагает воспитатель,- о чём же говорится в отрывке стихотворения А.Я. Яшина? Воспитатель выслушивает и оценивает ответы детей. Как автор рассказывает в стихотворении, что птицы прилетели в новые гнезда, скворечники, «птицы двинулись к новым необжитым квартирам».
( воспитатель показывает схему стихотворения на мольберте ) А как он говорит, что у птиц красивое оперение?
(схема 2,3,4,5) (Воспитатель ещё раз читает отрывок стихотворения. Уточняет и поясняет малознакомые слова, с рассматриванием схемы стихотворения, (форму, вышивок, фартучков, галстучков, холмах, увалах, оркестры, хоры, запевалы, дирижеры, полной грудью). -А хотите выучить отрывок из этого стихотворения и рассказать дома, чтобы вы лучше запомнили я дам вам схемы.
Птицы двинулись к новым необжитым квартирам
Тоже форму надели:
Сколько вышивок разных,
Сколько фартучков белых,
Сколько галстуков красных!
На холмах, на увалах
И оркестры, и хоры.
Есть свои запевалы,
Есть свои дирижеры.
Им и ночью не спиться.
Станут петь полной грудью…
Будьте счастливы птицы!
С добрым праздником люди!
Итог занятия:
О ком мы с вами разговаривали? Что вы нового узнали? Какое стихотворение выучили?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект открытого урока по предмету «Партерная гимнастика» для детей 5-6 лет
Конспект ООД в старшей группе на тему: Зима
Конспект ООД по физическому развитию для детей разновозрастной группы
Занятие по физкультуре. Старшая группа
Похожие статьи:
Занятие в старшей группе. Тема: «Настроения и чувства»
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе по ФГОС. Тема: «Родственники»
Конспект занятия по трудовому воспитанию по ФГОС в старшей группе
Конспект занятия в старшей группе на тему «История развития человека»
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшей группы. Подворье